Разложили по полочкам🩳🧦

41 лекция13 часов 22 минут

Теперь в разделе с лекциями о моде полный порядок. Вместо большого цикла лекций «История моды» мы сделали восемь небольших тематических циклов. Собрали их все в этой подборке.

Циклы

Мода советского кинематографа

В чем ходят дома герои советского кино 1920 - 30-х годов
00:00:00
00:16:55
1 из 11

В чем ходят дома герои советского кино 1920 - 30-х годов

История домашней одежды как история общества: от полного игнорирования до разрешенной солидности.
Мила Двинятина
00:00:00
00:11:59
2 из 11

Как одевались персонажи в «сталинском кино»

В советских фильмах 30-40-х годов главные герои и героини одеты незаметно и неброско. Почему это так? И кто одевался нарядно и модно в картинах этого времени? Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, специалист по советской визуальной культуре, автор книги «Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» (М.: Новое литературное обозрение, 2013).
Мила Двинятина
00:00:00
00:10:27
3 из 11

Униформа и народная одежда в советских до- и послевоенных фильмах

В советских довоенных фильмах мы наблюдаем обилие военной и народной одежды. С чем это связано и кто ее носил? И в каких причудливых сочетаниях она могла появляться? Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, специалист по советской визуальной культуре, автор книги «Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» (М.: Новое литературное обозрение, 2013).
Мила Двинятина
00:00:00
00:11:47
4 из 11

«Правильное» и «неправильное» потребление в кинематографе «оттепели» и «застоя»

Сюжеты многих кинокартин 1950-80-х годов были связаны с одеждой. Как учились быть модными персонажи советского кино? Где и как приобреталась одежда в фильмах «оттепели» и «застоя»? Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, специалист по советской визуальной культуре, автор книги «Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» (М.: Новое литературное обозрение, 2013).
Мила Двинятина
00:00:00
00:12:07
5 из 11

Легализация Моды в «оттепельном» кино

Либерализация политической ситуации в СССР середины 1950-х привела к легализации моды и появлению на экране модно одетых людей. Как изменились сюжеты и персонажи в кинематографе «оттепели»? Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ, специалист по советской визуальной культуре, автор книги «Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» (М.: Новое литературное обозрение, 2013).
Мила Двинятина

История Моды

Мода Античности
00:00:00
01:05:04
1 из 9

Мода Античности

На первой лекции из культурно-образовательного цикла Музея Моды «История моды и стиля», посвящённой моде периода античности, слушатели узнают о том, что такое древнеегипетский стиль, познакомятся с модой и любимыми силуэтами Древней Греции и Древнего Рима, а также погрузятся в хитросплетения взаимосвязей моды и архитектуры. Лекцию читает Полина Уханова — руководитель выставочного отдела в Музее Моды, автор образовательных и развивающих курсов, издатель книг по искусству, имеет многолетний опыт сотрудничества с российскими и иностранными музеями.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:58:28
2 из 9

Мода Ар-нуво

Лекция посвящена моде конца XIX – начала XX в. Этот период произошли кардинальнех изменения не только в моде, в женском образе, но и в мировоззрении людей по обе стороны Атлантики. Старый мир перестал существовать, аристократы и древние фамилии начали стремительно терять влияние и вес в обществе. В лекции вас ждут женщины, укутанные в меха и перья диковинных птиц, дамы в огромных шляпах, неспособные передвигаться без помощи трости или руки мужчины, первые феминистки и леди Vogue. Лекцию читает Полина Уханова — руководитель выставочного отдела в Музее Моды, автор образовательных курсов, издатель книг по искусству, имеет многолетний опыт сотрудничества с российскими и иностранными музеями.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
01:21:25
3 из 9

Модные дома первой половины XX века

Даная лекция посвящена знаменитым брендам, присутствовавшим на модной арене первой половины XX в. Такие имена, как Поль Пуаре и Габриель Шанель, известные любому человеку, интересующемуся модой, сегодня являются практически синонимами стиля указанного периода. Тем не менее, история моды этого периода названными именами не ограничивается. Первая мировая война, Октябрьская революция и другие события, способствующие кардинальным переменам в европейском мире, полностью изменили и требования к одежде. Модельеры, реагируя на перемены, реформировали костюм. На лекции речь пойдет о выдающихся модельерах-реформаторах — Джоне Редферне, Поле Пуаре, Мадлен Вионне, Коко Шанель, Эльзе Скиапарелли, и том, какие их новшества и идеи до сих пор формируют наше представление о стиле и элегантности. Лекцию читает научный сотрудник Музея Моды Юлия Малыгина.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:48:09
4 из 9

Модные дома XXI века

Лекция посвящена дизайнерам, чей карьерный старт или творческий расцвет пришелся на начало этого столетия (от МакКуина до Рубчинского), а также новой жизни модных домов, получивших статус классиков высокой моды еще во второй половине XX века, но успешно вступивших в новое тысячелетие. В начале XXI века, как и сто лет назад, высока актуальность синергетических и эклектических процессов в моде, с той лишь разницей, что в XXI веке стремительно возросла роль информационных технологий. Слушатели узнают о том, как в современном дизайне используется диджитал-принтинг, VR-технологии и другие новшества; о колаборации высокой моды и масс-маркета, современных художников и дизайнеров, возросшем влиянии культурных процессов в Восточной Азии на индустрию, а также о том, как современными модными домами интерпретируется наследие великих кутюрье прошлых эпох. Лекцию читает научный сотрудник Музея Моды Юлия Малыгина.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:15:05
5 из 9

Модный силуэт второй половины XIX века: корсет, кринолин, турнюр

Женская мода XIX века с ее громоздкими конструкциями и тугим шнурованием может представляться нам крайне неудобной и сковывающей, но современники зачастую считали совершенно иначе. В чем заключались преимущества актуальных фасонов 1850-1880-х годов с точки зрения носивших их модниц? И за что же всё-таки критиковали кринолины, турнюры и корсеты? Лекцию читает Ксения Гусарова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор работ по культурной истории тела, красоты и гигиены.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:13:18
6 из 9

Серебряный век моды

Что такое авторский стиль денди Михаила Кузьмина, Николая Гумилева, как в дореволюционной России богатырское сложение сочетали с изяществом манер и за что Александр Блок разозлился на дендизм и декаданс. Какие вещи гардероба являлись знаковыми для Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, а какие делали из Гиппиус и Тэффи эксцентричных особ Серебряного века. Лекцию читает Алена Григораш — кандидат искусствоведения, лингвист. Приглашенный лектор Философского факультета МГУ, доцент МПГУ.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
01:35:31
7 из 9

Молодежные субкультуры

Лекция «Молодёжные субкультуры в России: от денди до хипстеров» – это сжатый университетский курс, который Артемий Троицкий читал в высших учебных заведениях Англии, Финляндии, Эстонии и США, и который лёг в основу книги «Субкультура: о яростных и непохожих». Предмет лекции – история молодёжных движений, организаций и субкультур с начала XIX века до наших дней. В одном контексте рассматриваются такие непохожие и разнородные явления, как декабристы и стиляги, футуристы и гопники, «лишние люди» и футбольные фанаты. Каждому из молодёжных феноменов даётся подробная характеристика, рассказывается о ярчайших представителях каждой субкультуры. Автор: Артемий Троицкий – рок-журналист, музыкальный критик, педагог, искусствовед, радиоведущий. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Ведущий специалист по джазу, року и современной музыке. Возрастное ограничение 16+
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина

До салонов красоты: история ухода за собой

Блеск и нищета макияжа: апологеты и критики косметики в XIX веке
00:00:00
00:13:43
1 из 5

Блеск и нищета макияжа: апологеты и критики косметики в XIX веке

Приличная женщина в XIX веке не могла позволить себе, чтобы ее заподозрили в использовании декоративной косметики. Значит ли это, что макияж в то время не был распространен? Вовсе нет, причем его воспевали поэты и даже рекомендовали врачи. Однако косметика прошлого во многом отличалась от нашей и зачастую подвергалась вполне обоснованной критике. Лекцию читает Ксения Гусарова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор работ по культурной истории тела, красоты и гигиены.
Юлия Демиденко, Ксения Гусарова
00:00:00
00:15:24
2 из 5

Краткая история маникюра

Чем красили ногти до изобретения лака для ногтей? Как связан французский маникюр с развитием бактериологии? Какую роль в изготовлении лака для ногтей в 1920-30-е годы играли дореволюционные кинофильмы? Лекцию читает Ксения Гусарова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор работ по культурной истории тела, красоты и гигиены.
Юлия Демиденко, Ксения Гусарова
00:00:00
00:15:19
3 из 5

Прическа и уход за ней: от медвежьего жира до шампуня

Как ухаживали за волосами модницы XIX – начала XX века? Как спасти костюм, если ваша прическа обильно смазана помадой на медвежьем жиру? И что, собственно, представлял собой «шампунь» до того, как им начали мыть голову? Лекцию читает Ксения Гусарова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор работ по культурной истории тела, красоты и гигиены.
Юлия Демиденко, Ксения Гусарова
00:00:00
00:15:35
4 из 5

«Хороший цвет лица» в XIX веке: какой он?

Что такое «хороший цвет» лица и как его добиться? О чем он говорил и чем был вреден? Лекцию читает Ксения Гусарова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор работ по культурной истории тела, красоты и гигиены.
Юлия Демиденко, Ксения Гусарова
00:00:00
00:12:43
5 из 5

Ондуляция, перманент и гарсон: прическа и эмансипация (женские прически 1900-1920-х)

Конец XIX – начало XX века – эпоха безудержного изобретательства. Горячие парикмахерские щипцы и прибор для химической завивки упростили путь к совершенству. Но настоящий переворот произошел, когда выяснилось, что женщина остается привлекательной и в… мужской прическе. Автор: Юлия Демиденко — искусствовед, старший научный сотрудник Русского музея.
Юлия Демиденко, Ксения Гусарова

Мода и спорт

Что было до массового спорта и фитнеса: белье, меняющее тело
00:00:00
00:13:15
1 из 5

Что было до массового спорта и фитнеса: белье, меняющее тело

Одна из функций нижнего белья – коррекция тела, подгонка его под модный стандарт. Как он менялся с течением веков и какую роль в этом играли корсеты, бюстгальтеры и новые материалы. Автор курса: Юлия Демиденко — искусствовед, старший научный сотрудник Русского музея.
Екатерина Кулиничева, Ирина Сироткина
00:00:00
00:16:24
2 из 5

Как одеваться для спорта: история спортивной моды

Спорт – одно из важнейших явлений современной культуры, которое повлияло на многие стороны нашей жизни – в том числе на то, как мы одеваемся. Когда появилось специальная одежда для спорта? Какими качествами она должна была обладать? Как сформировалась особая спортивная эстетика в одежде и обуви? Чем женская спортивная одежда исторически отличалась от мужской. Ответы вы найдете в этой лекции. Автор: Екатерина Кулиничева— журналист, историк искусства, исследовательница спортивной моды и истории спортивного дизайна. В качестве спортивного обозревателя писала для таких изданий как «Спорт-Экспресс», «Газета.Ru», «Сноб», «Афиша», Esquire и др. Постоянный автор журнала «Теория моды».
Екатерина Кулиничева, Ирина Сироткина
00:00:00
00:11:40
3 из 5

Как одеть нацию: история олимпийской моды

Олимпийские игры – это не только медали, голы, очки, секунды и рекорды. У них есть своё «модное» измерение. Неслучайно костюмы участников этого события традиционно становятся одной из главных тем для обсуждений и споров. Здесь тоже выделяют своих победителей и проигравших и даже присваивают виртуальные «золотые медали». Эта лекция посвящена специфике олимпийской моды. В том числе её главной особенности – национальному аспекту, который сегодня является фактически обязательным для олимпийских костюмов, и тем способам одевать нацию, которые были выработаны на Олимпийских играх. Автор: Екатерина Кулиничева— журналист, историк искусства, исследовательница спортивной моды и истории спортивного дизайна. В качестве спортивного обозревателя писала для таких изданий как «Спорт-Экспресс», «Газета.Ru», «Сноб», «Афиша», Esquire и др. Постоянный автор журнала «Теория моды».
Екатерина Кулиничева, Ирина Сироткина
00:00:00
00:08:45
4 из 5

Униформа танца

Почему балетная пачка называется «пачкой» и как она появилась? Что такое леотард и когда гимнастический купальник стал униформой танцовщиков?
Екатерина Кулиничева, Ирина Сироткина
00:00:00
00:12:06
5 из 5

Пуанты или босая нога

Танец на пальцах в приспособленных для этого балетных туфлях с сильно укрепленным носком, которые называют «пуантами», явление сравнительно недавнее — ему меньше двухсот лет. Жесткие пуанты сравнивают с «корсетом для ноги» — возможно поэтому они, как и высокий каблук, часто фетишизируются.
Екатерина Кулиничева, Ирина Сироткина

Мода в истории: от свадеб до траура

Дети в униформе
00:00:00
00:11:27
1 из 5

Дети в униформе

Какая связь между школьной формой и одеждой прислуги или военной униформой? Кто первым придумал форму: короли, писатели или военные? Автор: Юлия Демиденко — историк, историк искусства; ведущий научный сотрудник Государственного Русского Музея.
Юлия Демиденко, Ольга Вайнштейн
00:00:00
00:10:29
2 из 5

Дамы и господа на страницах журналов мод

Мода только по недоразумению считается женским делом. Появление в XVIII веке первого журнала мод действительно обслуживало интересы красавиц, но уже с XIX столетия дамы и господа занимали в равной степени почетные места на страницах глянцевой печати. Автор: Юлия Демиденко — искусствовед, старший научный сотрудник Русского музея.
Юлия Демиденко, Ольга Вайнштейн
00:00:00
00:12:05
3 из 5

Марьяж блан

Рассказ об истории белого свадебного платья в Европе и России с примерами из жизни королей и звезд – от средних веков до советского времени. Автор: Юлия Демиденко — искусствовед, старший научный сотрудник Русского музея.
Юлия Демиденко, Ольга Вайнштейн
00:00:00
00:11:42
4 из 5

Смерть им к лицу...

Костюм погребальный, траурный, костюм для прощания с усопшим. Траур белый, черный и цветной. Лекция представляет эволюцию разнообразных видов одежды, связанных со смертью. Автор: Юлия Демиденко — историк, историк искусства; ведущий научный сотрудник Государственного Русского Музея.
Юлия Демиденко, Ольга Вайнштейн
00:00:00
00:11:58
5 из 5

Академическая мода

Каковы негласные правила академического стиля? Как он сформировался? Мы рассмотрим историю университетской одежды и разберем современные варианты гардероба людей умственного труда.
Юлия Демиденко, Ольга Вайнштейн

Новейшая мода

Белое платье Шанель
00:00:00
00:08:51
1 из 8

Белое платье Шанель

Как белое платье Шанель стало вторым черным, почему с этим была связана лучшая подруга Мися Серт и чем мир русской эмиграции повлиял на стиль работы великой Коко. Лекцию читает Алена Григораш — кандидат искусствоведения, лингвист. Приглашенный лектор Философского факультета МГУ, доцент МПГУ.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш
00:00:00
00:06:48
2 из 8

Рюкзак Моны Лизы

Современная мода немыслима без искусства, и шедевры из Лувра, помещенные на сумки Луи Виттона художником Джефом Кунсом тому пример. Современное искусство делает из модных показов перформансы, как у Александра Маккуинна, а из произведений – новые виды искусства. Картины превращаются в платье, а граффити - в кеды. Мир искусства и моды закольцован, потому что не может существовать без коллекционеров, художников и модников. Лекцию читает Алена Григораш — кандидат искусствоведения, лингвист. Приглашенный лектор Философского факультета МГУ, доцент МПГУ.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш
00:00:00
00:12:00
3 из 8

Медленная мода

От ненависти к фаст фуду до детокса против модных обновок, от Мирового института неторопливости к японской улитке у Фудзи, от связанного свитера «против Холодной войны» к тексту XIX века «Вести ниоткуда, или эпоха спокойствия». Лекцию читает Алена Григораш — кандидат искусствоведения, лингвист. Приглашенный лектор Философского факультета МГУ, доцент МПГУ.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш
00:00:00
00:08:24
4 из 8

Красавица-невидимка

Как остаться красивой, но скрыться от цифровых глаз, которые следят в современном мире повсюду? Бодиарт, татуаж, платья, съедающие форму, религиозные одежды и новейшие военные разработки. Лекцию читает Алена Григораш — кандидат искусствоведения, лингвист. Приглашенный лектор Философского факультета МГУ, доцент МПГУ.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш
00:00:00
00:15:02
5 из 8

Экологичный стиль

Мы поговорим о том, что такое медленная мода, «устойчивая мода», как эти тенденции соотносятся с экологическим стилем, о правилах разумного потребления и этичном производстве. Ольга Борисовна Вайнштейн — ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского РГГУ, доктор филологических наук.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш
00:00:00
00:14:54
6 из 8

Уловки фотошопа

Речь пойдет о случаях намеренного злоупотребления фотошопом в рекламном бизнесе и об успешных кампаниях сопротивления нечестной рекламе, о скандалах вокруг изображений знаменитостей, связанных с применением фотошопа. Ольга Борисовна Вайнштейн — ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского РГГУ, доктор филологических наук.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш
00:00:00
00:15:39
7 из 8

Новые модные тела

Наши тела сейчас находятся в непрерывном взаимодействии с технологичными дополнениями - протезы, очки, мобильные телефоны, наушники, ноутбуки, связки ключей, кредитные карты… Как выстраиваются отношения с этими предметами и не превращаемся ли мы незаметно в киборгов? Ольга Борисовна Вайнштейн — ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского РГГУ, доктор филологических наук.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш
00:00:00
00:14:44
8 из 8

Дилемма общества потребления

Шопоголизм можно определить как психологическую зависимость от покупок, когда сам процесс хождения по магазинам приносит моральные дивиденды. Но какие исторические факторы стоят за шопоголизмом? Что поддерживает шопоголизм в современной культуре? Шопоголизм провоцируется искусственно созданным «чувством нехватки», принципом модной новизны и праздничной атмосферой в торговых центрах. Ольга Борисовна Вайнштейн — ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского РГГУ, доктор филологических наук.
Ольга Вайнштейн, Алена Григораш

История тканей

Ситец —  русский иностранец
00:00:00
00:09:46
1 из 3

Ситец — русский иностранец

Лекция о том, как индийские хлопчатобумажные узорчатые ткани через Англию и Голландию проникли в Россию и превратились в русский ситец, получивший известность на международных выставках. Автор: Юлия Демиденко — историк, историк искусства; ведущий научный сотрудник Государственного Русского Музея.
Юлия Демиденко
00:00:00
00:12:58
2 из 3

Слова на ткани: путь к эгалитаризму

Лекция посвящена эволюции надписей на тканях от первых текстов древних цивилизаций до логотипов и слоганов на современных футболках. Обсудим, при чем здесь развитие демократических идеалов, идеи просвещения и всеобщей грамотности. Автор: Юлия Демиденко — историк, историк искусства; ведущий научный сотрудник Государственного Русского Музея.
Юлия Демиденко
00:00:00
00:10:39
3 из 3

Прочнее стали, тоньше паутины: история шелка

Лекция об уникальном материале, промышленном шпионаже, Великом шелковом пути, шелке и его месте в истории и культуре. Автор: Юлия Демиденко — историк, историк искусства; ведущий научный сотрудник Государственного Русского Музея.
Юлия Демиденко

Мода в Советском Союзе

Одежда для дикарей: купальники и плавки советской эпохи
00:00:00
00:13:24
1 из 4

Одежда для дикарей: купальники и плавки советской эпохи

История советского купальника: что было до них, как менялось отношение к отдыху и, соответственно, к купальнику, почему пижама — наследие сталинского прошлого и из чего журналы мод предлагали шить купальники. Лекцию читает Наталия Борисовна Лебина, доктор исторических наук, профессор, один из первых отечественных специалистов по истории советской повседневности. Более 20 лет проработала в системе Российской Академии наук, затем пять лет в Музее истории Петербурга, почти 17 лет преподавала в Санкт-Петербургском Экономическом Университете.
Наталия Лебина
00:00:00
00:12:37
2 из 4

Секреты красоты в советской государственной политике и реальной жизни

Как менялось понятие «красота» на протяжении XX века: от ликвидации гигиенической безграмотности до первых клиник красоты, расцвета парфюмерии и косметологии. Лекцию читает Наталия Борисовна Лебина, доктор исторических наук, профессор, один из первых отечественных специалистов по истории советской повседневности. Более 20 лет проработала в системе Российской Академии наук, затем пять лет в Музее истории Петербурга, почти 17 лет преподавала в Санкт-Петербургском Экономическом Университете.
Наталия Лебина
00:00:00
00:13:53
3 из 4

Унисекс по-советски. Вестиментарные знаки гендерного равноправия в СССР

История советского унисекса: от кожаных курток как символа революционной моды, через непринятие брючных костюмов женщин и до главное символа равноправия и мечты — джинсов. Лекцию читает Наталия Борисовна Лебина, доктор исторических наук, профессор, один из первых отечественных специалистов по истории советской повседневности. Более 20 лет проработала в системе Российской Академии наук, затем пять лет в Музее истории Петербурга, почти 17 лет преподавала в Санкт-Петербургском Экономическом Университете.
Наталия Лебина
Слушайте также