Любимые курсы сентября🍃

83 лекции93 часов 39 минут

Здоровые отношения с собой, история Санкт-Петербурга, опасный метод, тайны и загадки русской литературы, а также многое другое! Слушайте 10 любимых курсов сентября в этой подборке.

Циклы

Здоровые отношения с собой

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
00:00:00
00:54:50
1 из 9

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни

Чем отличается самооценка и самоценность, какой бывает самооценка и как это влияет на нашу жизнь. Как наше детство и последующий опыт отражается в нашем поведении сейчас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:32:24
2 из 9

Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?

Как строить жизнь достойную того, чтобы жить? Как выбрать, на что опираться в жизни? На эти и другие вопросы об опорах и приоритетах ответ в этой лекции.
Ольга Каминина
00:00:00
00:36:34
3 из 9

Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина

Из этой лекции вы узнаете, почему эти чувства называются сложными и почему с ними так тяжело. Поговорим о том, откуда берутся стыд и вина, какая от них есть польза и как они могут деструктивно влиять на нас.
Ольга Каминина

Опасный метод. Пять лекций по психоанализу

Вступительное слово
00:00:00
00:03:59
1 из 6

Вступительное слово

Во вступительном слове расскажем слушателям, о чем пойдет речь в представленном цикле лекций. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:09:53
2 из 6

Лекция 1. Событие Фрейда

Существует мнение, что «психоанализ — это Зигмунд Фрейд». Возникший в условиях персональной фрейдовской мысли, психоанализ неотрывно связан с фигурой своего основателя. Таким образом, историческое событие психоанализа — это также персональное событие Зигмунда Фрейда. Выводы в психоанализе обусловлены личной историей ее объектов — пациентов. И именно личная история ее создателя становится ключом к пониманию теории психоанализа. Поэтому в первой лекции мы познакомимся с Фрейдом. От нас потребуется немного великодушия, чтобы отдаться на время течению чужой жизни. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:13:04
3 из 6

Лекция 2. Путешествие на край ночи

В этой лекции нам предстоит в концентрированной форме изложить теорию фрейдовского психоанализа. Поэтапно от влияния теории Дарвина и идей Брейера, мы вместе с Фрейдом совершим переход от врачебной деятельности к психотерапии. Узнаем, что не только физиология может оказывать влияние на психику, но также и психика способна оказывать влияние на физиологию. Нас ждет период многочисленных экспериментов, даже скандалов с запрещенными веществами. Но это вовсе не биография рок-звезды, а история путешествия Фрейда «на край ночи» — открытия основных для психоанализа терминов: «бессознательного» и «либидо». Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:16:51
4 из 6

Лекция 3. Еретики и догматики

Психоанализ можно интерпретировать самыми разными способами, каждый из которых становится самостоятельным ключом для лечения душевных конфликтов. Такое развитие делит теорию на ортодоксальный психоанализ и разнообразные ответвления. В этой лекции мы рассмотрим знаменитых «еретиков» психоанализа: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Отто Ранка, Вильгельма Райха, Рене Жирара, Эриха Фромма и Герберта Маркузе. Однако самым настоящим диссидентом от психоанализа парадоксально можно назвать его родоначальника, Зигмунда Фрейда. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:04:33
5 из 6

Лекция 4. Событие Лакана

Классический психоанализ был размыт и поставлен под вопрос многочисленными ответвлениями. Однако психоанализ находит защитника в лингвистике. Этим спасительным жестом психоаналитическая теория обязана Жаку Лакану. Лакан считается продолжателем «ортодоксальной линии» фрейдизма, хотя при беглом прочтении его текстов это кажется неочевидным. Почему это так, в чем тут хитрость и, главное, в чем самостоятельная ценность такого хода — все это мы разберем в лекции о знаменитом лингвисте. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
00:54:36
6 из 6

Лекция 5. Добро пожаловать в пустыню реального

Язык и манера лакановского психоанализа настойчиво сопротивляется ее здравому принятию. Поэтому в этой лекции мы проверим теорию Лакана критикой, определим границы науки и психоанализа, а также найдем его основную цель. Какое место занимают тексты Лакана по отношению к философии? Что сближает Лакана с постмодерном и при чем тут Фрейд? Путь к ответам на эти вопросы будет противоречивым, как сама жизнь. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов

Тайны и загадки русской литературы ХХ века

Автор найден!
00:00:00
00:52:57
1 из 10

Автор найден!

Есть легендарные тексты, которые обросли мифами. Чтобы разобраться с этим, необходимы железные факты или выверенные гипотезы. Мы расскажем, кто написал «Кокаинетку», «Послание Демьяну Бедному» и продолжил пушкинское стихотворение «Когда владыка ассирийский...» Анонимные тексты спустя столетие найдут своих авторов.
Олег Демидов
00:00:00
00:58:11
2 из 10

Смерть Сергея Есенина: масоны vs чекисты

Лекция вторая посвящена обстоятельствам гибели Сергея Есенина. Что произошло в роковую ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградском «Англетере»? Убийство? Самоубийство? На данный момент существует десяток мнений. Попробуем разобраться, когда возникла та или иная версия и кто из исследователей оказался наиболее убедительным.
Олег Демидов
00:00:00
00:43:03
3 из 10

Штаны и брюки русской поэзии

Кто украл штаны у Маяковского? Какую «обновочку утюжит» портной Ивано́в? Какие предметы гардероба украшали «Кафе поэтов»? Как Есенин и Мариенгоф «форсили» вдвоем в одних штанах? Кому шил брюки молодой Эдуард Лимонов? И другие вопросы (около)литературной моды…
Олег Демидов
00:00:00
00:49:45
4 из 10

Есенинские загадки

Все, что вы хотели знать о Есенине, но боялись спросить. Что такое «шея ноги»? Кому посвящено последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Как использовался салон-вагон Григория Колобова? Дрался ли Сергей Есенин с Борисом Пастернаком и Валентином Катаевым? Было ли предательство со стороны Мариенгофа? Какие отношения связывали Есенина с Николаем Клюевым и Рюриком Ивневым? Как читался «Черный человек»?
Олег Демидов
00:00:00
00:50:49
5 из 10

Литературные мистификации

История литературы знает их множество! Они связаны как с писательскими псевдонимами, так и с текстами. Мы попробуем развеять некоторые мифы и разобраться с самыми интересными и заметными мистификациями. Кто такие Нелли, Черубина де Габриак, Абрам Терц, Рубоко Шо, Марк Саллюстий Лукан, Гулла Хирачев и Ремонт Приборов? Каким на самом деле был Николай Клюев? Куда пропали поэма «Гуляй-поле» Сергея Есенина и повесть «Дмитрий Шостакович» Венедикта Ерофеева?
Олег Демидов
00:00:00
00:56:36
6 из 10

Авантюры русских писателей

Вы узнаете о том, как Николай Клюев общался с хлыстами и путешествовал по России, Виктор Шкловский переходил по льду Финский залив, Есенин занимался спекуляцией в салон-вагоне Григория Колобова и открывал собственное кафе, Велимир Хлебников и Анатолий Мариенгоф покоряли Персию, а Иосиф Бродский угонял самолет.
Олег Демидов
00:00:00
00:55:43
7 из 10

Литературный фольклор

Устная история не закончилась. Слухи и предания живут своей жизнью. Сочиняются байки и анекдоты. Все это – неотъемлемая часть литературного процесса. С этим необходимо работать. Поговорим о самом интересном: о чем рассказывал Виктор Шкловский своим ученикам? Как Сергей Есенин и Яков Блюмкин поссорились из-за жен? Спал ли Леонид Губанов на могиле Бориса Пастернака? В чем секрет есенинских автографов? Как Евгений Рейн попал за решетку?
Олег Демидов
00:00:00
00:41:51
8 из 10

Судьбоносные оды и эпиграммы

Люди искусства всегда высказывались остро о своих друзьях, коллегах и оппонентах. Как не вспомнить пушкинское «кюхельбекерно и тошно», есенинские частушки или остроты Маяковского! Все это выглядит милым баловством. Но были в истории и судьбоносные тексты – преимущественно оды и эпиграммы на власть имущих. Поговорим именно о таких случаях – об одах и эпиграммах, адресатами которых являются Луначарский и Горький, Сталин и Прокофьев, – и об историко-культурном контексте.
Олег Демидов
00:00:00
00:46:31
9 из 10

От эпатажа к перформансу

Поэты – те еще чудаки. Владимир Гольцшмидт гипнотизирует курицу и ставит себе памятник на Театральной площади. Имажинисты переименовывают улицы. Василий Каменский называет себя матерью русского футуризма. Максимилиан Волошин ходит по коктебельскому пляжу с посохом и в хитоне. Но постепенно все это чудачество становится не только и не столько эпатажем, сколько частью искусства. Появляются осознанные акции и создаются перформансы. Поговорим о том, что объединяет Сергея Есенина с группами «Война» и «Pussy Riot», Алексея Крученых с Константином Кузьминским, Давида Бурлюка с Дмитрием Приговым.
Олег Демидов
00:00:00
00:46:49
10 из 10

Цензура и ее последствия

Почему запретили роман «Пламень» Пимена Карпова и сборник стихов «Аллилуиа» Владимира Нарбута? За что Иван Грузинов и Нина Хабиас попали в тюрьму? Почему имажинисты не спешили сотрудничать с государственными издательствами? Как (а главное – когда) зарождался самиздат и тамиздат? Кто такой Николай Глазков? Как послевоенная литература ушла с площадей на кухни и в мастерские художников? Почему был запрещен «Метрополь»?
Олег Демидов

Смыслы города: Санкт Петербург

 Стартовый взлет: город первой половины XVIII века
00:00:00
01:33:44
1 из 10

Стартовый взлет: город первой половины XVIII века

Как детские травмы Петра Первого повлияли на план и облик города — и каковы четыре здания, оставшиеся с тех времен. Почему Расстрелли был гастарбайтером, а Трезини не был архитектором. Есть ли связь между целомудренностью императриц и красотой улиц. Зачем Елизавета Петровна лично встречала все суда с тканями и украшениями. Когда Латинская Америка стала нам ближе Амстердама. Какая деревня в черте городского центра просуществовала до середины XX века. Об этом, о том, почему лучшие дворцы Петербурга непригодны для жизни, и о многом другом — на этой лекции.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:26
2 из 10

От гламурного рококо к классицизму «Третьего Рима»

Что стояло за стремлением Екатерины к просвещению и облагораживанию России? Что означало выражение «попасть в случай», и что хорошего дал Петербургу и России Фаворитизм, который при Екатерине был частью государственного хозяйства? Каково это — жить во дворце, и зачем Екатерина сама стирала белье?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:41
3 из 10

От Павла до Александра I

Почему Петербург не любит людей — и чем он напоминает театр? Почему только тоталитарная власть способна создавать такие города — и какие три столицы построены с аналогичным размахом? Какой город копировал «царь царей» Александр после петровского Амстердама — и кто выиграл тендер на архитектурный госзаказ? Когда парадный Петербург стал таким, каким мы его видим сегодня — и почему «русский ампир» не слишком уютен?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:03
4 из 10

Петербург времен Николая I

Царь — поклонник Вальтера Скотта и цензор каждого нового фасада, а десяток новых дворцов в Петербурге — следствие плодовитости монаршей семьи. Девиз Николая I — никаких кортежей! Новогодняя елка и лучшие архитекторы: все из Пруссии. Уродство Исаакия на фоне трехэтажного Петербурга. Еще величие России и уже загнивание Европы: вплоть до севастопольского краха. Русский национальный стиль. Позор от поражения и неизбежность реформ в наследство. Смерть: яд, нервы, воспаление легких?
Лев Лурье
00:00:00
01:31:37
5 из 10

Китч Александра II и его сходство с Ельциным

«Новый русские» и их дворцы. Обезображенный Петербург 1860-1880-х.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:41
6 из 10

Александр III — тринадцать лет передышки после Великих реформ

Во времена Александра III в архитектуре, искусстве и моде господствовал русский стиль, и сам император, когда-то серьезно занимавшийся историей Древней Руси, лично содействовал проведению множества исследований по истории допетровской России. Главный девиз того времени – «тише едешь – дальше будешь». Главное событие внешней политики – появление «сердечного союза» с Францией. Главный памятник архитектуры – Владимирский собор в Киеве, главный писатель – А. П. Чехов. Главная новость весны – труп гимназиста в Фонтанке, а главный предмет увлечения – Россия первой половины XVII столетия.
Лев Лурье
00:00:00
01:23:19
7 из 10

Николай II — русская смута, экономический подъем, взлет искусства

На лекции речь идет о времени первого периода правления Николая II — человека деликатного, интеллигентного, но, как оказалось, не способного к управлению государством в такой сложный период его истории, каким было начало XX века. Брожение умов в периоды длительного благополучия и экономического подъема неизбежно. Все бури, выпавшие на долю последнего государя, имели бы место в любом случае. Отличие только в том, что ситуация краха империи при Николае складывалась как бы сама собой, как будто по воле рока: от происшедших по глупости трагедий Ходынки и Кровавого воскресенья до отсутствия Григория Распутина в городе в период принятия решения о вступлении в Первую мировую войну.
Лев Лурье
00:00:00
01:28:17
8 из 10

От Петрограда до Ленинграда

На этой лекции вы узнаете, как и где учились люди конца ХХ века, когда отменяется понятие «сессия», а система образования начинает напоминать западную, сколько экзаменов должен был сдать студент и как долго он мог это делать. А также, что делать и куда идти после гимназии, какие три любимца были в литературе того времени и как прекрасный Серебряный век был прерван Февральской революцией и как это отразилось на Петрограде.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:16
9 из 10

Не столица и не провинция

С 20-х годов большевистский режим становится все больше похож на Российскую империю и даже не времен Александра III, а Петра Великого. Идеология — часть имперской политики: шаг в сторону — побег, конвой стреляет без предупреждения. Тем не менее, это годы ленинградской школы художников, расцвета театра оперы и балета им. С. М. Кирова, «Трилогии о Максиме», «Чапаева», Тракторной улицы, дома Фомина и Левинсона на Карповке и, что может быть главное, знаменитой Детской редакции Государственного издательства (Детгиза).  Ленинград того времени – Афины и апокалипсис в одном флаконе.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:04
10 из 10

Город в 1949-85 годах

Почему Сталин считал всех граждан, имеющих национальную родину за пределами СССР потенциальными врагами — и как это связано с тем, что сейчас филфак — это языковые курсы, а СПбГУ в целом — ПТУ. Где на Невском построено худшее из зданий «сталинского ампира» и чем радовали народ рестораны при Хрущеве. Каким был «второй серебряный век» русской литературы и почему он мог бы быть гораздо более ярким, чем серебряный век до революции. Первые выставки, первые квартирные семинары. КГБ и КПСС расходятся во взглядах на «вторую культуру». Изгнания и трагедии Нуриева, Барышникова, Довлатова, Рейна. Почему преследовали не всех, зачем Бродский ходил с контрабасом, за что избили Лихачева — и как повлияла «выставка такелажников» на судьбу директора Эрмитажа. Чем примечателен Брежневский стиль в архитектуре, и на месте какого храма стоит концертный зал «Октябрьский». Почему Пулково-I — самое приличное сооружение «эпохи Аллы Пугачевой», а Питер и сегодня похож на Москву так же, как старая добрая Англия на США.
Лев Лурье

Введение в мифологию

Сотворение мира
00:00:00
00:14:13
1 из 8

Сотворение мира

Как в различных культурах представляется мир до бытия, с чего начинается творение и насколько могуществен бог-творец в языческой мифологии?
Александра Баркова
00:00:00
00:15:24
2 из 8

Творящий звук

Является ли представление о сотворении мира Словом чисто христианским? Каковы представления о силе слова в языческих культурах?
Александра Баркова
00:00:00
00:17:14
3 из 8

Живой огонь

Согласно мифу, Прометей похитил огонь, спрятав его в сухом стебле тростника. Что это — ошибка древнего автора или осознанное представление об ином огне? Огонь как сакральный символ в различных культурах и современном кинематографе.
Александра Баркова
00:00:00
00:23:03
4 из 8

Богиня-Мать и современная культура

Возрастное ограничение 18+ В современной эзотерике и магии образ Богини-Матери стал центральным. Чем он отличается от древних прототипов? Как он связан с представлениями о матриархате?
Александра Баркова
00:00:00
00:19:59
5 из 8

Богиня-Мать в мировой мифологии

Возрастное ограничение 18+ Какие богини воплощают архетип Богини-Матери от Индии до Ближнего Востока и Греции?
Александра Баркова
00:00:00
00:19:58
6 из 8

Богиня-Мать: реконструкция архаических мифов

Возрастное ограничение 18+ Как и почему связаны образы Богини-Матери и Мирового Древа? Что такое «миф о полотняном мосте» и как он отражается в современных обычаях?
Александра Баркова
00:00:00
00:17:26
7 из 8

Синий бык нижнего мира

Миф о Синем быке существует со времен палеолита, но в науке открыт сравнительно недавно. Что представляет из себя образ древнейшего бога преисподней? Почему его почитают на протяжении тысячелетий, и в каких формах он воплощен в мифологии различных народов?
Александра Баркова
00:00:00
00:15:52
8 из 8

Синий как цвет смерти

В современной культуре синий цвет ассоциируется с магией и мистикой, однако в архаике он был несравнимо более зловещим. Какова же была символика синего цвета в различных странах Америки, Африки, Европы и Азии?
Александра Баркова

Философия как образ жизни

«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  
00:00:00
01:18:59
1 из 5

«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  

На лекции мы поговорим о самой влиятельной философской школе прошлого (и, неожиданно, настоящего). Ответим на вопросы: Как зарождалось учение, одной из целей которого, было научить себя и других достойно принимать смерть? Почему стоицизм завладел умами литераторов и общественных деятелей? Как стоически принимать удары судьбы? И при чем тут дихотомия контроля и колесо жизненного баланса?
Екатерина Гресь
00:00:00
00:46:27
2 из 5

«Человеческий ум подобен какому-то колдовскому зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений» /Фрэнсис Бэкон: исследователь до мозга костей

Политический деятель, философ, родоначальник научного метода. Его пытливый ум проникал не только в самые глубины природы, но и в подземелья нашего мышления. Бэкон усомнился в наших познавательных способностях и задолго до Канемана, описал систематические ошибки в наших рассуждениях. Его жизнь (и смерть) была связана с наукой, он посвятил ее борьбе с призраками и химерами, которые не дают человеку прийти к истине.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:13:45
3 из 5

«Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» / Иммануил Кант: Мораль, возведённая в абсолют

Философ, которого неприлично не знать, но допустимо не понимать. Окунёмся в размеренный ритм Кёнигсберга и его самого знаменитого жителя. Поговорим о непознаваемом мире, о времени и пространстве, о том, почему у морального выбора нет исключений
Екатерина Гресь
00:00:00
01:04:31
4 из 5

«Человек обречен на свободу»/ Жан-Поль Сартр: как стать достойным свободы

Жизнь нужно пить большими глотками. Любить, радоваться, творить! Бесконечное одиночество в обмен на свободу. Поговорим о том, почему человек вынужден создавать себя сам, и почему единственный возможный ад — это другие
Екатерина Гресь
00:00:00
00:42:04
5 из 5

«Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что вы желаете, оно говорит вам, как желать» / Славой Жижек: рок-звезда от философии

Последний рыцарь Камелота, известный дебошир и влиятельный интеллектуал, с которым нам посчастливилось жить в одно время. Поговорим о философии как провокации, о Лакане, кино, пандемии и том, почему секс людям больше не интересен (и несколько анекдотов на десерт)
Екатерина Гресь

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24

Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:52:04
2 из 24

Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:56
3 из 24

«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:21:32
4 из 24

Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:19
5 из 24

Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:36:37
6 из 24

Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:50:51
7 из 24

Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:20
8 из 24

«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:42
9 из 24

Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:55:20
10 из 24

Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:45:14
11 из 24

Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:50
14 из 24

Михаил Лермонтов

В лекции четырнадцатой мы поговорим о творчестве Михаила Лермонтова. Почему его воспринимали негавтивно в XIX веке и почему позже он стал востребованным. Также мы рассмотрим, возможно, главное его произведение — поэму «Демон», и обсудим отношение к ней в разные периоды, отсутствие в ней демонического начала и притягательность демонизма для «взрослых подростков».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:41
15 из 24

Николай Гоголь

Пятнадцатая лекция этого цикла посвящена Николаю Гоголю. В ней мы рассмотрим: феномен Гоголя как основоположника русского фэнтези, «Ревизора» как уникальное произведение мировой драматургии, реальность и ее трансформацию в «Мертвых душах», а также вспомним Владимира Набокова в контексте «Петербургских повестей».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:59:40
16 из 24

Неизвестный Виссарион Белинский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:44:40
17 из 24

Негромкая поэзия: Федор Тютчев и Афанасий Фет

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:58
18 из 24

Дворянин не у дел: Иван Тургенев

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:33:08
19 из 24

Русский надрыв: Федор Достоевский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:45
20 из 24

Русский дух. Часть 1: Николай Некрасов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
02:11:08
21 из 24

Русский дух. Часть 2: Александр Островский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:26:51
22 из 24

Лев Толстой

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:46:17
23 из 24

Доктор Чехов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
00:57:07
24 из 24

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф

Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов

Скандинавская мифология

Скандинавские боги. Творение мира
00:00:00
00:56:51
1 из 3

Скандинавские боги. Творение мира

Содержание лекции: «Старшая» и «Младшая Эдда». Снорри Стурлусон и его «Эдда» как учебник поэтики. Возможные этимологии слова «Эдда». Вопрос об относительной хронологии «Старшей» и «Младшей Эдды». Композиция и стиль обоих памятников. Особенности скальдической поэзии, отношение «Эдды» к поэзии скальдов.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:05
2 из 3

Локи

Содержание лекции: Амбивалентность Локи. Гипотеза о Локи-Лодуре как боге огня. Гипотеза о Локи как родном брате Одина. Общемифологический мотив противопоставления бога—культурного героя и бога-трикстера как противников, взаимодополняющих друг друга. Двуединство вредоносного и полезного в деяниях Локи. Женовидность Локи (рождение им Слейпнира) как показатель божественной сверхмощи. Гибель Бальдра как прообраз гибели мира. Непосредственный убийца Бальдра Хёд как ипостась бога смерти. Гибель Бальдра как залог его возрождения царем обновленного мира; гибель Бальдра как инициация. Архаические мотивы в описании похорон Бальдра и поездки Хёрмода в Хель. Сопоставление Локи с патроном инициации.
Александра Баркова
00:00:00
00:57:37
3 из 3

Скандинавский эпос

Содержание лекции: «Песнь о Вёлунде»: представление о кузнеце как маге. Одиночество Вёлунда и его брак с валькирией как черта первопредка. Вёлунд и индоевропейский миф о хромом кузнеце. Вёлунд как владыка альвов (иномирных мастеров). Цикл Хельги. Миф о вечной любви воина и валькирии, перевоплощающихся вновь и вновь. Мотив смерти от любви (уход в курган заживо). Соединение цикла Хельги с циклом Сигурда. Цикл Сигурда. Сигурд как архаизированный герой: его сиротство, воспитание альвом, получение неуязвимости, знание языка животных, магические способности и т. д. — черты первопредка, возможно, возникшие в результате «вторичной архаизации» континентального эпического героя.
Александра Баркова

Сослагательное наклонение

Пакт Молотов - Риббентроп (Если бы его не было, какой была бы война?)
00:00:00
00:57:10
1 из 8

Пакт Молотов - Риббентроп (Если бы его не было, какой была бы война?)

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, так же известный как «Пакт Молотов - Риббентроп» - документ, вокруг которого уже больше полувека не утихает жесткая полемика. Одни, исходя из текста договора, утверждают, что СССР делил Европу вместе с Гитлером. Другие убеждены, что Советский Союз всего лишь пытался отсрочить нападение Германии. Чем же, на самом деле, является этот документ?
Сергей Минаев
00:00:00
00:50:10
2 из 8

Смерть Сталина и борьба за власть (А если бы победил Берия?)

До этого дня, каждый из них с ужасом ждал, что однажды ночью «чёрный воронок» приедет за ним. Каждый из ближнего круга Вождя боялся даже подумать о том, чтобы занять его место. Но пятого марта 1953 года Сталин умирает. Маленков, Берия и Хрущев, Молотов и Каганович включаются в борьбу за власть.
Сергей Минаев
00:00:00
00:36:49
3 из 8

Карибский кризис (А ведь могла случиться атомная война)

Карибский Кризис - тринадцать дней в октябре 1962 года, каждый из которых мог стать началом конца. Столкновение двух идеологий, двух лагерей, личных амбиций Хрущева и Кеннеди, гражданских и военных, чуть было не довели человечество до Мировой Ядерной Войны.
Сергей Минаев
00:00:00
01:13:48
4 из 8

Выборы Ельцина 1996 (Зюганов мог победить, и?)

Президентские выборы 1996 года - самые драматичные, самые яркие выборы в истории современной России. Полгода войны предвыборных штабов, PR-стратегий, политтехнологов и идеологий. Выборы, определившие не только нового президента России, но и путь, по которому страна будет двигаться все следующие годы.
Сергей Минаев
00:00:00
00:51:53
5 из 8

Афган

Всю вторую половину ХХ века СССР и США сталкиваются в локальных конфликтах. Военные консультанты, лётчики и спецназовцы двух великих держав стоят за спинами воюющих сторон в Корее, на Кубе и во Вьетнаме. Очередная схватка произойдёт в Афганистане. Ее итогом станет раненое поколение советских людей, брешь в экономике СССР, и скорый распад Союза
Сергей Минаев
00:00:00
00:44:29
6 из 8

Смещение Хрущева

Никита Хрущев победил в смертельной схватке с Берией, при нем Советский Союз первым отправил человека в космос, именно он разоблачил культ личности Сталина. Но Хрущев нажил себе врагов в руководстве страны. Против давно него зрел заговор. Как у Брежнева получилось победить Хрущева и мог ли Никита Сергеевич сохранить власть — об этом в новом эпизоде документального сериала Сергея Минаева «Сослагательное наклонение». Только на Storytel
Сергей Минаев
00:00:00
00:36:44
7 из 8

Косыгинские реформы

В 1965 году, вскоре после прихода к власти Леонида Брежнева, в Советском Союзе начались экономические реформы. Фабрики и заводы получили больше самостоятельности. Этот эпизод вошел в историю как «Косыгинские реформы», в честь председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. Экономические показатели улучшились, выросла производительность труда, однако финал этой истории мы знаем: реформы захлебнулись, а СССР в итоге развалился. О последней попытки догнать буржуазный запад и о том, как могла сложиться судьба Советского Союза в случае успеха начинаний Косыгина, рассказывает в очередном эпизоде своего документального сериала Сергей Минаев. Только на Storytel
Сергей Минаев
00:00:00
00:42:08
8 из 8

Холодная война

Едва закончилась Вторая мировая, как сразу же началось новое противостояние — Холодная война. Почему бывшие союзники так быстро поссорились, где проходили основные фронты глобального противостояния, как на стороне социалистического лагеря сражались собаки, а на стороне капиталистов — обезьяны, наконец, почему у нас и в США по-разному оценивают итоги Холодной войны? Обо всем об этом и о многом другом рассказывает в очередном эпизоде Сергей Минаев. Эксклюзивно на Storytel
Сергей Минаев
Слушайте также
Сумеречные истории🔮
23 лекции
Сумеречные истории🔮

Подборка лекций о тайнах и загадках из мира культуры. Славянская мифология, секреты летописей, зашифрованные тексты, монстры внутри нас и вампиры в кино, а также много других интересных историй, которые ждут вас в этой подборке.

Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх
Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх
Распутин
Распутин
О чем молчат русские летописи?
О чем молчат русские летописи?
Все, что вы хотели знать о смерти, но боялись спросить
Все, что вы хотели знать о смерти, но боялись спросить
Слушать
Что хотел сказать автор?
11 лекций
Что хотел сказать автор?

Подборка полезных лекций, чтобы немного приблизиться к пониманию текстов Виктора Олеговича Пелевина: буддизм, книжная критика, симулякр, искусственный интеллект и путь человечества.

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты
Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты
Где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее
Где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее
Что симулирует симулякр
Что симулирует симулякр
Полиэкран. Пилотный выпуск
Полиэкран. Пилотный выпуск
Слушать
Погружение в кино
8 лекций
Погружение в кино

Собрали неочевидные лекции, которые помогут углубиться в историю кинематографа и попробовать иначе взглянуть на него. Внутри анализ популярности «Игры престолов», взаимодействие философии и кино, феномен документального жанра, символизм костюмов и многое другое.

Убийственно одета: образ роковой женщины в фильме нуар
Убийственно одета: образ роковой женщины в фильме нуар
Режиссеры о своих фильмах и о себе
Режиссеры о своих фильмах и о себе
Как одевались персонажи в «сталинском кино»
Как одевались персонажи в «сталинском кино»
Америка. Часть 1
Америка. Часть 1
Слушать