• литература
  • русская литература

Законы классики. Десять произведений, изменивших русскую литературу

10 лекций7 часов 29 минут

Гаянэ Степанян

Этот курс — проводник по самым важным произведениям русской литературы, которые задали вектор развития всей русской словесности. Вместе с автором вы шаг за шагом исследуете предысторию создания произведения, его композицию и сюжет, главных героев и основные конфликты, восприятие читателей и критиков прошлого, но главное — актуальность текста и поднятых в нем тем сегодня. После прослушивания курса вы разберетесь, почему именно эти произведения стали классикой и попали в школьную программу, будете ориентироваться в истории русской литературы, ее стилях, важных именах, датах и произведениях. Благ...

 От классицизма к реализму: как «Горе от ума» изменило русскую драматургию
00:00:00
00:42:19
1 из 10
От классицизма к реализму: как «Горе от ума» изменило русскую драматургию
«Горе от ума» — одно из самых знаменитых произведений русской литературы, где блестящая сатира, любовная драма и философские размышления о судьбе благородного человека в обществе переплетаются воедино. На лекции мы поговорим о том, как создавалась комедия, почему при жизни Грибоедова ее почти не ставили на сцене, а распространялась она в рукописных списках. Разберем, в чем заключается главный конфликт Чацкого с фамусовским обществом и почему умный, прогрессивный герой оказывается в нем «лишним». Особое внимание уделим связи комедии с идеями декабристов — ведь поведение Чацкого во многом отражало их взгляды на жизнь. Не менее интересна и любовная линия пьесы: как личная драма Чацкого раскрывает новаторство «Горя от ума»? И, наконец, обсудим реакцию публики на произведение и пророческие слова Пушкина о ней.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:49
2 из 10
«Евгений Онегин»: как Пушкин изменил правила игры в литературе
«Евгений Онегин» — не только «энциклопедия русской жизни», как назвал его Белинский, а удивительный эксперимент, который не уступает современным романам. На лекции мы разберем, почему «Евгения Онегина» можно сравнить с остросюжетным сериалом, какие детали романа сегодня требуют «перевода» с пушкинского языка на современный, почему Онегин не служил и современники Пушкина косо на это смотрели, как дуэль Онегина и Ленского отражает нравы того времени и почему Татьяна — первая национальная героиня. Поговорим и о новаторстве Пушкина: почему «Евгений Онегин» — роман, который ломает все известные правила?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:40:53
3 из 10
«Герой нашего времени»: первый психологический роман в русской литературе
Роман «Герой нашего времени» открыл новую страницу в отечественной литературе и стал объектом постоянного внимания переводчиков, критиков и читателей по всему миру. На лекции мы поговорим о том, как создавался этот роман, кто его переводил и каково было восприятие «Героя нашего времени» современниками Лермонтова — от Белинского до Николая I. Разберем и уникальную композицию романа. Особое внимание уделим глубокой философской и социальной проблематике произведения: в чем трагедия Печорина, каков его внутренний конфликт и что делает его «лишним человеком»? Обсудим вопросы смысла жизни, свободы и одиночества, а также влияние общества на личность.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:58
4 из 10
«Мертвые души»: первый социальный роман в русской литературе
«Мертвые души» — не просто сатирическое произведение, а философская поэма о судьбе России и ее народа. На этой лекции мы рассмотрим, как Гоголь впервые в русской литературе обратился не к отдельному герою, а к изображению целого общества. Разберем, как каждый из персонажей — Манилов, Собакевич, Плюшкин и другие — воплощает определенный человеческий порок. Поговорим о загадочном Чичикове, его прошлом и возможном преображении, которое делает его больше чем просто аферистом. Также уделим внимание жанровому новаторству Гоголя, его психологизму, символике, лирическим отступлениям и индивидуализированному языку персонажей. Обсудим, как «Мертвые души» повлияли на развитие русского реализма и почему это произведение до сих пор актуально.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:48:54
5 из 10
«Отцы и дети»: роман-портрет эпохи великих перемен
Что, если философия, в которую ты веришь, рушится при столкновении с реальной жизнью? «Отцы и дети» — не только хроника спора «отцов» и «детей», а тонкое исследование человека, который хотел все изменить. На лекции мы поговорим о том, как в «Отцах и детях» отразился острый конфликт между поколениями, идеологиями и представлениями о будущем. Почему Базаров, убежденный нигилист, оказывается глубоко ранимым и противоречивым? Что разрушает его философию: любовь, одиночество или внутренняя пустота? Вы узнаете, какие реальные события своего времени Тургенев встроил в сюжет, чем роман возмутил критиков и как он повлиял на Достоевского и русскую литературу в целом.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:50:16
6 из 10
«Обломов»: роман о мечтателе
Роман Ивана Гончарова «Обломов» — глубокое и многослойное произведение, в котором много юмора и музыкальности. На лекции мы особое внимание уделим главному герою — Илье Ильичу Обломову. Как мог человек с чуткой душой и незаурядным умом так бесславно завершить свою жизнь на диване? Обсудим, кто виноват в его судьбе: общество, воспитание или он сам? Разберем понятие «обломовщина» и почему оно до сих пор актуально. Обсудим, почему французский перевод привел Гончарова в ярость и как этот эпизод помогает понять замысел автора. А также поговорим о двух ключевых женских образах романа и теме любви: почему именно любовь становится способом понять характер и мотивы героя?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:42:32
7 из 10
«Гроза»: первая русская трагедия о женщине
Пьеса Александра Островского «Гроза» — одно из самых сильных произведений о борьбе женщины с жестокими нравами общества. На лекции мы поговорим о том, как личная драма Островского повлияла на образ Катерины. Рассмотрим, как устроен мир Калинова — провинциального городка на берегу Волги, где сама природа становится символом. Обсудим, почему экспозиция, второстепенные персонажи и образ грозы играют ключевую роль в раскрытии центрального конфликта. Разберем главных героев: Катерину, Тихона, Бориса и Кабаниху. Как сама Кабаниха видит свои поступки и в чем ее внутреннее оправдание? Почему «Гроза» — это не просто драма, а трагедия нового типа, открывшая в русской литературе тему свободы женщины?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:42:11
8 из 10
«Преступление и наказание»: первый философский детектив в русской литературе
Роман Федора Достоевского — глубокое размышление о человеческой свободе, морали и границах допустимого. На лекции мы поговорим о том, как идеи эпохи — культ «сильной личности» и нигилистические взгляды — повлияли на создание образа Раскольникова. Особое внимание уделим структуре и стилю романа: как Достоевский соединяет философские диалоги с детективным сюжетом, анекдоты — с исповедью, газетные новости — с евангельскими мотивами. Разберем, что значит «фантастическое время» в романе, и обсудим философскую и религиозную глубину романа, его символику, полифоничность и влияние на мировую литературу.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:40
9 из 10
«Война и мир»: первая эпопея в мировой литературе
«Война и мир» — первый роман-эпопея в мировой литературе, в котором соединились исторический масштаб и философское осмысление истории. На лекции мы поговорим о том, как создавалось это произведение: какие названия предшествовали окончательному, как менялся замысел и почему автору пришлось разъяснять свои идеи в специальной статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”». Обсудим художественные и историософские особенности произведения, уникальный подход Толстого к изображению исторических событий, а также причины, по которым роман вызывал восхищение одних и критику других читателей (и нет, дело не в количестве вставок на французском). Поговорим о новаторском изображении семьи, роли народа, а также о языке и символике романа. И вместе попытаемся ответить на главный вопрос: что движет историей — воля отдельных личностей или рок?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:44:44
10 из 10
«Вишневый сад»: как Чехов создал драматургию ХХ века
«Вишневый сад» — это история о людях, которые не услышали время, не поняли друг друга и не заметили, как все изменилось. На лекции мы поговорим о том, почему «Вишневый сад» невозможно свести ни к трагедии, ни к социальной драме, в то время как сам Чехов считал свою пьесу… комедией. Разберем, как Чехов нарушил все правила классической драмы и в чем была причина его разногласий со Станиславским. Поговорим и о названии: почему все-таки «Вишнёвый сад», а не «Ви́шневый»? Также обсудим, почему в пьесе все важное происходит между строк: в паузах, в недосказанностях, во внутренней жизни героев. И особое внимание уделим образу Лопахина — человека действия, предпринимателя, художника в душе, который, сам того не желая, разрушает то, что хотел спасти.
Гаянэ Степанян

Еще по теме Литература

Цикл Лекций о Пушкине
16 лекции
Достоевский и дары смерти
6 лекции
Цикл лекций о Гоголе
7 лекции

Как работает подписка

День 1День 1

Вы получаете доступ к платформе на 7 дней за 1₽. Деньги за выбранный тариф не списываются.

День 5День 5

Мы напоминаем вам об окончании пробного периода.

День 7День 7

Мы спишем с вас оплату за выбранный тариф. Вы можете отменить подписку до этого дня.

Есть промокод?

Ваша подписка может стать еще выгоднее!

Номер карты

Годовая

Скидка 20%
183₽/мес

Преимущества

20%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 2199 ₽ за 1 год

Вы получите +600 бонусов Много.ру

Полгода

Скидка 13%
200₽/мес

Преимущества

13%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 1199 ₽ за 6 месяцев

Вы получите +350 бонусов Много.ру

Ежемесячно

229₽/мес

Преимущества

1

Первые 7 дней, затем 229 ₽ за 1 месяц

Вы получите +100 бонусов Много.ру