• искусство
  • XX век
  • история искусств

Советская школа дизайна

6 лекций1 часов 45 минут

Ольга Дружинина

Цикл лекций о советской школе дизайна: как менялся дизайн на протяжении 70 лет, что с ним было в период Великой Отечественной войны и как Запад влиял на интерьеры советских граждан — об этом и многом другом в лекциях Ольги Дружининой. Автор: Ольга Дружинина, директор по развитию Московского музея дизайна, историк искусства, историк дизайна; соискатель учёной степени кандидата наук в аспирантуре МГХПА им. С.Г. Строганова.

Становление дизайна в СССР
00:00:00
00:21:46
1 из 6
Становление дизайна в СССР
Послевоенные годы – период формирования отечественного дизайна как профессиональной деятельности. Контраст между разрушенным войной бытом и потоком трофейных товаров, налаживание мирной жизни стимулировали развитие художественного конструирования – этот термин до конца 1980-х годов в нашей стране заменял слишком «буржуазное» слово «дизайн». Хрущёвская оттепель открыла советскому человеку удобный и красивый предметный мир Запада – так возникло желание «жить хорошо здесь и сейчас». Для того, чтобы удовлетворить запросы появившегося общества потребления, нужно было задуматься об эстетических качествах выпускаемых товаров.
Ольга Дружинина
00:00:00
00:18:39
2 из 6
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
В отечественном дизайне было два ярких периода, определивших его характер и направление развития. Первый связан с авангардом: он хорошо изучен, о нём много писали как российские, так и западные специалисты. Второй – 1960-1980-е годы – практически неизвестен. Он начался в 1962 году с создания Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) – уникальной организации, которая отвечала за дизайн на всей территории Советского Союза. Многие разработки Института опередили своё время и остались только на бумаге. Но созданная теоретическая база по своему значению сравнима с Баухаузом, ВХУТЕМАСом и Ульмской школой дизайна.
Ольга Дружинина
00:00:00
00:18:19
3 из 6
Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП)
Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) открылся в начале 1930-х годов. Это был первый и единственный в стране исследовательский центр, занимавшийся изучением, сохранением, а позднее «адаптацией» к современным условиям народного декоративно-прикладного искусства. Сотрудники Института – искусствоведы, художники, технологи, художники-конструкторы – ездили в экспедиции по всей стране от Подмосковья до Кавказа и Средней Азии. Их задачами были не только сбор материала по народному искусству, которое стремительно вытеснялось массовым промышленным производством, но и разработка методик его развития.
Ольга Дружинина
00:00:00
00:15:32
4 из 6
Дизайн-программа «ВТОМАР» (Вторичные материальные ресурсы)
В конце 1970-х годов в Советском Союзе впервые всерьез обеспокоились проблемой загрязнения окружающей среды. Главная причина заключалась в том, что значительный объем бытовых отходов направлялся на полигоны захоронения. Это было, в основном, связано с недостаточно развитой системой сбора вторичных материалов. С 1979 по 1985 годы сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) работали над программой «ВТОМАР – Вторичные материальные ресурсы». Результатом разработок стала комплексная система сбора и утилизации отходов – от пунктов их накопления до одежды работников служб.
Ольга Дружинина
00:00:00
00:12:13
5 из 6
Городское оборудование для квартала Тбилиси Дигоми
В 1980-е годы в нашей стране начали говорить о недостатках системы градостроительства – таких как, например, недостаточное внимание к созданию комфортной городской среды, игнорирование существующего уклада жителей. В 1986 году в одном в одном из районов Тбилиси проводился градостроительный, архитектурный и дизайнерский эксперимент по организации принципиально новой предметной среды. Дизайнеры сконструировали пять модульных элементов, из которых собирались различные уличные конструкции – от киосков и питьевых фонтанов до скамеек и детских песочниц.
Ольга Дружинина
00:00:00
00:19:18
6 из 6
Довоенный дизайн. 1930–1940-е
Довоенный дизайн / 1930–1940-е 1930–1940-е годы – самый противоречивый период в истории советского дизайна. С одной стороны, научно-технический прогресс способствовал его развитию, с другой – усиливающаяся гнетущая атмосфера тоталитарного общества препятствовала любым творческим проявлениям. С момента Постановления ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» «социалистический реализм» становится главным методом искусства: на смену конструктивно-геометрическому стилю 1920-х годов, объявленному формалистическим и буржуазным, приходит ордерная архитектура, советская символика и орнаментика, выражающие пролетарский дух.
Ольга Дружинина

Еще по теме Искусство

Наивное искусство
Эдвард Мунк
Византийское искусство в Италии. Мозаики

Как работает подписка

День 1День 1

Вы получаете доступ к платформе на 7 дней за 1₽. Деньги за выбранный тариф не списываются.

День 5День 5

Мы напоминаем вам об окончании пробного периода.

День 7День 7

Мы спишем с вас оплату за выбранный тариф. Вы можете отменить подписку до этого дня.

Есть промокод?

Ваша подписка может стать еще выгоднее!

Номер карты

Годовая

Скидка 20%
183₽/мес

Преимущества

20%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 2199 ₽ за 1 год

Вы получите +600 бонусов Много.ру

Полгода

Скидка 13%
200₽/мес

Преимущества

13%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 1199 ₽ за 6 месяцев

Вы получите +350 бонусов Много.ру

Ежемесячно

229₽/мес

Преимущества

1

Первые 7 дней, затем 229 ₽ за 1 месяц

Вы получите +100 бонусов Много.ру