Любимые курсы июня

92 лекции100 часов 56 минут

«Слушай, читай, познавай» — таков был девиз июня! Сразу 3 литературных курса в топ-10 доказали: когда за окном хмуро и дождливо, лучшее решение — побег в мир книг и знаний. Вы погружались в русскую классику, исследовали славянские мифы и историю праздников, разгадывали тайны Романовых и исследовали жизнь аристократии. А курс про Возрождение стал глотком свежего воздуха, прямо как билет в солнечную Италию из дождливого июня🍋

Циклы

Великий американский роман

Великий американский роман
00:00:00
01:14:40
1 из 19

Великий американский роман

Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США. Павел Балдицын: «Культура США выросла на основе европейских традиций, однако с самого начала XIX века американцы стремились создать самобытную американскую литературу. Одну из самых известных концепций сформулировал писатель Джон Дефорест в своей статье-манифесте „Великий американский роман“ (1868), где поставил целью написать романы, которые дали бы „картину обычных чувств и нравов американского существования“ и наиболее полно воплотили „дух времени и страны“. В этом обнаружился проективный характер национальной культуры, желание вступить в соперничестве с европейской литературой, но также и неразвитость художественного вкуса американских критиков и читателей, которые не заметили великих поэтов Эдгара По и Уолта Уитмена, великих прозаиков Германа Мелвилла и Марка Твена, ведь признание к ним пришло из Европы». На первой лекции пойдёт речь об идее «Великого американского романа» и критической полемике вокруг неё, о принципах отбора произведений в канон национальной классики.
Павел Балдицын
00:00:00
01:18:44
2 из 19

Фенимор Купер

Фенимор Купер — родоначальник американского романа, новатор, создатель совершенно новых жанров, таких как шпионский или морской роман. Главным его творением стали романы о пионерах и движущейся границе с их специфическими сюжетами и героями, где непременные истории любви потеснили иные темы — бегство от цивилизации к природе, взаимоотношения людей разных культур с природой и между собой, конфликт естественного человека с законом. На лекции будут представлены два лучших романах Купера из пенталогии о Натти Бампо: «Пионеры» и «Последний из могикан». Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:44
3 из 19

Натаниэль Готорн

Натаниэль Готорн внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма; идеализировал некоторые черты пуританской этики. Его главный роман «Алая буква» («The Scarlet Letter») считается одним из ключевых литературных произведений США, который к тому же один из первых завоевал признание в Европе, а также подвергся шквалу критики со стороны религиозных общин. Роман был неоднократно экранизирован, по нему были написаны оперы, также он оказал огромное влияние на поп-культуры и не потерял своей актуальности и сегодня. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:19:25
4 из 19

Герман Мелвилл

Германа Мелвилла можно назвать самым главным американским романтиком и самым масштабным писателем США. Его ключевой роман «Моби дик, или белый кит» был написан в 1851 году, но особую популярность обрел после Первой мировой войны. С 20-х по 50-е годы ХХ века художественный стиль Германа Мелвилла, свойственный ему трагизм, получили сильный отклик среди представителей потерянного поколения. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Вячеславович Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:21:37
5 из 19

Марк Твен

Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн» - Эрнест Хемингуэй. Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет, как связан Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс с Марком Твеном, а также о двух самых известных произведениях Марка Твена: «Приключениях Гекльберри Финна» и «Приключениях Тома Сойера», об их влиянии на становление и канон американской литературы, проблемы, затронутые в произведении и что это чтение не только для детей, но и роман-размышление для взрослых.
Павел Балдицын
00:00:00
01:06:40
6 из 19

Гарриет Бичер-Стоу

Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет о «Хижине дяди Тома», романе американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Из этой лекции вы узнаете не только об истории создания романа и жизни его создательницы, но и о важнейшей теме этого произведения - рабовладении в Америке. Павел Вячеславович делает большой исторический обзор рабовладения, сравнивая его с русским крепостничеством, рассказывает о нравственных, психологических и религиозных проблемах романа, а также о том, как популяризация этого романа повлияла на рабовладение в Америке.
Павел Балдицын
00:00:00
00:59:23
7 из 19

Кейт Шопен. «Пробуждение»

Роман Кейт Шопен «Пробуждение» (1899) иногда называют американской «Мадам Бовари». Это шедевр, забытый на полстолетия в своей родной стране и заново прочитанный только благодаря иностранным исследователям. Сегодня этот роман стал одним из «евангелий» феминизма, он вошёл в программы почти всех университетов США, о нём написаны сотни статей, диссертаций и книг. Его героиня, красивая и богатая молодая женщина, которую любит и балует муж, которой восхищаются все вокруг – и мужчины и женщины, в душе чувствует себя бесконечно одинокой. Романтический порыв героини к свободе оказывается недостижимым, а пробуждение личности приводит к самоубийству.
Павел Балдицын
00:00:00
00:43:43
8 из 19

Джек Лондон. «Мартин Иден»

Многие писатели ХХ века признавались, что к творчеству их побудило чтение романа «Мартин Иден» (1909). Эта автобиографическая книга Джека Лондона из тех, что «написаны кровью собственного сердца». Читателей поразила судьба простого моряка, наделённого тягой к красоте, потрясающей волей и талантом, который ради любви сумел преодолеть все препятствия, достичь славы и богатства, но в финале испытал жестокое разочарование во всём, к чему стремился
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:56
9 из 19

Генри Джеймс. «Портрет дамы»

«Портрет дамы» (1881) – вершина творчества Генри Джеймса и признанный шедевр американской и английской литератур. Его главная тема – судьба свободной и независимой женщины, которая воплощает идею «доверия к себе» Эмерсона. Изабелла Арчер совершает неверный выбор и переживает крушение иллюзий, однако оказывается способной осознать это и найти своё предназначение в жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:32:13
10 из 19

Генри Джеймс. «Площадь Вашингтона»

Образ юной американской девушки, бросающей вызов окружающим, стал художественным стержнем нескольких произведений Генри Джеймса. Самой известной стала повесть «Дэзи Миллер» (1878). Героиня романа «Площадь Вашингтона» (1880) Кэтри Слоупер оказывается жертвой своей любви к отцу, который воплощает разум и твёрдость принципов, и любви к жениху, которого привлекало только её наследство. Самое главное в этом характере – великая нравственная сила и верность своим чувствам.
Павел Балдицын
00:00:00
01:00:48
11 из 19

Теодор Драйзер. «Американская трагедия»

Драйзер написал восемь романов и три из них вполне достойны войти в список великих. Однако «Американская трагедия» (1925) стала вершиной его творчества. В основу романа положен реальный случай, когда молодой человек ради богатства и положения в обществе убил свою любовницу. Драйзер очень внимательно прослеживает жизненный путь ничем не примечательного, кроме смазливой внешности, героя. Это обстоятельная, честная и бескомпромиссная попытка исследования болезней души американского, да и всякого общества, построенного на социальном неравенстве.
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:55
12 из 19

Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. «Великий Гэтсби»

«Великий Гэтсби» (1925) – роман-драма, краткий и насыщенный, в котором криминальный анекдот становится средством философско-психологического анализа состояния умов и нравов в Америке 20-х годов. Эта эпоха «сухого закона», разгула преступности и гедонизма с лёгкой руки Фитцджеральда получила название «века джаза». Форма ностальгических воспоминаний от первого лица, неясность и символика образов придаёт роману лирические черты. В образе главного героя неожиданно сочетаются убожество и величие, низость поступков и «редкостный дар надежды», стремление к счастью, что живёт в душе американцев со времён первых переселенцев в Новый Свет.
Павел Балдицын
00:00:00
00:54:31
13 из 19

Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!»

«Прощай, оружие!» (1929) – один из самых ярких антивоенных романов ХХ века. В нём с особой свежестью рассказана вечная трагическая история Ромео и Джульетты, в которой роль убийственного рока сыграла Первая мировая война с её бессмысленной жестокостью и абсурдом. В романе Хемингуэя замечательно сочетание реалистической картины войны и романтической истории любви, точности деталей и символики образов.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
14 из 19

Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

Название романа «По ком звонит колокол» (1940), взятое из «Медитаций» Джона Донна, стало крылатым в ХХ веке. В нём звучит мысль о единстве человека со всем человечеством. Камерный сюжет приключений подрывника в тылу франкистов обретает эпический размах. История трагической любви героя, погибающего за счастье другого народа, рассказана здесь на фоне истории испанского народа, восставшего против неравенства и социальной несправедливости. В финале «Колокола» Хемингуэй пересматривает итог прежнего своего романа «Прощай, оружие!»: здесь герой живёт до последней фразы, с оружием в руках прикрывая отход отряда и своей любимой.
Павел Балдицын
00:00:00
01:09:33
15 из 19

Уильям Фолкнер. «Шум и ярость»

В романе Фолкнера «Шум и ярость» (1929), название которого навеяно сравнением из шекспировского «Макбета», история распада знатного семейства на американском Юге рассказана самым причудливым образом – через крайне субъективное восприятие и лихорадочные потоки сознания трёх братьев Компсонов. Особенно впечатляет первая часть, в которой передано детское и внелогическое восприятие мира глазами идиота, которому «вот уже 30 лет как три года». Четыре части романа представляют собой смену возрастов человека – от «невинности ребёнка» и подросткового смятения перед неумолимыми переменами бытия до умудрённой зрелости стороннего наблюдателя, способного узреть истину и главные ценности жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:02:24
16 из 19

Уильям Фолкнер. «Свет в августе»

«Свет в августе» (1932) – ещё один эксперимент Фолкнера с формой романа. Здесь причудливо сочетаются три главных истории, которые носят символический характер: страшная и трагическая история полукровки со странным именем Джо Кристмас (Рождество), который воплощает расовый конфликт американского Юга, замешанный на жестокости и насилии, священника Хайтауэра, истово верующего в «южный миф» и способного любить всякого человека, даже убийцу, и простушки Лины Гроув, реинкарнации образа вечной женственности и материнства.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
17 из 19

Уильям Фолкнер. «Авессалом, Авессалом!»

В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) главная тема творчества Фолкнера – распад южной семьи и общины – получает необычайный размах. История Томаса Сатпена, который наперекор всем обстоятельствам и препятствиям устремлён к своей цели – стать творцом собственной судьбы и основателем аристократической династии, становится ярким воплощением краха американской мечты. При этом важен сам способ рассказа, когда образ главного героя предстаёт неясно и в то же время очень ярко, в коллективных воспоминаниях и мифологических параллелях.
Павел Балдицын
00:00:00
01:03:37
18 из 19

Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) — сатирический роман Марка Твена, который является одним из наиболее важных произведений автора. В этой книге Твен использует фантастическую ситуацию – путешествие своего современника в средневековую Англию – чтобы исследовать социальные и политические проблемы своего времени. Роман наполнен юмором и остроумными наблюдениями, а также содержит глубокие размышления о прогрессе, науке и технологии. Через приключения главного героя, Твен представляет читателям критический взгляд на общество XIX века, показывая, как многие из его проблем коренятся в истории и культуре.
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:53
19 из 19

Джон Дос Пассос. Трилогия «США»

В этой лекции речь пойдет о трилогии Джона Дос Пассоса «США» (1930-1936). Она представляет собой масштабную картину американской жизни начала XX века. Это произведение показывает дух эпохи через призму судеб различных персонажей. Автор исследует социальные, экономические и политические аспекты американского общества того времени, используя множество стилей и литературных приемов. В центре внимания находятся темы войны, капитализма, классовой борьбы и индивидуализма. Трилогия «США» считается одним из ключевых произведений американской литературы XX века и важным документом эпохи.
Павел Балдицын

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24

Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:52:04
2 из 24

Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:56
3 из 24

«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:21:32
4 из 24

Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:19
5 из 24

Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:36:37
6 из 24

Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:50:51
7 из 24

Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:20
8 из 24

«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:42
9 из 24

Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:55:20
10 из 24

Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:45:14
11 из 24

Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:50
14 из 24

Михаил Лермонтов

В лекции четырнадцатой мы поговорим о творчестве Михаила Лермонтова. Почему его воспринимали негавтивно в XIX веке и почему позже он стал востребованным. Также мы рассмотрим, возможно, главное его произведение — поэму «Демон», и обсудим отношение к ней в разные периоды, отсутствие в ней демонического начала и притягательность демонизма для «взрослых подростков».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:41
15 из 24

Николай Гоголь

Пятнадцатая лекция этого цикла посвящена Николаю Гоголю. В ней мы рассмотрим: феномен Гоголя как основоположника русского фэнтези, «Ревизора» как уникальное произведение мировой драматургии, реальность и ее трансформацию в «Мертвых душах», а также вспомним Владимира Набокова в контексте «Петербургских повестей».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:59:40
16 из 24

Неизвестный Виссарион Белинский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:44:40
17 из 24

Негромкая поэзия: Федор Тютчев и Афанасий Фет

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:58
18 из 24

Дворянин не у дел: Иван Тургенев

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:33:08
19 из 24

Русский надрыв: Федор Достоевский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:45
20 из 24

Русский дух. Часть 1: Николай Некрасов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
02:11:08
21 из 24

Русский дух. Часть 2: Александр Островский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:26:51
22 из 24

Лев Толстой

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:46:17
23 из 24

Доктор Чехов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
00:57:07
24 из 24

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф

Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов

Российская империя. Канун революции

Дело Бейлиса
00:00:00
01:31:23
1 из 5

Дело Бейлиса

В первом рассказе речь пойдет о громком уголовном деле: ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского и главном обвиняемом по этому делу Менделе Бейлисе.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:34:26
2 из 5

Распутин

Из второго рассказа вы узнаете о жизни и смерти главного старца конца Российской Империи Григория Распутина.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:37:23
3 из 5

Россия до и после революции

В третьем рассказе речь пойдет о жизни и революции 1905 года и дальнейшем пути империи к Октябрьской революции.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:29:56
4 из 5

Русский Париж

Из четвертого рассказа вы узнаете о жизни и сложностях русских эмигрантов в Париже.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:18:23
5 из 5

Исход. Катастрофические страницы истории России

В пятом рассказе речь пойдет о том, какими путями эмигранты покидали страну и какие трудности и эпидемии были у них на пути.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8

Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:39
2 из 8

Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:22
3 из 8

Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
4 из 8

Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:49
5 из 8

Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:26
6 из 8

Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:20
7 из 8

Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
8 из 8

Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.
Коллектив авторов

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Здоровые отношения с собой

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
00:00:00
00:54:50
1 из 9

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни

Чем отличается самооценка и самоценность, какой бывает самооценка и как это влияет на нашу жизнь. Как наше детство и последующий опыт отражается в нашем поведении сейчас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:32:18
2 из 9

Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?

Как строить жизнь достойную того, чтобы жить? Как выбрать, на что опираться в жизни? На эти и другие вопросы об опорах и приоритетах ответ в этой лекции.
Ольга Каминина
00:00:00
00:36:34
3 из 9

Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина

Из этой лекции вы узнаете, почему эти чувства называются сложными и почему с ними так тяжело. Поговорим о том, откуда берутся стыд и вина, какая от них есть польза и как они могут деструктивно влиять на нас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:52:28
4 из 9

Мои мысли (почему они такие, какие есть? Зачем они нужны? Можно ли их убрать и поменять?)

Как мы думаем и можем ли мы влиять на это? Эта лекция о том, зачем нам мысли, чем они помогают нам, а чем мешают. Также мы обсудим, можем ли мы влиять на своей мышление и как.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:41
5 из 9

Мои эмоции и их влияние на меня

В этот раз мы посмотрим на эмоции с эволюционной точки зрения: откуда они берутся и зачем они нужны мне в современной жизни. А также рассмотрим, как эмоции связаны с принятием решений, действиями и планами.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:07
6 из 9

Другие: мои границы и приоритеты

Выстраивание отношений с другими — сложная задача. Нам важно учитывать и свое состояние, и состояние другого человека, и как мы можем влиять на него и как он может влиять на нас. В этой лекции обсудим, где проходят границы личного и публичного, от чего они зависят и как выстраивать приоритеты в коммуникации.
Ольга Каминина
00:00:00
00:49:44
7 из 9

Как помогать себе в сложных ситуациях

Кризисные планы на случай непредвиденных стрессовых ситуаций. В этой лекции поговорим, как помочь себе и близким в случаях горя, сильного переживания и других тяжелых ситуациях.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:22
8 из 9

Как планировать для себя лучшую жизнь и следовать плану

Как учиться планировать важное и быть гибким к переменчивым обстоятельствам? Может ли планирование быть устойчивым? В этой лекции обсудим долгосрочные цели и то, как мы можем идти к ним, выбирая себя.
Ольга Каминина
00:00:00
00:33:47
9 из 9

Осознанность

В этой лекции мы поговорим об осознанности: что это такое осознанность и почему она необходима современному человеку, в каких случаях практики осознанности могут помочь и как развивать осознанный подход к жизни. А также поговорим о том, как наблюдение помогает выстраивать лучшую жизнь и помогать себе.
Ольга Каминина

История праздников в России

Новый год
00:00:00
00:44:02
1 из 4

Новый год

На первой лекции мы поговорим о появлении Нового года. Вы узнаете, как менялась дата Нового года в русском календаре, какие раньше были фейерверки и иллюминация и всегда ли шампанское было главным новогодним напитком. Обсудим также, что делали раньше 1 января и какие изменения произошли с праздником в советское время.
Юлия Уварова
00:00:00
00:53:55
2 из 4

Рождество

На второй лекции мы поговорим о праздновании Рождества при императорском дворе и в городской среде. Узнаем, какими были старинные елочные игрушки и как изменялся их дизайн со временем, обсудим, что дарили на Рождество. Поговорим о появлении детских праздников с елкой, традициях благотворительности и рождественских открытках. А также узнаем, как на Рождество устраивалось застолье, и какие особенные кушанья включало меню, типичные для зимнего времени.
Юлия Уварова
00:00:00
00:54:37
3 из 4

Масленица

На третьей лекции мы поговорим об истории Масленицы. Узнаем, как развлекались в Сырную седмицу и что это такое, какие дохристианские обычаи сплелись с христианскими обрядами, когда на Масленицу начали печь блины, а также поговорим о всевозможных начинках для них и других блюдах (и напитках) Масленичного стола.
Юлия Уварова
00:00:00
00:43:40
4 из 4

Пасха

На четвертой лекции мы поговорим о главном христианском празднике — Пасхе. Вы проследите, как менялась традиция празднования Светлого Христова Воскресения в императорской семье и среди простого народа. Обсудим пасхальные гуляния, торжественное христосование с царём, обмен подарками и 101 пушечный залп после литургии. Особое внимание уделим пасхальному застолью: выясним, как проходило разговение после Великого поста и какими блюдами потчевали государей и государынь. Конечно, поговорим о символах Пасхи: яйцах — куриных, гусиных, расписных, а затем и драгоценных Фаберже, — куличах и творожной пасхе. Вы узнаете, когда эти любимые блюда появились, откуда пришли и какой символикой обладали.
Юлия Уварова

Возрождение и его идеи

Великая красота: как итальянский Ренессанс изменил мир
00:00:00
00:36:00
1 из 2

Великая красота: как итальянский Ренессанс изменил мир

Первая лекция расскажет о том, что лежало в основе Возрождения — о философии гуманизма и о том, как гуманисты по-новому интерпретировали божественную сущность человека; а также о том, как медленно менялось отношение человека к Богу, к искусству, к себе самому и к миру вокруг. Мы поговорим о том, что именно «возрождали» Франческо Петрарка и Пико делла Мирандола и какие предпосылки к этому привели, а также выясним, что составляло смысл жизни человека в новой эпохе.
Дина Якушевич
00:00:00
00:31:36
2 из 2

Возрождение в деталях — лица и образы

Во второй лекции мы расскажем, какие характерные явления жизни в Италии послужили основой для революции в искусстве, и глубже погрузимся в те нововведения эпохи Возрождения, без которых нельзя представить всю последующую историю цивилизации; а также узнаем, как художники переосмыслили свое место в мире и открыли метафорическое окно в мир.
Дина Якушевич

Роскошь и власть: знатные фамилии Российской империи

Род Строгановых: от купцов до графов
00:00:00
00:38:07
1 из 5

Род Строгановых: от купцов до графов

Лекция посвящена старинному купеческому роду, который сумел разбогатеть и возвыситься, получив дворянство в XVIII веке. Строгановы издавна были владельцами солеварен на севере, при Иване Грозном осваивали Сибирь и занимались торговлей. Предприимчивые и энергичные купцы не раз оказывали финансовую поддержку власти, а взамен получали торговые привилегии. Строгановы стали фактическими хозяевами окраины русского государства – сибирских земель, где строили крепости, воевали с осколками Орды, прокладывали дороги. При Петре I они вошли в число сподвижников царя, сумели приумножить свои богатства и получить баронский титул. В роду Строгановых были царедворцы и меценаты, которые прославились умом, образованностью и любовью к искусству. Коллекции произведений искусства, собранные представителями этой известной фамилии сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже и Русском музее.
Юлия Уварова
00:00:00
00:49:19
2 из 5

Разумовские – фавориты и царедворцы

Судьба Алексея Григорьевича Разумовского — пример фантастической карьеры человека XVIII века в России, который сумел возвыситься благодаря расположению царственной особы. Фаворит и тайный супруг императрицы Елизаветы Петровны, будучи выходцем из низов, получил графское достоинство и несметные богатства. Потомки Разумовских вошли в круг российской аристократии, пользовались авторитетом в обществе и совершили немало полезных дел на благо государства. История Разумовских — это не просто везение, а яркий пример того, как личные качества, удача и воля монарха могли изменить судьбу человека в эпоху, когда границы между сословиями казались непреодолимыми.
Юлия Уварова
00:00:00
00:51:43
3 из 5

Князья Долгорукие: превратности судьбы

Вершина могущества старинного княжеского рода Долгоруких пришлась на начало XVIII века. Среди представителей этой многочисленной фамилии были талантливые дипломаты, влиятельные политические фигуры и авантюристы, способные рисковать жизнью, чтобы добиться власти. В центре этой лекции будет фаворит и кумир юного императора Петра II — Иван Алексеевич Долгорукий. Поговорим о его амбициях и мечтах породниться с лицом царской крови, а также о горьких итогах этой авантюры. Затронем и судьбы его потомков, которые смогли восстановить честь рода и занимали достойное место в высшем свете, но никогда более не смогли подняться до прежних высот и влияния.
Юлия Уварова
00:00:00
00:32:40
4 из 5

Бояре и графы Шереметевы

История рода Шереметевых уходит в далекое XIV столетие. Среди представителей рода были военачальники и дипломаты, царедворцы и покровители искусства. Одна из самых известных личностей этой древней фамилии — Борис Петрович Шереметев, полководец петровского времени, одержавший немало побед над шведами, отец большого семейства, чьи потомки верой и правдой служили России. Внук Бориса Петровича – Николай Петрович обессмертил фамилию Шереметьевых в мире искусства. Он прославился как меценат и владелец лучшего крепостного театра, постановками которого восхищались современники, включая царственных особ. Их наследие — не просто семейная хроника, а живое отражение русской истории во всём её величии и противоречиях.
Юлия Уварова
00:00:00
00:46:04
5 из 5

Юсуповы: самые богатые люди Российской империи

Лекция посвящена знатному роду Юсуповых, который на протяжении веков сочетали ум с красотой и талантом, были заботливыми хозяевами своих огромных поместий и сумели преумножить полученные в наследство огромные состояния. Среди них — соратник Петра I Григорий Алексеевич, генерал-майор и кавалер ордена Андрея Первозванного, известный своей преданностью и честностью. Не менее яркой фигурой был Николай Борисович Юсупов — страстный коллекционер и покровитель искусств, превративший усадьбу Архангельское в роскошную резиденцию с театром, художественными галереями и даже собственным фаянсовым заводом. Особое место в истории рода занимают женщины Юсуповых — блестяще образованные, очаровательные светские красавицы, рачительные хозяйки и владелицы выдающихся художественных собраний. Одной из самых ярких личностей рода Юсуповых стала княгиня Зинаида Николаевна — единственная наследница богатств и самой фамилии. О Зинаиде Николаевне говорили, что «она обладает такой замечательной красотой, которая остается символом эпохи.
Юлия Уварова

Законы классики. Десять произведений, изменивших русскую литературу

 От классицизма к реализму: как «Горе от ума» изменило русскую драматургию
00:00:00
00:42:19
1 из 10

От классицизма к реализму: как «Горе от ума» изменило русскую драматургию

«Горе от ума» — одно из самых знаменитых произведений русской литературы, где блестящая сатира, любовная драма и философские размышления о судьбе благородного человека в обществе переплетаются воедино. На лекции мы поговорим о том, как создавалась комедия, почему при жизни Грибоедова ее почти не ставили на сцене, а распространялась она в рукописных списках. Разберем, в чем заключается главный конфликт Чацкого с фамусовским обществом и почему умный, прогрессивный герой оказывается в нем «лишним». Особое внимание уделим связи комедии с идеями декабристов — ведь поведение Чацкого во многом отражало их взгляды на жизнь. Не менее интересна и любовная линия пьесы: как личная драма Чацкого раскрывает новаторство «Горя от ума»? И, наконец, обсудим реакцию публики на произведение и пророческие слова Пушкина о ней.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:49
2 из 10

«Евгений Онегин»: как Пушкин изменил правила игры в литературе

«Евгений Онегин» — не только «энциклопедия русской жизни», как назвал его Белинский, а удивительный эксперимент, который не уступает современным романам. На лекции мы разберем, почему «Евгения Онегина» можно сравнить с остросюжетным сериалом, какие детали романа сегодня требуют «перевода» с пушкинского языка на современный, почему Онегин не служил и современники Пушкина косо на это смотрели, как дуэль Онегина и Ленского отражает нравы того времени и почему Татьяна — первая национальная героиня. Поговорим и о новаторстве Пушкина: почему «Евгений Онегин» — роман, который ломает все известные правила?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:40:53
3 из 10

«Герой нашего времени»: первый психологический роман в русской литературе

Роман «Герой нашего времени» открыл новую страницу в отечественной литературе и стал объектом постоянного внимания переводчиков, критиков и читателей по всему миру. На лекции мы поговорим о том, как создавался этот роман, кто его переводил и каково было восприятие «Героя нашего времени» современниками Лермонтова — от Белинского до Николая I. Разберем и уникальную композицию романа. Особое внимание уделим глубокой философской и социальной проблематике произведения: в чем трагедия Печорина, каков его внутренний конфликт и что делает его «лишним человеком»? Обсудим вопросы смысла жизни, свободы и одиночества, а также влияние общества на личность.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:58
4 из 10

«Мертвые души»: первый социальный роман в русской литературе

«Мертвые души» — не просто сатирическое произведение, а философская поэма о судьбе России и ее народа. На этой лекции мы рассмотрим, как Гоголь впервые в русской литературе обратился не к отдельному герою, а к изображению целого общества. Разберем, как каждый из персонажей — Манилов, Собакевич, Плюшкин и другие — воплощает определенный человеческий порок. Поговорим о загадочном Чичикове, его прошлом и возможном преображении, которое делает его больше чем просто аферистом. Также уделим внимание жанровому новаторству Гоголя, его психологизму, символике, лирическим отступлениям и индивидуализированному языку персонажей. Обсудим, как «Мертвые души» повлияли на развитие русского реализма и почему это произведение до сих пор актуально.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:48:54
5 из 10

«Отцы и дети»: роман-портрет эпохи великих перемен

Что, если философия, в которую ты веришь, рушится при столкновении с реальной жизнью? «Отцы и дети» — не только хроника спора «отцов» и «детей», а тонкое исследование человека, который хотел все изменить. На лекции мы поговорим о том, как в «Отцах и детях» отразился острый конфликт между поколениями, идеологиями и представлениями о будущем. Почему Базаров, убежденный нигилист, оказывается глубоко ранимым и противоречивым? Что разрушает его философию: любовь, одиночество или внутренняя пустота? Вы узнаете, какие реальные события своего времени Тургенев встроил в сюжет, чем роман возмутил критиков и как он повлиял на Достоевского и русскую литературу в целом.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:50:16
6 из 10

«Обломов»: роман о мечтателе

Роман Ивана Гончарова «Обломов» — глубокое и многослойное произведение, в котором много юмора и музыкальности. На лекции мы особое внимание уделим главному герою — Илье Ильичу Обломову. Как мог человек с чуткой душой и незаурядным умом так бесславно завершить свою жизнь на диване? Обсудим, кто виноват в его судьбе: общество, воспитание или он сам? Разберем понятие «обломовщина» и почему оно до сих пор актуально. Обсудим, почему французский перевод привел Гончарова в ярость и как этот эпизод помогает понять замысел автора. А также поговорим о двух ключевых женских образах романа и теме любви: почему именно любовь становится способом понять характер и мотивы героя?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:42:32
7 из 10

«Гроза»: первая русская трагедия о женщине

Пьеса Александра Островского «Гроза» — одно из самых сильных произведений о борьбе женщины с жестокими нравами общества. На лекции мы поговорим о том, как личная драма Островского повлияла на образ Катерины. Рассмотрим, как устроен мир Калинова — провинциального городка на берегу Волги, где сама природа становится символом. Обсудим, почему экспозиция, второстепенные персонажи и образ грозы играют ключевую роль в раскрытии центрального конфликта. Разберем главных героев: Катерину, Тихона, Бориса и Кабаниху. Как сама Кабаниха видит свои поступки и в чем ее внутреннее оправдание? Почему «Гроза» — это не просто драма, а трагедия нового типа, открывшая в русской литературе тему свободы женщины?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:42:11
8 из 10

«Преступление и наказание»: первый философский детектив в русской литературе

Роман Федора Достоевского — глубокое размышление о человеческой свободе, морали и границах допустимого. На лекции мы поговорим о том, как идеи эпохи — культ «сильной личности» и нигилистические взгляды — повлияли на создание образа Раскольникова. Особое внимание уделим структуре и стилю романа: как Достоевский соединяет философские диалоги с детективным сюжетом, анекдоты — с исповедью, газетные новости — с евангельскими мотивами. Разберем, что значит «фантастическое время» в романе, и обсудим философскую и религиозную глубину романа, его символику, полифоничность и влияние на мировую литературу.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:40
9 из 10

«Война и мир»: первая эпопея в мировой литературе

«Война и мир» — первый роман-эпопея в мировой литературе, в котором соединились исторический масштаб и философское осмысление истории. На лекции мы поговорим о том, как создавалось это произведение: какие названия предшествовали окончательному, как менялся замысел и почему автору пришлось разъяснять свои идеи в специальной статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”». Обсудим художественные и историософские особенности произведения, уникальный подход Толстого к изображению исторических событий, а также причины, по которым роман вызывал восхищение одних и критику других читателей (и нет, дело не в количестве вставок на французском). Поговорим о новаторском изображении семьи, роли народа, а также о языке и символике романа. И вместе попытаемся ответить на главный вопрос: что движет историей — воля отдельных личностей или рок?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:44:44
10 из 10

«Вишневый сад»: как Чехов создал драматургию ХХ века

«Вишневый сад» — это история о людях, которые не услышали время, не поняли друг друга и не заметили, как все изменилось. На лекции мы поговорим о том, почему «Вишневый сад» невозможно свести ни к трагедии, ни к социальной драме, в то время как сам Чехов считал свою пьесу… комедией. Разберем, как Чехов нарушил все правила классической драмы и в чем была причина его разногласий со Станиславским. Поговорим и о названии: почему все-таки «Вишнёвый сад», а не «Ви́шневый»? Также обсудим, почему в пьесе все важное происходит между строк: в паузах, в недосказанностях, во внутренней жизни героев. И особое внимание уделим образу Лопахина — человека действия, предпринимателя, художника в душе, который, сам того не желая, разрушает то, что хотел спасти.
Гаянэ Степанян
Слушайте также
Один день из жизни: Екатерина II
14 лекций
Один день из жизни: Екатерина II

Дуэли и прически, история и музыка, мода и меню обедов, военное дело и культура — в этой подборке мы собрали все важные явления Екатерининской эпохи, чтобы вы моли не только понять, как и чем тогда жили люди, но и собрать живой образ того времени из мельчайших подробностей быта и досуга.

Екатерина Великая
Екатерина Великая
Женские дуэли во времена императрицы Екатерины II
Женские дуэли во времена императрицы Екатерины II
Коронационные обеды российских императоров. XVIII век 
Коронационные обеды российских императоров. XVIII век 
Застолья российских аристократов. XVIII век: сервировка, меню, этикет
Застолья российских аристократов. XVIII век: сервировка, меню, этикет
Слушать
Северная столица🚢
14 лекций
Северная столица🚢

Город, каким его видели простые рабочие заводов, императоры и императрицы, писатели и поэты.

Петербург московских поэтов - Цветаева, Есенин, Маяковский
Петербург московских поэтов - Цветаева, Есенин, Маяковский
Запах загнанного тела: быт рабочих Санкт-Петербурга в записках участкового врача 1903 года
Запах загнанного тела: быт рабочих Санкт-Петербурга в записках участкового врача 1903 года
 Стартовый взлет: город первой половины XVIII века
Стартовый взлет: город первой половины XVIII века
От гламурного рококо к классицизму «Третьего Рима»
От гламурного рококо к классицизму «Третьего Рима»
Слушать
Женщины, которые потрясли мир
10 лекций
Женщины, которые потрясли мир

Дуэлянтки, императрицы, поэтессы, ученые, балерины – лекции о том, как они ломали стереотипы, будоражили общество и меняли мир.

Женские дуэли во времена императрицы Екатерины II
Женские дуэли во времена императрицы Екатерины II
Янь Гэлин и болезненное прошлое Китая
Янь Гэлин и болезненное прошлое Китая
Фаина Раневская как культовый персонаж
Фаина Раневская как культовый персонаж
Кейт Шопен. «Пробуждение»
Кейт Шопен. «Пробуждение»
Слушать