Lectr Service
Загружаем знания...

«Ночь музеев»🌛

210 лекций224 часов 34 минут

К «Ночи музеев» мы сделали бесплатный доступ ко всем курсам, записанным в партнерстве с музеями! Кино, литература, архитектура, русский язык, маркетинг, искусство, астрономия + несколько горячо любимых курсов по психологии и мифологии. Бесплатный доступ к лекциям закроется в воскресение, 21 мая, в 23:59 по московскому времени✨

Циклы

Архитектура XX века

Баухаус: Из Германии в Россию
00:00:00
01:35:26
1 из 5
Баухаус: Из Германии в Россию

Баухаус, организованный в 1919 году Вальтером Гропиусом, просуществовал 14 лет, однако идеи, заложенные в этой школе, нашли свое воплощение в самых разных областях искусства и культуры, получили развитие в разных странах, в том числе и в России. И это – закономерно. Школа Баухаус был передовой и по составу преподавателей, среди которых были Василий Кандинский и Пауль Клее, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, Ласло Мохой-Надь и Иоханнес Иттен, Гербер Байер и Марсель Бройер, и по методам преподавания, где практика и эксперимент ценились также же высоко, как и фундаментальные знания. В настоящее время работы, созданные сто лет назад в Баухаус, продолжают вдохновлять современных архитекторов и художников. В чем секрет такого успеха, какое влияние оказал Баухаус на развитие интернационального стиля, кто заложил основы современной колористики, когда открылся «Новый Баухаус, какой вклад внесли ученики Баухас в развитии советских городов,– об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Елена Рубан

00:00:00
01:48:16
2 из 5
ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН: фейерверк русского авангарда

Реорганизация системы художественного образования в России привела к созданию учебного заведения нового типа – ВХУТЕМАС. Объединение, образованное в 1918 году, в 1927 г. был переименовано во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, однако методика обучения и тематика учебных проектов была сохранена. В творчестве и теоретических взглядах выдающихся педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа — Александра Родченко и Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга и Ильи Голосова, Александра Веснина и Ивана Леонидов, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, нашли воплощение новаторские идеи в области архитектуры и дизайна. На лекции мы поговорим о самых ярких проектах этих архитекторов.

Елена Рубан

00:00:00
01:35:02
3 из 5
Густав Эйфель и Владимир Шухов: эстетика нового века

Париж всегда был полем эксперимента и инноваций. Если префект Парижа барон Жорж Эжен Осман, занимавшийся развитием французской столицы в 1852- 1870 гг., заложил новые принципы организации города, то в следующие десятилетия бунт против регламента выразится в кардинальных изменениях, которые были внесены талантливыми архитекторами. Эйфелева башня, построенная на Марсовом поле в рамках Всемирной выставки, продемонстрировала инновационный подход французской инженерии. И эта демонстрация была весьма успешной. Башня была в два раза выше самых значительных сооружений на земле – пирамиды Хеопса и Кельнского собора. И за полгода проведения выставки посмотреть на новое чудо света пришло более 2 миллионов посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить большую часть затрат на строительство. Владимир Шухов, у которого тоже есть свой символ — только московский — башня для радиотелеграфной передачи, построенная почти сто лет назад, как и Эйфеля считают гением в инженерном искусстве, которые были воплощены в архитектурных проектах. На лекции мы поговорим о разных проектах Густава Эйфеля и Владимира Шухова, выполненных из металла (мосты, обсерватории, частная и общественная архитектура), поговорим о развитии каркасного строительства, об экспериментах с материалами и возможностях интеграции металла в архитектуре.

Елена Рубан

00:00:00
02:03:35
4 из 5
Сердца трех — Ле Корбюзье, Константин Мельников и Робер Малле-Стивенс

Эта лекция посвящена встрече трёх архитекторов – Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри, Робера Малле-Стивенси и Костантина Мельникова, которые имели очень много точек соприкосновения. Встреча случила в 1925 году в Париже на «Международной выставке декоративных искусств и современной промышленности». Через это событие мы рассмотрим инновационный подход трех архитекторов к новой архитектуре, увидим проекты – как реализованные, так и оставшиеся на бумаге, которые должны были преобразить Москву.

Елена Рубан

00:00:00
01:49:46
5 из 5
Летние шедевры русской архитектуры: дачи

Феномен «дачи» считается исключительно русским, не имеющим аналогов, поэтому слово «дача» на других языках пишется также, как слышится – «dacha». На лекции мы поговорим, почему Николая I назвали главным дачником Российской империи, увидим самые удивительные проекты дачных поселков, построенных в России на рубеже XIX-XX вв., проекты легендарных архитекторов русского модерна, узнаем, о чем писал журнал «Дачник» и зачем выпускались специальные путеводители «Куда ехать на дачу», поймем, как отличался образ жизни дачников этого времени, почему дачи были популярным местом для светских раутов, и кого называли «зимогорами» и как они изменили облик дачи, и как изменился облик дачи в Советской России.

Елена Рубан

Как создавалась современная музыка. Жанры и стили

Музыка востока и запада. Африка и Америка
00:00:00
00:46:23
1 из 5
Музыка востока и запада. Африка и Америка

Музыка прошлого века породила десятки новых направлений: блюз, джаз, фанк, рок, техно. В отличие от крупных форм классической музыки, разобраться в том, чем различаются соул и блюз, техно и хаус, может оказаться непросто. Будем разбираться, что послужило стимулом для появления рока, хип-хопа и диско, чем эти яркие жанры и стили различны между собой, и как направления XX века связаны в единую историю музыки. Также обсудим технические особенности, чтобы лучше определять различия многочисленных стилей. Начнём из первобытной Африки и сквозь звуки блюза, джаза, регги, рок-н-ролла, фанка, хип-хопа, хауса и техно, проследим историю развития и отметим поворотные моменты в развитии музыки 20 века. Рождение современной музыки.

Анатолий Айс

00:00:00
00:54:55
2 из 5
Блюз и зарождение джаза

Что послужило толчком к созданию блюза и джаза , чем они отличаются друг от друга.

Анатолий Айс

00:00:00
00:51:53
3 из 5
Свинг и Бибоп

Когда и благодаря чему появились свинг и бибоп, чем они отличаются от предыдущих направлений.

Анатолий Айс

00:00:00
00:38:52
4 из 5
Ямайка. Регги и Даб

Что лежит в основе регги и даба, кто их прославил и чем они отличаются от других музыкальных стилей.

Анатолий Айс

00:00:00
01:10:20
5 из 5
От Фанка и Диско к Хип-Хопу и Хаусу

Музыкальная эволюция последних 50 лет: как появились диско и хип-хоп, за что мы их любим и почему одни стили сменяют другие.

Анатолий Айс

Современный российский театр

Современный театр в терминах. Часть I
00:00:00
01:23:16
1 из 4
Современный театр в терминах. Часть I

Во время короткого, но насыщенного курса, мы поговорим о современном театре, но не портретируя конкретных режиссеров или сценографов, а пытаясь понять, какие изменения претерпели методы театрального творчества, как изменилось восприятие зрителя, как театр пытается быть адекватным сегодняшнему дню. Попробуем найти универсальные ключи для восприятия нового в российском и мировом театре, пройдя путь от поздней советской драматургии к сегодняшнему дню. Приглашаем вместе с нами разобраться во всех значимых именах и тенденциях новейшей истории российского театра 1990-2010-х. Лекция №1 «Современный театр в терминах. Часть I» Лекция № 2 «Современный театр в терминах. Часть II» Лекция № 3 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть I» Лекция № 4 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть II» Павел Андреевич Руднев — российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических деятелей Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина. Помощник ректора Школы-студии МХАТ. Один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России.

Павел Руднев

00:00:00
01:31:28
2 из 4
Современный театр в терминах. Часть II

Во время короткого, но насыщенного курса, мы поговорим о современном театре, но не портретируя конкретных режиссеров или сценографов, а пытаясь понять, какие изменения претерпели методы театрального творчества, как изменилось восприятие зрителя, как театр пытается быть адекватным сегодняшнему дню. Попробуем найти универсальные ключи для восприятия нового в российском и мировом театре, пройдя путь от поздней советской драматургии к сегодняшнему дню. Приглашаем вместе с нами разобраться во всех значимых именах и тенденциях новейшей истории российского театра 1990-2010-х. Лекция №1 «Современный театр в терминах. Часть I» Лекция № 2 «Современный театр в терминах. Часть II» Лекция № 3 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть I» Лекция № 4 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть II» Павел Андреевич Руднев — российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических деятелей Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина. Помощник ректора Школы-студии МХАТ. Один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России.

Павел Руднев

00:00:00
01:09:52
3 из 4
Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть I

Во время короткого, но насыщенного курса, мы поговорим о современном театре, но не портретируя конкретных режиссеров или сценографов, а пытаясь понять, какие изменения претерпели методы театрального творчества, как изменилось восприятие зрителя, как театр пытается быть адекватным сегодняшнему дню. Попробуем найти универсальные ключи для восприятия нового в российском и мировом театре, пройдя путь от поздней советской драматургии к сегодняшнему дню. Приглашаем вместе с нами разобраться во всех значимых именах и тенденциях новейшей истории российского театра 1990-2010-х. Лекция №1 «Современный театр в терминах. Часть I» Лекция № 2 «Современный театр в терминах. Часть II» Лекция № 3 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть I» Лекция № 4 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть II» Павел Андреевич Руднев — российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических деятелей Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина. Помощник ректора Школы-студии МХАТ. Один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России.

Павел Руднев

00:00:00
01:29:49
4 из 4
Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть II

Во время короткого, но насыщенного курса, мы поговорим о современном театре, но не портретируя конкретных режиссеров или сценографов, а пытаясь понять, какие изменения претерпели методы театрального творчества, как изменилось восприятие зрителя, как театр пытается быть адекватным сегодняшнему дню. Попробуем найти универсальные ключи для восприятия нового в российском и мировом театре, пройдя путь от поздней советской драматургии к сегодняшнему дню. Приглашаем вместе с нами разобраться во всех значимых именах и тенденциях новейшей истории российского театра 1990-2010-х. Лекция №1 «Современный театр в терминах. Часть I» Лекция № 2 «Современный театр в терминах. Часть II» Лекция № 3 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть I» Лекция № 4 «Герой нашего времени. Эволюция героя в современной российской пьесе. 1990-2010-е .Часть II» Павел Андреевич Руднев — российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических деятелей Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина. Помощник ректора Школы-студии МХАТ. Один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России.

Павел Руднев

5 идей, изменивших мир

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры
00:00:00
00:53:12
1 из 5
Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры

Речь пойдет о Сократе — греческом философе и неизменном герое диалогов Платона, ставшем главной соринкой в глазах всего афинского общества. Он угрожал не только античному представлению о мудреце (ничего не говоря, а только слушая), но и всей полисной демократии (спойлер: Платон как раз в ней разочаруется после казни учителя). Его философская инновация- душа, за которую нам еще предстоит побороться.

Екатерина Гресь

00:00:00
01:02:42
2 из 5
Этому городу нужен новый герой или как Ницше опередил Marvel и DC

Лекция посвящена главным идеям Ф. Ницше, прочно засевших в умах как его современников, так и потомков. Его произведения перевернули представления интеллектуалов России и Европы об обществе, в котором мы живем и будем жить. Философ, отвергая ценности и цели общества «последних людей», прокладывает дорогу новому типу человека, венцу моральной эволюции. Больно, страшно и без Божьей помощи.

Екатерина Гресь

00:00:00
01:17:12
3 из 5
Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх

Герой этой философской зарисовки Зигмунд Фрейд. Для дедушки психоанализа каждый человек- айсберг, большая часть которого под водой. Именно там обитают требовательные чудовища нашего детства и самых смелых фантазий. И каждый день у них есть шанс взять верх над тем, что мы по ошибке считаем подконтрольным разуму. Теория Фрейда- удар под дых общечеловеческому заблуждению «я все контролирую», от которого человечество еще не скоро оправится.

Екатерина Гресь

00:00:00
01:16:29
4 из 5
Человек массы Ханны Арендт и банальность зла

XX век стал веком глобальных потрясений: войн, тоталитарных режимов и всепоглощающего одиночества. Мир стремится свести бесконечное разнообразие человеческих существ к общему знаменателю, превращая людей в вещи. Почему мы стали “массой”, и как слепое следование закону привело человека (подполковника СС Адольфа Эйхмана) и человечество к тяжелейшим преступлениям всей мировой истории. Оплеуха западному обществу от Ханны Арендт.

Екатерина Гресь

00:00:00
01:07:30
5 из 5
Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты

Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.

Екатерина Гресь

Человек эпохи постмодерна или философия adult only

Поминки по просвещению. Модерн умер, да здравствует постмодерн
00:00:00
00:59:53
1 из 5
Поминки по просвещению. Модерн умер, да здравствует постмодерн

Постмодерн как парадокс предшествующего будущего или зачем нам сначала разбираться в модерне? На этой лекции мы оживим (хотя бы в памяти) великие повествования прошлого (о свободе, справедливости, гегельянском абсолютном духе и спасении), а потом уже поговорим об истории термина «постмодернизм», его интердисциплинарности, сложности интерпретации и влиянии французских философов на понимание постмодерна.

Екатерина Гресь

00:00:00
01:15:21
2 из 5
Постмодерн от А до Ю в картинках или почему «Я» – лишняя буква современного алфавита

Темой этого философского сюжета станут основные термины, концепции и персоналии, которые позволят нам «научиться читать и говорить по-постмодернистски», а также понять, что пришло на место субъекта в новом философском измерении.

Екатерина Гресь

00:00:00
00:52:48
3 из 5
Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Примешь красную таблетку — войдешь в страну чудес

Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Примешь красную таблетку — войдешь в страну чудес Лекция для тех, кто выбрал красную таблетку. Расскажем вам, глубока ли кроличья нора, почему современность – это «когда ты делаешь куклу куклы и сам при этом кукла» и как победить на выборах в мире постправды.

Екатерина Гресь

00:00:00
01:05:58
4 из 5
Ничто не забыто, никто не забыт (особенно Фрейд)

Основной тезис Лакана: бессознательное структурировано как язык. А значит его можно понять и даже научиться с его помощью овладеть собой и собственными симптомами (кто же здоров?!) Поговорим о том, в чем был не прав Фрейд и как «расслышать» речь Другого.

Екатерина Гресь

00:00:00
01:15:16
5 из 5
«Dilige, et quod vis fac» (Люби и делай, что хочешь). Постмодерн и религия

Современность характеризуется растущим напряжением экзистенциального модуса философской рефлексии. Что может предложить постмодерн взамен утраченного спасения души?

Екатерина Гресь

Високосный год театра в России

Формат. Театр уходит в онлайн
00:00:00
00:46:02
1 из 3
Формат. Театр уходит в онлайн

Театр уходит в онлайн: попытка аналитики на материале кейсов весны-лета-осени 2020 года. Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик. Кандидат искусствоведения («Кинофикация театра: история и современность»). Была редактором отдела «Театр» журнала Time Out Москва, арт-директором фестиваля «Новая драма» и проекта «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая Маска», членом экспертного совета и жюри фестиваля «Золотая Маска». С 2015— куратор «Школы современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский.

Кристина Матвиенко

00:00:00
00:33:53
2 из 3
Событие. Могучий рассказывает истории

Театр рассказывает уникальные истории: Андрей Могучий, Роман Михайлов и их «Сказка про последнего ангела» в Театре Наций. Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик. Кандидат искусствоведения («Кинофикация театра: история и современность»). Была редактором отдела «Театр» журнала Time Out Москва, арт-директором фестиваля «Новая драма» и проекта «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая Маска», членом экспертного совета и жюри фестиваля «Золотая Маска». С 2015— куратор «Школы современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский.

Кристина Матвиенко

00:00:00
00:49:47
3 из 3
Тренд. Горизонтальность новых художников

"Театр отказывается от управления вашим сознанием: горизонтальное и другие утопии. На материале спектаклей «Университет птиц» (Театр взаимных действий), «Ракеты взлетают и рассыпаются разбиваются в воздухе» (Центр им. Вс. Мейерхольда), проекта Всеволода Лисовского «Стодневка». Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик. Кандидат искусствоведения («Кинофикация театра: история и современность»). Была редактором отдела «Театр» журнала Time Out Москва, арт-директором фестиваля «Новая драма» и проекта «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая Маска», членом экспертного совета и жюри фестиваля «Золотая Маска». С 2015— куратор «Школы современного зрителя и слушателя» Электротеатра Станиславский."

Кристина Матвиенко

Город с разных сторон

Что такое жилье — взгляд с разных точек зрения
00:00:00
01:17:10
1 из 4
Что такое жилье — взгляд с разных точек зрения

Первая лекция курса «Город с разных сторон», цикл «Жилье» – «Что такое жилье — взгляд с разных точек зрения», лектор – Александр Острогорский. «Постройка дома Наркомфина, как и нескольких других опытных сооружений, есть в сущности опыт в подлинно архитектурном смысле слова. Здесь ставилась проблема про­странства как анализ множества одновременно существующих элементов, из которых слагается пространственно-архитектурное целое, меняющее свои качества немедленно же вслед за изменением хотя бы одного из этих элементов. Эти составляющие: площадь, высота, форма габаритов, освещенность, величи­на и характер освещенности, цвет и фактура всех плоскостей, ограничивающих пространство. Нужно было прежде всего ощутить архитектурный масштаб в размерах жилых поме­щений по отношению к человеку. Четыре квадратных метра, шесть квадратных метров – вот с чего мы начали. Может ли этот минимум служить человеку?» (фрагмент из книги архитектора Моисея Гинзбруга «Жилище» 1934 года)

Александр Острогорский

00:00:00
01:04:37
2 из 4
Конструктивизм: от метода к архитектурной практике

Наследие конструктивизма и сейчас поражает воображение. Невероятные формы зданий, дома-коммуны, фабрики-кухни, купальни-бани. Наследие конструктивизма и сейчас поражает воображение. Невероятные формы зданий, дома-коммуны, фабрики-кухни, купальни-бани. Главная идея конструктивизма в архитектуре – полное слияние формы и функции. Дома, построенные на рубеже 20-30х годов включали в себя всю необходимую инфраструктуру – ясли, детские сады, столовые, прачечные, все то, что помогало избавить женщину от домашнего труда. Новая архитектура предназначалась для нового человека, совершенно иного быта и стиля жизни. Александра Селиванова, кандидат архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы, руководитель Центра авангарда.

Александр Острогорский

00:00:00
01:08:21
3 из 4
Частная история города

Дмитрий Опарин и Антон Акимов рассказывают о типах московского жилья, об одном из подходов к изучению прошлого и о том, как можно восстановить историю отдельного дома через воспоминания бывших и современных жителей дома, личные фотографии и архивные документы. Дмитрий Опарин, кандидат исторических наук, антрополог, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник НИУ ВШЭ, научный сотрудник музея М.А. Булгакова, Антон Акимов, фотограф, автор книг о частной памяти.

Александр Острогорский

00:00:00
01:40:40
4 из 4
Антропология и социология жилья

На лекции речь идет о том, что такое городская антропология, о ее зарождении, методах и объекте исследования, о типах городских пространств и об образе жизни, который диктуют нам эти пространства, а на семинаре – спланируем жилую среду будущего. Лекцию провел Михаил Алексеевский, антрополог, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка».

Александр Острогорский

Достоевский и дары смерти

Легенда о Великом читателе (У кого он учился)
00:00:00
01:39:14
1 из 6
Легенда о Великом читателе (У кого он учился)

Достоевский – это не только великий писатель, он великий читатель. Отдавая должное всемирной природе Пушкина, он и сам обладал такою же природой: это значит, что прочитанные книги переплавлялись в его творчестве, обретали собственные голоса, становились способами разоблачить несостоятельность идей героев и поддержать голос автора. Охватить весь круг чтения великого писателя мы, конечно, в рамках часовой лекции не сможем. Мы затронем ключевые имена предшественников, таких, как Пушкин, и проанализируем, как Достоевский включает в свои произведения эти тексты и как их обыгрывает, чтоб дать читателю не готовые ответы, но ключи к пониманию авторской позиции: в отличие от Льва Николаевича, Достоевский никогда не дает своему читателю интеллектуального преимущества над заблуждающимся героем. Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:34:04
2 из 6
Печать времени: великие перемены и великие современники (С кем он спорил и соглашался)

Эпоха второй половины 19 в. – это эпоха слома многовекового социального уклада. Ей предшествовали революционные движения и антиправительственные заговоры. Пылкий, ищущий молодой человек сначала присоединяется к петрашевцам, потом вместе с другими заговорщиками его привязывают к расстрельному столбу – и он заглядывает в глаза смерти. Отбыв каторгу, он становится собеседником и оппонентом своих великих современников: Толстого, Тургенева, Герцена, Чернышевского. На лекции обсудим, как эпоха и современники писателя отразились в его творчестве. Достоевский – и Тургенев, Достоевский – и Чернышевский, Достоевский и… Толстой. Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:24:58
3 из 6
Многомерные измерения маленького человека (О ком он размышлял)

Достоевский вошел в русскую литературу с романом «Бедные люди». О явлении его Белинский сказал: «Новый Гоголь явился!» Именно в этом романе впервые осознается русский литературный тип маленького человека. Но так ли прост Макар Девушкин? Какие нити связывают его с такими героями, как Родион Раскольников и Алеша Карамазов? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:27:19
4 из 6
Блудницы и святые (о ком он болел)

От Вареньки Доброселовой в первом романе и до Грушеньки в последнем. Что общего между этими женщинами и многим ли они отличаются? Какова роль героинь в поисках героев, в их озарениях и в их падениях? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:36:40
5 из 6
О могуществе и бессилии зла (В кого он верил)

Достоевский – создатель одновременно утопии и антиутопии. Вопрос о счастье человека тесно сплетен в его мировоззрении с вопросом об источнике человеческого зла. Именно поэтому он, наравне с Чернышевским, один из первых создателей, русской утопии – и в то же время предвосхитил Замятина, показав, что любая утопия оборачивается своей противоположностью. Что есть такого в человеческой природе, что делает бессильным зло? И что такого есть в нем, что не позволяет навсегда восторжествовать добру? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

00:00:00
01:29:23
6 из 6
Его великие ученики (Кто учился у него)

Как и Толстой, Достоевский, по замечанию слависта Витторио Страда, продемонстрировал последовательную еврофобию, но оказал глубочайшее воздействие на лучшие умы европейской культуры 20 в. Ницше, Камю и Экзюпери – и это еще не полный список. Как Достоевский на них повлиял? Информация о лекторе: Гаянэ Левоновна Степанян – Старший педагог ЦДПО Филологического факультета РУДН, читает лекции по литературе 20 лет. Писатель. В начале апреля издательство «Эксмо» издает роман «Книга аэда». Из опыта публичных лекций: в рамках проекта «Синхронизация» лекции про Шекспира и Данте; цикл лекций в рамках проекта «Классика 2.0», в том числе, и на площадке лектория «Достоевский». Эфиры на радиостанции «Маяк» в передаче «Физики и лирики».

Гаянэ Степанян

Как влюбиться в кино: истории, тексты, кадры

Режиссеры о своих фильмах и о себе
00:00:00
00:33:06
1 из 5
Режиссеры о своих фильмах и о себе

Режиссёрское вдохновение, автобиографические мотивы в фильмах, многолетние интервью и собственные исследования жизни и истории вокруг — анализируя фильмы, мы обязаны иметь всё это в виду. Ключ к фильму — это всегда фигура режиссёра и других соавторов, отсылки к другим мастерам, заимствования и подражания, воспоминания и эпоха, когда жили люди, работавшие над фильмом. На лекции мы обсудим, как режиссёрские биографии и интервью способны рассказать о фильмах то, что не так легко угадать со стороны.

Алиса Таежная

00:00:00
01:31:35
2 из 5
Кинокритики, списки и рейтинги

В чём задача кинокритика и кому вообще нужны эти люди и их тексты? Как рецензии влияют на продвижение, что делать со звёздочками на Rotten Tomatoes и почему не все кинокритики — синефилы, а не каждый синефил может стать кинокритиком? На лекции мы разберёмся в сложной системе оценки фильмов, рассмотрим производственный и фестивальный цикл фильмов, обсудим соцсети и узнаем, почему провал у критиков и у зрителей часто не связаны между собой.

Алиса Таежная

00:00:00
00:30:20
3 из 5
Фестивали, прокат, ТВ и интернет

Кинофестивали — документального, игрового, короткометражного, анимационного кино — всё ещё место, где открывают новые имена и устраивают премьеры ожидаемых фильмов. Именно фестивальные отборщики отвечают за то, какие фильмы будут представлять год и эпоху и спорить на главные темы современности. У фестивалей не такой нарратив, как у прокатного кино в кинотеатре и стриминговых платформ. На лекции мы разберёмся с тем, как разные площадки — реальные и цифровые — подают фильмы и рассказывают об их создателях.

Алиса Таежная

00:00:00
01:24:11
4 из 5
Хорошие и потрясающие тексты и фильмы о кино

О фильмах и режиссёрах пишут не только рецензии, но и много подробных текстов. Нельзя забывать про большие интервью, артистические профайлы, годами готовящиеся книги, выставки-блокбастеры и хитовые спектакли. Как рассказать о фильме, чтобы его создатели и идея захватили аудиторию? Мы выясним это на примере мощных журналистских работ: расследований, очерков, документальных книг и фильмов о том, как снимаются фильмы и что происходит с их авторами. А ещё расскажем как фильмы становятся материалом для ретроспективных выставок и источником вдохновения для театра и медиа-искусства.

Алиса Таежная

00:00:00
01:26:53
5 из 5
Кино о том, зачем нужно кино

С самого зарождения кинематограф постоянно размышлял о том, чем он отличается от театра, литературы и фотографии и какое добавленное значение несёт в себе. Сейчас видеоконтент — абсолютный доминант медийного поля. Десятки режиссёров в наши дни размышляют о природе кинематографа, пограничности реальности, выдумки и мечты, истории кино и способах кинематографа рассказать о себе. На лекции будем разбираться в фильмах, которые в большей степени интересуются кино как медиа и говорят о меняющемся статусе фильма, автора и истории кинематографа.

Алиса Таежная

Византийское искусство в Италии. Мозаики

Мозаики Равенны V-VII веков. Золотой век Равенны
00:00:00
01:24:35
1 из 5
Мозаики Равенны V-VII веков. Золотой век Равенны

Равеннские мозаики – явление уникальное в истории раннехристианского и византийского искусства. Они известны во всем мире. Их великолепие уже много веков заставляет людей сниматься с насиженных места и совершать паломничество в небольшой итальянский город, расположенный в итальянском регионе Эмилия-Романья. Мозаики Равенны однако относятся ко времени высочайшего расцвета города. В V в. Равенна – столица западной части Римской империи, с VI в. – Равеннского экзархата, византийской провинции на Апеннинском полуострове, а с VIII в. – Лангобарского королевства. Мозаики, созданные в это время, обладают своеобразием и отличается от одновременных мозаик Рима, Милана, Неаполя.

Марина Заиграйкина

00:00:00
01:30:56
2 из 5
Мозаики Рима IV-VII веков

Рим – самый имперский из всех имперских город мира. С точки зрения числа сохранившихся памятников христианского искусства – уникальный. Мозаики Рима IV-V вв. отражают процесс зарождения нового византийского и средневекового искусства. Более поздние по времени образцы V-VII вв. демонстрируют связь христианского искусства античными традициями и, вместе с тем, ярко свидетельствуют о разнообразии путей развития христианского искусства Востока и Запада, о начавшемся довольно рано расхождении вкусов Византии и Средневековой Европы.

Марина Заиграйкина

00:00:00
01:13:22
3 из 5
Мозаики времени Папы Пасхалия I. Римские мозаики IX века

Искусство времени папы Пасхалия I (817-824) удивительно полно представлено в Риме. Здесь сохранилось несколько мозаичных ансамблей, относящихся к эпохе этого понтифика. Все они ориентируются на раннехристианские образцы; иногда довольно точно их воспроизводят. Тем не менее, мозаики IX в. в Риме обладают своим ни с чем несравнимым очарованием. Чтобы это понять – их нужно увидеть.

Марина Заиграйкина

00:00:00
01:28:45
4 из 5
Мозаики Северной Италии

Северная Италия богата мозаиками XI-XII веков. Главные ансамбли находятся в Венеции и на венецианских островах Торчелло и Мурано. Над их созданием, кажется, совместно работали приглашенные греческие и местные венецианские мастера. Это сотворчество породило уникальный облик северо-италийских мозаик.

Марина Заиграйкина

00:00:00
01:28:07
5 из 5
Мозаики Южной Италии. Сицилия (Палермо, Монреале, Чефалу)

Южно-италийские мозаики образуют отдельную группу. Ансамбли создавались по заказу норманнских королей, а над их реализацией рука об руку трудились, также как, например, в базилике Сан Марко лучшие византийские мозаичисты, видимо, прибывшие из Константинополя, и местные мастера, обучавшиеся ремеслу византийцев. Все сохранившиеся ансамбли – заказы самого высочайшего уровня и такого высочайшего исполнения. Если войти в монреальский собор без ожидания того, что человек должен там увидеть, то можно от неожиданности задохнуться, ослепнуть от красоты, от количества сохранившихся архитектурных ансамблей, арте- и документальных фактов.

Марина Заиграйкина

Новые классики: Главные голоса в современном кино

Америка. Часть 1
00:00:00
01:23:34
1 из 5
Америка. Часть 1

Что снимали параллельно с «Криминальным чтивом» и «Аватаром»? Есть ли малобюджетные аналоги у «Терминатора»? Кому по зубам сделать фильм, на который придут миллионы, и от чего это зависит?

Алиса Таежная

00:00:00
01:44:26
2 из 5
Америка. Часть 2

Как изменилось американское кино за последние 10 лет? Какие влияние на него оказало независимое движение? Существует ли «оскаровское кино» и как выживают американские фильмы без премий?

Алиса Таежная

00:00:00
01:48:37
3 из 5
Европа. Часть 1

Кто — наследники «новых волн» во Франции, Италии, Британии, Скандинавии и Германии? Какие у них отношения с великими предшественниками? Что они заимствуют, а что открывают самостоятельно? И почему рассуждения о смерти великих режиссёров всегда преждевременны?

Алиса Таежная

00:00:00
00:20:04
4 из 5
Европа. Часть 2

Восточноевропейское кино, «берлинская школа», греческая волна и бельгийские мастера — как они работают с собственной историей, социальным контекстом и классическими архетипами в кино?

Алиса Таежная

00:00:00
01:14:07
5 из 5
Россия. Отечественное кино с перестройки до наших дней

Как российские режиссёры справляются с кризисом индустрии и формулируют уникальные высказывания? О ком мы знаем слишком много, а о ком, наоборот, недостаточно? Почему нам всем стоит перестать искать нового Тарковского?

Алиса Таежная

Новый документ

Работа с историческим документом
00:00:00
01:30:07
1 из 4
Работа с историческим документом

Серия лекций драматурга Валерия Печейкина посвящена работе с документальным материалом. Валерий Печейкин расскажет о своей работе над оригинальными пьесами и фильмами, построенными на историческом материале. Зрители увидят фрагменты всемирно известных неигровых картин и узнают, как менялось отношение к документальности со времен изобретения киноаппарата. Название «Новый документ» отсылает к названию, которое автоматически дается текстовым редактором новому файлу. Так цифровая среда создала условия, в которых документальным фильмом является практически любая видеозапись. Чем отличается запись камеры наблюдения от оскароносного фильма? И есть ли между ними разница? Об этом узнают слушатели курса «Новый документ». Валерий Печейкин — драматург, сценарист. Постоянный автор и куратор московского театра «Гоголь-центр», автор текстов к спектаклям «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь», «Девять». Автор пьесы «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера, участвовавшей в Авиньонском фестивале (реж. Кирилл Серебренников), пьесы «Кафка» и других. Соавтор сценария фильмов «Дирижер» и «Дама пик» Павла Лунгина. Автор сценария фильма «Кислота» (реж. Александр Горчилин) — победитель в номинации «Дебют» фестиваля «Кинотавр 2018». Участник международной программы фестиваля Берлинале (2019). Колумнист журналов GQ, S7, Коммерсант Lifestyle, Москвич Mag. Лауреат премий «Дебют» и «Новая драма». Участник фестиваля драматургии «Любимовка», международного семинара для драматургов театра Royal Court в Лондоне. Тексты публиковались в различных литературных журналах и издательствах (Esquire, «Митин журнал»).

Валерий Печейкин

00:00:00
01:31:39
2 из 4
Работа с исторической хроникой и новостями

Серия лекций драматурга Валерия Печейкина посвящена работе с документальным материалом. Валерий Печейкин расскажет о своей работе над оригинальными пьесами и фильмами, построенными на историческом материале. Зрители увидят фрагменты всемирно известных неигровых картин и узнают, как менялось отношение к документальности со времен изобретения киноаппарата. Название «Новый документ» отсылает к названию, которое автоматически дается текстовым редактором новому файлу. Так цифровая среда создала условия, в которых документальным фильмом является практически любая видеозапись. Чем отличается запись камеры наблюдения от оскароносного фильма? И есть ли между ними разница? Об этом узнают слушатели курса «Новый документ». Валерий Печейкин — драматург, сценарист. Постоянный автор и куратор московского театра «Гоголь-центр», автор текстов к спектаклям «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь», «Девять». Автор пьесы «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера, участвовавшей в Авиньонском фестивале (реж. Кирилл Серебренников), пьесы «Кафка» и других. Соавтор сценария фильмов «Дирижер» и «Дама пик» Павла Лунгина. Автор сценария фильма «Кислота» (реж. Александр Горчилин) — победитель в номинации «Дебют» фестиваля «Кинотавр 2018». Участник международной программы фестиваля Берлинале (2019). Колумнист журналов GQ, S7, Коммерсант Lifestyle, Москвич Mag. Лауреат премий «Дебют» и «Новая драма». Участник фестиваля драматургии «Любимовка», международного семинара для драматургов театра Royal Court в Лондоне. Тексты публиковались в различных литературных журналах и издательствах (Esquire, «Митин журнал»).

Валерий Печейкин

00:00:00
01:33:42
3 из 4
Работа с собственным материалом

Серия лекций драматурга Валерия Печейкина посвящена работе с документальным материалом. Валерий Печейкин расскажет о своей работе над оригинальными пьесами и фильмами, построенными на историческом материале. Зрители увидят фрагменты всемирно известных неигровых картин и узнают, как менялось отношение к документальности со времен изобретения киноаппарата. Название «Новый документ» отсылает к названию, которое автоматически дается текстовым редактором новому файлу. Так цифровая среда создала условия, в которых документальным фильмом является практически любая видеозапись. Чем отличается запись камеры наблюдения от оскароносного фильма? И есть ли между ними разница? Об этом узнают слушатели курса «Новый документ». Валерий Печейкин — драматург, сценарист. Постоянный автор и куратор московского театра «Гоголь-центр», автор текстов к спектаклям «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь», «Девять». Автор пьесы «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера, участвовавшей в Авиньонском фестивале (реж. Кирилл Серебренников), пьесы «Кафка» и других. Соавтор сценария фильмов «Дирижер» и «Дама пик» Павла Лунгина. Автор сценария фильма «Кислота» (реж. Александр Горчилин) — победитель в номинации «Дебют» фестиваля «Кинотавр 2018». Участник международной программы фестиваля Берлинале (2019). Колумнист журналов GQ, S7, Коммерсант Lifestyle, Москвич Mag. Лауреат премий «Дебют» и «Новая драма». Участник фестиваля драматургии «Любимовка», международного семинара для драматургов театра Royal Court в Лондоне. Тексты публиковались в различных литературных журналах и издательствах (Esquire, «Митин журнал»).

Валерий Печейкин

00:00:00
01:58:34
4 из 4
Работа с выдуманными материалами

Серия лекций драматурга Валерия Печейкина посвящена работе с документальным материалом. Валерий Печейкин расскажет о своей работе над оригинальными пьесами и фильмами, построенными на историческом материале. Зрители увидят фрагменты всемирно известных неигровых картин и узнают, как менялось отношение к документальности со времен изобретения киноаппарата. Название «Новый документ» отсылает к названию, которое автоматически дается текстовым редактором новому файлу. Так цифровая среда создала условия, в которых документальным фильмом является практически любая видеозапись. Чем отличается запись камеры наблюдения от оскароносного фильма? И есть ли между ними разница? Об этом узнают слушатели курса «Новый документ». Валерий Печейкин — драматург, сценарист. Постоянный автор и куратор московского театра «Гоголь-центр», автор текстов к спектаклям «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь», «Девять». Автор пьесы «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера, участвовавшей в Авиньонском фестивале (реж. Кирилл Серебренников), пьесы «Кафка» и других. Соавтор сценария фильмов «Дирижер» и «Дама пик» Павла Лунгина. Автор сценария фильма «Кислота» (реж. Александр Горчилин) — победитель в номинации «Дебют» фестиваля «Кинотавр 2018». Участник международной программы фестиваля Берлинале (2019). Колумнист журналов GQ, S7, Коммерсант Lifestyle, Москвич Mag. Лауреат премий «Дебют» и «Новая драма». Участник фестиваля драматургии «Любимовка», международного семинара для драматургов театра Royal Court в Лондоне. Тексты публиковались в различных литературных журналах и издательствах (Esquire, «Митин журнал»).

Валерий Печейкин

Образы античности

Античность в творчестве Пабло Пикассо
00:00:00
00:41:15
1 из 7
Античность в творчестве Пабло Пикассо

Пабло Пикассо, центральная фигура европейского модернизма, на протяжении всей своей долгой творческой жизни с универсальным разнообразием пересматривал потенциал классического языка.

Нина Геташвили

00:00:00
00:21:29
2 из 7
Античные отражения в творчестве Амедео Модильяни и Константина Бранкузи

Образцы античной пластики не раз становились прототипами творений ярчайших представителей Парижской школы – Амедео Модильяни и Константина Бранкузи.

Нина Геташвили

00:00:00
00:13:47
3 из 7
Образы античности в творчестве Анри Матисса

На протяжении долгой творческой жизни в стремлении «упростить живопись» Анри Матисс использовал образы античности как изобразительные архетипы.

Нина Геташвили

00:00:00
00:39:47
4 из 7
Метафизика античности Джорджо Де Кирико

Античные мотивы в таинственных картинах Джорджо де Кирико, основоположника метафизической школы, – зашифрованный код о событиях жизни и переживаниях художника.

Нина Геташвили

00:00:00
00:19:22
5 из 7
Античность в постмодернизме

Во второй половине ХХ века «новое содержание» использует традиционные образы, опыт культуры прошлого, традиция же, развиваясь, оказывается жизнеспособной в том числе и благодаря «новым мехам».

Нина Геташвили

00:00:00
00:31:04
6 из 7
Образы античности в творчестве Сальвадора Дали

Образы и понятия из античных культурных слоев наполняли не только творчество главного сюрреалиста, Сальвадора Дали, но и стали матрицами его личной жизни.

Нина Геташвили

00:00:00
00:22:24
7 из 7
Образы античности в творчестве Осипа Цадкина

Модернист Осип Цадкин, трактует образы мифологических персонажей (Ниобы и Орфея, Дафны и дискобола, менад и дриад, кор и Прометея), наделяя их актуальным содержанием.

Нина Геташвили

Покажи мне любовь: Романтика, отношения и тело в современном кино

XX век против XXI века
00:00:00
00:46:05
1 из 4
XX век против XXI века

Как понимание любви и отношений изменили социальные сдвиги, общественные движения и научные прорывы.

Алиса Таежная

00:00:00
00:54:50
2 из 4
Любовь без границ - есть ли романтика для всех?

Лекция о том, как менялись герои мелодрам от десятилетия к десятилетию.

Алиса Таежная

00:00:00
00:51:13
3 из 4
Мужское-женское - гендерные роли в романтическом кино

В этой лекции о том, как движение за равноправие и поп-культура повлияли на отображение любви в кинематографе.

Алиса Таежная

00:00:00
00:38:43
4 из 4
Хэппи-энд и реальность

Из этой лекции вы узнаете, как новейшая история кино работает с правдой о романтических отношениях.

Алиса Таежная

Маркетинг культурных проектов

Лекция №1. Исследование аудитории – методики и лайфхаки
00:00:00
01:01:21
1 из 8
Лекция №1. Исследование аудитории – методики и лайфхаки

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

00:00:00
01:03:23
2 из 8
Лекция №2. Брендинг – от миссии до шрифта

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

00:00:00
00:57:49
3 из 8
Лекция №3. Создание нового продукта – пошаговая инструкция

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

00:00:00
01:23:34
4 из 8
Лекция №4. Нейминг и позиционирование

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

00:00:00
00:21:43
5 из 8
Лекция № 5. Концепция продвижения

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

00:00:00
00:52:37
6 из 8
Лекция № 6. Каналы коммуникации

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

00:00:00
00:27:43
7 из 8
Лекция № 7. Digital стратегия

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

00:00:00
00:51:10
8 из 8
Лекция № 8. Работа с результатом

Объединение «Манеж» приглашает принять участие в курсе лекций руководителя отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Алены Агапиевой. Этот краткий интенсивный курс предназначен для кураторов, продюсеров, менеджеров проектов, руководителей в музеях, театрах и других культурных институциях. Во время курса разберемся, кто главнее – куратор или маркетолог, коснемся всех аспектов работы с продуктом: от идеи до работы с результатом. Это замечательная возможность получить прикладные знания и лайфхаки «из первых рук», получить ответы на интересующие вопросы. Алена Агапиева – руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи, преподает в РГГУ и бизнес-школе RMA.

Алена Агапиева

Зачем смотреть сериалы?

Краткая история сериалов, или Что изменилось в XXI веке?
00:00:00
01:29:21
1 из 5
Краткая история сериалов, или Что изменилось в XXI веке?

Со времен изобретения термина «мыльная опера» прошел почти век, и за это время производство сериальной продукции сильно изменилось. Спустя время экраны завоевывали ситкомы, процедуралы, наконец, развился жанр веб-вериалов. Последние 20 лет можно считать временем расцвета индустрии: мало того, что сериал как форма оказался рабочим для любого медиума и площадки (сериалы в Instagram — уже далеко не новость), так и тематика того или иного продукта может быть фактически какой угодно. На чем содержательно фокусировались сериалы «тогда» и «теперь»? С какого момента можно отсчитывать появление современных сериалов? И почему сегодня сериалам легче стать «культовыми», нежели «популярными»? Есть ли в этом заслуга только индустрии или сообщества зрителей тоже?

Оксана Мороз

00:00:00
01:16:30
2 из 5
Сериал как история: сюжеты и герои

Любой сериал — это текст, который можно прочитать. Любой эпизод — это история, нарратив, существующий по своим правилам, которые можно разгадать. Любой герой — как действующее лицо со своими функциями — это квинтэссенция культурных норм, причем родом из разных контекстов и эпох. Какие же существуют подходы для дешифровки историй, рассказываемых сериалами? И можно ли, вспомнив о классической методологии структурализма и нарратологии, утверждать, что сериалы — новый фольклор? А потому ограничены каким-то закономерным репертуаром и устройством?

Оксана Мороз

00:00:00
01:02:36
3 из 5
Культовый сериал, или о чем наши мифы сегодня?

Если сериал не современный фольклор, то миф точно. Великие антропологи прошлого убедительно доказывали, что миф для того, кто в него верит, становится истиной и правдой жизни. Судя по тому, как некоторые шоураннеры с удовольствием принимают на себя роль диагностов и стараются иносказательно указать обществу на существующие проблемы, в индустрии существует представление о способности сериала не просто отражать жизнь по ту сторону экрана. Сериал – это мимесис самой жизни, ее миф, а, значит, ее реальность. Как же выглядит наша повседневность, ее страхи и радости, боль и наслаждение в зеркале современных сериалов?

Оксана Мороз

00:00:00
01:22:49
4 из 5
Новые повестки: сериал как производство нормы

Сериалы подчас оказываются чуть ли не единственным способом на уровне массовой культуры поговорить об актуальных и сложных проблемах: ментальных состояниях, аддикциях, взрослении, моральных дилеммах, которые делают из добропорядочных граждан преступников. При этом сериалы не просто озвучивают наличие проблемы. Они могут как легитимировать ее существование (и, соответственно, дестигматизировать тех, кто с ней сталкивается), так и способствовать нарастанию стереотипов. Так косвенно сериальная культура может работать на укрепление позиций тех или иных повесток. Но могут ли сериалы диктовать нормы – культурные, социальные, поведенческие? Могут ли они производить такие высказывания, которые будут восприниматься как руководство к действию — прямо или опосредованно?

Оксана Мороз

00:00:00
01:24:48
5 из 5
Новые формы сериальной культуры: между онлайн-кинотеатром и web series

То, что называется «телесериалом», уже давно таковым не является. Просто потому, что телевидение уступило место онлайн–кинотеатрам, а то и просто социальным сетям, где запросто можно смотреть сериалы на самые сензитивные темы. Насколько перестраивается производство сериалов в связи с переходом в онлайн пространство? Становятся ли они трансмедийными, а, значит, более влиятельными нарративами? Как меняется роль зрителя в условиях дигитализации сериалов? Имеем ли мы теперь больше прав на высказывание и трансформацию итогового нарратива?

Оксана Мороз

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24
Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:52:04
2 из 24
Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:43:56
3 из 24
«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:21:32
4 из 24
Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:37:19
5 из 24
Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:36:37
6 из 24
Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:50:51
7 из 24
Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:43:20
8 из 24
«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:34:42
9 из 24
Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:55:20
10 из 24
Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:45:14
11 из 24
Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:43:37
12 из 24
Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:28:10
13 из 24
Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.

Александра Баркова, Олег Демидов

00:00:00
01:37:50
14 из 24
Михаил Лермонтов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.

Александра Баркова, Олег Демидов