Лю Цысинь и развитие жанра, философы и искусственный интеллект, космическая фантастика XVIII — XX веков и многое другое, чтобы вы погрузились в культуру, прогресс и роботов.
Лю Цысинь (род. 1963) — пожалуй, самый знаменитый китайский писатель сегодня, крупнейший китайский фантаст, лауреат премии «Хьюго». Автор популярной трилогии «Воспоминания о прошлом Земли», представленной романами «Задача трех тел», «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти». По его книгам были сняты популярный блокбастер «Блуждающая Земля» (реж. Франт Гво), а также сериал «Задача трех тел» от платформы Netflix. Лекция расскажет не только о жизни и творчестве Лю Цысиня, но и о пути зарождения и развития китайской научной фантастики на протяжении всего XX века.
Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.
Почему нас так волнует антиутопия? В эпоху тотальной прозрачности и связности антиутопии кажутся одновременно пародией на современный мир и не очень оптимистичным, но вполне реальным прогнозом на ближайшее будущее. Разбираемся в том, откуда взялась и куда нас ведёт мечта об идеальном обществе, которая неизменно оборачивается кровью.
Антиутопии - упомянутые книги
Утопия, Томас Мор
Что делать, Чернышевский
Преступление и наказание, Достоевский
Мы, Замятин
Война миров, Герберт Уэллс
1984, Джордж Оруэлл
О дивный новый мир, Олдос Хаксли
Толстой
Человек амфибия, Беляев
Братья Стругацкие
Станислав Лем
Платонов
Государство, Платон
Буря, Шекспир
Еврипид
Гомер
Великий Гэтсби, Фитцджеральд
Диоген Синопский
Sapiens, Юваль Ной Харари
Чистый лист, Стивен Пинкер
От отца к сыну, Франко Нембрини
Не отпускай меня, Кадзуо Исигуро
Люди икс
Хранители
Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв.
Мария Неклюдова, Ph.D, заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС, заведующая лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, профессор МВШСЭН.
Фантастика — воплощённая в литературных произведениях и фильмах, а также в компьютерных играх, комиксах и даже рекламных слоганах — всё чаще становится объектом исследовательского интереса филологов, социологов, антропологов, культурологов и философов. Космос — открытый взору каждого, но невообразимый и недосягаемый; принадлежащий всем, но необычайно дорогой в освоении — одна из важных тем, определяющих жанр фантастики и вопросов, которые адресуют этому жанру учёные. Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук., доцент Высшей школы европейских культур Факультета культурологии РГГУ, специалист по советской визуальной культуре. Борис Степанов, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ, исследователь советской и постсоветской исторической культуры.
Правильно ли называть фантастику «научной»? Как «фантастическое» помогает усовершенствовать костюмы стюардесс и бизнес-планы туристических компаний? Можем ли мы реконструировать политические мотивы и социальные правила дня сегодняшнего, изучая фантастические произведения о других планетах, монстрах из космоса и инопланетном вторжении? Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв.
Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук., доцент Высшей школы европейских культур Факультета культурологии РГГУ, специалист по советской визуальной культуре.
Борис Степанов, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ, исследователь советской и постсоветской исторической культуры.
Правильно ли называть фантастику «научной»? Как «фантастическое» помогает усовершенствовать костюмы стюардесс и бизнес-планы туристических компаний? Можем ли мы реконструировать политические мотивы и социальные правила дня сегодняшнего, изучая фантастические произведения о других планетах, монстрах из космоса и инопланетном вторжении? Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв.
Лекторы: Наталья Верещагина (Москва) НИУ ВШЭ, участник проекта ЛИКИ ШАГИ РАНХиГС «Космический проект в российских и американских медиа», проекта «Медиакосм»;
Наталья Столбова (Пермь) ПНИПУ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета, член редколлегии журнала «Технологос»
Фантастика — воплощённая в литературных произведениях и фильмах, а также в компьютерных играх, комиксах и даже рекламных слоганах — всё чаще становится объектом исследовательского интереса филологов, социологов, антропологов, культурологов и философов. Космос — открытый взору каждого, но невообразимый и недосягаемый; принадлежащий всем, но необычайно дорогой в освоении — одна из важных тем, определяющих жанр фантастики и вопросов, которые адресуют этому жанру учёные.
Правильно ли называть фантастику «научной»? Как «фантастическое» помогает усовершенствовать костюмы стюардесс и бизнес-планы туристических компаний? Можем ли мы реконструировать политические мотивы и социальные правила дня сегодняшнего, изучая фантастические произведения о других планетах, монстрах из космоса и инопланетном вторжении? Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв.
Лектор: Людмила Алябьева, кандидат филологических наук, шеф редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», академический директор аспирантской школы по искусству и дизайну, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, доцент МВШСЭН.
Из этой лекции вы узнаете, как научная фантастика придумала роботов и как людям вести с ними диалог, по какому принципу работают нейросети и что нужно голосовому помощнику для работы.
Что снимали параллельно с «Криминальным чтивом» и «Аватаром»? Есть ли малобюджетные аналоги у «Терминатора»? Кому по зубам сделать фильм, на который придут миллионы, и от чего это зависит?