Профили

15 лекций8 часов 30 минут

Серов, Шагал, Бенуа и другие современники под острым пером Абрама Марковича Эфроса. Гениальный учитель Паолы Волковой, он не дает готовых ответов, но приоткрывает дверь в мир художника, приглашая вступить в диалог с искусством.

Циклы

Профили

Введение
00:00:00
00:04:58
1 из 15

Введение

«Читателю предстоит со мной пройти как бы по вернисажу большой выставки. Я люблю это медлительное хождение из зала в зал, вдоль стен, с которых глядят полотна, и мимо художников, которые смотрят на них и на нас. Празднично, торжественно, немного глупо; чувствуешь в себе разом влюбленность и злость; воздух насыщен атомами признаний и ссор; вещи и люди живут одной жизнью; мастер, выставивший произведение, становится таким же экспонатом, как вещь, которую он сделал».
Абрам Эфрос
00:00:00
00:41:16
2 из 15

Валентин Серов

Эфрос рассказывает о Серове как о гениальном портретисте, в чьем искусстве изящество соседствует с внутренней тяжестью. Его портреты одновременно привлекают и отталкивают, оставляя у зрителя ощущение скрытой драмы. Почему же сам художник называл себя «скучным Серовым»?
Абрам Эфрос
00:00:00
00:41:07
3 из 15

Василий Суриков

Суриков показан как художник, чьи полотна стали воплощением русской истории и народной стихии. Его картины — это не просто сцены прошлого, а живая ткань национальной памяти. Но почему Запад, видя его шедевры, оставался равнодушен? Хотя Эфрос подчеркивает: Суриков был «Толстым русской живописи», художником, в чьих работах жила сама Россия.
Абрам Эфрос
00:00:00
00:32:53
4 из 15

Илья Остроухов

В очерке об Остроухове речь пойдет не столько об Остроухове-живописце, сколько о страстном коллекционере, чья судьба неразрывно связана с формированием коллекции Третьяковской галереи и открытием древнерусского искусства для зрителей, ученых и коллекционеров.
Абрам Эфрос
00:00:00
00:11:39
5 из 15

Александр Бенуа

В этой главе Абрам Маркович показывает Бенуа как лидера объединения «Мир искусства», критика, художника и историка, чья фигура определяла художественный климат рубежа веков. Любовь Бенуа к петербургскому классицизму и «золотому веку» России выразилась в картинах и в знаменитой серии книг «Истории живописи».
Абрам Эфрос
00:00:00
00:11:22
6 из 15

Константин Юон

Юон предстает как певец Москвы и народных праздников, художник, в чьих работах живет и прошлое, и современность. В его искусстве — и символистская поэтика, и документальность, и дерзкие прорывы к новому. Каким образом ему удалось соединить наблюдение за частным с образом времени?
Абрам Эфрос
00:00:00
01:23:52
7 из 15

Павел Кузнецов

Кузнецов — художник с тягой к мечтам и восточным видениям. Его живопись наполнена декоративными символами и мягкими снами. Но был ли этот мир только бегством от реальности, или в нем заключался иной способ говорить о времени?
Абрам Эфрос
00:00:00
00:23:03
8 из 15

Николай Сапунов

Краткая, но яркая жизнь Сапунова оставила в искусстве особую ноту — декоративную, праздничную, световую. Он успел заявить о себе и в живописи, и в театре, но многое оборвалось слишком рано.
Абрам Эфрос
00:00:00
00:39:58
9 из 15

Владимир Фаворский

Фаворский у Эфроса — не просто художник, а мыслитель и философ искусства. Его графика и ксилография отмечены ясностью композиции и глубиной идейного содержания. Эфрос подчеркивает его умение работать с формой и словом, соединяя искусство с литературой.
Абрам Эфрос
00:00:00
00:54:24
10 из 15

Марк Шагал

Шагал открывается как «поэт живописи», чье искусство уводит в мир воспоминаний, фантазий и еврейских легенд. Витебск, любовь, полеты и память становятся в его картинах символами иносказательного бытия. В своем творчестве он сумел гармонично соединить личное и универсальное.
Абрам Эфрос
00:00:00
00:29:53
11 из 15

Сергей Чехонин

Искусство Чехонина — это игра линий, орнаментов и шрифтов, соединение традиции и модерна. Его почерк легко узнаваем, но за декоративностью кроется строгая система. В Советское время он оформлял книги, плакаты, занимался агитационным фарфором.
Абрам Эфрос
00:00:00
00:15:04
12 из 15

Ольга Розанова

Очерк о Розановой рассказывает о художнице, которая прошла путь от футуризма до супрематизма. В ее работах — и дерзость цвета, и энергия ритма, и напряжение поиска. Как ей удалось создать собственный голос в буре русской истории?
Абрам Эфрос
00:00:00
00:10:11
13 из 15

Георгий Нарбут

Нарбут предстает как график-стилист, вдохновленный украинской традицией и барочными формами. Его искусство кажется легким и изящным, но за ним стоит глубокое чувство стиля и истории. В чем тайна этой гармонии между национальным и универсальным?
Абрам Эфрос
00:00:00
01:15:11
14 из 15

Натан Альтман

Альтман соединял кубизм и футуризм с личной темой, был живописцем, сценографом и скульптором. Его «Портрет Ахматовой» стал символом эпохи, но этим не исчерпалось его дарование.
Абрам Эфрос
00:00:00
00:35:24
15 из 15

Давид Штеренберг

Штеренберг вошел в искусство как художник европейской школы, но стал одним из строителей новой советской художественной жизни. Его полотна — просты и строги, но в них еще слышны отголоски Парижа и дыхание русской земли.
Абрам Эфрос
Слушайте также
От Маяковского до Бродского: литература XX века
10 лекций
От Маяковского до Бродского: литература XX века

Подборка поможет разобраться, что происходило с литературой до, вовремя и после Революции и как поэты и писатели искали формы самовыражения на фоне непростой истории прошлого века.

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф
Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф
Рождение человека, гражданина, поэта
Рождение человека, гражданина, поэта
Да здравствует новый строй, новое искусство, новая любовь
Да здравствует новый строй, новое искусство, новая любовь
Крушение идеалов
Крушение идеалов
Слушать
Хорроры: почему мы любим бояться?
6 лекций
Хорроры: почему мы любим бояться?

Как фильмы ужасов лечат тревогу и почему дом опаснее леса? Подборка лекций о хоррорах и природе наших страхов.

Что такое хорроры и почему мы их смотрим?
Что такое хорроры и почему мы их смотрим?
Как связаны фильмы о зомби, вирусы и диктатуры?
Как связаны фильмы о зомби, вирусы и диктатуры?
Кровь, клыки, табу и «Сумерки»: вампиры в фильмах ужасов
Кровь, клыки, табу и «Сумерки»: вампиры в фильмах ужасов
Дом — самое небезопасное место
Дом — самое небезопасное место
Слушать
На фоне Эйфелевой башни
19 лекций
На фоне Эйфелевой башни

Лекции о Франции и французах: художники, императоры, короли, философы, простые жители и мигранты на фоне эпох.

Русский Париж
Русский Париж
Карл Великий. Рождение Европы.
Карл Великий. Рождение Европы.
Великая французская революция. Рождение свободы.
Великая французская революция. Рождение свободы.
Наполеоновские войны. Рождение современного мира.
Наполеоновские войны. Рождение современного мира.
Слушать