Любимые курсы сентября

87 лекций109 часов 27 минут

Заваривайте чай и устраивайтесь поудобнее. Вспоминаем, каким был этот сентябрь: во главе стола сидели русалки и Романовы, рядом с ними Тони Сопрано планировал поездку в Санкт-Петербург, чуть поодаль вели светские беседы Шереметевы и Жан-Поль Сартр, пока Цинь Шихуанди дегустировал фрикандо, а Казимир Малевич перечитывал Александра Пушкина.

Циклы

Зачем смотреть сериалы?

Краткая история сериалов, или Что изменилось в XXI веке?
00:00:00
01:29:21
1 из 5

Краткая история сериалов, или Что изменилось в XXI веке?

Со времен изобретения термина «мыльная опера» прошел почти век, и за это время производство сериальной продукции сильно изменилось. Спустя время экраны завоевывали ситкомы, процедуралы, наконец, развился жанр веб-вериалов. Последние 20 лет можно считать временем расцвета индустрии: мало того, что сериал как форма оказался рабочим для любого медиума и площадки (сериалы в Instagram — уже далеко не новость), так и тематика того или иного продукта может быть фактически какой угодно. На чем содержательно фокусировались сериалы «тогда» и «теперь»? С какого момента можно отсчитывать появление современных сериалов? И почему сегодня сериалам легче стать «культовыми», нежели «популярными»? Есть ли в этом заслуга только индустрии или сообщества зрителей тоже?
Оксана Мороз
00:00:00
01:16:30
2 из 5

Сериал как история: сюжеты и герои

Любой сериал — это текст, который можно прочитать. Любой эпизод — это история, нарратив, существующий по своим правилам, которые можно разгадать. Любой герой — как действующее лицо со своими функциями — это квинтэссенция культурных норм, причем родом из разных контекстов и эпох. Какие же существуют подходы для дешифровки историй, рассказываемых сериалами? И можно ли, вспомнив о классической методологии структурализма и нарратологии, утверждать, что сериалы — новый фольклор? А потому ограничены каким-то закономерным репертуаром и устройством?
Оксана Мороз
00:00:00
01:02:36
3 из 5

Культовый сериал, или о чем наши мифы сегодня?

Если сериал не современный фольклор, то миф точно. Великие антропологи прошлого убедительно доказывали, что миф для того, кто в него верит, становится истиной и правдой жизни. Судя по тому, как некоторые шоураннеры с удовольствием принимают на себя роль диагностов и стараются иносказательно указать обществу на существующие проблемы, в индустрии существует представление о способности сериала не просто отражать жизнь по ту сторону экрана. Сериал – это мимесис самой жизни, ее миф, а, значит, ее реальность. Как же выглядит наша повседневность, ее страхи и радости, боль и наслаждение в зеркале современных сериалов?
Оксана Мороз
00:00:00
01:22:49
4 из 5

Новые повестки: сериал как производство нормы

Сериалы подчас оказываются чуть ли не единственным способом на уровне массовой культуры поговорить об актуальных и сложных проблемах: ментальных состояниях, аддикциях, взрослении, моральных дилеммах, которые делают из добропорядочных граждан преступников. При этом сериалы не просто озвучивают наличие проблемы. Они могут как легитимировать ее существование (и, соответственно, дестигматизировать тех, кто с ней сталкивается), так и способствовать нарастанию стереотипов. Так косвенно сериальная культура может работать на укрепление позиций тех или иных повесток. Но могут ли сериалы диктовать нормы – культурные, социальные, поведенческие? Могут ли они производить такие высказывания, которые будут восприниматься как руководство к действию — прямо или опосредованно?
Оксана Мороз
00:00:00
01:24:48
5 из 5

Новые формы сериальной культуры: между онлайн-кинотеатром и web series

То, что называется «телесериалом», уже давно таковым не является. Просто потому, что телевидение уступило место онлайн–кинотеатрам, а то и просто социальным сетям, где запросто можно смотреть сериалы на самые сензитивные темы. Насколько перестраивается производство сериалов в связи с переходом в онлайн пространство? Становятся ли они трансмедийными, а, значит, более влиятельными нарративами? Как меняется роль зрителя в условиях дигитализации сериалов? Имеем ли мы теперь больше прав на высказывание и трансформацию итогового нарратива?
Оксана Мороз

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24

Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:52:04
2 из 24

Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:56
3 из 24

«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:21:32
4 из 24

Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:19
5 из 24

Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:36:37
6 из 24

Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:50:51
7 из 24

Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:20
8 из 24

«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:42
9 из 24

Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:55:20
10 из 24

Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:45:14
11 из 24

Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:50
14 из 24

Михаил Лермонтов

В лекции четырнадцатой мы поговорим о творчестве Михаила Лермонтова. Почему его воспринимали негавтивно в XIX веке и почему позже он стал востребованным. Также мы рассмотрим, возможно, главное его произведение — поэму «Демон», и обсудим отношение к ней в разные периоды, отсутствие в ней демонического начала и притягательность демонизма для «взрослых подростков».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:41
15 из 24

Николай Гоголь

Пятнадцатая лекция этого цикла посвящена Николаю Гоголю. В ней мы рассмотрим: феномен Гоголя как основоположника русского фэнтези, «Ревизора» как уникальное произведение мировой драматургии, реальность и ее трансформацию в «Мертвых душах», а также вспомним Владимира Набокова в контексте «Петербургских повестей».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:59:40
16 из 24

Неизвестный Виссарион Белинский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:44:40
17 из 24

Негромкая поэзия: Федор Тютчев и Афанасий Фет

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:58
18 из 24

Дворянин не у дел: Иван Тургенев

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:33:08
19 из 24

Русский надрыв: Федор Достоевский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:45
20 из 24

Русский дух. Часть 1: Николай Некрасов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
02:11:08
21 из 24

Русский дух. Часть 2: Александр Островский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:26:51
22 из 24

Лев Толстой

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:46:17
23 из 24

Доктор Чехов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
00:57:07
24 из 24

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф

Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8

Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:39
2 из 8

Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:22
3 из 8

Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
4 из 8

Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:49
5 из 8

Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:26
6 из 8

Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:20
7 из 8

Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
8 из 8

Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.
Коллектив авторов

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Философия как образ жизни

«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  
00:00:00
01:18:59
1 из 5

«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  

На лекции мы поговорим о самой влиятельной философской школе прошлого (и, неожиданно, настоящего). Ответим на вопросы: Как зарождалось учение, одной из целей которого, было научить себя и других достойно принимать смерть? Почему стоицизм завладел умами литераторов и общественных деятелей? Как стоически принимать удары судьбы? И при чем тут дихотомия контроля и колесо жизненного баланса?
Екатерина Гресь
00:00:00
00:46:27
2 из 5

«Человеческий ум подобен какому-то колдовскому зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений» /Фрэнсис Бэкон: исследователь до мозга костей

Политический деятель, философ, родоначальник научного метода. Его пытливый ум проникал не только в самые глубины природы, но и в подземелья нашего мышления. Бэкон усомнился в наших познавательных способностях и задолго до Канемана, описал систематические ошибки в наших рассуждениях. Его жизнь (и смерть) была связана с наукой, он посвятил ее борьбе с призраками и химерами, которые не дают человеку прийти к истине.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:13:45
3 из 5

«Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» / Иммануил Кант: Мораль, возведённая в абсолют

Философ, которого неприлично не знать, но допустимо не понимать. Окунёмся в размеренный ритм Кёнигсберга и его самого знаменитого жителя. Поговорим о непознаваемом мире, о времени и пространстве, о том, почему у морального выбора нет исключений
Екатерина Гресь
00:00:00
01:04:31
4 из 5

«Человек обречен на свободу»/ Жан-Поль Сартр: как стать достойным свободы

Жизнь нужно пить большими глотками. Любить, радоваться, творить! Бесконечное одиночество в обмен на свободу. Поговорим о том, почему человек вынужден создавать себя сам, и почему единственный возможный ад — это другие
Екатерина Гресь
00:00:00
00:42:04
5 из 5

«Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что вы желаете, оно говорит вам, как желать» / Славой Жижек: рок-звезда от философии

Последний рыцарь Камелота, известный дебошир и влиятельный интеллектуал, с которым нам посчастливилось жить в одно время. Поговорим о философии как провокации, о Лакане, кино, пандемии и том, почему секс людям больше не интересен (и несколько анекдотов на десерт)
Екатерина Гресь

Смыслы города: Санкт-Петербург

 Стартовый взлет: город первой половины XVIII века
00:00:00
01:33:44
1 из 10

Стартовый взлет: город первой половины XVIII века

Как детские травмы Петра Первого повлияли на план и облик города — и каковы четыре здания, оставшиеся с тех времен. Почему Расстрелли был гастарбайтером, а Трезини не был архитектором. Есть ли связь между целомудренностью императриц и красотой улиц. Зачем Елизавета Петровна лично встречала все суда с тканями и украшениями. Когда Латинская Америка стала нам ближе Амстердама. Какая деревня в черте городского центра просуществовала до середины XX века. Об этом, о том, почему лучшие дворцы Петербурга непригодны для жизни, и о многом другом — на этой лекции.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:26
2 из 10

От гламурного рококо к классицизму «Третьего Рима»

Что стояло за стремлением Екатерины к просвещению и облагораживанию России? Что означало выражение «попасть в случай», и что хорошего дал Петербургу и России Фаворитизм, который при Екатерине был частью государственного хозяйства? Каково это — жить во дворце, и зачем Екатерина сама стирала белье?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:41
3 из 10

От Павла до Александра I

Почему Петербург не любит людей — и чем он напоминает театр? Почему только тоталитарная власть способна создавать такие города — и какие три столицы построены с аналогичным размахом? Какой город копировал «царь царей» Александр после петровского Амстердама — и кто выиграл тендер на архитектурный госзаказ? Когда парадный Петербург стал таким, каким мы его видим сегодня — и почему «русский ампир» не слишком уютен?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:03
4 из 10

Петербург времен Николая I

Царь — поклонник Вальтера Скотта и цензор каждого нового фасада, а десяток новых дворцов в Петербурге — следствие плодовитости монаршей семьи. Девиз Николая I — никаких кортежей! Новогодняя елка и лучшие архитекторы: все из Пруссии. Уродство Исаакия на фоне трехэтажного Петербурга. Еще величие России и уже загнивание Европы: вплоть до севастопольского краха. Русский национальный стиль. Позор от поражения и неизбежность реформ в наследство. Смерть: яд, нервы, воспаление легких?
Лев Лурье
00:00:00
01:31:37
5 из 10

Китч Александра II и его сходство с Ельциным

«Новый русские» и их дворцы. Обезображенный Петербург 1860-1880-х.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:41
6 из 10

Александр III — тринадцать лет передышки после Великих реформ

Во времена Александра III в архитектуре, искусстве и моде господствовал русский стиль, и сам император, когда-то серьезно занимавшийся историей Древней Руси, лично содействовал проведению множества исследований по истории допетровской России. Главный девиз того времени – «тише едешь – дальше будешь». Главное событие внешней политики – появление «сердечного союза» с Францией. Главный памятник архитектуры – Владимирский собор в Киеве, главный писатель – А. П. Чехов. Главная новость весны – труп гимназиста в Фонтанке, а главный предмет увлечения – Россия первой половины XVII столетия.
Лев Лурье
00:00:00
01:23:19
7 из 10

Николай II — русская смута, экономический подъем, взлет искусства

На лекции речь идет о времени первого периода правления Николая II — человека деликатного, интеллигентного, но, как оказалось, не способного к управлению государством в такой сложный период его истории, каким было начало XX века. Брожение умов в периоды длительного благополучия и экономического подъема неизбежно. Все бури, выпавшие на долю последнего государя, имели бы место в любом случае. Отличие только в том, что ситуация краха империи при Николае складывалась как бы сама собой, как будто по воле рока: от происшедших по глупости трагедий Ходынки и Кровавого воскресенья до отсутствия Григория Распутина в городе в период принятия решения о вступлении в Первую мировую войну.
Лев Лурье
00:00:00
01:28:17
8 из 10

От Петрограда до Ленинграда

На этой лекции вы узнаете, как и где учились люди конца ХХ века, когда отменяется понятие «сессия», а система образования начинает напоминать западную, сколько экзаменов должен был сдать студент и как долго он мог это делать. А также, что делать и куда идти после гимназии, какие три любимца были в литературе того времени и как прекрасный Серебряный век был прерван Февральской революцией и как это отразилось на Петрограде.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:16
9 из 10

Не столица и не провинция

С 20-х годов большевистский режим становится все больше похож на Российскую империю и даже не времен Александра III, а Петра Великого. Идеология — часть имперской политики: шаг в сторону — побег, конвой стреляет без предупреждения. Тем не менее, это годы ленинградской школы художников, расцвета театра оперы и балета им. С. М. Кирова, «Трилогии о Максиме», «Чапаева», Тракторной улицы, дома Фомина и Левинсона на Карповке и, что может быть главное, знаменитой Детской редакции Государственного издательства (Детгиза).  Ленинград того времени – Афины и апокалипсис в одном флаконе.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:04
10 из 10

Город в 1949-85 годах

Почему Сталин считал всех граждан, имеющих национальную родину за пределами СССР потенциальными врагами — и как это связано с тем, что сейчас филфак — это языковые курсы, а СПбГУ в целом — ПТУ. Где на Невском построено худшее из зданий «сталинского ампира» и чем радовали народ рестораны при Хрущеве. Каким был «второй серебряный век» русской литературы и почему он мог бы быть гораздо более ярким, чем серебряный век до революции. Первые выставки, первые квартирные семинары. КГБ и КПСС расходятся во взглядах на «вторую культуру». Изгнания и трагедии Нуриева, Барышникова, Довлатова, Рейна. Почему преследовали не всех, зачем Бродский ходил с контрабасом, за что избили Лихачева — и как повлияла «выставка такелажников» на судьбу директора Эрмитажа. Чем примечателен Брежневский стиль в архитектуре, и на месте какого храма стоит концертный зал «Октябрьский». Почему Пулково-I — самое приличное сооружение «эпохи Аллы Пугачевой», а Питер и сегодня похож на Москву так же, как старая добрая Англия на США.
Лев Лурье

Знаковые лекции Еврейского музея

Механизмы фашизма и банальность зла: дело Адольфа Эйхмана
00:00:00
01:52:14
1 из 10

Механизмы фашизма и банальность зла: дело Адольфа Эйхмана

Процесс над Адольфом Эйхманом стал предметом острых споров в международном юридическом сообществе. Он вызвал философскую полемику о механизме фашизма. В частности, под влиянием тех событий появился известный труд Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». В этой лекции религиоведа и переводчика Юрия Табака о процессе над Адольфом Эйхманом, человеком, ответственным за транспортировку евреев в концлагеря.
Еврейский музей и центр толерантности
    Кислота, нож, торт или Вандализм в истории искусства
    00:00:00
    01:39:52
    2 из 10

    Кислота, нож, торт или Вандализм в истории искусства

    Эта лекция искусствоведа и художественного критика Виктории Анисимовой посвящена вандализму, мишенью которого становятся произведения искусства. Вы разберете частные случаи покушений на «Данаю» Рембрандта, «Ивана Грозного» Репина, «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Три головы» Анны Лепорской и другие примеры.
    Еврейский музей и центр толерантности
      Ёжик и все-все-все: Юрий Норштейн об Эдуарде Назарове
      00:00:00
      01:36:07
      3 из 10

      Ёжик и все-все-все: Юрий Норштейн об Эдуарде Назарове

      Признанные мэтры российской мультипликации Юрий Норштейн и Эдуард Назаров долгие годы вместе работали на студии «Союзмультфильм», преподавали в мультмастерской на Высших режиссерских курсах, посещали престижные международные кинофестивали и оба награждены многочисленными профессиональными призами и титулами. В этой лекции Юрий Норштей расскажет о своем друге и коллеге Эдуарде Назарове, мультипликаторе и художнике, создавшим мультфильмы «Жил-был пес», «Гора самоцветов» и другие любимые картины.
      Еврейский музей и центр толерантности
        Истоки авангарда на Западе: Кубизм, Футуризм, Экпрессионизм
        00:00:00
        01:34:22
        4 из 10

        Истоки авангарда на Западе: Кубизм, Футуризм, Экпрессионизм

        Самое начало ХХ века оказалось временем, вместившим в себя множество культурных традиций и художественных экспериментов, которые сделались неиссякаемым источником для дальнейших поисков и находок. Первым «-измам» прошлого столетия (фовизму и экспрессионизму, кубизму и футуризму, а также наивному искусству и метафизике) будет посвящена эта лекция.
        Еврейский музей и центр толерантности
          Как создаются мультфильмы
          00:00:00
          01:46:39
          5 из 10

          Как создаются мультфильмы

          «Любая часть кинокадра должна иметь свою биографию, свою веселость, свое страдание, своего Бога»,— пишет Юрий Норштейн в книге «Снег на траве». Каждый режиссер видит мир кадрами, на интуитивном уровне понимая, кто станет прообразом персонажа, и что представляет собой ткань произведения. На лекции «Как создаются мультфильмы?» Юрий Норштейн раскроет секреты создания фильмов: он расскажет об авторской технике многоярусной перекладки изображения, о тонком процессе создания кадра, о важности звука и времени.
          Еврейский музей и центр толерантности
            Бьем бокалы и танцуем на стульях. Еврейская свадьба
            00:00:00
            01:23:15
            6 из 10

            Бьем бокалы и танцуем на стульях. Еврейская свадьба

            Еврейская свадьба — один из самых ярких и заметных ритуалов. На лекции речь пойдет о еврейских традициях, касающихся как самого свадебного дня, так и периода до и после нее. Мы поговорим об универсальных обычаях, ритуальных предметах, связанных с этим обрядом. Кроме того, мы рассмотрим некоторые локальные обычаи, зафиксированные в полевых экспедициях этнографами и антропологами как в начале XX в., так и в последние годы, в бывших еврейских местечках.
            Еврейский музей и центр толерантности
              Любопытство как метод. Об опыте рассматривания жизни и искусства
              00:00:00
              02:00:31
              7 из 10

              Любопытство как метод. Об опыте рассматривания жизни и искусства

              Чем похожи японцы и кержаки? И, кстати, кто такие кержаки? Зачем надо тонуть в болоте? О чем рассказывает нам известная картина, написанная пять веков назад? Что случилось с метафорой? Когда мы смотрим, мы видим или мы знаем? Почему мы все время фотографируем? Не снято, значит, не было? Реальность – это то, во что мы поверили? Много вопросов у любопытных людей. Почему их нужно задавать – об этом и поговорим на лекции.
              Еврейский музей и центр толерантности
                Экспансия супрематизма. Казимир Малевич и художники его круга
                00:00:00
                01:23:43
                8 из 10

                Экспансия супрематизма. Казимир Малевич и художники его круга

                Супрематизм как направление и образ художественного мышления – одно из самых больших завоеваний в истории мирового искусства. Появившись на заре ХХ века, он совершил переворот в уме самого Малевича, а затем и в умах его последователей и даже тех, кто, казалось бы, оставался в стороне. Лекция будет посвящена проблеме супрематизма и супрематического видения мира в творчестве Малевича и его последователей.
                Еврейский музей и центр толерантности
                  Культура & Экономика. Влияние и взаимодействие
                  00:00:00
                  01:18:23
                  9 из 10

                  Культура & Экономика. Влияние и взаимодействие

                  Лекция Александра Аузана, доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и председателя Общественного совета при Минэкономразвития РФ об экономическом пути России.
                  Еврейский музей и центр толерантности
                    Театр Дада
                    00:00:00
                    01:54:47
                    10 из 10

                    Театр Дада

                    Лекция филолога и специалиста по поэзии французского авангарда Ники Голубицкой. На лекции вы проанализируете отдельные отрывки неизданных в России пьес Тристана Тцара и Жоржа Рибмона-Дессеня, а также узнаете о парадоксальной связи дадаистского театра с вагнеровской концепцией тотального искусства и о влиянии «антиэстетики» Дада на театр абсурда.
                    Еврейский музей и центр толерантности

                      Застолье в России в XVI – начале ХХ века

                      Царские пиры в России в XVI-XVII веке. Часть 1
                      00:00:00
                      00:42:22
                      1 из 9

                      Царские пиры в России в XVI-XVII веке. Часть 1

                      Первая лекция цикла посвящена царским пирам в XVI-XVII веке: обслуживанию, этикету и меню. В меню входили национальные русские блюда, которые готовили по старинным рецептам, например, зажаренные лебеди под лимонами, студень, щучьи головы с хреном. Из лекции вы узнаете, сколько раз в год проходили пиры и кто ими руководил, как понять, что царь к вам благосклонен, и что писали о пирах гости, побывавшие на них.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:42:25
                      2 из 9

                      Царские пиры в России в XVI-XVII веке. Часть 2

                      Вторая лекция курса посвящена хмельным напиткам и драгоценной утвари, которую использовали на пирах, а также постному и масленичному меню. На царском застолье подавали меды и европейские вина, которые пили из сосудов разной формы. Древнейшей русской утварью были ковши и братины. Из этой лекции вы узнаете, какие меды и вина предпочитали пить цари, какие блюда и дары природы подавали на постных пирах, и чем меню масленичного пира отличалось от других.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:34:27
                      3 из 9

                      Коронационные обеды российских императоров. XVIII век 

                      На третьей лекции поговорим о коронационных обедах императоров в XVIII веке. Тогда для каждой коронации заново разрабатывали меню с учетом новинок кулинарной науки и веяний времени, а также тщательно продумывали сервировку, убранство зала и музыкальное сопровождение. Большое значение играли церемониальные действа, связанные с торжеством коронации: раздача памятных медалей, вынос кушаний. Из этой лекции вы узнаете, как при Петре I изменилось застолье, его этикет и меню, где происходили коронации и коронационные обеды российских императоров, как Франция стала законодательницей моды на кушанья и сервировку стола, а также какие блюда и напитки предпочитали императоры и императрицы.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:44:40
                      4 из 9

                      Коронационные обеды российских императоров. XIX век

                      Четвертая лекция посвящена коронационным обедам императоров в XIX веке. В это время в оформлении коронационных обедов появились новые элементы, связанные с развитием русского стиля в искусстве, и были созданы специальные сервизы для этой трапезы. На этой лекции поговорим о том, какие новые элементы празднества принес новый век, как вернулась мода к старинным национальным яствам вроде борщей и расстегаев, а также как один из аристократов изобрел гурьевскую кашу.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:53:58
                      5 из 9

                      Застолья российских аристократов. XVIII век: сервировка, меню, этикет

                      На пятой лекции речь пойдет о том, как и что ели аристократы XVIII века. Застолье в аристократической среде подразумевало великолепную сервировку и оформление стола, разнообразное меню и богатую карту вин. В домах знати можно было отведать лучшие изобретения поваров-французов: фрикандо, цыпленка по-перигорски или суп-консоме. Из этой лекции вы узнаете, какая кухня кухня была эталоном, как стали подавать кушанья и что об этом думали современники.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:44:18
                      6 из 9

                      Застолья российских аристократов. XIX начало – XX века: сервировка, меню, этикет

                      На шестой лекции поговорим о российских гурманах XIX века, к которым принадлежал знаменитый баснописец И. А. Крылов, которые утверждали, что «едят все, а обедают только избранные». Обед являлся главной трапезой дня, в его подготовке учитывали внешнее оформление зала, меню, ассортимент вин, обслуживание стола и искусство застольной беседы. Но в XIX веке и завтрак занял достойное место в расписании трапез дня. Он мог быть домашним и праздничным, подаваться в дороге и в гостях, проходить в интимной обстановке и как официальное деловое застолье. Русские люди на завтрак ели самые разные кушанья от устриц до простокваши, а парадный завтрак в час дня непременно включал стерлядь и шампанское.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:41:37
                      7 из 9

                      Десертный стол в России в XVIII – XIX веке 

                      На седьмой лекции поговорим о приятнейшем — о десерте. Он был завершением парадного застолья. За приготовление сладкого отвечали кондитеры, они же являлись главными специалистами в вопросах декорации стола: готовили и расставляли «пастилажные пирамиды» и «конфекты» в вазах. На десерт подавали различные сорта сыров, взбитый крем и конфитюр, пирожные и мороженое. Для подачи этих кушаний существовала специальная утварь: маленькие чашечки из фарфора с крышками и без них, блюда и чаши для фруктов и компота.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:36:09
                      8 из 9

                      Кофе и горячий шоколад: история напитков в России

                      Восьмая лекция посвящена истории чая и горячего шоколада в России в XVIII - начале XX века. В эпоху Петра I вошедший в моду кофе стали пить при императорском дворе и в домах аристократов, подавать на ассамблеях и в кофейнях. Кофе и горячий шоколад требовали особенной утвари, их пили в разное время дня, включали в меню парадных застолий в 19 веке. На лекции вы узнаете также, как относились к этим напиткам в разное время, какой кофе пили императрицы, когда и кто мог пить горячий шоколад, а также по какому рецепту его готовили.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:51:56
                      9 из 9

                      Традиции русского чаепития

                      Заключительная лекция цикла посвящена чаю и чаепитию. Чай стали пить в России во времена Петра I, его везли из Китая сухим путем. В 1740-е годы появился самовар, который постепенно превратился в символ русского стола. В XIX веке чаепитие стало самостоятельной трапезой в России, приобрело национальный колорит. Вы узнаете, чем отличался чай по-английски от чая по-русски, что из закусок и лакомств предлагали гостям за чайным столом, как менялись традиции сервировки и какие чаи предпочитали русские императоры.
                      Юлия Уварова

                      История Китая. Древний мир

                      Введение в историю Китая. Географические особенности Восточной Азии, историческое районирование
                      00:00:00
                      00:34:15
                      1 из 5

                      Введение в историю Китая. Географические особенности Восточной Азии, историческое районирование

                      В первой лекции нашего цикла, посвященного истории Китая от эпохи палеолита до конца империи Цин, мы познакомимся с географическими особенностями Китая, рассмотрим основные исторические процессы, сопровождавшие формирование предков древних китайцев – народности хуася в палеолите, неолите и раннем бронзовом веке.
                      Мария Ефименко
                      00:00:00
                      00:39:16
                      2 из 5

                      Эпохи Шан-Инь и Западное Чжоу. XVI — VIII вв. до н.э.

                      Создание первых китайских государств на территории «исторического региона» Восточная Азия сопровождалось дальнейшими процессами сближения этнически разнородных юга и севера. Крупные территориальные государства Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.) и Западное Чжоу заложили основу китайской политической идеологии на долгие годы. В лекции мы рассмотрим политическую историю этих двух государств, дадим характеристику социальной структуры и аппарата управления.
                      Мария Ефименко
                      00:00:00
                      00:39:37
                      3 из 5

                      Восточное Чжоу: подъем царств и борьба между ними в периоды Весен и осеней и Сражающихся царств. VIII — III вв. до н.э.

                      Раздел территории государства Западное Чжоу между отдельными государственными образованиями привел к ситуации полицентризма, где правители различных царств боролись за верховенство и гегемонию. Вместе с тем, политический и социальный хаос стал важной отправной точкой в появлении совершенно новой социальной группы – служащих чиновников. В лекции мы не только узнаем, какие социальные процессы проходили на территории Китая в этот период, но и разберемся в том, каковы механизмы нового нарождающегося типа государственности – империи.
                      Мария Ефименко
                      00:00:00
                      00:40:17
                      4 из 5

                      Объединение Китая и создание первой централизованной империи Цинь. Империя Западная Хань и империя Синь. III в. до н.э. — I в. н.э.

                      Исключительная по своим характеристикам империя Цинь явила собой абсолютно новый тип государства – империю. Однако власть Цинь Шихуана оказалась недолгой и на смену империи Цинь пришла империя Хань, также разделенная на две части временным политическим кризисом. В лекции мы разберемся в том, что привело внешне стабильную империю Цинь к краху, каким образом первый правитель империи Хань Лю Бан получил власть, а также ознакомимся с ходом политических и социально-экономических процессов эпохи.
                      Мария Ефименко
                      00:00:00
                      00:34:04
                      5 из 5

                      Империя Восточная Хань. I – III в.в. н.э.

                      Последняя лекция блока, посвященному древнему Китаю, подводит итог процессам, качественно отличающим этот период истории Китая от средневековья. Последняя его империя – Восточная Хань – так и не смогла полностью оправиться от потери власти династией Лю. Возвышение евнухов, череда женских регенств и раздел империи на сферы влияния военачальников станут темой обсуждения этой лекции.
                      Мария Ефименко

                      Роскошь и власть: знатные фамилии Российской империи

                      Род Строгановых: от купцов до графов
                      00:00:00
                      00:38:07
                      1 из 5

                      Род Строгановых: от купцов до графов

                      Лекция посвящена старинному купеческому роду, который сумел разбогатеть и возвыситься, получив дворянство в XVIII веке. Строгановы издавна были владельцами солеварен на севере, при Иване Грозном осваивали Сибирь и занимались торговлей. Предприимчивые и энергичные купцы не раз оказывали финансовую поддержку власти, а взамен получали торговые привилегии. Строгановы стали фактическими хозяевами окраины русского государства – сибирских земель, где строили крепости, воевали с осколками Орды, прокладывали дороги. При Петре I они вошли в число сподвижников царя, сумели приумножить свои богатства и получить баронский титул. В роду Строгановых были царедворцы и меценаты, которые прославились умом, образованностью и любовью к искусству. Коллекции произведений искусства, собранные представителями этой известной фамилии сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже и Русском музее.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:49:19
                      2 из 5

                      Разумовские – фавориты и царедворцы

                      Судьба Алексея Григорьевича Разумовского — пример фантастической карьеры человека XVIII века в России, который сумел возвыситься благодаря расположению царственной особы. Фаворит и тайный супруг императрицы Елизаветы Петровны, будучи выходцем из низов, получил графское достоинство и несметные богатства. Потомки Разумовских вошли в круг российской аристократии, пользовались авторитетом в обществе и совершили немало полезных дел на благо государства. История Разумовских — это не просто везение, а яркий пример того, как личные качества, удача и воля монарха могли изменить судьбу человека в эпоху, когда границы между сословиями казались непреодолимыми.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:51:43
                      3 из 5

                      Князья Долгорукие: превратности судьбы

                      Вершина могущества старинного княжеского рода Долгоруких пришлась на начало XVIII века. Среди представителей этой многочисленной фамилии были талантливые дипломаты, влиятельные политические фигуры и авантюристы, способные рисковать жизнью, чтобы добиться власти. В центре этой лекции будет фаворит и кумир юного императора Петра II — Иван Алексеевич Долгорукий. Поговорим о его амбициях и мечтах породниться с лицом царской крови, а также о горьких итогах этой авантюры. Затронем и судьбы его потомков, которые смогли восстановить честь рода и занимали достойное место в высшем свете, но никогда более не смогли подняться до прежних высот и влияния.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:32:40
                      4 из 5

                      Бояре и графы Шереметевы

                      История рода Шереметевых уходит в далекое XIV столетие. Среди представителей рода были военачальники и дипломаты, царедворцы и покровители искусства. Одна из самых известных личностей этой древней фамилии — Борис Петрович Шереметев, полководец петровского времени, одержавший немало побед над шведами, отец большого семейства, чьи потомки верой и правдой служили России. Внук Бориса Петровича – Николай Петрович обессмертил фамилию Шереметьевых в мире искусства. Он прославился как меценат и владелец лучшего крепостного театра, постановками которого восхищались современники, включая царственных особ. Их наследие — не просто семейная хроника, а живое отражение русской истории во всём её величии и противоречиях.
                      Юлия Уварова
                      00:00:00
                      00:46:04
                      5 из 5

                      Юсуповы: самые богатые люди Российской империи

                      Лекция посвящена знатному роду Юсуповых, который на протяжении веков сочетали ум с красотой и талантом, были заботливыми хозяевами своих огромных поместий и сумели преумножить полученные в наследство огромные состояния. Среди них — соратник Петра I Григорий Алексеевич, генерал-майор и кавалер ордена Андрея Первозванного, известный своей преданностью и честностью. Не менее яркой фигурой был Николай Борисович Юсупов — страстный коллекционер и покровитель искусств, превративший усадьбу Архангельское в роскошную резиденцию с театром, художественными галереями и даже собственным фаянсовым заводом. Особое место в истории рода занимают женщины Юсуповых — блестяще образованные, очаровательные светские красавицы, рачительные хозяйки и владелицы выдающихся художественных собраний. Одной из самых ярких личностей рода Юсуповых стала княгиня Зинаида Николаевна — единственная наследница богатств и самой фамилии. О Зинаиде Николаевне говорили, что «она обладает такой замечательной красотой, которая остается символом эпохи.
                      Юлия Уварова
                      Слушайте также
                      О Возрождениях в культуре
                      8 лекций
                      О Возрождениях в культуре

                      Что возрождали в эпоху Ренессанса, кто был её героями и почему мы так любим этот период? Слушайте новые лекции об итальянском Ренессансе, а также несколько жемчужин о Северном и Каролингском возрождениях!

                      Великая красота: как итальянский Ренессанс изменил мир
                      Великая красота: как итальянский Ренессанс изменил мир
                      Возрождение в деталях — лица и образы
                      Возрождение в деталях — лица и образы
                      Джотто ди Бондоне
                      Джотто ди Бондоне
                      Леонардо да Винчи
                      Леонардо да Винчи
                      Слушать
                      Хорроры: почему мы любим бояться?
                      6 лекций
                      Хорроры: почему мы любим бояться?

                      Как фильмы ужасов лечат тревогу и почему дом опаснее леса? Подборка лекций о хоррорах и природе наших страхов.

                      Что такое хорроры и почему мы их смотрим?
                      Что такое хорроры и почему мы их смотрим?
                      Как связаны фильмы о зомби, вирусы и диктатуры?
                      Как связаны фильмы о зомби, вирусы и диктатуры?
                      Кровь, клыки, табу и «Сумерки»: вампиры в фильмах ужасов
                      Кровь, клыки, табу и «Сумерки»: вампиры в фильмах ужасов
                      Дом — самое небезопасное место
                      Дом — самое небезопасное место
                      Слушать
                      Мифология и видеоигры
                      9 лекций
                      Мифология и видеоигры

                      Мифы, которые вдохновили Netflix и разработчиков игр на легендарные проекты.

                      Славянская мифология. Часть 1
                      Славянская мифология. Часть 1
                      Славянская мифология. Часть 2
                      Славянская мифология. Часть 2
                      Высшая славянская мифология
                      Высшая славянская мифология
                      Сотворение мира
                      Сотворение мира
                      Слушать