Lectr Service
Загружаем знания...

Лекции для школьников

58 лекций29 часов 42 минут

В честь начала учебного года собрали подборку полезных лекций по русскому и английскому языкам, биологии, МХК, обществознанию, истории, географии, информатике, физике и литературе.

Цикл Лекций о Пушкине

Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички
00:00:00
00:16:36
1 из 16
Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички

«Пиковая дама» кажется довольно простой повестью, но если перечитывать ее текст внимательно и неторопливо, многие места могут показаться странными и загадочными. Еще более неочевидные связи объединяют повесть с другими книгами, на которые Пушкин отзывается, шутя, споря или или подсказывая сопоставление. Университетский преподаватель Федор Двинятин пробует свести воедино примечательные особенности «Пиковой дамы», останавливающие внимание читателей и комментаторов.

Федор Двинятин

00:00:00
00:16:19
2 из 16
Великолепный мрак чужого сада: исповедь, стилизация, двойная оптика

Неоконченное или кажущееся неоконченным стихотворение «В начале жизни школу помню я...» производит загадочное и тревожное впечатление, как многие произведения Пушкина, в которые вплетен затаенный и невеселый жизненный опыт автора. Как сочетаются в этих строках автобиографичность и даже исповедальность с созданием маски — вымышленного и едва очерченного исторического персонажа, как личное авторское сливается воедино с сочиняемым и стилизуемым, разбирает исследователь литературы Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:18:21
3 из 16
Бывают странные сближения: стихотворные повествования Пушкина и внешнее время

«Граф Нулин» - не самая известная и читаемая поэма Пушкина, а зря: веселая эротика на грани фривольности, динамичный сюжет, игривые двусмысленности - и скрывающаяся подо всем этим «пародия истории» и одновременно пример поразительного прозрения. Точно так же историческое время, движущееся параллельно написанию «Евгения Онегина», отражается в сюжете и колорите романа. Факты и наблюдения обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:20:23
4 из 16
Второй Евгений: споры об аристократии и имя героя «Медного всадника»

Почему Онегина зовут Евгением? Почему Евгением зовут героя «Медного всадника»? Почему то, что критиковали прогрессивные сатирики XVIII века, вдруг фактически берется Пушкиным под защиту? Русская аристократия – потомки старинных родов или баснословно богатые внуки выскочек и фаворитов того же XVIII столетия? К кому относятся строки Лермонтова о «надменных потомках»? Петербургский филолог Федор Двинятин рассматривает комплекс проблем, в центре которого – выбор имени героя для позднего пушкинского шедевра.

Федор Двинятин

00:00:00
00:16:46
5 из 16
«Евгений Онегин»: роман, или Что читали герои, автор и читатели «Онегина»

Все ключевые герои «Онегина» читают романы; их чтение, их круг стандартных романных ассоциаций желательно представлять, чтобы понять их характеры и поступки. Повествователь постоянно ссылается на предшествующие романы, их героев, их авторов, играет с романными сюжетными схемами и ассоциациями, поддразнивает ожидания читателей, пародирует, выстраивает двусмысленности, заимствует из романной традиции, чтобы тут же разрушать подобия. Об «Онегине» как о романе и игре в роман рассуждает петербургский филолог Федор Двинятин

Федор Двинятин

00:00:00
00:17:17
6 из 16
Длинный свиток воспоминания: словесная симметрия, малые загадки и большая тайна

Петербургский филолог Федор Двинятин, автор специальных исследований в области медленного и углубленного прочтения поэтических текстов, предлагает вчитаться в классически строгое, но оттого не менее загадочное пушкинское стихотворение «Воспоминание». От наблюдений за расположением и перекличками слов, которые может сделать любой внимательный читатель, путь лежит к некоторым двусмысленностям стихотворения и к главной (возможно, автобиографической) тайне в тех строках стихотворения, которые сохранились – незаконченными – только в рукописи.

Федор Двинятин

00:00:00
00:15:33
7 из 16
История Карамзина, драмы Шекспира и прозрения Пушкина в «Борисе Годунове»

Пушкин принялся за «Бориса Годунова» по горячим следам: только что вышли тома «Истории...» Карамзина, описывающие именно эту эпоху. Кроме того, Пушкин хотел привить русской драме еще не освоенные ею принципы Шекспира. Что в написанной пьесе, кроме самих исторических фактов, восходит к изложению Карамзина, что — к драматургической технике Шекспира, а что является неповторимо пушкинским, связанным многими нитями со всем творчеством великого поэта, разбирается петербургский филолог Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:15:30
8 из 16
На утренней заре я видел Нереиду: почему Пушкина можно считать классицистом

Ранняя поэтическая зрелость Пушкина поражала его старших товарищей, но в ранние годы он мог показаться «всеядным» подлинно свои темы и свой голос еще не были найдены. Первой из собственно пушкинских манер стала «классицистическая», основанная на продуманной соразмерности и на следовании античным образцам. Но разве к той эпохе классицизм себя исчерпал? Пушкин, видимо, так не думал: аргументы историков литературы кратко и с примерами обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:18:57
9 из 16
Экзамен (в) русской словесности: что застал юный Пушкин

Знаменитая встреча юного Пушкина и старого Державина произошла, когда лицеисты сдавали «экзамен в русской словесности». Но ситуацию можно и перевернуть: что могла бы сказать о себе сама русская словесность, то есть литература, того времени, сдавая экзамен юному Пушкину? С чем дело обстояло лучше, а с чем хуже, какие задачи уже были решены, а какие еще только предстояло решить, что осложняло развитие литературы? Положение дел кратко обобщает Федор Двинятин, историк русского языка и русской литературы.

Федор Двинятин

00:00:00
00:17:07
10 из 16
Автомедоны наши бойки: античные имена и вещи у Пушкина

Пушкин любил вставлять в свои стихи, в строки поэм и «Евгения Онегина» упоминания древнегреческих и древнеримских богов, героев и даже типичных предметов. Из-за того, что многие из этих имен и слов теперь полузабыты и непонятны, а мы иногда ленивы и нелюбопытны, читатели часто пропускают такие строки, толком в них не разобравшись. Петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин предлагает не пренебрегать дополнительной античной «опцией», встроенной в поэзию Пушкина.

Федор Двинятин

00:00:00
00:14:54
11 из 16
И вдаль бежал: южный романтизм Пушкина, лирика и поэмы

В русле подлинно романтической поэзии Пушкин продержался всего несколько лет, но без того, что тогда было написано, не составить полного впечатления о его творчестве. Романтический период совпал с южной ссылкой Пушкина: Кавказ, Крым, Одесса, Бессарабия. Кровавые события, пылкие цельные характеры, роскошные описания — и общий дух разочарования: таким предстает пушкинский романтизм, в целом скоро им преодоленный, но навсегда оставшийся подспудной частью его поэзии, считает петербургский филолог Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:13:50
12 из 16
И три раза мне снился тот же сон: повторы сюжетов и мотивов у Пушкина

Филолог Роман Якобсон обратил внимание на поразительное совпадение основных элементов сюжета в нескольких произведениях Пушкина. С тех пор тема повторяющихся, излюбленных мотивов и сюжетов в творчестве Пушкина не сходит со страниц специальных исследований. Университетский преподаватель Федор Двинятин обобщает наиболее наглядные и захватывающие случаи и обозначает контекст этих сюжетных совпадений за пределами творчества Пушкина.

Федор Двинятин

00:00:00
00:15:42
13 из 16
Та, с которой образован: прототипы персонажей у Пушкина и его продолжателей

Федор Двинятин – один из тех филологов, в чьих научных работах вышло на новый уровень сопоставление персонажей классической литературы и их неочевидных прототипов. Он предлагает вспомнить некоторые классические случаи соотношения персонажей и их прототипов у Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова, подробнее присмотреться под этим углом зрения к творчеству Пушкина и к тому, как сам Пушкин и литераторы его времени могли становиться прототипами персонажей – например, у Гоголя.

Федор Двинятин

00:00:00
00:14:23
14 из 16
Смута, сказка, спасение: от политического к поэтическому в «Капитанской дочке»

С одной стороны, «Капитанская дочка» - итог работы Пушкина над документальной историей пугачевского бунта, его размышлений о сословной розни в России. С другой стороны, эта повесть — образец виртуозно построенного повествования, опирающегося на традиции от народной сказки до исторического романа. Наконец, это сокровенная весть о жизни в глубинной и простой России, о юности, о совести, о беде, самоотверженности и спасении. Некоторые опорные пункты текста пробует собрать воедино университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

00:00:00
00:17:08
15 из 16
Фактура «Онегина»: от звуковых и словесных повторов к протокинематографичности

Пушкинский роман в стихах – это не только сюжет и персонажи и даже не только описательные и лирические отступления. Это сама манера рассказа, сам язык, эффектные звуковые переклички слов, настойчивые повторы, многократные списки или перечни, непонятные места, щедрое перечисление модных брэндов и, наконец, та особая описательная техника, которую можно считать предвестием кинематографического взгляда: планы, ракурсы, монтаж… Многие показательные случаи приводит и разбирает петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин

Федор Двинятин

00:00:00
00:20:09
16 из 16
Характеры и судьбы героев «Евгения Онегина»: перебор возможностей

«Евгений Онегин», роман ранний по времени написания, стихотворный по форме, поэтический по содержанию, построен иначе: ключевые персонажи и даже сам повествователь двоятся и множатся, представая то более заурядными, то более значительными, они открыты разным будущим возможностям, как и сам сюжет романа. Эти особенности строения романа в стихах кратко обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.

Федор Двинятин

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8
Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...

Коллектив авторов

00:00:00
00:54:39
2 из 8
Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...

Коллектив авторов

00:00:00
00:54:22
3 из 8
Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.

Коллектив авторов

00:00:00
00:54:59
4 из 8
Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.

Коллектив авторов

00:00:00
00:54:49
5 из 8
Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.

Коллектив авторов

00:00:00
00:54:26
6 из 8
Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...

Коллектив авторов

00:00:00
00:54:20
7 из 8
Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...

Коллектив авторов

00:00:00
00:54:59
8 из 8
Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.

Коллектив авторов

Английский язык для школьников

Употребление идиом в английском языке (лекция 1)
00:00:00
00:08:49
1 из 4
Употребление идиом в английском языке (лекция 1)

Идиомы - та языковая единица, что несет в себе историю и культуру страны. Первоначальный смысл их, однако, стирается настолько, что словосочетание начинает казаться каламбуром. В этих лекциях рассказывается о происхождении многих идиом, вошедших в английскую речь.

Алина Миканба

00:00:00
00:20:44
2 из 4
Употребление идиом в английском языке (лекция 2)

Идиомы - та языковая единица, что несет в себе историю и культуру страны. Первоначальный смысл их, однако, стирается настолько, что словосочетание начинает казаться каламбуром. В этих лекциях рассказывается о происхождении многих идиом, вошедших в английскую речь.

Алина Миканба

00:00:00
00:23:43
3 из 4
Словообразование – как «собирать» слова?

Английский язык в краткой версии состоит из пяти компонентов - германский, скандинавский, кельтский, французский и латынь. Из-за своего географического положения и истории этот язык приобрел свою нынешнюю форму. Вы узнаете, как именно нужно работать с лексикой, чтобы понимать структуру слов и легче осваивать лексическое многообразие английского языка.

Алина Миканба

00:00:00
00:18:28
4 из 4
Мнемотехники для школы

Ученик сталкивается с разнообразными учебными ситуациями, в которых он должен полагаться на свою память. Особенно сложно работать не на своем родном языке, а, например, на английском. Как лучше запоминать слова? Как готовиться к устному выступлению? Как не забыть выученное? В нашей лекции мы предложим практические советы, которые могут помочь ученикам в этом нелегком деле.

Алина Миканба

Достоевский и дары смерти

Легенда о Великом читателе (У кого он учился)
00:00:00
01:39:14
1 из 6
Легенда о Великом читателе (У кого он учился)

Достоевский – это не только великий писатель, он великий читатель. Отдавая должное всемирной природе Пушкина, он и сам обладал такою же природой: это значит, что прочитанные книги переплавлялись в его творчестве, обретали собственные голоса, становились способами разоблачить несостоятельность идей героев и поддержать голос автора. Охватить весь круг чтения великого писателя мы, конечно, в рамках часовой лекции не сможем. Мы затронем ключевые имена предшественников, таких, как Пушкин, и проанализируем, как Достоевский включает в свои произведения эти тексты и как их обыгрывает, чтоб дать читателю не готовые ответы, но ключи к пониманию авторской позиции: в отличие от Льва Николаевича, Достоевский никогда не дает своему читателю интеллектуального преимущества над заблуждающимся героем. Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:34:04
2 из 6
Печать времени: великие перемены и великие современники (С кем он спорил и соглашался)

Эпоха второй половины 19 в. – это эпоха слома многовекового социального уклада. Ей предшествовали революционные движения и антиправительственные заговоры. Пылкий, ищущий молодой человек сначала присоединяется к петрашевцам, потом вместе с другими заговорщиками его привязывают к расстрельному столбу – и он заглядывает в глаза смерти. Отбыв каторгу, он становится собеседником и оппонентом своих великих современников: Толстого, Тургенева, Герцена, Чернышевского. На лекции обсудим, как эпоха и современники писателя отразились в его творчестве. Достоевский – и Тургенев, Достоевский – и Чернышевский, Достоевский и… Толстой. Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:24:58
3 из 6
Многомерные измерения маленького человека (О ком он размышлял)

Достоевский вошел в русскую литературу с романом «Бедные люди». О явлении его Белинский сказал: «Новый Гоголь явился!» Именно в этом романе впервые осознается русский литературный тип маленького человека. Но так ли прост Макар Девушкин? Какие нити связывают его с такими героями, как Родион Раскольников и Алеша Карамазов? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:27:19
4 из 6
Блудницы и святые (о ком он болел)

От Вареньки Доброселовой в первом романе и до Грушеньки в последнем. Что общего между этими женщинами и многим ли они отличаются? Какова роль героинь в поисках героев, в их озарениях и в их падениях? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:36:40
5 из 6
О могуществе и бессилии зла (В кого он верил)

Достоевский – создатель одновременно утопии и антиутопии. Вопрос о счастье человека тесно сплетен в его мировоззрении с вопросом об источнике человеческого зла. Именно поэтому он, наравне с Чернышевским, один из первых создателей, русской утопии – и в то же время предвосхитил Замятина, показав, что любая утопия оборачивается своей противоположностью. Что есть такого в человеческой природе, что делает бессильным зло? И что такого есть в нем, что не позволяет навсегда восторжествовать добру? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:29:23
6 из 6
Его великие ученики (Кто учился у него)

Как и Толстой, Достоевский, по замечанию слависта Витторио Страда, продемонстрировал последовательную еврофобию, но оказал глубочайшее воздействие на лучшие умы европейской культуры 20 в. Ницше, Камю и Экзюпери – и это еще не полный список. Как Достоевский на них повлиял? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

Биология для школьников

Мифы в генетике
00:00:00
00:14:57
1 из 4
Мифы в генетике

Ирина Жугулина - врач-генетик с начала врачебной карьеры увлекается простыми способами повышения осведомлённости о важности генетики в жизни каждого: читает лекции за рулём, ведет ютюб канал, отвечает на все вопросы о генетике, даже на самые нелепые. Руководит центом геномной медицины в Европейском медицинском центре. Лекция будет полезна тем, кто хоть раз слышал о невероятных приметах и ритуалах, которые применяют для зачатия ребенка желаемого пола. Научный подход позволяет непредвзято и объективно разобраться в понимании тех или иных процессов. Определиться в действенности народных методов в таком непростом вопросе поможет врач-генетик, популяризатор генетики, Жегулина Ирина.

Ирина Жегулина

00:00:00
00:20:11
2 из 4
Влияние сильных электромагнитных полей на организм человека

Человек постоянно подвергается воздействию электромагнитного излучения, которое может быть как полезным, так и вызывающим неблагоприятные изменения в организме. Вы узнаете, как биологическое действие электромагнитного излучения зависит от длины волны (или частоты) излучения, режима генерации (импульсное, непрерывное), условий воздействия (постоянное, прерывистое; общее, местное), интенсивности и длительности облучения.

Ирина Жегулина

00:00:00
00:24:42
3 из 4
Страсти по ГМО

Вы узнаете, что представляют собой "генно модифицированные продукты" (ГМО), что происходит с ними в организме человека, как устроен пищеварительный процесс и почему ГМО не стоит бояться.

Ирина Жегулина

00:00:00
00:20:50
4 из 4
Тайны крови

Кровь - уникальная жидкость, дарящая людям жизнь. В состав крови входят различные клетки и даже части клеток, которые выполняют разнообразные функции. Почему кровь красная и соленая? От чего зависит количество эритроцитов? Почему издавна люди боялись укола иголкой? Как был открыт иммунитет? Этим и другим вопросам посвящена данная лекция. Она приоткроет завесу тайны о составе, строении, функции крови и поможет по-новому взглянуть на очевидные вещи.

Ирина Жегулина

География для школьников

Где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее
00:00:00
00:20:11
1 из 2
Где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее

Вы узнаете, как связаны между собой в современном мире экология и экономика – друзья они или враги? Как сохранить нашу великую природу во всей ее красоте и вместе с тем не закрыть Мастерскую по производству благ.

Галина Арефьева

    00:00:00
    00:18:46
    2 из 2
    Антарктика. Кто выживает и почему?

    Вы узнаете, как и почему удается живым организмам выживать на «земле за облаками», где жестокое солнце, страшные морозы и беснующиеся воздушные потоки. Мы познакомимся с обитателями Антарктики и увидим, насколько тесно связаны населяющие местную экологическую систему организмы.

    Галина Арефьева

      Информатика для школьников

      Информация: взгляд из компьютера
      00:00:00
      00:15:10
      1 из 2
      Информация: взгляд из компьютера

      Информация, которую не измерить и которую нужно измерить. Вы узнаете, как работает «прокрустово ложе» компьютера или почему для нас уже почти нет разницы между реальным миром и цифровым.

      Валентина Соловьянюк-Кротова

        00:00:00
        00:19:21
        2 из 2
        Манипуляторы: маленькие великие помощники

        Компьютерная мышь, джойстик, - без них невозможно представить себе современную компьютерную технику. В нашей лекции мы поговорим о том, как и когда они появились, у каких устройств выиграли историческую конкуренцию и как сделались неотъемлемой частью современного быта.

        Валентина Соловьянюк-Кротова

          История для школьников

          Московская милиция в годы Великой Отечественной войны
          00:00:00
          00:15:46
          1 из 2
          Московская милиция в годы Великой Отечественной войны

          Вы узнаете, какой вклад московская милиция внесла в победу СССР в Великой Отечественной войне. В сознании обывателя герой Великой Отечественно войны – это солдат и матрос, но никак не милиционер. А тем не менее, роль советской милиции в годы войны нельзя забывать и умалять. Рост преступности, вандализм, свободное хождение оружия среди гражданского населения, дезертирство и прочие составляющие – все то, с чем пришлось столкнуться работникам милиции в военные и послевоенные годы.

          Арсений Чащин

          00:00:00
          00:17:08
          2 из 2
          Народовольческой террор в контексте истории пореформенной России

          Тема политического терроризма необычайно популярна в современном мире, который вновь столкнулся с этой старой и больной проблемой. Часто родиной терроризма считают Россию, которая пережила взлет насилия в конце 19- начале 20 вв. Нередко ставят знак равенства между современными террористами и деятелями «Народной воли». Так ли это? Каковы социально-политические обстоятельства возникновения народовольческого террора, его идеология и этические основания? Какое воздействие оказал индивидуальный террор на власть и российское общество 19 века? Об этом мы поговорим в нашей лекции.

          Арсений Чащин

          Русский язык для школьников

          Как запоминать тексты
          00:00:00
          00:16:51
          1 из 5
          Как запоминать тексты

          Успешно обучается в первую очередь тот, кто хорошо запоминает и пересказывает заданный текст. Как научиться этому? Важно учитывать скорость чтения, уметь сконцентрировать внимание на тексте, правильно распределять время работы. В лекции говорится также о приемах конспектирования устной речи и построении ассоциативных связей, необходимых для успешного запоминания информации.

          Владимир Кротов

          00:00:00
          00:17:17
          2 из 5
          Орфография за час. Приставки, корни, суффиксы

          В первой части курса лекций по орфографии рассматриваются основные трудности правописания гласных и согласных в корнях слов, а также правила правописания приставок и суффиксов. Лекция адресована широкому кругу учащихся.

          Владимир Кротов

          00:00:00
          00:17:19
          3 из 5
          Орфография за час. Морфологический принцип в русском правописании

          Во второй части курса лекций по орфографии рассматриваются правила, связанные с отношением слова к определенной части речи: правописание падежных окончаний имен существительных, безударных личных окончаний глаголов, Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий и др. Лекция адресована широкому кругу учащихся.

          Владимир Кротов

          00:00:00
          00:16:00
          4 из 5
          Орфография за час. Слитно, раздельно или через дефис

          В заключительной части курса лекций по орфографии рассматриваются особенности слитных и раздельных написаний наречий, предлогов и союзов, подробно даны правила раздельного написания частицы НЕ и дефисных написаний. Лекция адресована широкому кругу учащихся.

          Владимир Кротов

          00:00:00
          00:17:37
          5 из 5
          Формы стихотворной речи

          В лекции на примерах из стихотворений русских поэтов XVIII — XX вв. рассмотрены основные элементы поэтической речи: типы рифм, способы рифмовки, размеры стихосложения, особенности композиции стихотворения. Материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе и изучения поэтики в филологических вузах.

          Владимир Кротов

          МХК для школьников

          Все, что вы хотели знать о смерти, но боялись спросить
          00:00:00
          00:20:44
          1 из 5
          Все, что вы хотели знать о смерти, но боялись спросить

          Если мы все когда-нибудь умрем, то зачем же нам стремиться к успеху, славе, любви и достатку? Смерть неизбежна и ассоциируется с изображением черепа Адама. Но неужели все, столь любимые мятежными подростковыми душами черепа, принадлежат Адаму? Давайте отправимся в увлекательное культурологическое путешествие на поиски «Адамовой главы» .

          Елена Пономаренко

          00:00:00
          00:26:10
          2 из 5
          Грачи летели к «Чёрному квадрату»

          Кто из нас не знаком с картиной А.В.Саврасова «Грачи прилетели»? Учебники по русскому языку и литературе ждали от нас искрометных сочинений о победоносных вестниках весны. Наборы открыток из Третьяковской галереи обязательно содержали в своих недрах эту прекрасную картину, даже коробки конфет, почтовые марки , чашки, зонты и салфетки для очков – почти всегда были украшены унылым и милым сердцу пейзажем. Ставшим родным настолько, что мы перестали задумываться о том, а что же такого замечательного в этой маленькой по размеру и такой значимой по сути картине? Почему Павел Третьяков сразу купил этот незатейливый пейзаж у художника, а когда выставил его в своей галерее, то разразился чуть ли не скандал? Публика толпилась у грачей и возбужденно обсуждала вызывающий, по мнению многих, пейзаж. Это просто революция какая-то, такого никто себе не позволял! Давайте разберемся, что же это за революция и при чем здесь «Черный квадрат» Казимира Малевича?

          Елена Пономаренко

          00:00:00
          00:22:49
          3 из 5
          Мимолётный образ красоты: Сандро Боттичелли

          Сандро Боттичелли – художник, которого причисляют к титанам Возрождения, за неповторимость стиля, за особую звучность и музыкальность образов. Невероятной популярностью и успехом он пользовался как при жизни, так и спустя столетия мы замираем перед его «Рождением Венеры», «Весной» и «Дарами Волхвов». Но кто эти люди, которые изображены на его картинах? Почему все женщины на его полотнах чем-то неуловимо похожи и невообразимо прекрасны? Может быть это какая-то реальная история жизни самого художника…

          Елена Пономаренко

          00:00:00
          00:28:36
          4 из 5
          Ничто или город в подарок: Казимир Малевич

          «Ничто- или город в подарок» Как только начинается разговор об искусстве, то почти всегда он так или иначе касается «Черного квадрата» Казимира Малевича. «Да я тоже так могу!» или «Что это за ерунда такая? Каждый ребенок может такое изобразить!» Приблизительно такие речи можно слышать, от неискушенных в понимании авангардного искусства, зрителей. Как же Малевич дошел до жизни такой? Может быть он самый лучший художник? Да нет, пожалуй. Но так получилось, что «Черный квадрат» изменил мир, и вся эстетика ХХ века закрутилась вокруг этого абсолютного «Ничто», да так лихо закрутилась, что даже один из самых главных городов мира называют «Городом Малевича»!

          Елена Пономаренко

          00:00:00
          00:20:27
          5 из 5
          Что общего между картиной Моне «Стога», расщеплением атома и перевернутой картиной Кандинского

          Вы узнаете об эстетических взглядах, принципах метода и основных вехах биографии одного из самых ярких и влиятельных художников XX века - В.Кандинского.

          Елена Пономаренко

          Обществознание для школьников

          Мировые регилии. Христианство, ислам, буддизм
          00:00:00
          00:14:32
          1 из 2
          Мировые регилии. Христианство, ислам, буддизм

          Для начала вспомним, что религия – это особое мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, а также связанные с этим мировоззрением система норм и правил поведения и комплекс социальных отношений. Среди многообразия различных религий в особую группу принято выделять так называемые «мировые» религии. К ним относятся: христианство, ислам и буддизм. Почему именно эти три?

          Михаил Волошин, Марсель Мингалин

          00:00:00
          00:17:37
          2 из 2
          Справедливость и равенство в правоведении

          Мы поговорим о категории справедливости, которая является одной из старейших в философии и одной из важнейших в праве. Вы узнаете, как эволюционировало представление о справедливости и какую роль оно играло в различных концепциях права.

          Михаил Волошин, Марсель Мингалин

          Физика для школьников

          Видимо-Невидимо
          00:00:00
          00:17:24
          1 из 2
          Видимо-Невидимо

          Мы поговорим о том, как видит наш глаз, что и благодаря чему он видит; что такое цветовое зрение и какого цвета Вселенная.

          Валентина Соловьянюк-Кротова

          00:00:00
          00:13:54
          2 из 2
          Волшебство звука

          Вы познакомитесь с основными фактами, известными нам о звуке. Звуки, которые мы слышим. Звуки, которые мы не слышим. Звуки, которые разрушают препятствия. Звуки, которые гасят огонь. Звуки планет, звезд, Вселенной.

          Валентина Соловьянюк-Кротова

          Слушайте также
          Популярные лекции августа: выбор пользователей
          10 лекций
          Популярные лекции августа: выбор пользователей

          В этой подборке мы собрали 10 лекций, которые чаще всего слушали в августе. Сюда вошли лекции по истории, литературе, мифологии, философии и психологии. Выбирайте, какую тему изучить сегодня, и переходите на страницу курса, чтобы прослушать его полностью.

          Первый Романов: Михаил Федорович
          Первый Романов: Михаил Федорович
          Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна
          Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна
          Дворцовые перевороты
          Дворцовые перевороты
          Когнитивно-поведенческая терапия: Яков Кочетков
          Когнитивно-поведенческая терапия: Яков Кочетков
          Слушать
          До 30 минут: короткие лекции в дорогу
          7 лекций
          До 30 минут: короткие лекции в дорогу

          На природу или работу, в пробке или почти бегом — подборка лекций до 30 минут в дорогу. Внутри вас ждут лекции по искусству, истории, психологии, литературе и театру. Выбирайте, какую тему изучить сегодня, и переходите на страницу курса, чтобы прослушать его полностью!

          Чтение в Париже
          Чтение в Париже
          Психология высшего образования и педагогика школы
          Психология высшего образования и педагогика школы
          Русский Париж
          Русский Париж
          Как и почему антиутопии стали главным жанром XXI века?
          Как и почему антиутопии стали главным жанром XXI века?
          Слушать
          Редакция слушала в августе
          8 лекций
          Редакция слушала в августе

          В августе наш продакт-менеджер Антон погружается в пучины бытия с циклом «Философия как образ жизни», пока SMM-менеджер Никита подступается к вечно актуальной классике с лекциями о «Великом американском романе». Главный дизайнер Катя продолжает постигать прекрасное с циклом «Советская школа дизайна», а главный по обложкам Вова мысленно бродит среди ледников с лекциями о «Скандинавской мифологии». Команда разработки сосредоточилась на истории: Дима начал с прошлой эры, папирусов и «Древнего Египта за 30 секунд, Валентин и Саша сразу же прыгнули в прошлое столетие с «ХХ веком за 30 секунд» и «Российской империей. Канун революции». Редактор Полина продолжает слушать Александру Баркову и горячо советует всем любителям эпоса и сказок цикл «Славянская мифология».

          Дело Бейлиса
          Дело Бейлиса
          Становление дизайна в СССР
          Становление дизайна в СССР
          Введение
          Введение
          Введение
          Введение
          Слушать