Любимые курсы апреля

102 лекции107 часов 57 минут

Главными темами апреля для вас стали здоровые отношения с собой и глубокое погружение в особенности национальной культуры. Поэтому в любимых курсах месяца встретились: история русской литературы и смыслы Санкт-Петербурга, дело декабристов и династия Романовых, лекции о Великой Отечественной войне и славянской мифологии, психология отношений и знатные фамилии Российской империи, — и только «Кровавые хроники Российский маньяков» стоят мрачным особняком. Слушайте 10 любимых курсов апреля в этой подборке!

Циклы

Роскошь и власть: знатные фамилии Российской империи

Род Строгановых: от купцов до графов
00:00:00
00:38:07
1 из 5

Род Строгановых: от купцов до графов

Лекция посвящена старинному купеческому роду, который сумел разбогатеть и возвыситься, получив дворянство в XVIII веке. Строгановы издавна были владельцами солеварен на севере, при Иване Грозном осваивали Сибирь и занимались торговлей. Предприимчивые и энергичные купцы не раз оказывали финансовую поддержку власти, а взамен получали торговые привилегии. Строгановы стали фактическими хозяевами окраины русского государства – сибирских земель, где строили крепости, воевали с осколками Орды, прокладывали дороги. При Петре I они вошли в число сподвижников царя, сумели приумножить свои богатства и получить баронский титул. В роду Строгановых были царедворцы и меценаты, которые прославились умом, образованностью и любовью к искусству. Коллекции произведений искусства, собранные представителями этой известной фамилии сегодня хранятся в Государственном Эрмитаже и Русском музее.
Юлия Уварова
00:00:00
00:49:19
2 из 5

Разумовские – фавориты и царедворцы

Судьба Алексея Григорьевича Разумовского — пример фантастической карьеры человека XVIII века в России, который сумел возвыситься благодаря расположению царственной особы. Фаворит и тайный супруг императрицы Елизаветы Петровны, будучи выходцем из низов, получил графское достоинство и несметные богатства. Потомки Разумовских вошли в круг российской аристократии, пользовались авторитетом в обществе и совершили немало полезных дел на благо государства. История Разумовских — это не просто везение, а яркий пример того, как личные качества, удача и воля монарха могли изменить судьбу человека в эпоху, когда границы между сословиями казались непреодолимыми.
Юлия Уварова
00:00:00
00:51:43
3 из 5

Князья Долгорукие: превратности судьбы

Вершина могущества старинного княжеского рода Долгоруких пришлась на начало XVIII века. Среди представителей этой многочисленной фамилии были талантливые дипломаты, влиятельные политические фигуры и авантюристы, способные рисковать жизнью, чтобы добиться власти. В центре этой лекции будет фаворит и кумир юного императора Петра II — Иван Алексеевич Долгорукий. Поговорим о его амбициях и мечтах породниться с лицом царской крови, а также о горьких итогах этой авантюры. Затронем и судьбы его потомков, которые смогли восстановить честь рода и занимали достойное место в высшем свете, но никогда более не смогли подняться до прежних высот и влияния.
Юлия Уварова
00:00:00
00:32:40
4 из 5

Бояре и графы Шереметевы

История рода Шереметевых уходит в далекое XIV столетие. Среди представителей рода были военачальники и дипломаты, царедворцы и покровители искусства. Одна из самых известных личностей этой древней фамилии — Борис Петрович Шереметев, полководец петровского времени, одержавший немало побед над шведами, отец большого семейства, чьи потомки верой и правдой служили России. Внук Бориса Петровича – Николай Петрович обессмертил фамилию Шереметьевых в мире искусства. Он прославился как меценат и владелец лучшего крепостного театра, постановками которого восхищались современники, включая царственных особ. Их наследие — не просто семейная хроника, а живое отражение русской истории во всём её величии и противоречиях.
Юлия Уварова

Психология отношений

Что такое любовь и близость? 
00:00:00
00:35:33
1 из 9

Что такое любовь и близость? 

В лекции поговорим о том, что все обсуждают, но мало кто по-настоящему понимает: о любви и близости. Мы разберём, что это такое, как они работают в нашей психике, почему иногда рушатся, а иногда становятся фундаментом счастья. Разберем теорию привязанности и то, как наш тип привязанности в детстве влияет на взрослые отношения.
Ольга Каминина
00:00:00
00:42:35
2 из 9

Как мы выбираем партнеров: теория о типах привязанности и ее влияние на отношения

Тревожная, безопасная, избегающая, тревожно-избегающая — как найти себя в этом разнообразии и понять, что мешает строить поддерживающие отношения?
Ольга Каминина
00:00:00
00:31:09
3 из 9

Как мы выбираем партнеров: про что могут быть наши отношения и как наши опоры по жизни влияют на них

Поговорим о наших ценностях в отношениях, откуда они берутся и как формируются , также коснемся наших ран и травм, поговорим об их влиянии на жизнь и отношения. 
Ольга Каминина
00:00:00
00:27:03
4 из 9

Природа насилия, как распознать насилие в отношениях

Откуда берется насилие? Почему люди продолжают оставаться в отношениях с агрессорами, и как это устроено с точки зрения эволюции и психики? Мы обсудим, как власть, гендерное неравенство и травматический циклический опыт насилия из поколения в поколения привел нас в ту точку, в которой мы находимся сейчас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:29:11
5 из 9

Словами через рот: как строить диалог, быть понятым и понять другого

В этой лекции мы разберем основы эмоционально-фокусированной терапии для пар, практики, помогающие строить нетоксичное общение.
Ольга Каминина
00:00:00
00:34:50
6 из 9

Стадии отношений: что происходит в каждой из них, как понять, какая сейчас, и что ждёт вас дальше

Где на самом деле любовь? Что делать, если хочется всегда быть в «конфетно-букетном» периоде? На эти и другие вопросы будем искать ответы в лекции про стадии отношений. Разберем, почему конфликты — это нормально и почему важно учиться выдерживать их, но не переступать через себя.
Ольга Каминина
00:00:00
00:45:41
7 из 9

Как исправить то, что уже поломалось: ассертивная коммуникация

В седьмой лекции обсудим поиск баланса между пассивностью и агрессивностью, будем учиться выражать свои мысли, чувства и потребности уверенно и уважительно для достижения взаимопонимания без давления на другого. 
Ольга Каминина
00:00:00
00:31:24
8 из 9

Укрепление хорошего: как поддерживать отношения и получать от них удовольствие

На этой лекции мы обсудим, как нам меньше сталкиваться с главными разрушающими факторами отношений: критикой, презрением, оборонительной позицией и игнорированием. Попробуем научиться находить друг в друге лучшее чаще, чем это сейчас возможно, и научиться устойчивости в неустойчивом фрустрирующем мире.
Ольга Каминина
00:00:00
00:43:43
9 из 9

Секс в длительных отношениях: что делать, если что-то идет не так, как вы ожидали, и как улучшить сексуальные отношения в паре

На последней лекции курса мы поговорим о том, с какими проблемами сталкиваются пары чаще всего, куда уходит влечение и где найти вдохновение для нового исследования сексуальности друг друга.
Ольга Каминина

Здоровые отношения с собой

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
00:00:00
00:54:50
1 из 9

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни

Чем отличается самооценка и самоценность, какой бывает самооценка и как это влияет на нашу жизнь. Как наше детство и последующий опыт отражается в нашем поведении сейчас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:32:18
2 из 9

Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?

Как строить жизнь достойную того, чтобы жить? Как выбрать, на что опираться в жизни? На эти и другие вопросы об опорах и приоритетах ответ в этой лекции.
Ольга Каминина
00:00:00
00:36:34
3 из 9

Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина

Из этой лекции вы узнаете, почему эти чувства называются сложными и почему с ними так тяжело. Поговорим о том, откуда берутся стыд и вина, какая от них есть польза и как они могут деструктивно влиять на нас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:52:28
4 из 9

Мои мысли (почему они такие, какие есть? Зачем они нужны? Можно ли их убрать и поменять?)

Как мы думаем и можем ли мы влиять на это? Эта лекция о том, зачем нам мысли, чем они помогают нам, а чем мешают. Также мы обсудим, можем ли мы влиять на своей мышление и как.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:41
5 из 9

Мои эмоции и их влияние на меня

В этот раз мы посмотрим на эмоции с эволюционной точки зрения: откуда они берутся и зачем они нужны мне в современной жизни. А также рассмотрим, как эмоции связаны с принятием решений, действиями и планами.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:07
6 из 9

Другие: мои границы и приоритеты

Выстраивание отношений с другими — сложная задача. Нам важно учитывать и свое состояние, и состояние другого человека, и как мы можем влиять на него и как он может влиять на нас. В этой лекции обсудим, где проходят границы личного и публичного, от чего они зависят и как выстраивать приоритеты в коммуникации.
Ольга Каминина
00:00:00
00:49:44
7 из 9

Как помогать себе в сложных ситуациях

Кризисные планы на случай непредвиденных стрессовых ситуаций. В этой лекции поговорим, как помочь себе и близким в случаях горя, сильного переживания и других тяжелых ситуациях.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:22
8 из 9

Как планировать для себя лучшую жизнь и следовать плану

Как учиться планировать важное и быть гибким к переменчивым обстоятельствам? Может ли планирование быть устойчивым? В этой лекции обсудим долгосрочные цели и то, как мы можем идти к ним, выбирая себя.
Ольга Каминина
00:00:00
00:33:47
9 из 9

Осознанность

В этой лекции мы поговорим об осознанности: что это такое осознанность и почему она необходима современному человеку, в каких случаях практики осознанности могут помочь и как развивать осознанный подход к жизни. А также поговорим о том, как наблюдение помогает выстраивать лучшую жизнь и помогать себе.
Ольга Каминина

Дело декабристов

Серия 1
00:00:00
00:52:24
1 из 2

Серия 1

1. Восстание декабристов - одно из самых известных событий XIX века. В первой лекции цикла вы узнаете о подготовке и ходе восстания. Почему у декабристов не получилось совершить задуманное, и что же все-таки произошло в тот день на сенатской площади?
Стармедиа
00:00:00
00:52:43
2 из 2

Серия 2

2. Во второй лекции цикла автор расскажет о последствиях восстания декабристов. Что случилось с восставшими, как это событие повлияло на Россию и кем были те самые жены декабристов?
Стармедиа

Кровавые хроники российских маньяков. Серийные убийцы

Слепая смерть. Дело 1
00:00:00
00:56:27
1 из 12

Слепая смерть. Дело 1

В первом путешествии по хронике российского ужаса слушатель познакомится с отечественными потрошителями и убийцей из детского лагеря в Ставропольском крае, чьи преступления до сих пор вгоняют в ледяной пот. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:54:26
2 из 12

Оргазм в обнимку с мертвецом. Дело 2

Во второй части слушатель узнает историю насильника из Витебска, которого односельчане знали как образцового гражданина и трудягу; историю сексуальных террористов из пермского края, из-за которых люди боялись выходить за порог, а также о маньяке, который очень любил женщин и мясные блюда. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
01:00:34
3 из 12

Объект — женщина в красном. Дело 3

В третьем деле — погружение в самые глубины страха, где обитает маньяк, который буднично, словно на работу, отправляется убивать респектабельных женщин; «режиссер», который удовлетворение своей извращенной похоти поставил как главный жизненный ориентир, а также насильник, чьей отличительной чертой был странный фетиш…Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:55:09
4 из 12

Лесополоса. Дело 4

Четвертая остановка на пути — история двух самых знаменитых убийц в российской истории, ростовского потрошителя и Чикатило, которые разделили общество и Россию на «до» и «после». Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:57:19
5 из 12

Ночной охотник. Дело 5

Пятая тропа в дебрях российской жути приведет слушателя к истории ничем не примечательного молодого человека, совершившего 35 леденящих душу убийств; к судьбе отвергнутого всеми душителя, из-за которого родители боялись выпускать детей из дому, а также — к истории мужчины, которому не давала покоя «слава» Чикатило… Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:58:51
6 из 12

Прирожденный убийца. Дело 6

Шестой маршрут ведет к убийце, «специализацией» которого были люди преклонного возраста; к личности, которую сложно называть человеком после всего, что он делал с телами своих жертв; к психопату, воющему по ночам и оставившему после себя чудовщный кровавый след, а также эпизод с появлением первого серийного убийцы в Москве. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:54:51
7 из 12

Гараж ужасов. Дело 7

Седьмое пугающее путешествие познакомит слушателя с историей «гаража ужасов», под которым нашли корыто со страшным содержимым, а также с судьбой некрофила, державшего в страхе всю московскую область. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:56:19
8 из 12

Убийство «по инструкции». Дело 8

В восьмом деле слушатель столкнется с серийным убийцей, работающим по строгой инструкции, а также узнает, какие жуткие секреты таили в себе темные и грязные подъезды в 90-ые годы… Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:50:30
9 из 12

Логово людоеда. Дело 9

Если бесстрашный слушатель смог добраться до девятого дела, то, возможно, его ждет самые пугающие встречи: с обитателем логова людоед; с сатанистом, в квартире которого было «слишком много крови» и с человеком, который для сокрытия следов своих преступлений пошел на радикальные шаги... Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:52:08
10 из 12

Первый мокрушник России. Дело 10

В финале нашего жуткого пути — встреча с «убийцей с шахматной доской» — битцевским маньяком! Человеком, державшим в страхе всю Москву в начале нулевых, который вошел в историю как один из самых кровавых преступников. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:55:44
11 из 12

Первый мокрушник России (продолжение). Дело 11

Продолжение дела о битцевском маньяке, злодеяния которого навсегда изменили российскую криминалистику и российское общество. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:52:06
12 из 12

Абсолютно здоровый «человек». Дело 12

Наша последняя остановка — история серийного убийцы и педофила, чьи преступления обсуждались по всей стране. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов

Смыслы города: Санкт-Петербург

 Стартовый взлет: город первой половины XVIII века
00:00:00
01:33:44
1 из 10

Стартовый взлет: город первой половины XVIII века

Как детские травмы Петра Первого повлияли на план и облик города — и каковы четыре здания, оставшиеся с тех времен. Почему Расстрелли был гастарбайтером, а Трезини не был архитектором. Есть ли связь между целомудренностью императриц и красотой улиц. Зачем Елизавета Петровна лично встречала все суда с тканями и украшениями. Когда Латинская Америка стала нам ближе Амстердама. Какая деревня в черте городского центра просуществовала до середины XX века. Об этом, о том, почему лучшие дворцы Петербурга непригодны для жизни, и о многом другом — на этой лекции.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:26
2 из 10

От гламурного рококо к классицизму «Третьего Рима»

Что стояло за стремлением Екатерины к просвещению и облагораживанию России? Что означало выражение «попасть в случай», и что хорошего дал Петербургу и России Фаворитизм, который при Екатерине был частью государственного хозяйства? Каково это — жить во дворце, и зачем Екатерина сама стирала белье?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:41
3 из 10

От Павла до Александра I

Почему Петербург не любит людей — и чем он напоминает театр? Почему только тоталитарная власть способна создавать такие города — и какие три столицы построены с аналогичным размахом? Какой город копировал «царь царей» Александр после петровского Амстердама — и кто выиграл тендер на архитектурный госзаказ? Когда парадный Петербург стал таким, каким мы его видим сегодня — и почему «русский ампир» не слишком уютен?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:03
4 из 10

Петербург времен Николая I

Царь — поклонник Вальтера Скотта и цензор каждого нового фасада, а десяток новых дворцов в Петербурге — следствие плодовитости монаршей семьи. Девиз Николая I — никаких кортежей! Новогодняя елка и лучшие архитекторы: все из Пруссии. Уродство Исаакия на фоне трехэтажного Петербурга. Еще величие России и уже загнивание Европы: вплоть до севастопольского краха. Русский национальный стиль. Позор от поражения и неизбежность реформ в наследство. Смерть: яд, нервы, воспаление легких?
Лев Лурье
00:00:00
01:31:37
5 из 10

Китч Александра II и его сходство с Ельциным

«Новый русские» и их дворцы. Обезображенный Петербург 1860-1880-х.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:41
6 из 10

Александр III — тринадцать лет передышки после Великих реформ

Во времена Александра III в архитектуре, искусстве и моде господствовал русский стиль, и сам император, когда-то серьезно занимавшийся историей Древней Руси, лично содействовал проведению множества исследований по истории допетровской России. Главный девиз того времени – «тише едешь – дальше будешь». Главное событие внешней политики – появление «сердечного союза» с Францией. Главный памятник архитектуры – Владимирский собор в Киеве, главный писатель – А. П. Чехов. Главная новость весны – труп гимназиста в Фонтанке, а главный предмет увлечения – Россия первой половины XVII столетия.
Лев Лурье
00:00:00
01:23:19
7 из 10

Николай II — русская смута, экономический подъем, взлет искусства

На лекции речь идет о времени первого периода правления Николая II — человека деликатного, интеллигентного, но, как оказалось, не способного к управлению государством в такой сложный период его истории, каким было начало XX века. Брожение умов в периоды длительного благополучия и экономического подъема неизбежно. Все бури, выпавшие на долю последнего государя, имели бы место в любом случае. Отличие только в том, что ситуация краха империи при Николае складывалась как бы сама собой, как будто по воле рока: от происшедших по глупости трагедий Ходынки и Кровавого воскресенья до отсутствия Григория Распутина в городе в период принятия решения о вступлении в Первую мировую войну.
Лев Лурье
00:00:00
01:28:17
8 из 10

От Петрограда до Ленинграда

На этой лекции вы узнаете, как и где учились люди конца ХХ века, когда отменяется понятие «сессия», а система образования начинает напоминать западную, сколько экзаменов должен был сдать студент и как долго он мог это делать. А также, что делать и куда идти после гимназии, какие три любимца были в литературе того времени и как прекрасный Серебряный век был прерван Февральской революцией и как это отразилось на Петрограде.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:16
9 из 10

Не столица и не провинция

С 20-х годов большевистский режим становится все больше похож на Российскую империю и даже не времен Александра III, а Петра Великого. Идеология — часть имперской политики: шаг в сторону — побег, конвой стреляет без предупреждения. Тем не менее, это годы ленинградской школы художников, расцвета театра оперы и балета им. С. М. Кирова, «Трилогии о Максиме», «Чапаева», Тракторной улицы, дома Фомина и Левинсона на Карповке и, что может быть главное, знаменитой Детской редакции Государственного издательства (Детгиза).  Ленинград того времени – Афины и апокалипсис в одном флаконе.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:04
10 из 10

Город в 1949-85 годах

Почему Сталин считал всех граждан, имеющих национальную родину за пределами СССР потенциальными врагами — и как это связано с тем, что сейчас филфак — это языковые курсы, а СПбГУ в целом — ПТУ. Где на Невском построено худшее из зданий «сталинского ампира» и чем радовали народ рестораны при Хрущеве. Каким был «второй серебряный век» русской литературы и почему он мог бы быть гораздо более ярким, чем серебряный век до революции. Первые выставки, первые квартирные семинары. КГБ и КПСС расходятся во взглядах на «вторую культуру». Изгнания и трагедии Нуриева, Барышникова, Довлатова, Рейна. Почему преследовали не всех, зачем Бродский ходил с контрабасом, за что избили Лихачева — и как повлияла «выставка такелажников» на судьбу директора Эрмитажа. Чем примечателен Брежневский стиль в архитектуре, и на месте какого храма стоит концертный зал «Октябрьский». Почему Пулково-I — самое приличное сооружение «эпохи Аллы Пугачевой», а Питер и сегодня похож на Москву так же, как старая добрая Англия на США.
Лев Лурье

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Великая война

Барбаросса
00:00:00
00:43:55
1 из 18

Барбаросса

18 декабря 1940-го года Гитлер подписал директиву № 21, известную сегодня как план "Барбаросса". Широко распространено заблуждение, что немецкие планы попадали на стол Сталина едва ли не сразу после их подписания. В действительности, точную дату германского нападения советская разведка определить не смогла. 22 июня 1941 года немецкие войска пересекли границу СССР. Основные силы Красной Армии были сосредоточены далеко от западной границы и не смогли оказать должного сопротивления врагу. Советскому народу его армии, руководству страны предстояло напрячь все силы, чтобы спасти Родину. Немецкое командование рассчитывало завершить военную кампанию в России всего за три-четыре месяца...
А.Исаев
00:00:00
00:40:41
2 из 18

Киев

После поражения в приграничном сражении в июне 1941 года советские части укрепились на линии Сталина. Шли бои с танковыми дивизиями Клейста, попытки ворваться в Киев внезапной атакой не удались. Далее последовали прорыв 1-й танковой группы немцев к Киеву и Бердичеву, окружение 6-й и 12-й армий, атака десантников Родимцева и контрнаступление 37-й армии. Гитлер принял решение об изменение стратегии плана «Барбаросса» из-за упорного сопротивления советских войск на Украине. 2-я танковая группа Гудериана направлена на юг, в тыл советскому Юго-Западному фронту. Начались бои на подступах к Киеву и отход войск Юго-Западного фронта. Киев был оккупирован, а события, произошедшие в Бабьем Яру, стали одними из первых свидетельств того, какого рода новый порядок гитлеровская Германия собиралась установить на территории СССР.
А.Исаев
00:00:00
00:44:00
3 из 18

Оборона Севастополя

Бомбардировка румынских нефтепромыслов советской авиацией летом 1941 года заставила немецкое командование сменить планы наступления и перенацелить силы группы армий «Юг» на Крым. 4-я румынская армия в Одессе была разгромлена армией Петрова, оборона на Перекопе прорвана 11-й армией Манштейна. Приморская армия Петрова отступила из Одессы и эвакуировалась в Севастополь. Отступление с Керченского полуострова и прекращение штурма Севастополя дало немцам возможность отбить Феодосию. Начались атаки немецкой авиации и героическая оборона Севастополя, затем эвакуация командования Черноморского флота и Приморской армии. Упорство защитников Севастополя оказало влияние на обстановку на советско-германском фронте в целом.
А.Исаев
00:00:00
00:40:34
4 из 18

Битва за Москву

С первых дней войны Москва готовилась к обороне. Были эвакуированы учреждения и заводы, посольства и министерства. Чтобы организовать оборону и остановить наступление фашистов на столицу, из Ленинграда был отозван маршал Жуков. По плану немецкой операции "Тайфун" вся мощь удара группы армий "Центр" была направлена на Москву. Немецкие части получали подкрепление, а, Жукову требовались резервы и время, которых у него не было. 17 октября Москва была переведена на осадное положение. Но 7 ноября мир узнал о том, что на Красной площади состоялся парад. Пройдя по брусчатке главной площади страны, части Красной Армии отправлялись прямо на фронт, на защиту столицы.
А.Исаев
00:00:00
00:42:03
5 из 18

Ленинград

Ленинград для немецкого командования имел стратегическое значение. 8 сентября немцы вышли к Ладожскому озеру, и город оказался оторванным от "большой земли". Над жителями Ленинграда нависла угроза голодной смерти. Корабли Балтийского флота, артиллерия и сухопутные части Красной Армии защищали город и "дорогу жизни", проложенную по льду Ладожского озера. Многократные попытки советского командования прорвать кольцо окружения успеха не приносили. Ленинградцы голодали, умирали, но ленинградские заводы работали. Лишь в феврале 1943 года предпринятая Ставкой операция "Искра" принесла облегчение Ленинграду - блокада была прорвана.
А.Исаев
00:00:00
00:45:37
6 из 18

Ржев

Ржевская битва — боевые действия советских и немецких войск в районе Ржевского выступа с 8 января 1942 года по 31 марта 1943 года (с перерывами от полутора до трех месяцев) в ходе Великой Отечественной войны. Включают в себя четыре наступательные операции советских войск Западного и Калининского фронтов против группы армий «Центр», которые имели целью нанести поражение основным силам немецкой группы армий «Центр», освободить города Ржев, Сычёвку, Вязьму и тем самым ликвидировать ржевский выступ.
А.Исаев
00:00:00
00:42:15
7 из 18

Сталинград

28 июня 1942 года немцы приступили к реализации плана "Блау". Фашистские войска рвались к Кавказской нефти. Чтобы обеспечить это наступление армии Паулюса требовалось захватить Сталинград. Южный сектор советской обороны был прорван. Но 6-я полевая армия Паулюса, вышедшая к Сталинграду, неожиданно получила сильный отпор и остановилась. Сталинград держался, а советское командование уже готовило план разгрома всей вражеской группировки...
А.Исаев
00:00:00
00:46:42
8 из 18

Кавказ

После провала плана «Барбаросса» и стратегии «блицкрига» в битве за Москву немцы спланировали второй «молниеносный поход». Важной составляющей этого плана был захват нефтяных месторождений Кавказа. Советские войска на подступах к Кавказу поддерживали авиация Черноморского флота, 5-я воздушная армия генерал-майора Горюнова и 4-я воздушная армия Вершинина. Развернулись сражения за перевалы Кавказа, Эльбрус, Владикавказ, Новороссийск. Окружение под Сталинградом заставило германское командование спешно отводить войска с Северного Кавказа. Немцы закреплялись на Кубани, но, несмотря на всю решимость, продержались на Кубанском плацдарме только до осени 1943 года. 17-ю армию срочно эвакуировали в Крым. Поход за нефтью закончился полным провалом.
А.Исаев
00:00:00
00:41:21
9 из 18

Курская Дуга

Апрель 1943 года. Фронт остановился, но советское командование уже составляло планы на лето, уделяя особое внимание району Курска. Немецкий план операции "Цитадель" планировал срезать Курский выступ двумя ударами. С севера предстояло атаковать группе армий "Центр", а с юга - войскам группы армий "Юг". Тем временем под Курском советские войска создавали полосы обороны. Готовилось невиданное, воистину гигантское сражение.
А.Исаев
00:00:00
00:39:02
10 из 18

От Днепра до Одера

Красная Армия освобождала Украину, чтобы замедлить продвижение советских войск, немецкое командование взрывало мосты на больших и малых реках, а на оккупированных территориях использовало тактику "выжженной земли". Командующий Воронежским фронтом генерал Ватутин в течение всего октября безуспешно пытался прорваться с Лютежского и Букринского плацдармов Днепра. Лишь 5 ноября лучшие танковые соединения под командованием генералов Рыбалко и Кравченко перерезали шоссе Киев - Житомир и отрезали немецким войскам путь к отступлению. И уже на следующий день столица Украины была освобождена.
А.Исаев
00:00:00
00:39:36
11 из 18

Операция Багратион

Весной 1944-го немцы с тревогой ждали высадки войск англо-американской коалиции во Франции. Группа армий "Север" отступила от Ленинграда, группа армий "Юг" оставила Крым. Положение группы армий "Центр" в Белоруссии казалось немецкому командованию стабильным. В ожидании наступлении Красной Армии в Украине, основная мощь немецкой армии - танки и авиация - была переброшена на юг. Но ставка приняла неожиданное решение ударить по врагу в Белоруссии. Операцией "Багратион" советское командование планировало уничтожить всю группу армий "Центр"...
А.Исаев
00:00:00
00:39:45
12 из 18

Война в воздухе

Летом 1941-го года шли ожесточенные воздушные бои, в которых советская авиация понесла большие потери. Но советские ВВС не были уничтожены в первые месяцы войны. Именно советские истребители вместе с наземными ПВО не позволили немцам разбомбить Москву, как это планировалось немецким командованием. В марте 1942-го года была проведена реформа ВВС, появились новые самолеты, созданные советскими конструкторами. В 1943-м шли бои под Курском, началось воздушное наступление английских и американских ВВС на Германию. Ключевым событием войны в воздухе стала битва за Берлин. Советская авиация смогла преодолеть тяжесть потерь первого периода войны и технологическую отсталость промышленности, став надежной поддержкой сухопутных войск и завоевав на конечном этапе господство в воздухе.
А.Исаев
00:00:00
00:50:07
13 из 18

Война на море

Боевую готовность № 1 на флоте объявили незадолго до полуночи 21 июня 1941 года. Немцы и их союзники финны пытались полностью блокировать советские морские перевозки. К 1942 году немцам понадобилась долгосрочная защита морских коммуникаций. Командование Кригсмарине делало ставку на мины. Советские подводники удачно действовали на Балтике. Советские эсминцы Северного флота вместе с английскими кораблями участвовали в сопровождении транспортов, прикрывали их от атак авиации и подводных лодок. Вышел Приказ Верховного Главнокомандующего от 22 июля 1945 года: «Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной»...
А.Исаев
00:00:00
00:39:02
14 из 18

Партизаны

Рассматривается организация партизанских отрядов, создание Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного главнокомандования в мае 1942 года. На правобережную Украину штаб направил группы отрядов под командованием Ковпака и Сабурова. В основном партизанские формирования действовали в тылах немецких групп армий «Север» и «Центр»: в Брянской, Витебской, Смоленской, Новгородской и Ленинградских областях; крупная группировка сражалась в Крыму. Для противодействия партизанам немецкое командование в мае-июне 1943-го года сняло с фронта армейские части. Весной 1944-го немцы начали операцию по уничтожению Полоцко-Лепельской партизанской зоны; через месяц после ее разгрома началась операция «Багратион». Советские части полностью освободили Белоруссию от оккупантов и многие партизаны влились в ряды Красной армии.
А.Исаев
00:00:00
00:37:16
15 из 18

Агентурная разведка

Об агентурной разведке НКВД и ГРУ, разведгруппах и диверсантах ГРУ и войсковой разведке. В первые дни войны легальные резидентуры в Германии, в странах, союзных с Третьим рейхом, и оккупированных государствах прекратили работу. О легендарных агентах советской разведки, об организации «Престол» и операции «Монастырь», «Красном оркестре» в Берлине и операции «Немыслимое». Рассматривается роль разведки в раскрытии и предотвращении военизированного конфликта между союзниками.
А.Исаев
00:00:00
00:39:07
16 из 18

Битва за Германию

17 января 1945-го года была освобождена Варшава. Советские танковые армии двигались так быстро, что врывались на аэродромы, где немцы готовили машины к вылету. Наступление 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии оказалось менее успешным. Немцы отходили в район Кёнигсберга. 27 января 1945-го года войска 1-го Украинского фронта вышли к концентрационному лагерю Аушвиц-Биркенау. Началась Висло-Одерская операция — самое стремительное наступление Второй Мировой, затем Ялтинская конференция и Капитуляция Кёнигсберга. Борьба за Восточную Пруссию завершилась. Основным инструментом сокрушения противника стала техника, в первую очередь, — артиллерия. Через несколько дней советским войскам предстояло штурмовать столицу Германии — Берлин.
А.Исаев
00:00:00
00:40:46
17 из 18

Берлин

31 января танкисты 1-го Белорусского фронта в районе Кюстрина и Франкфурта вышли к Одеру. Не дожидаясь пехоты, танкисты форсировали реку и захватили плацдармы. И вот уже Берлин - логово фашистского зверя - всего в ста километрах. И тут ставка приняла решение остановить наступление на столицу Германии. Требовалось пополнить части, подтянуть тылы. Лишь очистив от фашистских войск Померанию и Силезию, Красная Армия продолжила наступление. Узнав о планах англо-американских войск по захвату Берлина, Ставка разработала операцию, предусматривавшую быстрое продвижение к городу по кратчайшему маршруту...
А.Исаев
00:00:00
00:45:53
18 из 18

Война с Японией

5 апреля 1945-го года советское правительство денонсировало пакт о нейтралитете с Японией, заключенный в 1941 году. Несмотря на его подписание доверия между странами не было. 26 июля 1945-го на Потсдамской конференции представители США, Англии и Китая опубликовали декларацию, в которой Японии предлагалось немедленно капитулировать. Правительство Японии проигнорировало декларацию. Американцы вступили в войну в Тихом океане, начались ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. СССР вступил в войну с Японией 9 августа 1945-го года. Последовало освобождение Маньчжурии, 19 августа началась капитуляция армий Квантунской группировки. 2 сентября 1945-го года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии.
А.Исаев

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8

Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:39
2 из 8

Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:22
3 из 8

Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
4 из 8

Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:49
5 из 8

Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:26
6 из 8

Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:20
7 из 8

Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
8 из 8

Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.
Коллектив авторов

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24

Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:52:04
2 из 24

Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:56
3 из 24

«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:21:32
4 из 24

Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:19
5 из 24

Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:36:37
6 из 24

Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:50:51
7 из 24

Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:20
8 из 24

«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:42
9 из 24

Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:55:20
10 из 24

Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:45:14
11 из 24

Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:50
14 из 24

Михаил Лермонтов

В лекции четырнадцатой мы поговорим о творчестве Михаила Лермонтова. Почему его воспринимали негавтивно в XIX веке и почему позже он стал востребованным. Также мы рассмотрим, возможно, главное его произведение — поэму «Демон», и обсудим отношение к ней в разные периоды, отсутствие в ней демонического начала и притягательность демонизма для «взрослых подростков».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:41
15 из 24

Николай Гоголь

Пятнадцатая лекция этого цикла посвящена Николаю Гоголю. В ней мы рассмотрим: феномен Гоголя как основоположника русского фэнтези, «Ревизора» как уникальное произведение мировой драматургии, реальность и ее трансформацию в «Мертвых душах», а также вспомним Владимира Набокова в контексте «Петербургских повестей».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:59:40
16 из 24

Неизвестный Виссарион Белинский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:44:40
17 из 24

Негромкая поэзия: Федор Тютчев и Афанасий Фет

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:58
18 из 24

Дворянин не у дел: Иван Тургенев

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:33:08
19 из 24

Русский надрыв: Федор Достоевский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:45
20 из 24

Русский дух. Часть 1: Николай Некрасов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
02:11:08
21 из 24

Русский дух. Часть 2: Александр Островский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:26:51
22 из 24

Лев Толстой

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:46:17
23 из 24

Доктор Чехов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
00:57:07
24 из 24

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф

Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов
Слушайте также