Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов