Классика вне времени: литература

40 лекций19 часов 58 минут

Лекции, которые всегда будут актуальны, — знания, которые всегда пригодятся.

Достоевский (не) писатель

Влюбленный Достоевский
00:00:00
00:15:13
1 из 13
Влюбленный Достоевский

Классикам не положено иметь личную жизнь, но у Достоевского она была и вполне интересная. Первый несчастливый брак с Марией Исаевой, бурный всеуничтожающий роман с Апполинарией Сусловой, наконец, новый брак, с Анной Сниткиной, тоже для обоих сложный, но, все-таки, счастливый. Мы расскажем о личной жизни автора «Бесов» все, что вы хотели, и все, что вы не хотели знать. Читает историю влюбленного Достоевского Дарья Блохина.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:29:54
2 из 13
Из воспоминаний Аполлинарии Сусловой

Ее считают прототипом Настасьи Филипповна из «Идиота» и Полины из «Игрока». Страстный, но болезненный для обоих роман Апполинарии Сусловой и Федора Достоевского длился несколько лет и его следы можно найти в различных романах писателя. Суслова сама писала прозу, но лучше всего ей удались мемуары: как раз о временах, когда они с Достоевским мучали друг друга.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:44:47
3 из 13
Из воспоминаний Анны Григорьевны Достоевской

Анна Григорьевна Достоевская, в девичестве Сниткина, стала идеальной женой для писателя с тяжелым характером. Она ухаживала за ним во время приступов эпилепсии, терпела его проигрыши на рулетке и бесконечные смены настроения, закладывала собственное имущество, чтобы помочь расплатиться с долгами мужа. Воспоминания о непростой жизни озвучила Дарья Блохина

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:57:37
4 из 13
Из "Дневника 1867 года" Анны Григорьевны Достоевской

В 1867 году Федор Достоевский женится на Анне Сниткиной и они отправляются в поездку по Европе. Великий писатель был по уши в долгах и новоиспечённой супруге пришлось заложить все свое приданное. В поездке молодожёны регулярно ссорятся, Достоевский ворчит, Достоевский капризничает, Достоевский проигрывает деньги, Достоевский называет жену «гадиной», но всякий раз они неизменно мирятся и, как пишет Анна Достоевская, «долго целуются». Рассказ Анны Достоевской о поездке по Европе читает Дарья Блохина.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:10:39
5 из 13
Несломленный Достоевский

В 1849 году 27-летний Федор Достоевский, уже успевший прославится благодаря нескольким повестям и даже провозглашенный Белинским «новым Гоголем» за «Бедных людей», был арестован как член кружка Петрашевцев. Вместе с другими молодыми вольнодумцами писателя приговорили к смертной казни, вывели на Семеновский плац, где инсценировали расстрел. Казнь в последний момент заменили на ссылку в Сибирь на каторгу. О том, как арест и почти казнь сказались на творчестве Достоевского, мы расскажем своем документальном повествовании. Текст читает Карен Арутюнов.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:11:03
6 из 13
Сибирская тетрадь

В 1850 году приговоренный к высылке на каторгу в Сибирь Федор Достоевский прибывает через Тобольск в Омск. Здесь он трудится на самых тяжелых работах, таскает камни, разгружает барки и все в тяжелых кандалах. Заключенным запрещено вести дневники, однако Достоевский тайком фиксирует все происходящее, записывает интересные фразы за своими сокаторжниками. Записи Достоевского озвучил Карен Арутюнов.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:16:41
7 из 13
Неожиданный Достоевский

В 1840-е годы, еще до ареста, инсценировки казни и каторги, Достоевский пробовал себя в разных жанрах: писал повести, святочные рассказы, очерки, юморески. В 1844 году он закончил перевод роман Бальзака «Евгения Гранде». О том, как Достоевский искал себя, рассказывает специалистка по творчеству писателя Гаянэ Степанян. Читает Альберт Ибрагимов.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
01:24:37
8 из 13
Легенда о великом читателе (у кого он учился)

Достоевский – это не только великий писатель, он великий читатель. Отдавая должное всемирной природе Пушкина, он и сам обладал такою же природой: это значит, что прочитанные книги переплавлялись в его творчестве, обретали собственные голоса, становились способами разоблачить несостоятельность идей героев и поддержать голос автора. Охватить весь круг чтения великого писателя мы, конечно, в рамках часовой лекции не сможем. Мы затронем ключевые имена предшественников, таких, как Пушкин, и проанализируем, как Достоевский включает в свои произведения эти тексты и как их обыгрывает, чтоб дать читателю не готовые ответы, но ключи к пониманию авторской позиции: в отличие от Льва Николаевича, Достоевский никогда не дает своему читателю интеллектуального преимущества над заблуждающимся героем.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
01:02:27
9 из 13
Печать времени и великие современники (с кем он спорил и с кем соглашался)

Эпоха второй половины 19 в. – это эпоха слома многовекового социального уклада. Ей предшествовали революционные движения и антиправительственные заговоры. Пылкий, ищущий молодой человек сначала присоединяется к петрашевцам, потом вместе с другими заговорщиками его привязывают к расстрельному столбу – и он заглядывает в глаза смерти. Отбыв каторгу, он становится собеседником и оппонентом своих великих современников: Толстого, Тургенева, Герцена, Чернышевского. На лекции обсудим, как эпоха и современники писателя отразились в его творчестве. Достоевский – и Тургенев, Достоевский – и Чернышевский, Достоевский и… Толстой.

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
01:20:54
10 из 13
Многомерность маленького человека (о ком он размышлял)

Достоевский вошел в русскую литературу с романом «Бедные люди». О явлении его Белинский сказал: «Новый Гоголь явился!» Именно в этом романе впервые осознается русский литературный тип маленького человека. Но так ли прост Макар Девушкин? Какие нити связывают его с такими героями, как Родион Раскольников и Алеша Карамазов?

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:53:53
11 из 13
Блудницы и святые (о ком он болел)

От Вареньки Доброселовой в первом романе и до Грушеньки в последнем. Что общего между этими женщинами и многим ли они отличаются? Какова роль героинь в поисках героев, в их озарениях и в их падениях?

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:55:29
12 из 13
О могуществе и бессилии зла (в кого он верил)

Достоевский – создатель одновременно утопии и антиутопии. Вопрос о счастье человека тесно сплетен в его мировоззрении с вопросом об источнике человеческого зла. Именно поэтому он, наравне с Чернышевским, один из первых создателей, русской утопии – и в то же время предвосхитил Замятина, показав, что любая утопия оборачивается своей противоположностью. Что есть такого в человеческой природе, что делает бессильным зло? И что такого есть в нем, что не позволяет навсегда восторжествовать добру?

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

00:00:00
00:55:56
13 из 13
Его великие ученики (кто учился у него)

Как и Толстой, Достоевский, по замечанию слависта Витторио Страда, продемонстрировал последовательную еврофобию, но оказал глубочайшее воздействие на лучшие умы европейской культуры 20 в. Ницше, Камю и Экзюпери – и это еще не полный список. Как Достоевский на них повлиял?

Гаянэ Степанян, Аполлинария Суслова, Анна Достоевская

Цикл Лекций о Пушкине

Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички
00:00:00
00:16:36
1 из 16
Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички

«Пиковая дама» кажется довольно простой повестью, но если перечитывать ее текст внимательно и неторопливо, многие места могут показаться странными и загадочными. Еще более неочевидные связи объединяют повесть с другими книгами, на которые Пушкин отзывается, шутя, споря или или подсказывая сопоставление. Университетский преподаватель Федор Двинятин пробует свести воедино примечательные особенности «Пиковой дамы», останавливающие внимание читателей и комментаторов.

Федор Двинятин

00:00:00
00:16:19
2 из 16
Великолепный мрак чужого сада: исповедь, стилизация, двойная оптика

Неоконченное или кажущееся неоконченным стихотворение «В начале жизни школу помню я...» производит загадочное и тревожное впечатление, как многие произведения Пушкина, в которые вплетен затаенный и невеселый жизненный опыт автора. Как сочетаются в этих строках автобиографичность и даже исповедальность с созданием маски — вымышленного и едва очерченного исторического персонажа, как личное авторское сливается воедино с сочиняемым и стилизуемым, разбирает исследователь литературы Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:18:21
3 из 16
Бывают странные сближения: стихотворные повествования Пушкина и внешнее время

«Граф Нулин» - не самая известная и читаемая поэма Пушкина, а зря: веселая эротика на грани фривольности, динамичный сюжет, игривые двусмысленности - и скрывающаяся подо всем этим «пародия истории» и одновременно пример поразительного прозрения. Точно так же историческое время, движущееся параллельно написанию «Евгения Онегина», отражается в сюжете и колорите романа. Факты и наблюдения обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:20:23
4 из 16
Второй Евгений: споры об аристократии и имя героя «Медного всадника»

Почему Онегина зовут Евгением? Почему Евгением зовут героя «Медного всадника»? Почему то, что критиковали прогрессивные сатирики XVIII века, вдруг фактически берется Пушкиным под защиту? Русская аристократия – потомки старинных родов или баснословно богатые внуки выскочек и фаворитов того же XVIII столетия? К кому относятся строки Лермонтова о «надменных потомках»? Петербургский филолог Федор Двинятин рассматривает комплекс проблем, в центре которого – выбор имени героя для позднего пушкинского шедевра.

Федор Двинятин

00:00:00
00:16:46
5 из 16
«Евгений Онегин»: роман, или Что читали герои, автор и читатели «Онегина»

Все ключевые герои «Онегина» читают романы; их чтение, их круг стандартных романных ассоциаций желательно представлять, чтобы понять их характеры и поступки. Повествователь постоянно ссылается на предшествующие романы, их героев, их авторов, играет с романными сюжетными схемами и ассоциациями, поддразнивает ожидания читателей, пародирует, выстраивает двусмысленности, заимствует из романной традиции, чтобы тут же разрушать подобия. Об «Онегине» как о романе и игре в роман рассуждает петербургский филолог Федор Двинятин

Федор Двинятин

00:00:00
00:17:17
6 из 16
Длинный свиток воспоминания: словесная симметрия, малые загадки и большая тайна

Петербургский филолог Федор Двинятин, автор специальных исследований в области медленного и углубленного прочтения поэтических текстов, предлагает вчитаться в классически строгое, но оттого не менее загадочное пушкинское стихотворение «Воспоминание». От наблюдений за расположением и перекличками слов, которые может сделать любой внимательный читатель, путь лежит к некоторым двусмысленностям стихотворения и к главной (возможно, автобиографической) тайне в тех строках стихотворения, которые сохранились – незаконченными – только в рукописи.

Федор Двинятин

00:00:00
00:15:33
7 из 16
История Карамзина, драмы Шекспира и прозрения Пушкина в «Борисе Годунове»

Пушкин принялся за «Бориса Годунова» по горячим следам: только что вышли тома «Истории...» Карамзина, описывающие именно эту эпоху. Кроме того, Пушкин хотел привить русской драме еще не освоенные ею принципы Шекспира. Что в написанной пьесе, кроме самих исторических фактов, восходит к изложению Карамзина, что — к драматургической технике Шекспира, а что является неповторимо пушкинским, связанным многими нитями со всем творчеством великого поэта, разбирается петербургский филолог Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:15:30
8 из 16
На утренней заре я видел Нереиду: почему Пушкина можно считать классицистом

Ранняя поэтическая зрелость Пушкина поражала его старших товарищей, но в ранние годы он мог показаться «всеядным» подлинно свои темы и свой голос еще не были найдены. Первой из собственно пушкинских манер стала «классицистическая», основанная на продуманной соразмерности и на следовании античным образцам. Но разве к той эпохе классицизм себя исчерпал? Пушкин, видимо, так не думал: аргументы историков литературы кратко и с примерами обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:18:57
9 из 16
Экзамен (в) русской словесности: что застал юный Пушкин

Знаменитая встреча юного Пушкина и старого Державина произошла, когда лицеисты сдавали «экзамен в русской словесности». Но ситуацию можно и перевернуть: что могла бы сказать о себе сама русская словесность, то есть литература, того времени, сдавая экзамен юному Пушкину? С чем дело обстояло лучше, а с чем хуже, какие задачи уже были решены, а какие еще только предстояло решить, что осложняло развитие литературы? Положение дел кратко обобщает Федор Двинятин, историк русского языка и русской литературы.

Федор Двинятин

00:00:00
00:17:07
10 из 16
Автомедоны наши бойки: античные имена и вещи у Пушкина

Пушкин любил вставлять в свои стихи, в строки поэм и «Евгения Онегина» упоминания древнегреческих и древнеримских богов, героев и даже типичных предметов. Из-за того, что многие из этих имен и слов теперь полузабыты и непонятны, а мы иногда ленивы и нелюбопытны, читатели часто пропускают такие строки, толком в них не разобравшись. Петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин предлагает не пренебрегать дополнительной античной «опцией», встроенной в поэзию Пушкина.

Федор Двинятин

00:00:00
00:14:54
11 из 16
И вдаль бежал: южный романтизм Пушкина, лирика и поэмы

В русле подлинно романтической поэзии Пушкин продержался всего несколько лет, но без того, что тогда было написано, не составить полного впечатления о его творчестве. Романтический период совпал с южной ссылкой Пушкина: Кавказ, Крым, Одесса, Бессарабия. Кровавые события, пылкие цельные характеры, роскошные описания — и общий дух разочарования: таким предстает пушкинский романтизм, в целом скоро им преодоленный, но навсегда оставшийся подспудной частью его поэзии, считает петербургский филолог Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:13:50
12 из 16
И три раза мне снился тот же сон: повторы сюжетов и мотивов у Пушкина

Филолог Роман Якобсон обратил внимание на поразительное совпадение основных элементов сюжета в нескольких произведениях Пушкина. С тех пор тема повторяющихся, излюбленных мотивов и сюжетов в творчестве Пушкина не сходит со страниц специальных исследований. Университетский преподаватель Федор Двинятин обобщает наиболее наглядные и захватывающие случаи и обозначает контекст этих сюжетных совпадений за пределами творчества Пушкина.

Федор Двинятин

00:00:00
00:15:42
13 из 16
Та, с которой образован: прототипы персонажей у Пушкина и его продолжателей

Федор Двинятин – один из тех филологов, в чьих научных работах вышло на новый уровень сопоставление персонажей классической литературы и их неочевидных прототипов. Он предлагает вспомнить некоторые классические случаи соотношения персонажей и их прототипов у Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова, подробнее присмотреться под этим углом зрения к творчеству Пушкина и к тому, как сам Пушкин и литераторы его времени могли становиться прототипами персонажей – например, у Гоголя.

Федор Двинятин

00:00:00
00:14:23
14 из 16
Смута, сказка, спасение: от политического к поэтическому в «Капитанской дочке»

С одной стороны, «Капитанская дочка» - итог работы Пушкина над документальной историей пугачевского бунта, его размышлений о сословной розни в России. С другой стороны, эта повесть — образец виртуозно построенного повествования, опирающегося на традиции от народной сказки до исторического романа. Наконец, это сокровенная весть о жизни в глубинной и простой России, о юности, о совести, о беде, самоотверженности и спасении. Некоторые опорные пункты текста пробует собрать воедино университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:17:08
15 из 16
Фактура «Онегина»: от звуковых и словесных повторов к протокинематографичности

Пушкинский роман в стихах – это не только сюжет и персонажи и даже не только описательные и лирические отступления. Это сама манера рассказа, сам язык, эффектные звуковые переклички слов, настойчивые повторы, многократные списки или перечни, непонятные места, щедрое перечисление модных брэндов и, наконец, та особая описательная техника, которую можно считать предвестием кинематографического взгляда: планы, ракурсы, монтаж… Многие показательные случаи приводит и разбирает петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин

Федор Двинятин

00:00:00
00:20:09
16 из 16
Характеры и судьбы героев «Евгения Онегина»: перебор возможностей

«Евгений Онегин», роман ранний по времени написания, стихотворный по форме, поэтический по содержанию, построен иначе: ключевые персонажи и даже сам повествователь двоятся и множатся, представая то более заурядными, то более значительными, они открыты разным будущим возможностям, как и сам сюжет романа. Эти особенности строения романа в стихах кратко обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

Маяковский. Триумф и трагедия

Рождение человека, гражданина, поэта
00:00:00
00:26:40
1 из 3
Рождение человека, гражданина, поэта

В цикле лекций "Маяковский. Триумф и трагедия" развеем мифы о жизни и творчестве поэта. С именем Владимира Маяковского связано множество мифов. Его личность как при жизни, так и после смерти оценивается неоднозначно. Что скрывалось за футуристическим обликом и эпатажными выходками молодого поэта? Почему Лиля Брик была его главной музой? С кем из современников поэт дружил, а с кем соперничал или открыто враждовал? И, самое важное, кто виноват в его трагической гибели? На лекции будут даны ответы как на эти острые вопросы, так и на многие другие, а также развеяны мифы и представлены факты о жизни и творчестве Владимира Маяковского. Читает сотрудник музея В.В. Маяковского Марина Кошелева

Марина Кошелева

00:00:00
00:20:10
2 из 3
Да здравствует новый строй, новое искусство, новая любовь

В цикле лекций "Маяковский. Триумф и трагедия" развеем мифы о жизни и творчестве поэта. С именем Владимира Маяковского связано множество мифов. Его личность как при жизни, так и после смерти оценивается неоднозначно. Что скрывалось за футуристическим обликом и эпатажными выходками молодого поэта? Почему Лиля Брик была его главной музой? С кем из современников поэт дружил, а с кем соперничал или открыто враждовал? И, самое важное, кто виноват в его трагической гибели? На лекции будут даны ответы как на эти острые вопросы, так и на многие другие, а также развеяны мифы и представлены факты о жизни и творчестве Владимира Маяковского. Читает сотрудник музея В.В. Маяковского Марина Кошелева

Марина Кошелева

00:00:00
00:18:42
3 из 3
Крушение идеалов

В цикле лекций "Маяковский. Триумф и трагедия" развеем мифы о жизни и творчестве поэта. С именем Владимира Маяковского связано множество мифов. Его личность как при жизни, так и после смерти оценивается неоднозначно. Что скрывалось за футуристическим обликом и эпатажными выходками молодого поэта? Почему Лиля Брик была его главной музой? С кем из современников поэт дружил, а с кем соперничал или открыто враждовал? И, самое важное, кто виноват в его трагической гибели? На лекции будут даны ответы как на эти острые вопросы, так и на многие другие, а также развеяны мифы и представлены факты о жизни и творчестве Владимира Маяковского. Читает сотрудник музея В.В. Маяковского Марина Кошелева

Марина Кошелева

Цикл лекций о Гоголе

Время и вечность в поэтике Гоголя, часть 1
00:00:00
00:15:29
1 из 6
Время и вечность в поэтике Гоголя, часть 1

"Никто в русской классической литературе не управлялся с временем так прихотливо и своевольно, как Николай Васильевич Гоголь. Время течет у него в любую сторону или коченеет в статике. В лекции прослеживается систематичность и целенаправленность, проявленная писателем в подаче всех этих абсурдизмов. В одних случаях мы вправе говорить о свободной игре автора с собственным миром, который он выдает за реальный; в других - о его устремленности к вечности как победе над земным заточением. Михаил Вайскопф - филолог, литературовед, славист, переводчик и комментатор библейских текстов. Профессор русской литературы Иерусалимского университета, доктор философии."

Михаил Вайскопф

00:00:00
00:13:07
2 из 6
Время и вечность в поэтике Гоголя, часть 2

"Никто в русской классической литературе не управлялся с временем так прихотливо и своевольно, как Николай Васильевич Гоголь. Время течет у него в любую сторону или коченеет в статике. В лекции прослеживается систематичность и целенаправленность, проявленная писателем в подаче всех этих абсурдизмов. В одних случаях мы вправе говорить о свободной игре автора с собственным миром, который он выдает за реальный; в других - о его устремленности к вечности как победе над земным заточением. Михаил Вайскопф - филолог, литературовед, славист, переводчик и комментатор библейских текстов. Профессор русской литературы Иерусалимского университета, доктор философии."

Михаил Вайскопф

00:00:00
00:16:24
3 из 6
Время и вечность в поэтике Гоголя, часть 3

Никто в русской классической литературе не управлялся с временем так прихотливо и своевольно, как Николай Васильевич Гоголь. Время течет у него в любую сторону или коченеет в статике. В лекции прослеживается систематичность и целенаправленность, проявленная писателем в подаче всех этих абсурдизмов. В одних случаях мы вправе говорить о свободной игре автора с собственным миром, который он выдает за реальный; в других - о его устремленности к вечности как победе над земным заточением. Михаил Вайскопф - филолог, литературовед, славист, переводчик и комментатор библейских текстов. Профессор русской литературы Иерусалимского университета, доктор философии.

Михаил Вайскопф

00:00:00
00:15:28
4 из 6
Нос в Казанском соборе

Гоголевский "Нос", подобно "Вию", всегда причислялся к наиболее непонятным гоголевским сочинениям. Фантастическую алогичность собственного текста иронически подчеркивал еще сам автор. Действительно, как, собственно, нос майора Ковалева мог появиться в хлебе у цирюльника, а затем разъезжать по Петербургу в качестве статского советника? Внимательное прочтение повести, предлагаемое слушателям, объясняет все эти невнятицы, сопряженные с мировоззренческим кризисом и религиозными исканиями Гоголя первой половины 1830-х годов. Михаил Вайскопф - филолог, литературовед, славист, переводчик и комментатор библейских текстов. Профессор русской литературы Иерусалимского университета, доктор философии.

Михаил Вайскопф

00:00:00
00:31:46
5 из 6
Путешествие в Египет

Многие комментаторы считают "Вий" самым таинственным и непонятным произведением Гоголя. В лекции дана расшифровка этой повести, которая связывается с некоторыми фрагментами Библии, а вместе с тем, с масонской традицией и двойственной темой Древнего Египта - как царства мертвых и, одновременно, хранилища волшебной мудрости. Михаил Вайскопф - филолог, литературовед, славист, переводчик и комментатор библейских текстов. Профессор русской литературы Иерусалимского университета, доктор философии.

Михаил Вайскопф

00:00:00
01:11:32
6 из 6
О милом, страшном и пошлом у Гоголя

"Разговор пойдет о трёх важных категориях в гоголевском творчестве: милом, пошлом и страшном, — и их взаимосвязи. Фигура Гоголя уникальна тем, что его интерпретировали с самых разных позиций. В нём искали мистика, юмориста, сказочника, обличителя, духовидца, консерватора и пророка. Но уже почти два века нам по-прежнему трудно договориться, кем является Гоголь для нас. Оптики прочтения произведений и факты биографии вливаются одно в другое, становясь неразличимыми – и вот Гоголь сам превращается в героя своих произведений. • Как трогательные обычаи старосветских помещиков связывают их с потусторонним миром? • Почему нежничанье супругов Маниловых вызывает у Гоголя ироническую усмешку? • В одной ли вселенной живут чёрт из «Ночи перед Рождеством» и упыри из «Вия»? • Чем страшна немая сцена в «Ревизоре»? • Почему провалились «Выбранные места из переписки с друзьями»?"

Цветаева и ее время

Марина Цветаева - читатель
00:00:00
01:15:32
1 из 2
Марина Цветаева - читатель

Марина Цветаева с детства была страстным читателем, любившим героев книг наравне с живыми людьми. Ее литературная вселенная соединяла три языка – кроме родного русского еще немецкий и французский – и самые разные эпохи: от античных мифов до современной ей поэзии. Наталья Шаинян расскажет о любимых авторах поэта – Гете, Пушкине, Лермонтове, Байроне; о влюбленном и пристрастном отношении Цветаевой к литературным персонажам и их создателям. Лекцию читает начальник экспозиционно-выставочного Дома - музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян.

Наталья Шаинян

00:00:00
00:45:11
2 из 2
Георгий Мур (Эфрон) - сын Марины Цветаевой

История жизни сына Марины Цветаевой – Георгия Эфрона – восстанавливается по письмам и дневниковым записям: он родился во Вшенорах (Чехия) 1 февраля 1925 года, жил и учился в Париже, там прошло его детство и отрочество. В 1939 году приехал с матерью в Москву. Учился в советской школе, окончил десять классов и поступил в Литературный институт. В это время уже шла Великая Отечественная война, и ему пришлось стать ее участником, он был призван в армию. Военная служба продлилась недолго: всего лишь весну и лето 1944 года. Он пропал без вести на Белорусском фронте. Дневники и письма Георгия Эфрона – это и семейная сага, и летопись жестокой эпохи, и точное предвидение политической жизни послевоенной Европы, и просто хорошая литература, полная надежд и амбиций молодости. На лекции прочитаны еще не опубликованные, обнаруженные совсем недавно письма – последние находки и приобретения музея из семейного архива Марины Цветаевой. Лекцию читает старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Елена Ильина.

Наталья Шаинян

Слушайте также