• литература
  • зарубежная литература

Великий американский роман

17 лекций20 часов 2 минут

Павел Балдицын

В ХХ веке литература США обрела мировое величие, и главную роль в этом сыграли американские романисты. Задача данного курса — познакомить слушателей с творениями таких великих мастеров, как Фенимор Купер, Герман Мелвилл, Марк Твен, Генри Джеймс, Теодор Драйзер, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фитцджералд, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Джон Стейнбек, а также с произведениями более поздних авторов — Джерома Сэлинджера, Джона Апдайка, Чарлза Буковски, Тони Моррисон. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в об...

Великий американский роман
00:00:00
01:14:40
1 из 17
Великий американский роман
Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США. Павел Балдицын: «Культура США выросла на основе европейских традиций, однако с самого начала XIX века американцы стремились создать самобытную американскую литературу. Одну из самых известных концепций сформулировал писатель Джон Дефорест в своей статье-манифесте „Великий американский роман“ (1868), где поставил целью написать романы, которые дали бы „картину обычных чувств и нравов американского существования“ и наиболее полно воплотили „дух времени и страны“. В этом обнаружился проективный характер национальной культуры, желание вступить в соперничестве с европейской литературой, но также и неразвитость художественного вкуса американских критиков и читателей, которые не заметили великих поэтов Эдгара По и Уолта Уитмена, великих прозаиков Германа Мелвилла и Марка Твена, ведь признание к ним пришло из Европы». На первой лекции пойдёт речь об идее «Великого американского романа» и критической полемике вокруг неё, о принципах отбора произведений в канон национальной классики.
Павел Балдицын
00:00:00
01:18:44
2 из 17
Фенимор Купер
Фенимор Купер — родоначальник американского романа, новатор, создатель совершенно новых жанров, таких как шпионский или морской роман. Главным его творением стали романы о пионерах и движущейся границе с их специфическими сюжетами и героями, где непременные истории любви потеснили иные темы — бегство от цивилизации к природе, взаимоотношения людей разных культур с природой и между собой, конфликт естественного человека с законом. На лекции будут представлены два лучших романах Купера из пенталогии о Натти Бампо: «Пионеры» и «Последний из могикан». Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:44
3 из 17
Натаниэль Готорн
Натаниэль Готорн внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма; идеализировал некоторые черты пуританской этики. Его главный роман «Алая буква» («The Scarlet Letter») считается одним из ключевых литературных произведений США, который к тому же один из первых завоевал признание в Европе, а также подвергся шквалу критики со стороны религиозных общин. Роман был неоднократно экранизирован, по нему были написаны оперы, также он оказал огромное влияние на поп-культуры и не потерял своей актуальности и сегодня. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:19:25
4 из 17
Герман Мелвилл
Германа Мелвилла можно назвать самым главным американским романтиком и самым масштабным писателем США. Его ключевой роман «Моби дик, или белый кит» был написан в 1851 году, но особую популярность обрел после Первой мировой войны. С 20-х по 50-е годы ХХ века художественный стиль Германа Мелвилла, свойственный ему трагизм, получили сильный отклик среди представителей потерянного поколения. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Вячеславович Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:21:37
5 из 17
Марк Твен
Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн» - Эрнест Хемингуэй. Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет, как связан Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс с Марком Твеном, а также о двух самых известных произведениях Марка Твена: «Приключениях Гекльберри Финна» и «Приключениях Тома Сойера», об их влиянии на становление и канон американской литературы, проблемы, затронутые в произведении и что это чтение не только для детей, но и роман-размышление для взрослых.
Павел Балдицын
00:00:00
01:06:40
6 из 17
Гарриет Бичер-Стоу
Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет о «Хижине дяди Тома», романе американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Из этой лекции вы узнаете не только об истории создания романа и жизни его создательницы, но и о важнейшей теме этого произведения - рабовладении в Америке. Павел Вячеславович делает большой исторический обзор рабовладения, сравнивая его с русским крепостничеством, рассказывает о нравственных, психологических и религиозных проблемах романа, а также о том, как популяризация этого романа повлияла на рабовладение в Америке.
Павел Балдицын
00:00:00
00:59:23
7 из 17
Кейт Шопен. «Пробуждение»
Роман Кейт Шопен «Пробуждение» (1899) иногда называют американской «Мадам Бовари». Это шедевр, забытый на полстолетия в своей родной стране и заново прочитанный только благодаря иностранным исследователям. Сегодня этот роман стал одним из «евангелий» феминизма, он вошёл в программы почти всех университетов США, о нём написаны сотни статей, диссертаций и книг. Его героиня, красивая и богатая молодая женщина, которую любит и балует муж, которой восхищаются все вокруг – и мужчины и женщины, в душе чувствует себя бесконечно одинокой. Романтический порыв героини к свободе оказывается недостижимым, а пробуждение личности приводит к самоубийству.
Павел Балдицын
00:00:00
00:43:43
8 из 17
Джек Лондон. «Мартин Иден»
Многие писатели ХХ века признавались, что к творчеству их побудило чтение романа «Мартин Иден» (1909). Эта автобиографическая книга Джека Лондона из тех, что «написаны кровью собственного сердца». Читателей поразила судьба простого моряка, наделённого тягой к красоте, потрясающей волей и талантом, который ради любви сумел преодолеть все препятствия, достичь славы и богатства, но в финале испытал жестокое разочарование во всём, к чему стремился
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:56
9 из 17
Генри Джеймс. «Портрет дамы»
«Портрет дамы» (1881) – вершина творчества Генри Джеймса и признанный шедевр американской и английской литератур. Его главная тема – судьба свободной и независимой женщины, которая воплощает идею «доверия к себе» Эмерсона. Изабелла Арчер совершает неверный выбор и переживает крушение иллюзий, однако оказывается способной осознать это и найти своё предназначение в жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:32:13
10 из 17
Генри Джеймс. «Площадь Вашингтона»
Образ юной американской девушки, бросающей вызов окружающим, стал художественным стержнем нескольких произведений Генри Джеймса. Самой известной стала повесть «Дэзи Миллер» (1878). Героиня романа «Площадь Вашингтона» (1880) Кэтри Слоупер оказывается жертвой своей любви к отцу, который воплощает разум и твёрдость принципов, и любви к жениху, которого привлекало только её наследство. Самое главное в этом характере – великая нравственная сила и верность своим чувствам.
Павел Балдицын
00:00:00
01:00:48
11 из 17
Теодор Драйзер. Американская трагедия.
Драйзер написал восемь романов и три из них вполне достойны войти в список великих. Однако «Американская трагедия» (1925) стала вершиной его творчества. В основу романа положен реальный случай, когда молодой человек ради богатства и положения в обществе убил свою любовницу. Драйзер очень внимательно прослеживает жизненный путь ничем не примечательного, кроме смазливой внешности, героя. Это обстоятельная, честная и бескомпромиссная попытка исследования болезней души американского, да и всякого общества, построенного на социальном неравенстве.
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:55
12 из 17
Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. Великий Гэтсби.
«Великий Гэтсби» (1925) – роман-драма, краткий и насыщенный, в котором криминальный анекдот становится средством философско-психологического анализа состояния умов и нравов в Америке 20-х годов. Эта эпоха «сухого закона», разгула преступности и гедонизма с лёгкой руки Фитцджеральда получила название «века джаза». Форма ностальгических воспоминаний от первого лица, неясность и символика образов придаёт роману лирические черты. В образе главного героя неожиданно сочетаются убожество и величие, низость поступков и «редкостный дар надежды», стремление к счастью, что живёт в душе американцев со времён первых переселенцев в Новый Свет.
Павел Балдицын
00:00:00
00:54:31
13 из 17
Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие!
«Прощай, оружие!» (1929) – один из самых ярких антивоенных романов ХХ века. В нём с особой свежестью рассказана вечная трагическая история Ромео и Джульетты, в которой роль убийственного рока сыграла Первая мировая война с её бессмысленной жестокостью и абсурдом. В романе Хемингуэя замечательно сочетание реалистической картины войны и романтической истории любви, точности деталей и символики образов.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
14 из 17
Эрнест Хемингуэй. По ком звонит колокол.
Название романа «По ком звонит колокол» (1940), взятое из «Медитаций» Джона Донна, стало крылатым в ХХ веке. В нём звучит мысль о единстве человека со всем человечеством. Камерный сюжет приключений подрывника в тылу франкистов обретает эпический размах. История трагической любви героя, погибающего за счастье другого народа, рассказана здесь на фоне истории испанского народа, восставшего против неравенства и социальной несправедливости. В финале «Колокола» Хемингуэй пересматривает итог прежнего своего романа «Прощай, оружие!»: здесь герой живёт до последней фразы, с оружием в руках прикрывая отход отряда и своей любимой.
Павел Балдицын
00:00:00
01:09:33
15 из 17
Уильям Фолкнер. Шум и ярость.
В романе Фолкнера «Шум и ярость» (1929), название которого навеяно сравнением из шекспировского «Макбета», история распада знатного семейства на американском Юге рассказана самым причудливым образом – через крайне субъективное восприятие и лихорадочные потоки сознания трёх братьев Компсонов. Особенно впечатляет первая часть, в которой передано детское и внелогическое восприятие мира глазами идиота, которому «вот уже 30 лет как три года». Четыре части романа представляют собой смену возрастов человека – от «невинности ребёнка» и подросткового смятения перед неумолимыми переменами бытия до умудрённой зрелости стороннего наблюдателя, способного узреть истину и главные ценности жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:02:24
16 из 17
Уильям Фолкнер. Свет в августе.
«Свет в августе» (1932) – ещё один эксперимент Фолкнера с формой романа. Здесь причудливо сочетаются три главных истории, которые носят символический характер: страшная и трагическая история полукровки со странным именем Джо Кристмас (Рождество), который воплощает расовый конфликт американского Юга, замешанный на жестокости и насилии, священника Хайтауэра, истово верующего в «южный миф» и способного любить всякого человека, даже убийцу, и простушки Лины Гроув, реинкарнации образа вечной женственности и материнства.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
17 из 17
Уильям Фолкнер. Авессалом, Авессалом!
В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) главная тема творчества Фолкнера – распад южной семьи и общины – получает необычайный размах. История Томаса Сатпена, который наперекор всем обстоятельствам и препятствиям устремлён к своей цели – стать творцом собственной судьбы и основателем аристократической династии, становится ярким воплощением краха американской мечты. При этом важен сам способ рассказа, когда образ главного героя предстаёт неясно и в то же время очень ярко, в коллективных воспоминаниях и мифологических параллелях.
Павел Балдицын

Еще по теме Литература

Цикл Лекций о Пушкине
16 лекции
Достоевский и дары смерти
6 лекции
Цикл лекций о Гоголе
7 лекции

Как работает подписка

День 1День 1

Вы получаете доступ к платформе на 7 дней за 1₽. Деньги за выбранный тариф не списываются.

День 5День 5

Мы напоминаем вам об окончании пробного периода.

День 7День 7

Мы спишем с вас оплату за выбранный тариф. Вы можете отменить подписку до этого дня.

Есть промокод?

Ваша подписка может стать еще выгоднее!

Номер карты

Годовая

Скидка 20%
183₽/мес

Преимущества

20%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 2199 ₽ за 1 год

Вы получите +600 бонусов Много.ру

Полгода

Скидка 13%
200₽/мес

Преимущества

13%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 1199 ₽ за 6 месяцев

Вы получите +350 бонусов Много.ру

Ежемесячно

229₽/мес

Преимущества

1

Первые 7 дней, затем 229 ₽ за 1 месяц

Вы получите +100 бонусов Много.ру