Любимые курсы лета

82 лекции84 часов 28 минут

В подборке встретились 10 курсов, которые пользователи Lectr чаще всего слушали этим летом. Внутри: тру-крайм, философия, литература, мифология и история. Выбирайте, что послушать сегодня💙

Циклы

Тайны и загадки русской литературы ХХ века

Автор найден!
00:00:00
00:52:57
1 из 10

Автор найден!

Есть легендарные тексты, которые обросли мифами. Чтобы разобраться с этим, необходимы железные факты или выверенные гипотезы. Мы расскажем, кто написал «Кокаинетку», «Послание Демьяну Бедному» и продолжил пушкинское стихотворение «Когда владыка ассирийский...» Анонимные тексты спустя столетие найдут своих авторов.
Олег Демидов
00:00:00
00:58:11
2 из 10

Смерть Сергея Есенина: масоны vs чекисты

Лекция вторая посвящена обстоятельствам гибели Сергея Есенина. Что произошло в роковую ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградском «Англетере»? Убийство? Самоубийство? На данный момент существует десяток мнений. Попробуем разобраться, когда возникла та или иная версия и кто из исследователей оказался наиболее убедительным.
Олег Демидов
00:00:00
00:43:03
3 из 10

Штаны и брюки русской поэзии

Кто украл штаны у Маяковского? Какую «обновочку утюжит» портной Ивано́в? Какие предметы гардероба украшали «Кафе поэтов»? Как Есенин и Мариенгоф «форсили» вдвоем в одних штанах? Кому шил брюки молодой Эдуард Лимонов? И другие вопросы (около)литературной моды…
Олег Демидов
00:00:00
00:49:45
4 из 10

Есенинские загадки

Все, что вы хотели знать о Есенине, но боялись спросить. Что такое «шея ноги»? Кому посвящено последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Как использовался салон-вагон Григория Колобова? Дрался ли Сергей Есенин с Борисом Пастернаком и Валентином Катаевым? Было ли предательство со стороны Мариенгофа? Какие отношения связывали Есенина с Николаем Клюевым и Рюриком Ивневым? Как читался «Черный человек»?
Олег Демидов
00:00:00
00:50:49
5 из 10

Литературные мистификации

История литературы знает их множество! Они связаны как с писательскими псевдонимами, так и с текстами. Мы попробуем развеять некоторые мифы и разобраться с самыми интересными и заметными мистификациями. Кто такие Нелли, Черубина де Габриак, Абрам Терц, Рубоко Шо, Марк Саллюстий Лукан, Гулла Хирачев и Ремонт Приборов? Каким на самом деле был Николай Клюев? Куда пропали поэма «Гуляй-поле» Сергея Есенина и повесть «Дмитрий Шостакович» Венедикта Ерофеева?
Олег Демидов
00:00:00
00:56:36
6 из 10

Авантюры русских писателей

Вы узнаете о том, как Николай Клюев общался с хлыстами и путешествовал по России, Виктор Шкловский переходил по льду Финский залив, Есенин занимался спекуляцией в салон-вагоне Григория Колобова и открывал собственное кафе, Велимир Хлебников и Анатолий Мариенгоф покоряли Персию, а Иосиф Бродский угонял самолет.
Олег Демидов
00:00:00
00:55:43
7 из 10

Литературный фольклор

Устная история не закончилась. Слухи и предания живут своей жизнью. Сочиняются байки и анекдоты. Все это – неотъемлемая часть литературного процесса. С этим необходимо работать. Поговорим о самом интересном: о чем рассказывал Виктор Шкловский своим ученикам? Как Сергей Есенин и Яков Блюмкин поссорились из-за жен? Спал ли Леонид Губанов на могиле Бориса Пастернака? В чем секрет есенинских автографов? Как Евгений Рейн попал за решетку?
Олег Демидов
00:00:00
00:41:51
8 из 10

Судьбоносные оды и эпиграммы

Люди искусства всегда высказывались остро о своих друзьях, коллегах и оппонентах. Как не вспомнить пушкинское «кюхельбекерно и тошно», есенинские частушки или остроты Маяковского! Все это выглядит милым баловством. Но были в истории и судьбоносные тексты – преимущественно оды и эпиграммы на власть имущих. Поговорим именно о таких случаях – об одах и эпиграммах, адресатами которых являются Луначарский и Горький, Сталин и Прокофьев, – и об историко-культурном контексте.
Олег Демидов
00:00:00
00:46:31
9 из 10

От эпатажа к перформансу

Поэты – те еще чудаки. Владимир Гольцшмидт гипнотизирует курицу и ставит себе памятник на Театральной площади. Имажинисты переименовывают улицы. Василий Каменский называет себя матерью русского футуризма. Максимилиан Волошин ходит по коктебельскому пляжу с посохом и в хитоне. Но постепенно все это чудачество становится не только и не столько эпатажем, сколько частью искусства. Появляются осознанные акции и создаются перформансы. Поговорим о том, что объединяет Сергея Есенина с группами «Война» и «Pussy Riot», Алексея Крученых с Константином Кузьминским, Давида Бурлюка с Дмитрием Приговым.
Олег Демидов
00:00:00
00:46:49
10 из 10

Цензура и ее последствия

Почему запретили роман «Пламень» Пимена Карпова и сборник стихов «Аллилуиа» Владимира Нарбута? За что Иван Грузинов и Нина Хабиас попали в тюрьму? Почему имажинисты не спешили сотрудничать с государственными издательствами? Как (а главное – когда) зарождался самиздат и тамиздат? Кто такой Николай Глазков? Как послевоенная литература ушла с площадей на кухни и в мастерские художников? Почему был запрещен «Метрополь»?
Олег Демидов

Жизнь сложная

Философия – это глагол
00:00:00
00:50:31
1 из 8

Философия – это глагол

Философия дает однозначные ответы на вопросы. Философия - это сложно. Философия - это усилие, движение, развитие. Наконец, философия - это глагол. Это наука рассказывает, как происходят те невидимые глазу процессы, которые определяют, что глаз может увидеть. Эти процессы вечные, но в каждую эпоху они проявляют себя по-разному. Знать и понимать эти процессы - значит уметь ориентироваться не только в мире элементарных физических взаимодействий, но и в «мире идей» и над-природных процессов. Первые шаги к изучению этой науки поможет осуществить разбор пяти жутковатых мифов о философии. Разобравшись с ними можно двигаться дальше и говорить о том, что жизнь - сложная, но это вообще-то хорошо.
Анна Винкельман
00:00:00
01:00:54
2 из 8

Прекрасное – это трудно

Спорят ли о вкусах? Постоянно. Наши эстетические предпочтения - яблоко раздора во многих жизненных ситуациях. Задним числом мы надеемся, что о вкусах все же можно поспорить, потому что есть «объективно» красивые вещи. И что есть такая занавеска, которая всем нравится. Но это не так. Почему? Объективность в вопросах искусства действительно есть. Только находится она не в плоскости «вкуса», т.е. приятного, а в области «хорошего» и «прекрасного». Философское рассмотрение этого вопроса покажет нам, что все споры о вкусах ведутся напрасно, а вот о «хорошем» и «прекрасном» поспорить и подумать нужно, ведь это упражняет ум. Ну и кроме того, как остроумно заключил Сократ, «Прекрасное - трудно», а значит с него то и нужно начать.
Анна Винкельман
00:00:00
01:12:10
3 из 8

Любовь – это способность

Решение всех вопросов, о которых идет речь в этом цикле, для подавляющего большинства людей не имеет никакого смысла, если не решен вопрос любви. Все известные миру ответы на вопрос «что такое любовь» по-своему верны. Философское объяснение же, пожалуй, ближе всего в физическому. Любовь - это способность, это особый тип связи в природе и нашем сознании, который может соединять то, что и в вполне может существовать само по себе. Кроме того, коварное время, разрушающее все вокруг не то что не враждебно любви, напротив - оно дружественно ей. Как же так получается? Как объяснили это философы? Сложна ли любовь? Да и есть ли она вообще? Почему любовь открывает для нас перспективу вечности? Почему вступая в отношения мы почти всегда путаем «вкусы» и «ценности»? А еще - почему девиз «никто никому ничего не должен» - колокол апокалипсиса любви, а может быть даже и всего мира.
Анна Винкельман
00:00:00
01:02:29
4 из 8

Наука – это удобно

Нам свойственно доверять успехам ученых, но ничего не знать об их мотивах, и не слышать про их провалы. Часто ли в новостях мы встречаем, что «Британские ученые не доказали, что…»? Никогда. Наука - это вроде бы надежно. Наука - это удобно. Наука дает ответы на глобальные и важные вопросы. Она вооружена самыми новыми методами, математикой наконец. При этом мы редко думаем о том, как в действительности соотносятся наука и конкретный человек. Что нужно для того, чтобы конкретное научное открытие (например, таблетка от головной боли) помогло Никонору Ивановичу? Как связано это с тем, что где-то на краю света может разбиться флакон со смертельным вирусом, а ядерный реактор выйдет из под контроля? Наконец - кто и зачем занимается наукой? И не зря ли?
Анна Винкельман
00:00:00
01:49:16
5 из 8

Добро – это вечность

Если требуется принять важное решение, мы мучительно сомневаемся. Словно есть правильный ответ. Такой ответ действительно есть. Однако находится он не в сфере практических дел, а в сфере этического. И два этих измерения кажутся очень далекими друг от друга, и потому мы вечно находимся в ситуации выбора между ними. Точку, в которой они сходятся, отлично показал Иммануил Кант - философ, без текстов которого ход мировой истории мог бы пойти иначе. За сложными и объемными текстами Канта можно разглядеть очень простую и важную интуицию о связи этих - на самом деле не конфликтных - измерений. Уловить эту интуицию поможет глава о Канте, его философии, добре и вечности.
Анна Винкельман
00:00:00
00:56:32
6 из 8

История – это биография мира

Мировая история редко бывает любимым предметом у школьников. Для ребенка «история» - чаще всего сложная совокупность не всегда точных и очень далеких от современности фактов. Зачем они нужны сегодня? Какой в них смысл? Однако можно заметить, что интерес к истории увеличивается прямо пропорционально самосознанию. Обретая собственную биографию, человек понимает: он есть не только у себя, но и у мира. Точно так же, как наша собственная история многое говорит о нас самих. Так же и история как биография мира позволяет лучше понимать происходящее, принимать правильные решения. А еще история дает возможность задать вопрос самому опытному и самому старому советчику - миру.
Анна Винкельман
00:00:00
01:06:32
7 из 8

Город – это анти-природа

То, что город стал предметом интереса самых разных наук (культурологии, философии, появилась урбанистика) - очень важный момент в развитии истории. Это значит, что город стал проблемой, что его нужно изучить для того, чтобы в нем ориентироваться и как-то на него влиять. Город сегодня - не просто «защита» от природы и соседних племен, не произведение искусства. А что-то почти самостоятельное, почти такой же живой организм как и природа. Что это значит для нас? Как нужно понимать город? Стоит ли ему доверять или пора начинать его бояться? Может быть стоит бежать из города на природу? Философия предлагает не торопиться, а обстоятельно обдумать это новое для нас положение дел.
Анна Винкельман
00:00:00
02:06:11
8 из 8

Личность — это маска

Просматривая свои старые фотографии и читая переписки мы как правило либо лирически вздыхаем, либо тихонечко сгораем от стыда. Интуитивно это очень трудно сочетается с естественной эгоистической установкой человека — думать главным образом о себе. Впрочем, удивительное дело, сколько бы мы о себе не думали, результаты редко нас удовлетворяют — «кто Я» — до сих пор для всех наук вопрос открытый. Философы решили этот вопрос почти без оглядки на достижения других наук, совершенно уникальными методами. Но это не помешало им уловить самое важное и самое основополагающее в вопросе о том, что такое «личность». Личность — это процесс. Что стоит за эти выражением? Как понимание этого процесса позволяет нам жить лучше и осознаннее? Почему «личность» — это не только про вас, но и про все человечество? Что скрывается за метафизическими масками, которые мы носим и будем носить всю нашу жизнь?
Анна Винкельман

Кровавые хроники российских маньяков. Серийные убийцы

Слепая смерть. Дело 1
00:00:00
00:56:27
1 из 12

Слепая смерть. Дело 1

В первом путешествии по хронике российского ужаса слушатель познакомится с отечественными потрошителями и убийцей из детского лагеря в Ставропольском крае, чьи преступления до сих пор вгоняют в ледяной пот. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:54:26
2 из 12

Оргазм в обнимку с мертвецом. Дело 2

Во второй части слушатель узнает историю насильника из Витебска, которого односельчане знали как образцового гражданина и трудягу; историю сексуальных террористов из пермского края, из-за которых люди боялись выходить за порог, а также о маньяке, который очень любил женщин и мясные блюда. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
01:00:34
3 из 12

Объект — женщина в красном. Дело 3

В третьем деле — погружение в самые глубины страха, где обитает маньяк, который буднично, словно на работу, отправляется убивать респектабельных женщин; «режиссер», который удовлетворение своей извращенной похоти поставил как главный жизненный ориентир, а также насильник, чьей отличительной чертой был странный фетиш…Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:55:09
4 из 12

Лесополоса. Дело 4

Четвертая остановка на пути — история двух самых знаменитых убийц в российской истории, ростовского потрошителя и Чикатило, которые разделили общество и Россию на «до» и «после». Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:57:19
5 из 12

Ночной охотник. Дело 5

Пятая тропа в дебрях российской жути приведет слушателя к истории ничем не примечательного молодого человека, совершившего 35 леденящих душу убийств; к судьбе отвергнутого всеми душителя, из-за которого родители боялись выпускать детей из дому, а также — к истории мужчины, которому не давала покоя «слава» Чикатило… Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:58:51
6 из 12

Прирожденный убийца. Дело 6

Шестой маршрут ведет к убийце, «специализацией» которого были люди преклонного возраста; к личности, которую сложно называть человеком после всего, что он делал с телами своих жертв; к психопату, воющему по ночам и оставившему после себя чудовщный кровавый след, а также эпизод с появлением первого серийного убийцы в Москве. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:54:51
7 из 12

Гараж ужасов. Дело 7

Седьмое пугающее путешествие познакомит слушателя с историей «гаража ужасов», под которым нашли корыто со страшным содержимым, а также с судьбой некрофила, державшего в страхе всю московскую область. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:56:19
8 из 12

Убийство «по инструкции». Дело 8

В восьмом деле слушатель столкнется с серийным убийцей, работающим по строгой инструкции, а также узнает, какие жуткие секреты таили в себе темные и грязные подъезды в 90-ые годы… Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:50:30
9 из 12

Логово людоеда. Дело 9

Если бесстрашный слушатель смог добраться до девятого дела, то, возможно, его ждет самые пугающие встречи: с обитателем логова людоед; с сатанистом, в квартире которого было «слишком много крови» и с человеком, который для сокрытия следов своих преступлений пошел на радикальные шаги... Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:52:08
10 из 12

Первый мокрушник России. Дело 10

В финале нашего жуткого пути — встреча с «убийцей с шахматной доской» — битцевским маньяком! Человеком, державшим в страхе всю Москву в начале нулевых, который вошел в историю как один из самых кровавых преступников. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:55:44
11 из 12

Первый мокрушник России (продолжение). Дело 11

Продолжение дела о битцевском маньяке, злодеяния которого навсегда изменили российскую криминалистику и российское общество. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов
00:00:00
00:52:06
12 из 12

Абсолютно здоровый «человек». Дело 12

Наша последняя остановка — история серийного убийцы и педофила, чьи преступления обсуждались по всей стране. Возрастное ограничение: 18+
Николай Модестов

Опасный метод. Пять лекций по психоанализу

Вступительное слово
00:00:00
00:03:59
1 из 6

Вступительное слово

Во вступительном слове расскажем слушателям, о чем пойдет речь в представленном цикле лекций. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:09:53
2 из 6

Лекция 1. Событие Фрейда

Существует мнение, что «психоанализ — это Зигмунд Фрейд». Возникший в условиях персональной фрейдовской мысли, психоанализ неотрывно связан с фигурой своего основателя. Таким образом, историческое событие психоанализа — это также персональное событие Зигмунда Фрейда. Выводы в психоанализе обусловлены личной историей ее объектов — пациентов. И именно личная история ее создателя становится ключом к пониманию теории психоанализа. Поэтому в первой лекции мы познакомимся с Фрейдом. От нас потребуется немного великодушия, чтобы отдаться на время течению чужой жизни. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:13:04
3 из 6

Лекция 2. Путешествие на край ночи

В этой лекции нам предстоит в концентрированной форме изложить теорию фрейдовского психоанализа. Поэтапно от влияния теории Дарвина и идей Брейера, мы вместе с Фрейдом совершим переход от врачебной деятельности к психотерапии. Узнаем, что не только физиология может оказывать влияние на психику, но также и психика способна оказывать влияние на физиологию. Нас ждет период многочисленных экспериментов, даже скандалов с запрещенными веществами. Но это вовсе не биография рок-звезды, а история путешествия Фрейда «на край ночи» — открытия основных для психоанализа терминов: «бессознательного» и «либидо». Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:16:51
4 из 6

Лекция 3. Еретики и догматики

Психоанализ можно интерпретировать самыми разными способами, каждый из которых становится самостоятельным ключом для лечения душевных конфликтов. Такое развитие делит теорию на ортодоксальный психоанализ и разнообразные ответвления. В этой лекции мы рассмотрим знаменитых «еретиков» психоанализа: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Отто Ранка, Вильгельма Райха, Рене Жирара, Эриха Фромма и Герберта Маркузе. Однако самым настоящим диссидентом от психоанализа парадоксально можно назвать его родоначальника, Зигмунда Фрейда. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:04:33
5 из 6

Лекция 4. Событие Лакана

Классический психоанализ был размыт и поставлен под вопрос многочисленными ответвлениями. Однако психоанализ находит защитника в лингвистике. Этим спасительным жестом психоаналитическая теория обязана Жаку Лакану. Лакан считается продолжателем «ортодоксальной линии» фрейдизма, хотя при беглом прочтении его текстов это кажется неочевидным. Почему это так, в чем тут хитрость и, главное, в чем самостоятельная ценность такого хода — все это мы разберем в лекции о знаменитом лингвисте. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
00:54:36
6 из 6

Лекция 5. Добро пожаловать в пустыню реального

Язык и манера лакановского психоанализа настойчиво сопротивляется ее здравому принятию. Поэтому в этой лекции мы проверим теорию Лакана критикой, определим границы науки и психоанализа, а также найдем его основную цель. Какое место занимают тексты Лакана по отношению к философии? Что сближает Лакана с постмодерном и при чем тут Фрейд? Путь к ответам на эти вопросы будет противоречивым, как сама жизнь. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов

Философия как образ жизни

«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  
00:00:00
01:18:59
1 из 5

«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  

На лекции мы поговорим о самой влиятельной философской школе прошлого (и, неожиданно, настоящего). Ответим на вопросы: Как зарождалось учение, одной из целей которого, было научить себя и других достойно принимать смерть? Почему стоицизм завладел умами литераторов и общественных деятелей? Как стоически принимать удары судьбы? И при чем тут дихотомия контроля и колесо жизненного баланса?
Екатерина Гресь
00:00:00
00:46:27
2 из 5

«Человеческий ум подобен какому-то колдовскому зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений» /Фрэнсис Бэкон: исследователь до мозга костей

Политический деятель, философ, родоначальник научного метода. Его пытливый ум проникал не только в самые глубины природы, но и в подземелья нашего мышления. Бэкон усомнился в наших познавательных способностях и задолго до Канемана, описал систематические ошибки в наших рассуждениях. Его жизнь (и смерть) была связана с наукой, он посвятил ее борьбе с призраками и химерами, которые не дают человеку прийти к истине.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:13:45
3 из 5

«Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» / Иммануил Кант: Мораль, возведённая в абсолют

Философ, которого неприлично не знать, но допустимо не понимать. Окунёмся в размеренный ритм Кёнигсберга и его самого знаменитого жителя. Поговорим о непознаваемом мире, о времени и пространстве, о том, почему у морального выбора нет исключений
Екатерина Гресь
00:00:00
01:04:31
4 из 5

«Человек обречен на свободу»/ Жан-Поль Сартр: как стать достойным свободы

Жизнь нужно пить большими глотками. Любить, радоваться, творить! Бесконечное одиночество в обмен на свободу. Поговорим о том, почему человек вынужден создавать себя сам, и почему единственный возможный ад — это другие
Екатерина Гресь
00:00:00
00:42:04
5 из 5

«Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что вы желаете, оно говорит вам, как желать» / Славой Жижек: рок-звезда от философии

Последний рыцарь Камелота, известный дебошир и влиятельный интеллектуал, с которым нам посчастливилось жить в одно время. Поговорим о философии как провокации, о Лакане, кино, пандемии и том, почему секс людям больше не интересен (и несколько анекдотов на десерт)
Екатерина Гресь

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8

Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:39
2 из 8

Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:22
3 из 8

Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
4 из 8

Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:49
5 из 8

Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:26
6 из 8

Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:20
7 из 8

Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
8 из 8

Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.
Коллектив авторов

Скандинавская мифология

Скандинавские боги. Творение мира
00:00:00
00:56:51
1 из 3

Скандинавские боги. Творение мира

Содержание лекции: «Старшая» и «Младшая Эдда». Снорри Стурлусон и его «Эдда» как учебник поэтики. Возможные этимологии слова «Эдда». Вопрос об относительной хронологии «Старшей» и «Младшей Эдды». Композиция и стиль обоих памятников. Особенности скальдической поэзии, отношение «Эдды» к поэзии скальдов.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:05
2 из 3

Локи

Содержание лекции: Амбивалентность Локи. Гипотеза о Локи-Лодуре как боге огня. Гипотеза о Локи как родном брате Одина. Общемифологический мотив противопоставления бога—культурного героя и бога-трикстера как противников, взаимодополняющих друг друга. Двуединство вредоносного и полезного в деяниях Локи. Женовидность Локи (рождение им Слейпнира) как показатель божественной сверхмощи. Гибель Бальдра как прообраз гибели мира. Непосредственный убийца Бальдра Хёд как ипостась бога смерти. Гибель Бальдра как залог его возрождения царем обновленного мира; гибель Бальдра как инициация. Архаические мотивы в описании похорон Бальдра и поездки Хёрмода в Хель. Сопоставление Локи с патроном инициации.
Александра Баркова
00:00:00
00:57:37
3 из 3

Скандинавский эпос

Содержание лекции: «Песнь о Вёлунде»: представление о кузнеце как маге. Одиночество Вёлунда и его брак с валькирией как черта первопредка. Вёлунд и индоевропейский миф о хромом кузнеце. Вёлунд как владыка альвов (иномирных мастеров). Цикл Хельги. Миф о вечной любви воина и валькирии, перевоплощающихся вновь и вновь. Мотив смерти от любви (уход в курган заживо). Соединение цикла Хельги с циклом Сигурда. Цикл Сигурда. Сигурд как архаизированный герой: его сиротство, воспитание альвом, получение неуязвимости, знание языка животных, магические способности и т. д. — черты первопредка, возможно, возникшие в результате «вторичной архаизации» континентального эпического героя.
Александра Баркова

Великий американский роман

Великий американский роман
00:00:00
01:14:40
1 из 19

Великий американский роман

Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США. Павел Балдицын: «Культура США выросла на основе европейских традиций, однако с самого начала XIX века американцы стремились создать самобытную американскую литературу. Одну из самых известных концепций сформулировал писатель Джон Дефорест в своей статье-манифесте „Великий американский роман“ (1868), где поставил целью написать романы, которые дали бы „картину обычных чувств и нравов американского существования“ и наиболее полно воплотили „дух времени и страны“. В этом обнаружился проективный характер национальной культуры, желание вступить в соперничестве с европейской литературой, но также и неразвитость художественного вкуса американских критиков и читателей, которые не заметили великих поэтов Эдгара По и Уолта Уитмена, великих прозаиков Германа Мелвилла и Марка Твена, ведь признание к ним пришло из Европы». На первой лекции пойдёт речь об идее «Великого американского романа» и критической полемике вокруг неё, о принципах отбора произведений в канон национальной классики.
Павел Балдицын
00:00:00
01:18:44
2 из 19

Фенимор Купер

Фенимор Купер — родоначальник американского романа, новатор, создатель совершенно новых жанров, таких как шпионский или морской роман. Главным его творением стали романы о пионерах и движущейся границе с их специфическими сюжетами и героями, где непременные истории любви потеснили иные темы — бегство от цивилизации к природе, взаимоотношения людей разных культур с природой и между собой, конфликт естественного человека с законом. На лекции будут представлены два лучших романах Купера из пенталогии о Натти Бампо: «Пионеры» и «Последний из могикан». Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:44
3 из 19

Натаниэль Готорн

Натаниэль Готорн внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма; идеализировал некоторые черты пуританской этики. Его главный роман «Алая буква» («The Scarlet Letter») считается одним из ключевых литературных произведений США, который к тому же один из первых завоевал признание в Европе, а также подвергся шквалу критики со стороны религиозных общин. Роман был неоднократно экранизирован, по нему были написаны оперы, также он оказал огромное влияние на поп-культуры и не потерял своей актуальности и сегодня. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:19:25
4 из 19

Герман Мелвилл

Германа Мелвилла можно назвать самым главным американским романтиком и самым масштабным писателем США. Его ключевой роман «Моби дик, или белый кит» был написан в 1851 году, но особую популярность обрел после Первой мировой войны. С 20-х по 50-е годы ХХ века художественный стиль Германа Мелвилла, свойственный ему трагизм, получили сильный отклик среди представителей потерянного поколения. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Вячеславович Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:21:37
5 из 19

Марк Твен

Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн» - Эрнест Хемингуэй. Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет, как связан Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс с Марком Твеном, а также о двух самых известных произведениях Марка Твена: «Приключениях Гекльберри Финна» и «Приключениях Тома Сойера», об их влиянии на становление и канон американской литературы, проблемы, затронутые в произведении и что это чтение не только для детей, но и роман-размышление для взрослых.
Павел Балдицын
00:00:00
01:06:40
6 из 19

Гарриет Бичер-Стоу

Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет о «Хижине дяди Тома», романе американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Из этой лекции вы узнаете не только об истории создания романа и жизни его создательницы, но и о важнейшей теме этого произведения - рабовладении в Америке. Павел Вячеславович делает большой исторический обзор рабовладения, сравнивая его с русским крепостничеством, рассказывает о нравственных, психологических и религиозных проблемах романа, а также о том, как популяризация этого романа повлияла на рабовладение в Америке.
Павел Балдицын
00:00:00
00:59:23
7 из 19

Кейт Шопен. «Пробуждение»

Роман Кейт Шопен «Пробуждение» (1899) иногда называют американской «Мадам Бовари». Это шедевр, забытый на полстолетия в своей родной стране и заново прочитанный только благодаря иностранным исследователям. Сегодня этот роман стал одним из «евангелий» феминизма, он вошёл в программы почти всех университетов США, о нём написаны сотни статей, диссертаций и книг. Его героиня, красивая и богатая молодая женщина, которую любит и балует муж, которой восхищаются все вокруг – и мужчины и женщины, в душе чувствует себя бесконечно одинокой. Романтический порыв героини к свободе оказывается недостижимым, а пробуждение личности приводит к самоубийству.
Павел Балдицын
00:00:00
00:43:43
8 из 19

Джек Лондон. «Мартин Иден»

Многие писатели ХХ века признавались, что к творчеству их побудило чтение романа «Мартин Иден» (1909). Эта автобиографическая книга Джека Лондона из тех, что «написаны кровью собственного сердца». Читателей поразила судьба простого моряка, наделённого тягой к красоте, потрясающей волей и талантом, который ради любви сумел преодолеть все препятствия, достичь славы и богатства, но в финале испытал жестокое разочарование во всём, к чему стремился
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:56
9 из 19

Генри Джеймс. «Портрет дамы»

«Портрет дамы» (1881) – вершина творчества Генри Джеймса и признанный шедевр американской и английской литератур. Его главная тема – судьба свободной и независимой женщины, которая воплощает идею «доверия к себе» Эмерсона. Изабелла Арчер совершает неверный выбор и переживает крушение иллюзий, однако оказывается способной осознать это и найти своё предназначение в жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:32:13
10 из 19

Генри Джеймс. «Площадь Вашингтона»

Образ юной американской девушки, бросающей вызов окружающим, стал художественным стержнем нескольких произведений Генри Джеймса. Самой известной стала повесть «Дэзи Миллер» (1878). Героиня романа «Площадь Вашингтона» (1880) Кэтри Слоупер оказывается жертвой своей любви к отцу, который воплощает разум и твёрдость принципов, и любви к жениху, которого привлекало только её наследство. Самое главное в этом характере – великая нравственная сила и верность своим чувствам.
Павел Балдицын
00:00:00
01:00:48
11 из 19

Теодор Драйзер. «Американская трагедия»

Драйзер написал восемь романов и три из них вполне достойны войти в список великих. Однако «Американская трагедия» (1925) стала вершиной его творчества. В основу романа положен реальный случай, когда молодой человек ради богатства и положения в обществе убил свою любовницу. Драйзер очень внимательно прослеживает жизненный путь ничем не примечательного, кроме смазливой внешности, героя. Это обстоятельная, честная и бескомпромиссная попытка исследования болезней души американского, да и всякого общества, построенного на социальном неравенстве.
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:55
12 из 19

Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. «Великий Гэтсби»

«Великий Гэтсби» (1925) – роман-драма, краткий и насыщенный, в котором криминальный анекдот становится средством философско-психологического анализа состояния умов и нравов в Америке 20-х годов. Эта эпоха «сухого закона», разгула преступности и гедонизма с лёгкой руки Фитцджеральда получила название «века джаза». Форма ностальгических воспоминаний от первого лица, неясность и символика образов придаёт роману лирические черты. В образе главного героя неожиданно сочетаются убожество и величие, низость поступков и «редкостный дар надежды», стремление к счастью, что живёт в душе американцев со времён первых переселенцев в Новый Свет.
Павел Балдицын
00:00:00
00:54:31
13 из 19

Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!»

«Прощай, оружие!» (1929) – один из самых ярких антивоенных романов ХХ века. В нём с особой свежестью рассказана вечная трагическая история Ромео и Джульетты, в которой роль убийственного рока сыграла Первая мировая война с её бессмысленной жестокостью и абсурдом. В романе Хемингуэя замечательно сочетание реалистической картины войны и романтической истории любви, точности деталей и символики образов.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
14 из 19

Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

Название романа «По ком звонит колокол» (1940), взятое из «Медитаций» Джона Донна, стало крылатым в ХХ веке. В нём звучит мысль о единстве человека со всем человечеством. Камерный сюжет приключений подрывника в тылу франкистов обретает эпический размах. История трагической любви героя, погибающего за счастье другого народа, рассказана здесь на фоне истории испанского народа, восставшего против неравенства и социальной несправедливости. В финале «Колокола» Хемингуэй пересматривает итог прежнего своего романа «Прощай, оружие!»: здесь герой живёт до последней фразы, с оружием в руках прикрывая отход отряда и своей любимой.
Павел Балдицын
00:00:00
01:09:33
15 из 19

Уильям Фолкнер. «Шум и ярость»

В романе Фолкнера «Шум и ярость» (1929), название которого навеяно сравнением из шекспировского «Макбета», история распада знатного семейства на американском Юге рассказана самым причудливым образом – через крайне субъективное восприятие и лихорадочные потоки сознания трёх братьев Компсонов. Особенно впечатляет первая часть, в которой передано детское и внелогическое восприятие мира глазами идиота, которому «вот уже 30 лет как три года». Четыре части романа представляют собой смену возрастов человека – от «невинности ребёнка» и подросткового смятения перед неумолимыми переменами бытия до умудрённой зрелости стороннего наблюдателя, способного узреть истину и главные ценности жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:02:24
16 из 19

Уильям Фолкнер. «Свет в августе»

«Свет в августе» (1932) – ещё один эксперимент Фолкнера с формой романа. Здесь причудливо сочетаются три главных истории, которые носят символический характер: страшная и трагическая история полукровки со странным именем Джо Кристмас (Рождество), который воплощает расовый конфликт американского Юга, замешанный на жестокости и насилии, священника Хайтауэра, истово верующего в «южный миф» и способного любить всякого человека, даже убийцу, и простушки Лины Гроув, реинкарнации образа вечной женственности и материнства.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
17 из 19

Уильям Фолкнер. «Авессалом, Авессалом!»

В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) главная тема творчества Фолкнера – распад южной семьи и общины – получает необычайный размах. История Томаса Сатпена, который наперекор всем обстоятельствам и препятствиям устремлён к своей цели – стать творцом собственной судьбы и основателем аристократической династии, становится ярким воплощением краха американской мечты. При этом важен сам способ рассказа, когда образ главного героя предстаёт неясно и в то же время очень ярко, в коллективных воспоминаниях и мифологических параллелях.
Павел Балдицын
00:00:00
01:03:37
18 из 19

Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) — сатирический роман Марка Твена, который является одним из наиболее важных произведений автора. В этой книге Твен использует фантастическую ситуацию – путешествие своего современника в средневековую Англию – чтобы исследовать социальные и политические проблемы своего времени. Роман наполнен юмором и остроумными наблюдениями, а также содержит глубокие размышления о прогрессе, науке и технологии. Через приключения главного героя, Твен представляет читателям критический взгляд на общество XIX века, показывая, как многие из его проблем коренятся в истории и культуре.
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:53
19 из 19

Джон Дос Пассос. Трилогия «США»

В этой лекции речь пойдет о трилогии Джона Дос Пассоса «США» (1930-1936). Она представляет собой масштабную картину американской жизни начала XX века. Это произведение показывает дух эпохи через призму судеб различных персонажей. Автор исследует социальные, экономические и политические аспекты американского общества того времени, используя множество стилей и литературных приемов. В центре внимания находятся темы войны, капитализма, классовой борьбы и индивидуализма. Трилогия «США» считается одним из ключевых произведений американской литературы XX века и важным документом эпохи.
Павел Балдицын

5 идей, изменивших мир

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры
00:00:00
00:53:12
1 из 5

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры

Речь пойдет о Сократе — греческом философе и неизменном герое диалогов Платона, ставшем главной соринкой в глазах всего афинского общества. Он угрожал не только античному представлению о мудреце (ничего не говоря, а только слушая), но и всей полисной демократии (спойлер: Платон как раз в ней разочаруется после казни учителя). Его философская инновация- душа, за которую нам еще предстоит побороться.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:02:42
2 из 5

Этому городу нужен новый герой или как Ницше опередил Marvel и DC

Лекция посвящена главным идеям Ф. Ницше, прочно засевших в умах как его современников, так и потомков. Его произведения перевернули представления интеллектуалов России и Европы об обществе, в котором мы живем и будем жить. Философ, отвергая ценности и цели общества «последних людей», прокладывает дорогу новому типу человека, венцу моральной эволюции. Больно, страшно и без Божьей помощи.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:17:12
3 из 5

Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх

Герой этой философской зарисовки Зигмунд Фрейд. Для дедушки психоанализа каждый человек- айсберг, большая часть которого под водой. Именно там обитают требовательные чудовища нашего детства и самых смелых фантазий. И каждый день у них есть шанс взять верх над тем, что мы по ошибке считаем подконтрольным разуму. Теория Фрейда- удар под дых общечеловеческому заблуждению «я все контролирую», от которого человечество еще не скоро оправится.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:16:29
4 из 5

Человек массы Ханны Арендт и банальность зла

XX век стал веком глобальных потрясений: войн, тоталитарных режимов и всепоглощающего одиночества. Мир стремится свести бесконечное разнообразие человеческих существ к общему знаменателю, превращая людей в вещи. Почему мы стали “массой”, и как слепое следование закону привело человека (подполковника СС Адольфа Эйхмана) и человечество к тяжелейшим преступлениям всей мировой истории. Оплеуха западному обществу от Ханны Арендт.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:07:30
5 из 5

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты

Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.
Екатерина Гресь
Слушайте также
Что хотел сказать автор?
11 лекций
Что хотел сказать автор?

Подборка полезных лекций, чтобы немного приблизиться к пониманию текстов Виктора Олеговича Пелевина: буддизм, книжная критика, симулякр, искусственный интеллект и путь человечества.

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты
Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты
Где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее
Где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее
Что симулирует симулякр
Что симулирует симулякр
Полиэкран. Пилотный выпуск
Полиэкран. Пилотный выпуск
Слушать
В здоровом теле
11 лекций
В здоровом теле

Здоровый дух🏅

6. Диетолог о лишнем весе на карантине
6. Диетолог о лишнем весе на карантине
Два века русского фигурного катания
Два века русского фигурного катания
Фигурное катание в СССР: полвека тьмы
Фигурное катание в СССР: полвека тьмы
Шубы и тройные тулупы: фигурное катание в СССР на пике славы
Шубы и тройные тулупы: фигурное катание в СССР на пике славы
Слушать
Для длинных вечеров
10 лекций
Для длинных вечеров

В этой подборке встретились лекции продолжительностью более 30 минут, чтобы сделать ваши вечера уютнее🥛🍪

Любовь – это способность
Любовь – это способность
Штаны и брюки русской поэзии
Штаны и брюки русской поэзии
Мифологические клише в литературе
Мифологические клише в литературе
Вторжение жизни в литературу
Вторжение жизни в литературу
Слушать