Научная фантастика🤖

10 лекций8 часов 48 минут

Лю Цысинь и развитие жанра, философы и искусственный интеллект, космическая фантастика XVIII — XX веков и многое другое, чтобы вы погрузились в культуру, прогресс и роботов.

Циклы

5 авторов современной литературы Китая

00:00:00
00:29:50
5 из 5

Лю Цысинь и китайская научная фантастика

Лю Цысинь (род. 1963) — пожалуй, самый знаменитый китайский писатель сегодня, крупнейший китайский фантаст, лауреат премии «Хьюго». Автор популярной трилогии «Воспоминания о прошлом Земли», представленной романами «Задача трех тел», «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти». По его книгам были сняты популярный блокбастер «Блуждающая Земля» (реж. Франт Гво), а также сериал «Задача трех тел» от платформы Netflix. Лекция расскажет не только о жизни и творчестве Лю Цысиня, но и о пути зарождения и развития китайской научной фантастики на протяжении всего XX века.
Ксения Балюта

5 идей, изменивших мир

00:00:00
01:07:30
5 из 5

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты

Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.
Екатерина Гресь

Причина всего

Как и почему антиутопии стали главным жанром XXI века?
00:00:00
00:29:52
1 из 10

Как и почему антиутопии стали главным жанром XXI века?

Почему нас так волнует антиутопия? В эпоху тотальной прозрачности и связности антиутопии кажутся одновременно пародией на современный мир и не очень оптимистичным, но вполне реальным прогнозом на ближайшее будущее. Разбираемся в том, откуда взялась и куда нас ведёт мечта об идеальном обществе, которая неизменно оборачивается кровью. Антиутопии - упомянутые книги Утопия, Томас Мор Что делать, Чернышевский Преступление и наказание, Достоевский Мы, Замятин Война миров, Герберт Уэллс 1984, Джордж Оруэлл О дивный новый мир, Олдос Хаксли Толстой Человек амфибия, Беляев Братья Стругацкие Станислав Лем Платонов Государство, Платон Буря, Шекспир Еврипид Гомер Великий Гэтсби, Фитцджеральд Диоген Синопский Sapiens, Юваль Ной Харари Чистый лист, Стивен Пинкер От отца к сыну, Франко Нембрини Не отпускай меня, Кадзуо Исигуро Люди икс Хранители
Артем Новиченков

Космос как предчувствие

Полеты на Луну в эпоху короля-солнца: космическая фантастика середины XVII столетия
00:00:00
00:59:59
1 из 5

Полеты на Луну в эпоху короля-солнца: космическая фантастика середины XVII столетия

Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв. Мария Неклюдова, Ph.D, заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС, заведующая лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, профессор МВШСЭН.
Борис Степанов
00:00:00
00:42:50
2 из 5

«И на Марсе будут яблони цвести»: космическая кинофантастика эпохи оттепели

Фантастика — воплощённая в литературных произведениях и фильмах, а также в компьютерных играх, комиксах и даже рекламных слоганах — всё чаще становится объектом исследовательского интереса филологов, социологов, антропологов, культурологов и философов. Космос — открытый взору каждого, но невообразимый и недосягаемый; принадлежащий всем, но необычайно дорогой в освоении — одна из важных тем, определяющих жанр фантастики и вопросов, которые адресуют этому жанру учёные. Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук., доцент Высшей школы европейских культур Факультета культурологии РГГУ, специалист по советской визуальной культуре. Борис Степанов, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ, исследователь советской и постсоветской исторической культуры.
Борис Степанов
00:00:00
01:14:00
3 из 5

Бескрайний космос и бесконечное будущее: советская фантастическая литература 1950-1960х годов

Правильно ли называть фантастику «научной»? Как «фантастическое» помогает усовершенствовать костюмы стюардесс и бизнес-планы туристических компаний? Можем ли мы реконструировать политические мотивы и социальные правила дня сегодняшнего, изучая фантастические произведения о других планетах, монстрах из космоса и инопланетном вторжении? Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв. Татьяна Дашкова, кандидат филологических наук., доцент Высшей школы европейских культур Факультета культурологии РГГУ, специалист по советской визуальной культуре. Борис Степанов, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ, исследователь советской и постсоветской исторической культуры.
Борис Степанов
00:00:00
00:43:53
4 из 5

Фантастические сюжеты NewSpace: видения будущего и другие миры

Правильно ли называть фантастику «научной»? Как «фантастическое» помогает усовершенствовать костюмы стюардесс и бизнес-планы туристических компаний? Можем ли мы реконструировать политические мотивы и социальные правила дня сегодняшнего, изучая фантастические произведения о других планетах, монстрах из космоса и инопланетном вторжении? Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв. Лекторы: Наталья Верещагина (Москва) НИУ ВШЭ, участник проекта ЛИКИ ШАГИ РАНХиГС «Космический проект в российских и американских медиа», проекта «Медиакосм»; Наталья Столбова (Пермь) ПНИПУ, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета, член редколлегии журнала «Технологос»
Борис Степанов
00:00:00
01:22:29
5 из 5

Фантастически космические: мода эпохи "космической гонки" на подиуме

Фантастика — воплощённая в литературных произведениях и фильмах, а также в компьютерных играх, комиксах и даже рекламных слоганах — всё чаще становится объектом исследовательского интереса филологов, социологов, антропологов, культурологов и философов. Космос — открытый взору каждого, но невообразимый и недосягаемый; принадлежащий всем, но необычайно дорогой в освоении — одна из важных тем, определяющих жанр фантастики и вопросов, которые адресуют этому жанру учёные. Правильно ли называть фантастику «научной»? Как «фантастическое» помогает усовершенствовать костюмы стюардесс и бизнес-планы туристических компаний? Можем ли мы реконструировать политические мотивы и социальные правила дня сегодняшнего, изучая фантастические произведения о других планетах, монстрах из космоса и инопланетном вторжении? Связаны ли истории о космолётах-гигантах и астероидах-убийцах с тем, как учёные и инженеры формируют списки своих приоритетных задач? На эти и другие вопросы ответят авторы лекционного цикла, посвящённого космической фантастике ХVII – ХХI вв. Лектор: Людмила Алябьева, кандидат филологических наук, шеф редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала «Теория моды», академический директор аспирантской школы по искусству и дизайну, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, доцент МВШСЭН.
Борис Степанов

Автостопом по литературе

Поговорим с роботом
00:00:00
00:13:59
4 из 6

Поговорим с роботом

Из этой лекции вы узнаете, как научная фантастика придумала роботов и как людям вести с ними диалог, по какому принципу работают нейросети и что нужно голосовому помощнику для работы.
Владимир Кротов

Новые классики: Главные голоса в современном кино

Америка. Часть 1
00:00:00
01:23:34
1 из 5

Америка. Часть 1

Что снимали параллельно с «Криминальным чтивом» и «Аватаром»? Есть ли малобюджетные аналоги у «Терминатора»? Кому по зубам сделать фильм, на который придут миллионы, и от чего это зависит?
Алиса Таежная
Слушайте также
Здоровые отношения с собой❤️‍🩹
9 лекций
Здоровые отношения с собой❤️‍🩹

Стать себе лучшим другом и построить с собой поддерживающие отношения. Курс, основанный на когнитивно-поведенческой терапии, для тех, кто хочет лучше понимать себя.

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?
Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?
Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина
Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина
Мои мысли (почему они такие, какие есть? Зачем они нужны?  Можно ли их убрать и поменять?)
Мои мысли (почему они такие, какие есть? Зачем они нужны? Можно ли их убрать и поменять?)
Слушать
Вкусно жить не запретишь
12 лекций
Вкусно жить не запретишь

Подборка лекций про еду🍳 Внутри об античных пирах и связи аметиста и вина, парижских кафе и их меню в XIX веке, яблочной карте России, авантюрном ресторане Сергея Есенина и его товарищей, советских гамбургерах и многом другом.

Антоновка, Склянка, Скрыжапель: яблочная нота на карте России
Антоновка, Склянка, Скрыжапель: яблочная нота на карте России
Искусство в еде и еда в искусстве
Искусство в еде и еда в искусстве
8. Еда в больнице
8. Еда в больнице
Общественное питание в Париже: кафе и рестораны
Общественное питание в Париже: кафе и рестораны
Слушать
Любимые курсы сентября🍃
83 лекции
Любимые курсы сентября🍃

Здоровые отношения с собой, история Санкт-Петербурга, опасный метод, тайны и загадки русской литературы, а также многое другое! Слушайте 10 любимых курсов сентября в этой подборке.

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?
Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?
Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина
Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина
Вступительное слово
Вступительное слово
Слушать