Lectr Service
Загружаем знания...

Зачем смотреть сериалы?

5 лекций6 часов 36 минут

Оксана Мороз

Сериалы смотрят все. Некоторые скрывают это постыдное удовольствие, другие, напротив, смотрят жадно, набрасываясь на каждое более или менее популярное шоу. За сериалами охотятся в надежде не упустить культовые новинки. Сериалы пересматривают, чтобы вспомнить какие-то знаковые события собственной жизни, подсмотреть за коллизиями других. По степени популярности сериалы затмевают блокбастеры и голливудскую классику. Но почему мы готовы тратить время на периодическое «залипание» в сериалы?

1. Краткая история сериалов, или Что изменилось в XXI веке?
00:00:00
01:29:21
1 из 5
1. Краткая история сериалов, или Что изменилось в XXI веке?

Со времен изобретения термина «мыльная опера» прошел почти век, и за это время производство сериальной продукции сильно изменилось. Спустя время экраны завоевывали ситкомы, процедуралы, наконец, развился жанр веб-вериалов. Последние 20 лет можно считать временем расцвета индустрии: мало того, что сериал как форма оказался рабочим для любого медиума и площадки (сериалы в Instagram — уже далеко не новость), так и тематика того или иного продукта может быть фактически какой угодно. На чем содержательно фокусировались сериалы «тогда» и «теперь»? С какого момента можно отсчитывать появление современных сериалов? И почему сегодня сериалам легче стать «культовыми», нежели «популярными»? Есть ли в этом заслуга только индустрии или сообщества зрителей тоже? О лекторе: Оксана Мороз — культуролог. Доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Автор более 50 научных статей, научный редактор книги «Язык новых медиа» Льва Мановича. Креативный директор Фонда Егора Гайдара. Автор «Блога злобного культуролога». Постоянный эксперт радиопередач (Маяк, Серебряный Дождь), ТВ-шоу (телеканал «Культура», Радио Свобода). Научный консультант гида «Исследования смерти» и автор курса «Культурные практики цифровой среды» для научно-популярного онлайн издания Постнаука. Автор популярных курсов для Культурного центра ЗИЛ, культурно-просветительского проекта «Архэ» и популярных лекций, прочитанных для публичных площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Казани, Тюмени, Перми. Лекции пройдут в рамках проекта «Манеж. Просвещение», совместно со шведской компанией Storytel.

Оксана Мороз

00:00:00
01:16:30
2 из 5
2. Сериал как история: сюжеты и герои

Любой сериал — это текст, который можно прочитать. Любой эпизод — это история, нарратив, существующий по своим правилам, которые можно разгадать. Любой герой — как действующее лицо со своими функциями — это квинтэссенция культурных норм, причем родом из разных контекстов и эпох. Какие же существуют подходы для дешифровки историй, рассказываемых сериалами? И можно ли, вспомнив о классической методологии структурализма и нарратологии, утверждать, что сериалы — новый фольклор? А потому ограничены каким-то закономерным репертуаром и устройством? О лекторе: Оксана Мороз — культуролог. Доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Автор более 50 научных статей, научный редактор книги «Язык новых медиа» Льва Мановича. Креативный директор Фонда Егора Гайдара. Автор «Блога злобного культуролога». Постоянный эксперт радиопередач (Маяк, Серебряный Дождь), ТВ-шоу (телеканал «Культура», Радио Свобода). Научный консультант гида «Исследования смерти» и автор курса «Культурные практики цифровой среды» для научно-популярного онлайн издания Постнаука. Автор популярных курсов для Культурного центра ЗИЛ, культурно-просветительского проекта «Архэ» и популярных лекций, прочитанных для публичных площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Казани, Тюмени, Перми. Лекции пройдут в рамках проекта «Манеж. Просвещение», совместно со шведской компанией Storytel.

Оксана Мороз

00:00:00
01:02:36
3 из 5
3. Культовый сериал, или О чем наши мифы сегодня?

Если сериал не современный фольклор, то миф точно. Великие антропологи прошлого убедительно доказывали, что миф для того, кто в него верит, становится истиной и правдой жизни. Судя по тому, как некоторые шоураннеры с удовольствием принимают на себя роль диагностов и стараются иносказательно указать обществу на существующие проблемы, в индустрии существует представление о способности сериала не просто отражать жизнь по ту сторону экрана. Сериал – это мимесис самой жизни, ее миф, а, значит, ее реальность. Как же выглядит наша повседневность, ее страхи и радости, боль и наслаждение в зеркале современных сериалов? О лекторе: Оксана Мороз — культуролог. Доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Автор более 50 научных статей, научный редактор книги «Язык новых медиа» Льва Мановича. Креативный директор Фонда Егора Гайдара. Автор «Блога злобного культуролога». Постоянный эксперт радиопередач (Маяк, Серебряный Дождь), ТВ-шоу (телеканал «Культура», Радио Свобода). Научный консультант гида «Исследования смерти» и автор курса «Культурные практики цифровой среды» для научно-популярного онлайн издания Постнаука. Автор популярных курсов для Культурного центра ЗИЛ, культурно-просветительского проекта «Архэ» и популярных лекций, прочитанных для публичных площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Казани, Тюмени, Перми.

Оксана Мороз

00:00:00
01:22:49
4 из 5
4. Новые повестки: сериал как производство нормы

Сериалы подчас оказываются чуть ли не единственным способом на уровне массовой культуры поговорить об актуальных и сложных проблемах: ментальных состояниях, аддикциях, взрослении, моральных дилеммах, которые делают из добропорядочных граждан преступников. При этом сериалы не просто озвучивают наличие проблемы. Они могут как легитимировать ее существование (и, соответственно, дестигматизировать тех, кто с ней сталкивается), так и способствовать нарастанию стереотипов. Так косвенно сериальная культура может работать на укрепление позиций тех или иных повесток. Но могут ли сериалы диктовать нормы – культурные, социальные, поведенческие? Могут ли они производить такие высказывания, которые будут восприниматься как руководство к действию — прямо или опосредованно? О лекторе: Оксана Мороз — культуролог. Доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Автор более 50 научных статей, научный редактор книги «Язык новых медиа» Льва Мановича. Креативный директор Фонда Егора Гайдара. Автор «Блога злобного культуролога». Постоянный эксперт радиопередач (Маяк, Серебряный Дождь), ТВ-шоу (телеканал «Культура», Радио Свобода). Научный консультант гида «Исследования смерти» и автор курса «Культурные практики цифровой среды» для научно-популярного онлайн издания Постнаука. Автор популярных курсов для Культурного центра ЗИЛ, культурно-просветительского проекта «Архэ» и популярных лекций, прочитанных для публичных площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Казани, Тюмени, Перми

Оксана Мороз

00:00:00
01:24:48
5 из 5
5. Новые формы сериальной культуры: между онлайн-кинотеатром и web series

То, что называется «телесериалом», уже давно таковым не является. Просто потому, что телевидение уступило место онлайн–кинотеатрам, а то и просто социальным сетям, где запросто можно смотреть сериалы на самые сензитивные темы. Насколько перестраивается производство сериалов в связи с переходом в онлайн пространство? Становятся ли они трансмедийными, а, значит, более влиятельными нарративами? Как меняется роль зрителя в условиях дигитализации сериалов? Имеем ли мы теперь больше прав на высказывание и трансформацию итогового нарратива? О лекторе: Оксана Мороз — культуролог. Доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Автор более 50 научных статей, научный редактор книги «Язык новых медиа» Льва Мановича. Креативный директор Фонда Егора Гайдара. Автор «Блога злобного культуролога». Постоянный эксперт радиопередач (Маяк, Серебряный Дождь), ТВ-шоу (телеканал «Культура», Радио Свобода). Научный консультант гида «Исследования смерти» и автор курса «Культурные практики цифровой среды» для научно-популярного онлайн издания Постнаука. Автор популярных курсов для Культурного центра ЗИЛ, культурно-просветительского проекта «Архэ» и популярных лекций, прочитанных для публичных площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Казани, Тюмени, Перми.

Оксана Мороз

Еще теме Кино

Как влюбиться в кино: истории, тексты, кадры
Новые классики: Главные голоса в современном кино
Покажи мне любовь: Романтика, отношения и тело в современном кино

Оформите подписку с выгодой до 30%

Как работает подписка

День 1День 1

Вы получаете доступ к платформе на 7 дней за 1₽. Деньги за выбранный тариф не списываются.

День 5День 5

Мы напоминаем вам об окончании пробного периода.

День 7День 7

Мы спишем с вас оплату за выбранный тариф. Вы можете отменить подписку до этого дня.

Есть промокод?

Ваша подписка может стать еще выгоднее!

119/мес.

0% экономии

Подписка на 1 месяц.

Первые 7 дней за 1₽.

Подписку можно отменить в любой момент.

самый выгодный

83/мес.

43% экономии

Подписка на 12 месяцев.

Первые 7 дней за 1₽.

Подписку можно отменить в любой момент.

117/мес.

2% экономии

Подписка на 6 месяцев.

Первые 7 дней за 1₽.

Подписку можно отменить в любой момент.