Любимые курсы апреля

89 лекций106 часов 9 минут

В подборке встретились 10 курсов, которые пользователи Lectr чаще всего слушали в апреле. Внутри: философия, литература, мифология, история и искусство. Выбирайте, что изучить сегодня💙

Циклы

5 идей, изменивших мир

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры
00:00:00
00:53:12
1 из 5

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры

Речь пойдет о Сократе — греческом философе и неизменном герое диалогов Платона, ставшем главной соринкой в глазах всего афинского общества. Он угрожал не только античному представлению о мудреце (ничего не говоря, а только слушая), но и всей полисной демократии (спойлер: Платон как раз в ней разочаруется после казни учителя). Его философская инновация- душа, за которую нам еще предстоит побороться.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:02:42
2 из 5

Этому городу нужен новый герой или как Ницше опередил Marvel и DC

Лекция посвящена главным идеям Ф. Ницше, прочно засевших в умах как его современников, так и потомков. Его произведения перевернули представления интеллектуалов России и Европы об обществе, в котором мы живем и будем жить. Философ, отвергая ценности и цели общества «последних людей», прокладывает дорогу новому типу человека, венцу моральной эволюции. Больно, страшно и без Божьей помощи.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:17:12
3 из 5

Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх

Герой этой философской зарисовки Зигмунд Фрейд. Для дедушки психоанализа каждый человек- айсберг, большая часть которого под водой. Именно там обитают требовательные чудовища нашего детства и самых смелых фантазий. И каждый день у них есть шанс взять верх над тем, что мы по ошибке считаем подконтрольным разуму. Теория Фрейда- удар под дых общечеловеческому заблуждению «я все контролирую», от которого человечество еще не скоро оправится.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:16:29
4 из 5

Человек массы Ханны Арендт и банальность зла

XX век стал веком глобальных потрясений: войн, тоталитарных режимов и всепоглощающего одиночества. Мир стремится свести бесконечное разнообразие человеческих существ к общему знаменателю, превращая людей в вещи. Почему мы стали “массой”, и как слепое следование закону привело человека (подполковника СС Адольфа Эйхмана) и человечество к тяжелейшим преступлениям всей мировой истории. Оплеуха западному обществу от Ханны Арендт.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:07:30
5 из 5

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты

Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.
Екатерина Гресь

Сослагательное наклонение

Пакт Молотов - Риббентроп (Если бы его не было, какой была бы война?)
00:00:00
00:57:10
1 из 8

Пакт Молотов - Риббентроп (Если бы его не было, какой была бы война?)

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, так же известный как «Пакт Молотов - Риббентроп» - документ, вокруг которого уже больше полувека не утихает жесткая полемика. Одни, исходя из текста договора, утверждают, что СССР делил Европу вместе с Гитлером. Другие убеждены, что Советский Союз всего лишь пытался отсрочить нападение Германии. Чем же, на самом деле, является этот документ?
Сергей Минаев
00:00:00
00:50:10
2 из 8

Смерть Сталина и борьба за власть (А если бы победил Берия?)

До этого дня, каждый из них с ужасом ждал, что однажды ночью «чёрный воронок» приедет за ним. Каждый из ближнего круга Вождя боялся даже подумать о том, чтобы занять его место. Но пятого марта 1953 года Сталин умирает. Маленков, Берия и Хрущев, Молотов и Каганович включаются в борьбу за власть.
Сергей Минаев
00:00:00
00:36:49
3 из 8

Карибский кризис (А ведь могла случиться атомная война)

Карибский Кризис - тринадцать дней в октябре 1962 года, каждый из которых мог стать началом конца. Столкновение двух идеологий, двух лагерей, личных амбиций Хрущева и Кеннеди, гражданских и военных, чуть было не довели человечество до Мировой Ядерной Войны.
Сергей Минаев
00:00:00
01:13:48
4 из 8

Выборы Ельцина 1996 (Зюганов мог победить, и?)

Президентские выборы 1996 года - самые драматичные, самые яркие выборы в истории современной России. Полгода войны предвыборных штабов, PR-стратегий, политтехнологов и идеологий. Выборы, определившие не только нового президента России, но и путь, по которому страна будет двигаться все следующие годы.
Сергей Минаев
00:00:00
00:51:53
5 из 8

Афган

Всю вторую половину ХХ века СССР и США сталкиваются в локальных конфликтах. Военные консультанты, лётчики и спецназовцы двух великих держав стоят за спинами воюющих сторон в Корее, на Кубе и во Вьетнаме. Очередная схватка произойдёт в Афганистане. Ее итогом станет раненое поколение советских людей, брешь в экономике СССР, и скорый распад Союза
Сергей Минаев
00:00:00
00:44:29
6 из 8

Смещение Хрущева

Никита Хрущев победил в смертельной схватке с Берией, при нем Советский Союз первым отправил человека в космос, именно он разоблачил культ личности Сталина. Но Хрущев нажил себе врагов в руководстве страны. Против давно него зрел заговор. Как у Брежнева получилось победить Хрущева и мог ли Никита Сергеевич сохранить власть — об этом в новом эпизоде документального сериала Сергея Минаева «Сослагательное наклонение». Только на Storytel
Сергей Минаев
00:00:00
00:36:44
7 из 8

Косыгинские реформы

В 1965 году, вскоре после прихода к власти Леонида Брежнева, в Советском Союзе начались экономические реформы. Фабрики и заводы получили больше самостоятельности. Этот эпизод вошел в историю как «Косыгинские реформы», в честь председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. Экономические показатели улучшились, выросла производительность труда, однако финал этой истории мы знаем: реформы захлебнулись, а СССР в итоге развалился. О последней попытки догнать буржуазный запад и о том, как могла сложиться судьба Советского Союза в случае успеха начинаний Косыгина, рассказывает в очередном эпизоде своего документального сериала Сергей Минаев. Только на Storytel
Сергей Минаев
00:00:00
00:42:08
8 из 8

Холодная война

Едва закончилась Вторая мировая, как сразу же началось новое противостояние — Холодная война. Почему бывшие союзники так быстро поссорились, где проходили основные фронты глобального противостояния, как на стороне социалистического лагеря сражались собаки, а на стороне капиталистов — обезьяны, наконец, почему у нас и в США по-разному оценивают итоги Холодной войны? Обо всем об этом и о многом другом рассказывает в очередном эпизоде Сергей Минаев. Эксклюзивно на Storytel
Сергей Минаев

Маркетинг культурных проектов

Лекция №1. Исследование аудитории – методики и лайфхаки
00:00:00
01:01:21
1 из 8

Лекция №1. Исследование аудитории – методики и лайфхаки

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева
00:00:00
01:03:23
2 из 8

Лекция №2. Брендинг – от миссии до шрифта

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева
00:00:00
00:57:49
3 из 8

Лекция №3. Создание нового продукта – пошаговая инструкция

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева
00:00:00
01:23:34
4 из 8

Лекция №4. Нейминг и позиционирование

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева
00:00:00
00:21:43
5 из 8

Лекция № 5. Концепция продвижения

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева
00:00:00
00:52:37
6 из 8

Лекция № 6. Каналы коммуникации

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева
00:00:00
00:27:43
7 из 8

Лекция № 7. Digital стратегия

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева
00:00:00
00:51:10
8 из 8

Лекция № 8. Работа с результатом

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.
Алена Агапиева

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24

Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:52:04
2 из 24

Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:56
3 из 24

«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:21:32
4 из 24

Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:19
5 из 24

Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:36:37
6 из 24

Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:50:51
7 из 24

Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:20
8 из 24

«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:42
9 из 24

Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:55:20
10 из 24

Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:45:14
11 из 24

Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:50
14 из 24

Михаил Лермонтов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:41
15 из 24

Николай Гоголь

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:59:40
16 из 24

Неизвестный Виссарион Белинский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:44:40
17 из 24

Негромкая поэзия: Федор Тютчев и Афанасий Фет

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:58
18 из 24

Дворянин не у дел: Иван Тургенев

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:33:08
19 из 24

Русский надрыв: Федор Достоевский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:45
20 из 24

Русский дух. Часть 1: Николай Некрасов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
02:11:08
21 из 24

Русский дух. Часть 2: Александр Островский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:26:51
22 из 24

Лев Толстой

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:46:17
23 из 24

Доктор Чехов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
00:57:07
24 из 24

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф

Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8

Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:39
2 из 8

Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:22
3 из 8

Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
4 из 8

Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:49
5 из 8

Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:26
6 из 8

Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:20
7 из 8

Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
8 из 8

Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.
Коллектив авторов

Жизнь сложная

Философия – это глагол
00:00:00
00:50:31
1 из 8

Философия – это глагол

Философия дает однозначные ответы на вопросы. Философия - это сложно. Философия - это усилие, движение, развитие. Наконец, философия - это глагол. Это наука рассказывает, как происходят те невидимые глазу процессы, которые определяют, что глаз может увидеть. Эти процессы вечные, но в каждую эпоху они проявляют себя по-разному. Знать и понимать эти процессы - значит уметь ориентироваться не только в мире элементарных физических взаимодействий, но и в «мире идей» и над-природных процессов. Первые шаги к изучению этой науки поможет осуществить разбор пяти жутковатых мифов о философии. Разобравшись с ними можно двигаться дальше и говорить о том, что жизнь - сложная, но это вообще-то хорошо.
Анна Винкельман
00:00:00
01:00:54
2 из 8

Прекрасное – это трудно

Спорят ли о вкусах? Постоянно. Наши эстетические предпочтения - яблоко раздора во многих жизненных ситуациях. Задним числом мы надеемся, что о вкусах все же можно поспорить, потому что есть «объективно» красивые вещи. И что есть такая занавеска, которая всем нравится. Но это не так. Почему? Объективность в вопросах искусства действительно есть. Только находится она не в плоскости «вкуса», т.е. приятного, а в области «хорошего» и «прекрасного». Философское рассмотрение этого вопроса покажет нам, что все споры о вкусах ведутся напрасно, а вот о «хорошем» и «прекрасном» поспорить и подумать нужно, ведь это упражняет ум. Ну и кроме того, как остроумно заключил Сократ, «Прекрасное - трудно», а значит с него то и нужно начать.
Анна Винкельман
00:00:00
01:12:10
3 из 8

Любовь – это способность

Решение всех вопросов, о которых идет речь в этом цикле, для подавляющего большинства людей не имеет никакого смысла, если не решен вопрос любви. Все известные миру ответы на вопрос «что такое любовь» по-своему верны. Философское объяснение же, пожалуй, ближе всего в физическому. Любовь - это способность, это особый тип связи в природе и нашем сознании, который может соединять то, что и в вполне может существовать само по себе. Кроме того, коварное время, разрушающее все вокруг не то что не враждебно любви, напротив - оно дружественно ей. Как же так получается? Как объяснили это философы? Сложна ли любовь? Да и есть ли она вообще? Почему любовь открывает для нас перспективу вечности? Почему вступая в отношения мы почти всегда путаем «вкусы» и «ценности»? А еще - почему девиз «никто никому ничего не должен» - колокол апокалипсиса любви, а может быть даже и всего мира.
Анна Винкельман
00:00:00
01:02:29
4 из 8

Наука – это удобно

Нам свойственно доверять успехам ученых, но ничего не знать об их мотивах, и не слышать про их провалы. Часто ли в новостях мы встречаем, что «Британские ученые не доказали, что…»? Никогда. Наука - это вроде бы надежно. Наука - это удобно. Наука дает ответы на глобальные и важные вопросы. Она вооружена самыми новыми методами, математикой наконец. При этом мы редко думаем о том, как в действительности соотносятся наука и конкретный человек. Что нужно для того, чтобы конкретное научное открытие (например, таблетка от головной боли) помогло Никонору Ивановичу? Как связано это с тем, что где-то на краю света может разбиться флакон со смертельным вирусом, а ядерный реактор выйдет из под контроля? Наконец - кто и зачем занимается наукой? И не зря ли?
Анна Винкельман
00:00:00
01:49:16
5 из 8

Добро – это вечность

Если требуется принять важное решение, мы мучительно сомневаемся. Словно есть правильный ответ. Такой ответ действительно есть. Однако находится он не в сфере практических дел, а в сфере этического. И два этих измерения кажутся очень далекими друг от друга, и потому мы вечно находимся в ситуации выбора между ними. Точку, в которой они сходятся, отлично показал Иммануил Кант - философ, без текстов которого ход мировой истории мог бы пойти иначе. За сложными и объемными текстами Канта можно разглядеть очень простую и важную интуицию о связи этих - на самом деле не конфликтных - измерений. Уловить эту интуицию поможет глава о Канте, его философии, добре и вечности.
Анна Винкельман
00:00:00
00:56:32
6 из 8

История – это биография мира

Мировая история редко бывает любимым предметом у школьников. Для ребенка «история» - чаще всего сложная совокупность не всегда точных и очень далеких от современности фактов. Зачем они нужны сегодня? Какой в них смысл? Однако можно заметить, что интерес к истории увеличивается прямо пропорционально самосознанию. Обретая собственную биографию, человек понимает: он есть не только у себя, но и у мира. Точно так же, как наша собственная история многое говорит о нас самих. Так же и история как биография мира позволяет лучше понимать происходящее, принимать правильные решения. А еще история дает возможность задать вопрос самому опытному и самому старому советчику - миру.
Анна Винкельман
00:00:00
01:06:32
7 из 8

Город – это анти-природа

То, что город стал предметом интереса самых разных наук (культурологии, философии, появилась урбанистика) - очень важный момент в развитии истории. Это значит, что город стал проблемой, что его нужно изучить для того, чтобы в нем ориентироваться и как-то на него влиять. Город сегодня - не просто «защита» от природы и соседних племен, не произведение искусства. А что-то почти самостоятельное, почти такой же живой организм как и природа. Что это значит для нас? Как нужно понимать город? Стоит ли ему доверять или пора начинать его бояться? Может быть стоит бежать из города на природу? Философия предлагает не торопиться, а обстоятельно обдумать это новое для нас положение дел.
Анна Винкельман
00:00:00
02:06:11
8 из 8

Личность — это маска

Просматривая свои старые фотографии и читая переписки мы как правило либо лирически вздыхаем, либо тихонечко сгораем от стыда. Интуитивно это очень трудно сочетается с естественной эгоистической установкой человека — думать главным образом о себе. Впрочем, удивительное дело, сколько бы мы о себе не думали, результаты редко нас удовлетворяют — «кто Я» — до сих пор для всех наук вопрос открытый. Философы решили этот вопрос почти без оглядки на достижения других наук, совершенно уникальными методами. Но это не помешало им уловить самое важное и самое основополагающее в вопросе о том, что такое «личность». Личность — это процесс. Что стоит за эти выражением? Как понимание этого процесса позволяет нам жить лучше и осознаннее? Почему «личность» — это не только про вас, но и про все человечество? Что скрывается за метафизическими масками, которые мы носим и будем носить всю нашу жизнь?
Анна Винкельман

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

42 или все нормально. Сезон 2

Сексуальная терапия. Мария Эриль.
00:00:00
01:17:29
1 из 10

Сексуальная терапия. Мария Эриль.

Новый сезон подкаста «42 или все нормально с Владимиром Дашевским» записывался дистанционно во время самоизоляции, причем Владимир записывал свой звук, сидя в шкафу для наилучшего качества звучания. Открывает сезон выпуск о сексуальной терапии. Владимир Дашевский встретился с психологом, психотерапевтом, сексологом и блогером Марией Эриль. Они обсудили что такое супружеский долг, кто кому и что должен, размеры члена и строение клитора и как религиозность связана с сексуальностью. Вы узнаете, зачем женщинам мастурбировать, сколько раз в неделю нужно заниматься сексом и для чего: здоровья, гигиены, продолжения рода или удовольствия.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:29:55
2 из 10

С детьми на карантине. Оксана Мищенко.

В новом выпуске подкаста в гости к Владимиру пришла Оксана Мищенко, детский и семейный психолог, со-основатель психологического центра «Open Mind». Вы узнаете, что такое игровая терапия и почему она похожа на торт. Как лечатся страхи, неврозы и проблемы с поведением детей. Что делать, если ребенок рычит, шипит и кусается и как научить ребенка выплескивать агрессию безопасными для него и для вас способом. Вы узнаете про волшебное упражнение «Газета» и другие суперполезные лайфхаки. Научитесь заниматься ерундой, узнаете почему игра похожа на секс и как настроиться на игру с ребенком.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:20:32
3 из 10

Пограничное расстройство личности. Анна Поваго.

Этот выпуск подкаста посвящен Пограничному расстройству личности. Владимир встретился с Анной Поваго, журналистом, автором телеграмм-канала о «Погранпост» и «высокофункциональным пограничником», как она сама себя называет. Анна живет с этим диагнозом уже 12 лет, она искренно и эмоционально поделилась с Владимиром описанием своей боли, страха, тоски и надежды. Вы услышите ее откровенную историю, и узнаете, насколько эффективна психотерапия, нужны ли медикаменты и многое другое. «Представьте себе, что вы путешествуете между двумя точками настроения: от личной орбитальной космической станции, где вы испытываете безумную эйфорию и радость, до дна Марианской впадины с невероятным отчаянием, когда тебе совершенно не хочется жить. И вы можешь перемещаться между этими точками по нескольку раз в сутки. Мой рекорд был 16 раз, и, поверьте, это очень выматывает. У нас все на разрыв аорты при абсолютном ощущении внутренней пустоты…».
Владимир Дашевский
00:00:00
01:08:43
4 из 10

Домашнее насилие. Работа с людьми, склонными к насилию. Станислав Хоцкий.

В этом выпуске в гости к Владимиру Дашевскому пришел Станислав Хоцкий, психолог-консультант Центра кризисного консультирования «Альтернатива насилию». Вы узнаете, что такое гнев, агрессия, абьюз, газлайтинг, насилие, и в чем разница между этими понятиями. Как рождается насилие, каких бывает видов и можно ли им управлять. Почему для людей так важно быть правыми? И может ли человеку быть хорошо, когда его близкому плохо? Можно ли бить из любви? Кто такие авторы насилия? Является ли насилием использование другого человека как ресурс. Почему насилие может быть приятным и почему российское общество толерантно к насилию. Вы узнаете о модели консультирования НОКСА, эффективной в работе с мужчинами, склонными к насилию в близких отношениях.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:30:53
5 из 10

Терапия зависимостей. Александр Савицкий.

Гость Владимира стал специалистом по работе с зависимостями, пройдя через 13 лет употребления сильнодействующих наркотиков и собственный опыт преодоления. Александр Савицкий знает химическую зависимость изнутри и знает, как ее можно лечить. В динамичном диалоге с Владимиром он поделится этим знанием с вами. Вы узнаете, как алкоголь и наркотики превращаются в костыль, без которого человек не может существовать. Почему зависимость похожа на воздушный шарик, наполненный водой, и как семья влияет на употребление алкоголика. Зачем Бог придумал зависимость. И чем она отличается от злоупотребления. Что такое ДЕТОКС, реабилитационные программы, какие бывают, сколько стоят, сколько длятся. Вы узнаете кухню психотерапии зависимостей и почему так важно ходить на группы анонимных алкоголиков. И в качестве бонуса вы получите список фильмов, в которых без искажений показаны анонимные сообщества.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:30:53
6 из 10

Юношеская депрессия. Кирилл Матюпатенко.

Кириллу 23, но уже 5 из них он живет с поставленным диагнозом: эндогенная депрессия. Проблемы начались раньше, в 14, он буквально нырнул в них, получив сотрясение мозга при купании. Он подробно рассказал Владимиру о том, как начиналась депрессия, как он пытался ее побороть очень странной групповой терапией и жизнью на краю: руффингом, алкоголем и мелкими кражами. «Вроде бы все хорошо, я учусь на психолога, долгов нет, у меня адекватные поддерживающие родители, есть девушка, мы только что вернулись из поездки в Европу, а я захожу в магазин, останавливаюсь посередине и вдруг начинаю плакать». Кирилл рассказал о чуде после первого назначения медикаментов, как прояснился мир, и почему без них, по его мнению, он не смог бы начать выздоравливать. Владимир и Кирилл обсудили, как депрессия максируется подростковыми проблемами, на что стоит обратить внимание родителям и почему так важно обращаться за помощью к специалистам. Вы узнаете о главной опасности юношеской депрессии – высокой вероятности суицида. Но несмотря на непростую тему, диалог получился интересным и легким, наполненным самоиронией и юмором.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:16:22
7 из 10

Сексология. Амина Назаралиева.

В гостях у Владимира Амина Назаралиева — врач-психотерапевт, сексолог, соучредитель клиники “Mental Health Center”. Вы узнаете с какими типичными запросами на прием к сексологу приходят пары, женщины и мужчины отдельно. Узнаете о мужской религии про большой член и стальную эрекцию и о женской про идеальное тело, и как это влияет на сексуальную гармонию в паре. Куда уходит секс в самоизоляции? Что такое педали сексуального газа и тормоза? Почему для многих секс – это переоцененная штука и хуже хорошего ужина, и уж точно хуже любви? И можно ли выжить без секса? На каких трех китах стоит секс? Спойлер: соматическом здоровье, сексуальной истории и отношениях с текущим партнером. Чем занятие сексом похоже на поход ресторан? И как всегда, Владимир задаст свои обычные вопросы в конце интервью, и вы узнаете, что такое любовь, по мнению Амины Назаралиевой.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:02:23
8 из 10

Психология и вера. Тутта Ларсен.

Это, пожалуй, самый необычный выпуск, в нем герой и ведущий поменялись ролями. В начале выпуска Тутта со свойственным ей темпераментом интервьюировала Владимира, задавала много вопросов и делилась своими претензиями к психологии и психологам. Владимир не стал брать на себя роль адвоката, но без полемики не обошлось. Вы узнаете почему, по мнению Тутты, «после Фрейда все пошло по пипиське» и историю Владимира про лабиринт в Шартрском соборе. Почему психотерапевт не может брать на себя функции Бога? Где проходит граница компетенции? Является ли экзистенциальный кризис тоской по Богу? Как быть со страхом смерти? Зачем я живу? Нужен ли я этому миру? Самому себе? Почему психотерапия похожа на работу сапожника? Тутта поделилась яркими смешными и трагичными историями про свой контакт с психологией, лайф-спринг, семейную и личную терапию. А еще - очень искренним рассказом о встрече с Богом.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:21:49
9 из 10

Сложное расставание. Экзистенциальный кризис. Катя.

В этом выпуске не будет психологической «жести». Это и к лучшему. Потому что психотерапия – это не про жесть, а про нормальных людей, которые испытывают обычные проблемы: в общении, отношениях или в поиске смысла. Таких, как Катя. Она поделится своим опытом клиентской работы в разных модальностях (гештальт-терапии, КПТ, психоанализе). Расскажет, почему для нее комфортнее работать с терапевтом-женщиной. Об изменениях, которые накапливаются медленно и/или происходят быстро, об ощущении безысходности, о кардинальной смене деятельности и последующем переосмыслении, о внезапных инсайтах и освобождении от обид. Вы узнаете, как работает «железобетонная поддержка и принятие» терапевта, выясните несколько практических упражнений и поймете, почему большинство психотерапевтических дорог ведут в детство клиента.
Владимир Дашевский
00:00:00
01:31:13
10 из 10

Кризисная психологическая помощь vs психотерапия. Елизавета Великодворская.

В этом выпуске в гостях у Владимира Елизавета Великодворская, кризисный психолог, координатор психологической службы «Кризисный центр для женщин ИНГО (Институт недискриминационных гендерных отношений)». Вы узнаете о двух разных парадигмах оказания психологической помощи, и в чем разница между кризисной психологией и психотерапией. Как психологи кризисного центра выдерживают накал экстремальных ситуаций своих клиентов: суицид, нападения, изнасилования, бытовое насилие. Что такое особые виды помощи. Как оказать помощь за 2 минуты в коридоре суда. Когда психолог может и должен активно вмешаться. Что такое кризисная интервенция. Вы также услышите ответы Лизы на «любимые» вопросы Владимира про человека, любовь, психическое здоровье, Бога… Продюсер проекта: Диана Смирнова
Владимир Дашевский

Опасный метод. Пять лекций по психоанализу

Вступительное слово
00:00:00
00:03:59
1 из 6

Вступительное слово

Во вступительном слове расскажем слушателям, о чем пойдет речь в представленном цикле лекций. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:09:53
2 из 6

Лекция 1. Событие Фрейда

Существует мнение, что «психоанализ — это Зигмунд Фрейд». Возникший в условиях персональной фрейдовской мысли, психоанализ неотрывно связан с фигурой своего основателя. Таким образом, историческое событие психоанализа — это также персональное событие Зигмунда Фрейда. Выводы в психоанализе обусловлены личной историей ее объектов — пациентов. И именно личная история ее создателя становится ключом к пониманию теории психоанализа. Поэтому в первой лекции мы познакомимся с Фрейдом. От нас потребуется немного великодушия, чтобы отдаться на время течению чужой жизни. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:13:04
3 из 6

Лекция 2. Путешествие на край ночи

В этой лекции нам предстоит в концентрированной форме изложить теорию фрейдовского психоанализа. Поэтапно от влияния теории Дарвина и идей Брейера, мы вместе с Фрейдом совершим переход от врачебной деятельности к психотерапии. Узнаем, что не только физиология может оказывать влияние на психику, но также и психика способна оказывать влияние на физиологию. Нас ждет период многочисленных экспериментов, даже скандалов с запрещенными веществами. Но это вовсе не биография рок-звезды, а история путешествия Фрейда «на край ночи» — открытия основных для психоанализа терминов: «бессознательного» и «либидо». Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:16:51
4 из 6

Лекция 3. Еретики и догматики

Психоанализ можно интерпретировать самыми разными способами, каждый из которых становится самостоятельным ключом для лечения душевных конфликтов. Такое развитие делит теорию на ортодоксальный психоанализ и разнообразные ответвления. В этой лекции мы рассмотрим знаменитых «еретиков» психоанализа: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Отто Ранка, Вильгельма Райха, Рене Жирара, Эриха Фромма и Герберта Маркузе. Однако самым настоящим диссидентом от психоанализа парадоксально можно назвать его родоначальника, Зигмунда Фрейда. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:04:33
5 из 6

Лекция 4. Событие Лакана

Классический психоанализ был размыт и поставлен под вопрос многочисленными ответвлениями. Однако психоанализ находит защитника в лингвистике. Этим спасительным жестом психоаналитическая теория обязана Жаку Лакану. Лакан считается продолжателем «ортодоксальной линии» фрейдизма, хотя при беглом прочтении его текстов это кажется неочевидным. Почему это так, в чем тут хитрость и, главное, в чем самостоятельная ценность такого хода — все это мы разберем в лекции о знаменитом лингвисте. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
00:54:36
6 из 6

Лекция 5. Добро пожаловать в пустыню реального

Язык и манера лакановского психоанализа настойчиво сопротивляется ее здравому принятию. Поэтому в этой лекции мы проверим теорию Лакана критикой, определим границы науки и психоанализа, а также найдем его основную цель. Какое место занимают тексты Лакана по отношению к философии? Что сближает Лакана с постмодерном и при чем тут Фрейд? Путь к ответам на эти вопросы будет противоречивым, как сама жизнь. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов

Искусство в лицах. Европа

Винсент Ван Гог
00:00:00
00:46:27
1 из 6

Винсент Ван Гог

Винсента Ван Гога (1853–1890) смело можно назвать одним из самых известных живописцев всех времен и народов. Он прожил тяжелую, полную бед, лишений и болезненного одиночества жизнь, а после смерти стал легендой. Судьба его по-прежнему, как и сто с лишним лет назад, будоражит умы, а картины восхищают не только ценителей искусства, но и простых обывателей.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:57:00
2 из 6

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи (1452–1519) — человек, без которого нельзя представить эпоху Возрождения. Искусство и наука были для этого удивительного человека неотделимы друг от друга: он неустанно наблюдал за окружающим его миром, стремился познать его тайны, разобраться в его устройстве. Да Винчи был первым, чьи исследования можно возвести в ранг высокого искусства.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:49:41
3 из 6

Эдуард Мане

Эдуард Мане (1832–1883) — французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму. Наряду с работами Эдгара Дега и Огюста Ренуара творчество Мане стало своеобразной переходной ступенью к культуре новейшего времени.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:59:09
4 из 6

Клод Моне

Клод Оскар Моне (1840–1926) — великий французский живописец, один из основателей школы импрессионизма. Моне родился в Париже, а умер в своем поместье в деревне Живерни, которая послужила вдохновением для многих картин и эскизов.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:42:41
5 из 6

Рембрандт ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — великий мастер светотени, признанный художник, гравер, офортист, он снискал подлинную славу и неприкрытую ненависть современников и совершил настоящую революцию в живописи. Никто прежде не умел так правдоподобно отражать в картинах весь спектр человеческих чувств и переживаний.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:41:21
6 из 6

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) — знаменитый фламандский живописец, признанный мастер исторической и религиозной живописи. В творчестве Рубенса сочетаются черты традиционного брейгелевского реализма с достижениями венецианской живописной школы. Именно он стоял у истоков живого, волнующе-яркого стиля, который позже получил название «барокко».
Евгения Тиммерман
Слушайте также