Любимые курсы июня

65 лекций59 часов 41 минут

В подборке встретились 10 курсов, которые пользователи Lectr чаще всего слушали в июне. Внутри: мифология, литература, мода, философия и психология. Выбирайте, что изучить сегодня💙

Циклы

5 идей, изменивших мир

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры
00:00:00
00:53:12
1 из 5

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры

Речь пойдет о Сократе — греческом философе и неизменном герое диалогов Платона, ставшем главной соринкой в глазах всего афинского общества. Он угрожал не только античному представлению о мудреце (ничего не говоря, а только слушая), но и всей полисной демократии (спойлер: Платон как раз в ней разочаруется после казни учителя). Его философская инновация- душа, за которую нам еще предстоит побороться.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:02:42
2 из 5

Этому городу нужен новый герой или как Ницше опередил Marvel и DC

Лекция посвящена главным идеям Ф. Ницше, прочно засевших в умах как его современников, так и потомков. Его произведения перевернули представления интеллектуалов России и Европы об обществе, в котором мы живем и будем жить. Философ, отвергая ценности и цели общества «последних людей», прокладывает дорогу новому типу человека, венцу моральной эволюции. Больно, страшно и без Божьей помощи.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:17:12
3 из 5

Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх

Герой этой философской зарисовки Зигмунд Фрейд. Для дедушки психоанализа каждый человек- айсберг, большая часть которого под водой. Именно там обитают требовательные чудовища нашего детства и самых смелых фантазий. И каждый день у них есть шанс взять верх над тем, что мы по ошибке считаем подконтрольным разуму. Теория Фрейда- удар под дых общечеловеческому заблуждению «я все контролирую», от которого человечество еще не скоро оправится.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:16:29
4 из 5

Человек массы Ханны Арендт и банальность зла

XX век стал веком глобальных потрясений: войн, тоталитарных режимов и всепоглощающего одиночества. Мир стремится свести бесконечное разнообразие человеческих существ к общему знаменателю, превращая людей в вещи. Почему мы стали “массой”, и как слепое следование закону привело человека (подполковника СС Адольфа Эйхмана) и человечество к тяжелейшим преступлениям всей мировой истории. Оплеуха западному обществу от Ханны Арендт.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:07:30
5 из 5

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты

Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.
Екатерина Гресь

Великий американский роман

Великий американский роман
00:00:00
01:14:40
1 из 17

Великий американский роман

Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США. Павел Балдицын: «Культура США выросла на основе европейских традиций, однако с самого начала XIX века американцы стремились создать самобытную американскую литературу. Одну из самых известных концепций сформулировал писатель Джон Дефорест в своей статье-манифесте „Великий американский роман“ (1868), где поставил целью написать романы, которые дали бы „картину обычных чувств и нравов американского существования“ и наиболее полно воплотили „дух времени и страны“. В этом обнаружился проективный характер национальной культуры, желание вступить в соперничестве с европейской литературой, но также и неразвитость художественного вкуса американских критиков и читателей, которые не заметили великих поэтов Эдгара По и Уолта Уитмена, великих прозаиков Германа Мелвилла и Марка Твена, ведь признание к ним пришло из Европы». На первой лекции пойдёт речь об идее «Великого американского романа» и критической полемике вокруг неё, о принципах отбора произведений в канон национальной классики.
Павел Балдицын
00:00:00
01:18:44
2 из 17

Фенимор Купер

Фенимор Купер — родоначальник американского романа, новатор, создатель совершенно новых жанров, таких как шпионский или морской роман. Главным его творением стали романы о пионерах и движущейся границе с их специфическими сюжетами и героями, где непременные истории любви потеснили иные темы — бегство от цивилизации к природе, взаимоотношения людей разных культур с природой и между собой, конфликт естественного человека с законом. На лекции будут представлены два лучших романах Купера из пенталогии о Натти Бампо: «Пионеры» и «Последний из могикан». Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:44
3 из 17

Натаниэль Готорн

Натаниэль Готорн внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма; идеализировал некоторые черты пуританской этики. Его главный роман «Алая буква» («The Scarlet Letter») считается одним из ключевых литературных произведений США, который к тому же один из первых завоевал признание в Европе, а также подвергся шквалу критики со стороны религиозных общин. Роман был неоднократно экранизирован, по нему были написаны оперы, также он оказал огромное влияние на поп-культуры и не потерял своей актуальности и сегодня. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:19:25
4 из 17

Герман Мелвилл

Германа Мелвилла можно назвать самым главным американским романтиком и самым масштабным писателем США. Его ключевой роман «Моби дик, или белый кит» был написан в 1851 году, но особую популярность обрел после Первой мировой войны. С 20-х по 50-е годы ХХ века художественный стиль Германа Мелвилла, свойственный ему трагизм, получили сильный отклик среди представителей потерянного поколения. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Вячеславович Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:21:37
5 из 17

Марк Твен

Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн» - Эрнест Хемингуэй. Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет, как связан Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс с Марком Твеном, а также о двух самых известных произведениях Марка Твена: «Приключениях Гекльберри Финна» и «Приключениях Тома Сойера», об их влиянии на становление и канон американской литературы, проблемы, затронутые в произведении и что это чтение не только для детей, но и роман-размышление для взрослых.
Павел Балдицын
00:00:00
01:06:40
6 из 17

Гарриет Бичер-Стоу

Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет о «Хижине дяди Тома», романе американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Из этой лекции вы узнаете не только об истории создания романа и жизни его создательницы, но и о важнейшей теме этого произведения - рабовладении в Америке. Павел Вячеславович делает большой исторический обзор рабовладения, сравнивая его с русским крепостничеством, рассказывает о нравственных, психологических и религиозных проблемах романа, а также о том, как популяризация этого романа повлияла на рабовладение в Америке.
Павел Балдицын
00:00:00
00:59:23
7 из 17

Кейт Шопен. «Пробуждение»

Роман Кейт Шопен «Пробуждение» (1899) иногда называют американской «Мадам Бовари». Это шедевр, забытый на полстолетия в своей родной стране и заново прочитанный только благодаря иностранным исследователям. Сегодня этот роман стал одним из «евангелий» феминизма, он вошёл в программы почти всех университетов США, о нём написаны сотни статей, диссертаций и книг. Его героиня, красивая и богатая молодая женщина, которую любит и балует муж, которой восхищаются все вокруг – и мужчины и женщины, в душе чувствует себя бесконечно одинокой. Романтический порыв героини к свободе оказывается недостижимым, а пробуждение личности приводит к самоубийству.
Павел Балдицын
00:00:00
00:43:43
8 из 17

Джек Лондон. «Мартин Иден»

Многие писатели ХХ века признавались, что к творчеству их побудило чтение романа «Мартин Иден» (1909). Эта автобиографическая книга Джека Лондона из тех, что «написаны кровью собственного сердца». Читателей поразила судьба простого моряка, наделённого тягой к красоте, потрясающей волей и талантом, который ради любви сумел преодолеть все препятствия, достичь славы и богатства, но в финале испытал жестокое разочарование во всём, к чему стремился
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:56
9 из 17

Генри Джеймс. «Портрет дамы»

«Портрет дамы» (1881) – вершина творчества Генри Джеймса и признанный шедевр американской и английской литератур. Его главная тема – судьба свободной и независимой женщины, которая воплощает идею «доверия к себе» Эмерсона. Изабелла Арчер совершает неверный выбор и переживает крушение иллюзий, однако оказывается способной осознать это и найти своё предназначение в жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:32:13
10 из 17

Генри Джеймс. «Площадь Вашингтона»

Образ юной американской девушки, бросающей вызов окружающим, стал художественным стержнем нескольких произведений Генри Джеймса. Самой известной стала повесть «Дэзи Миллер» (1878). Героиня романа «Площадь Вашингтона» (1880) Кэтри Слоупер оказывается жертвой своей любви к отцу, который воплощает разум и твёрдость принципов, и любви к жениху, которого привлекало только её наследство. Самое главное в этом характере – великая нравственная сила и верность своим чувствам.
Павел Балдицын
00:00:00
01:00:48
11 из 17

Теодор Драйзер. Американская трагедия.

Драйзер написал восемь романов и три из них вполне достойны войти в список великих. Однако «Американская трагедия» (1925) стала вершиной его творчества. В основу романа положен реальный случай, когда молодой человек ради богатства и положения в обществе убил свою любовницу. Драйзер очень внимательно прослеживает жизненный путь ничем не примечательного, кроме смазливой внешности, героя. Это обстоятельная, честная и бескомпромиссная попытка исследования болезней души американского, да и всякого общества, построенного на социальном неравенстве.
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:55
12 из 17

Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. Великий Гэтсби.

«Великий Гэтсби» (1925) – роман-драма, краткий и насыщенный, в котором криминальный анекдот становится средством философско-психологического анализа состояния умов и нравов в Америке 20-х годов. Эта эпоха «сухого закона», разгула преступности и гедонизма с лёгкой руки Фитцджеральда получила название «века джаза». Форма ностальгических воспоминаний от первого лица, неясность и символика образов придаёт роману лирические черты. В образе главного героя неожиданно сочетаются убожество и величие, низость поступков и «редкостный дар надежды», стремление к счастью, что живёт в душе американцев со времён первых переселенцев в Новый Свет.
Павел Балдицын
00:00:00
00:54:31
13 из 17

Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие!

«Прощай, оружие!» (1929) – один из самых ярких антивоенных романов ХХ века. В нём с особой свежестью рассказана вечная трагическая история Ромео и Джульетты, в которой роль убийственного рока сыграла Первая мировая война с её бессмысленной жестокостью и абсурдом. В романе Хемингуэя замечательно сочетание реалистической картины войны и романтической истории любви, точности деталей и символики образов.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
14 из 17

Эрнест Хемингуэй. По ком звонит колокол.

Название романа «По ком звонит колокол» (1940), взятое из «Медитаций» Джона Донна, стало крылатым в ХХ веке. В нём звучит мысль о единстве человека со всем человечеством. Камерный сюжет приключений подрывника в тылу франкистов обретает эпический размах. История трагической любви героя, погибающего за счастье другого народа, рассказана здесь на фоне истории испанского народа, восставшего против неравенства и социальной несправедливости. В финале «Колокола» Хемингуэй пересматривает итог прежнего своего романа «Прощай, оружие!»: здесь герой живёт до последней фразы, с оружием в руках прикрывая отход отряда и своей любимой.
Павел Балдицын
00:00:00
01:09:33
15 из 17

Уильям Фолкнер. Шум и ярость.

В романе Фолкнера «Шум и ярость» (1929), название которого навеяно сравнением из шекспировского «Макбета», история распада знатного семейства на американском Юге рассказана самым причудливым образом – через крайне субъективное восприятие и лихорадочные потоки сознания трёх братьев Компсонов. Особенно впечатляет первая часть, в которой передано детское и внелогическое восприятие мира глазами идиота, которому «вот уже 30 лет как три года». Четыре части романа представляют собой смену возрастов человека – от «невинности ребёнка» и подросткового смятения перед неумолимыми переменами бытия до умудрённой зрелости стороннего наблюдателя, способного узреть истину и главные ценности жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:02:24
16 из 17

Уильям Фолкнер. Свет в августе.

«Свет в августе» (1932) – ещё один эксперимент Фолкнера с формой романа. Здесь причудливо сочетаются три главных истории, которые носят символический характер: страшная и трагическая история полукровки со странным именем Джо Кристмас (Рождество), который воплощает расовый конфликт американского Юга, замешанный на жестокости и насилии, священника Хайтауэра, истово верующего в «южный миф» и способного любить всякого человека, даже убийцу, и простушки Лины Гроув, реинкарнации образа вечной женственности и материнства.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
17 из 17

Уильям Фолкнер. Авессалом, Авессалом!

В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) главная тема творчества Фолкнера – распад южной семьи и общины – получает необычайный размах. История Томаса Сатпена, который наперекор всем обстоятельствам и препятствиям устремлён к своей цели – стать творцом собственной судьбы и основателем аристократической династии, становится ярким воплощением краха американской мечты. При этом важен сам способ рассказа, когда образ главного героя предстаёт неясно и в то же время очень ярко, в коллективных воспоминаниях и мифологических параллелях.
Павел Балдицын

Скандинавская мифология

Скандинавская мифология. Часть 1
00:00:00
00:56:51
1 из 3

Скандинавская мифология. Часть 1

Возрастное ограничение 18+ Скандинавские боги. Творение мира Содержание лекции: “Старшая” и “Младшая Эдда”. Снорри Стурлусон и его “Эдда” как учебник поэтики. Возможные этимологии слова “Эдда”. Вопрос об относительной хронологии “Старшей” и “Младшей Эдды”. Композиция и стиль обоих памятников. Особенности скальдической поэзии, отношение “Эдды” к поэзии скальдов. Лекция прочитана известной исследовательницей мифологии Александрой Барковой (кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, преподает мировую мифологию с 1990 года).
Александра Баркова
00:00:00
00:51:05
2 из 3

Скандинавская мифология. Часть 2

Возрастное ограничение 18+ Содержание лекции: - Амбивалентность Локи. Гипотеза о Локи-Лодуре как боге огня. Гипотеза о Локи как родном брате Одина. Общемифологический мотив противопоставления бога—культурного героя и бога-трикстера как противников, взаимодополняющих друг друга. Двуединство вредоносного и полезного в деяниях Локи. Женовидность Локи (рождение им Слейпнира) как показатель божественной сверхмощи. - Гибель Бальдра как прообраз гибели мира. Непосредственный убийца Бальдра Хёд как ипостась бога смерти. Гибель Бальдра как залог его возрождения царем обновленного мира; гибель Бальдра как инициация. Архаические мотивы в описании похорон Бальдра и поездки Хёрмода в Хель. Сопоставление Локи с патроном инициации. Лекция прочитана известной исследовательницей мифологии Александрой Барковой (кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, преподает мировую мифологию с 1990 года).
Александра Баркова
00:00:00
00:57:37
3 из 3

Скандинавская мифология. Часть 3

Возрастное ограничение 18+ Скандинавский эпос Содержание лекции: - “Песнь о Вёлунде”: представление о кузнеце как маге. Одиночество Вёлунда и его брак с валькирией как черта первопредка. Вёлунд и индоевропейский миф о хромом кузнеце (см. лекцию 6). Вёлунд как владыка альвов (иномирных мастеров). - Цикл Хельги. Миф о вечной любви воина и валькирии, перевоплощающихся вновь и вновь. Мотив смерти от любви (уход в курган заживо). Соединение цикла Хельги с циклом Сигурда. - Цикл Сигурда. Сигурд как архаизированный герой: его сиротство, воспитание альвом, получение неуязвимости, знание языка животных, магические способности и т. д. — черты первопредка, возможно, возникшие в результате “вторичной архаизации” континентального эпического героя. Лекция прочитана известной исследовательницей мифологии Александрой Барковой (кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, преподает мировую мифологию с 1990 года).
Александра Баркова

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Античная мифология

Мифы о богине и смертном
00:00:00
00:17:24
1 из 5

Мифы о богине и смертном

Мифы об Афродите и Адонисе, об Артемиде и Актеоне кажутся совершенно разными, но при тщательном изучении обнаруживается их общая структура. Как эти мифы связаны с культом Богини-Матери? Что такое «принцип мозаики» в изучении мифов? Возрастное ограничение 18+
Александра Баркова
00:00:00
00:49:39
2 из 5

Античная мифология

В этой лекции поговорим не только о мифологии, но и о культуре и литературе. Начнем с разбора всем знакомых «мифов Древней Греции» А. Куна и литературы, которая лучше отражает мифологическую действительность. Также поговорим о том, как греческие классики Софокл, Овидий и Еврипид переработали мифы, кто такой дверной Аполлон, и почему пожелание «скоропостижной смерти» считалось хорошим тонном, а также почему умение лгать — признак цивилизации. И закончим анализом хаоса античного и вспомним про первых богов и титанов. Возрастное ограничение: 18+
Александра Баркова
00:00:00
01:06:17
3 из 5

Аполлон и Дионис

Во второй лекции курса мы подробнее разберем Аполлона и Диониса и увидим, как Ницше и вообще весь ХХ век перевернули все с ног на голову. Начнем с концепции диониссийского и аполлонийского начал, а затем углубимся в саму мифологию. Что нас там ждет? Крепость греческого вина, вакханалии как начало театра и кровавый бог Аполлон. Также разберем, как выглядело стандартное жертвоприношение древнего грека, и вспомним выкинутый из классического канона миф, согласно которому Зевс лепит новых людей из пепла титанов, а закончим греческой героикой и разбором «Илиады». Возрастное ограничение: 18+
Александра Баркова
00:00:00
00:20:51
4 из 5

Критский бык

На третьей лекции поговорим не столько о критском быке, Минотавре, сколько об образе человека с головой быка в древних мифах. Также разберем, почему бык — морское животное, как Минотавр появился на свет и почему этот миф самый неприличный среди всех. Возрастное ограничение 18+
Александра Баркова
00:00:00
00:53:54
5 из 5

Римская мифология

В заключительной лекции цикла мы разберем мифологию Древнего Рима, не обойдя стороной и политику с искусством. Мы поговорим о сходствах и различиях мифологии Рима с мифологией Древней Греции, вспомним богов, которые не имеют греческих аналогов и узнаем, что «репрессии» и «культ личности» родом из античности, а гладиатор — человек, который вроде бы как жив, но уже мертв, а судьбу империи мог решить полет птиц. Возрастное ограничение: 18+
Александра Баркова

Золушка курит. Сезон 1

Женщина и финансы
00:00:00
00:39:45
1 из 9

Женщина и финансы

Ползарплаты — на ванильные латте и крафтовые браслетики! Как начать экономить, но не потерять вкус к жизни? Обсудили с экспертом по финансам Анастасией Веселко, что значит – эффективно тратить деньги. Анастасия Веселко – эксперт по личным финансам, автор блога и одноименной книги «Девушка с деньгами».
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:39:05
2 из 9

Женщина и недвижимость

Женщина — хранительница домашнего очага, внушали нам с детства, но чтобы был очаг, нужны хотя бы 33 кв. метра или 45. Где покупать? По какой цене? Как не прогадать на рынке недвижимости. Отвечает Яна Мандрыкина. Яна Мандрыкина – создатель агентства недвижимости «Upright Estate».
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:37:42
3 из 9

Женщина и депрессия

Дойти до дна и оттолкнуться. Депрессия может скосить даже самых активных и деятельных. Поговорили с Сююмбике Давлет-Кильдеевой, как встать и выбраться из темноты.
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:21:59
4 из 9

Женщина и личная сила

Говорят, что в период кризисов, когда неясно, как жить и планировать завтра, можно опереться на «личную силу» — но что это за внутреннее полезное ископаемое и как его отыскать? На этот раз идём ни к магу, ни к астрологу, ни аналитику, а к коучу Ирине Щевелевой.
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:42:29
5 из 9

Женщина и отсутствие детей

Серия о достижениях науки: может ли женщина завести детей в 40 лет, стоит ли замораживать яйцеклетки в 30, не вредно ли ЭКО, и прочие интересные аспекты репродуктологии. А также о том, что делать, если семью хочется, а принца всё нет. Инна Денисова, журналист, автор фильма «Порочное незачатие».
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:29:28
6 из 9

Женщина и самоирония

Неудачи в Тиндере, два развода, карьера вместо детей — как посмеяться над собой и плевать на социальные стереотипы. Разбираем с комиком Ярославой Тринадцадко.
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:31:02
7 из 9

Женщина и эко-активизм

Насколько вы главнее, чем ваши вещи? Как бережное потребление помогает освободиться от влияния брендов и трендов, а также экономит бюджет. Обсудили с Марией Гельман. Мария Гельман — исполнительный и креативный директор Redefine, основатель проекта «Теперь так» про бережное потребление, эко-активист.
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:24:57
8 из 9

Женщина и токсичные отношения

Токсичные отношения или просто трудные? Когда стоит беречь любовь, а когда — бежать без сожалений. Спецвыпуск. Когершын Сагиева и Вероника Романова о своём личном опыте.
Когершын Сагиева, Вероника Романова
00:00:00
00:23:15
9 из 9

Все как у зверей

Даже во время коронавируса, когда жизнь в опасности, а экономика вот-вот обрушится, женщина готова потратить последнее на сексапильное платье! Потому что, если завлечь самца, то в холодильнике гарантированно окажется мамонт. Но какие ещё существуют способы устроить эффектный брачный танец? И стоит ли вкладываться в ботокс и курсы по соблазнению? Нас консультировала Евгения Тимонова, популяризатор науки и автор блога «Все как у зверей». Евгения Тимонова, популяризатор науки и автор блога «Все как у зверей».
Когершын Сагиева, Вероника Романова

Опасный метод. Пять лекций по психоанализу

Вступительное слово
00:00:00
00:03:59
1 из 6

Вступительное слово

Во вступительном слове расскажем слушателям, о чем пойдет речь в представленном цикле лекций. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:09:53
2 из 6

Лекция 1. Событие Фрейда

Существует мнение, что «психоанализ — это Зигмунд Фрейд». Возникший в условиях персональной фрейдовской мысли, психоанализ неотрывно связан с фигурой своего основателя. Таким образом, историческое событие психоанализа — это также персональное событие Зигмунда Фрейда. Выводы в психоанализе обусловлены личной историей ее объектов — пациентов. И именно личная история ее создателя становится ключом к пониманию теории психоанализа. Поэтому в первой лекции мы познакомимся с Фрейдом. От нас потребуется немного великодушия, чтобы отдаться на время течению чужой жизни. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:13:04
3 из 6

Лекция 2. Путешествие на край ночи

В этой лекции нам предстоит в концентрированной форме изложить теорию фрейдовского психоанализа. Поэтапно от влияния теории Дарвина и идей Брейера, мы вместе с Фрейдом совершим переход от врачебной деятельности к психотерапии. Узнаем, что не только физиология может оказывать влияние на психику, но также и психика способна оказывать влияние на физиологию. Нас ждет период многочисленных экспериментов, даже скандалов с запрещенными веществами. Но это вовсе не биография рок-звезды, а история путешествия Фрейда «на край ночи» — открытия основных для психоанализа терминов: «бессознательного» и «либидо». Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:16:51
4 из 6

Лекция 3. Еретики и догматики

Психоанализ можно интерпретировать самыми разными способами, каждый из которых становится самостоятельным ключом для лечения душевных конфликтов. Такое развитие делит теорию на ортодоксальный психоанализ и разнообразные ответвления. В этой лекции мы рассмотрим знаменитых «еретиков» психоанализа: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Отто Ранка, Вильгельма Райха, Рене Жирара, Эриха Фромма и Герберта Маркузе. Однако самым настоящим диссидентом от психоанализа парадоксально можно назвать его родоначальника, Зигмунда Фрейда. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:04:33
5 из 6

Лекция 4. Событие Лакана

Классический психоанализ был размыт и поставлен под вопрос многочисленными ответвлениями. Однако психоанализ находит защитника в лингвистике. Этим спасительным жестом психоаналитическая теория обязана Жаку Лакану. Лакан считается продолжателем «ортодоксальной линии» фрейдизма, хотя при беглом прочтении его текстов это кажется неочевидным. Почему это так, в чем тут хитрость и, главное, в чем самостоятельная ценность такого хода — все это мы разберем в лекции о знаменитом лингвисте. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
00:54:36
6 из 6

Лекция 5. Добро пожаловать в пустыню реального

Язык и манера лакановского психоанализа настойчиво сопротивляется ее здравому принятию. Поэтому в этой лекции мы проверим теорию Лакана критикой, определим границы науки и психоанализа, а также найдем его основную цель. Какое место занимают тексты Лакана по отношению к философии? Что сближает Лакана с постмодерном и при чем тут Фрейд? Путь к ответам на эти вопросы будет противоречивым, как сама жизнь. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов

Музыка и мода

The Beatles
00:00:00
02:11:03
1 из 5

The Beatles

The Beatles — легендарная британская рок-группа 1960-х годов. Их влияние на музыку трудно переоценить, но не все знают, что их стиль отразился и на моде конца 60-х годов. В первой лекции цикла разберем творческий образ членов группы The Beatles и ответим на вопрос: как их стиль влияет на современную моду?
Илэктра Канестри
00:00:00
01:34:09
2 из 5

Дэвид Боуи

Дэвид Боуи — британский рок-музыкант, певец, творивший в самых разных жанрах. Этот поистине уникальный артист своим эпатажным стилем оказал огромное влияние на индустрию моды, оставив внушительное культурное наследие после себя. В этой лекции автор подробно разберет творческий образ певца, после которого будет понятно, почему Дэвида Боуи называют прирожденным эстетом.
Илэктра Канестри
00:00:00
01:40:25
3 из 5

Мадонна

Мадонна — американская поп-исполнительница, самая коммерчески успешная в истории. Певица много раз меняла свой сценический образ и каждый раз была в нем блистательна. Благодаря этим изменениям Мадонна оказала и продолжает оказывать огромное влияние на творческую индустрию. В этой лекции посмотрим, как певица менялась с годами и разберем её сценические образы.
Илэктра Канестри
00:00:00
01:36:47
4 из 5

Nirvana

Нирвана — американская рок-группа 1990-х годов. В этой лекции речь пойдет преимущественно о её вокалисте Курте Кобейне и его влиянии на музыкальную индустрию и индустрию моды. Разберем творческий образ этого легендарного музыканта. Также узнаем, какие общественные явления отразили его стиль и музыка и почему ему не хотелось выглядеть красивым?
Илэктра Канестри
00:00:00
01:36:41
5 из 5

Бьорк

Бьорк — исландская певица, лауреат множества музыкальных наград и номинаций. Благодаря своему уникальному стилю она не только оказала влияние на музыку, но и внесла большой вклад в индустрию моды. В последней лекции цикла обсудим и разберем творческий образ Бьорк. Также узнаем, как на неё повлияло детство с семье хиппи и почему Бьорк сотрудничала с натуралистом Дэвидом Аттенборо?
Илэктра Канестри

Боги и великаны, руны и саги. Во что верили викинги?

По ветвям Иггдрасиля: представление о мирах и пространстве в скандинавской мифологии
00:00:00
00:12:19
1 из 4

По ветвям Иггдрасиля: представление о мирах и пространстве в скандинавской мифологии

ервую лекцию начнем с основы основ — с того, как скандинавы представляли себе мироздание, тот дом, в котором жили не только они, но и их боги, и многочисленные мифические существа.
Фёдор Архангельский
На пиршестве мудрых: главные божества скандинавов
00:00:00
00:14:32
2 из 4

На пиршестве мудрых: главные божества скандинавов

Сегодня мы поговорим с вами об одной из самых ярких сторон северных мифов — о пантеоне скандинавских божеств.
Фёдор Архангельский
Вестники Рагнарёка: хтонические чудовища и нечисть в скандинавских мифах
00:00:00
00:12:04
3 из 4

Вестники Рагнарёка: хтонические чудовища и нечисть в скандинавских мифах

Речь пойдёт о чрезвычайно интересных образах в скандинавских мифах (и в значительной степени продолжит наш предыдущий разговор). Мы поговорим о соперниках и злейших врагах богов и героев; выясним, каков будет конец времён, зловещий Рагнарёк, представленный в мифах и песнях викингов; пройдёмся по главным именам и концепциям, уже, к слову сказать, не раз всплывавшим в двух предшествующих лекциях. Приступим же!
Фёдор Архангельский
Что смерти не ведает: о погребальных обрядах и посмертии в Эпоху Викингов
00:00:00
00:15:58
4 из 4

Что смерти не ведает: о погребальных обрядах и посмертии в Эпоху Викингов

Лекционный материал заключительной части своего курса мне хотелось бы посвятить особенно интересному вопросу — погребальной традиции, распространённой в разных вариантах на территории Скандинавии и сопредельных землях в Эпоху Викингов, связи этой традиции с рассмотренными нами мифологическими сюжетами, а также месту, которому занимали в этой сложной системе скальды, рассказчики, сказители совершенно особого жанра – скандинавских саг, и мастера, резчики рун. Если вам эта тема так же интересна, как и мне, то располагайтесь поудобнее и приготовьтесь вновь окунуться в увлекательнейший и, пожалуй, по-своему мрачный мифический и поэтический мир.
Фёдор Архангельский

5 авторов современной литературы Китая

Мо Янь и магический реализм
00:00:00
00:22:29
1 из 5

Мо Янь и магический реализм

Мо Янь (род. 1955) — писатель, нобелевский лауреат, мастер «галлюцинаторного реализма». Автор романов «Страна вина», «Лягушки», «Устал рождаться и умирать», «Красный гаолян», «Сорок одна хлопушка» и «Смерть пахнет сандалом». Лидер среди китайских писателей по количеству переводов на русский язык (пер. Игоря Егорова). Творчество Мо Яня позволит читателю побольше узнать об истории Китая второй половины XX века и погрузиться в увлекательное смешение исторических сюжетов и бытописания с китайской мифологией, магическим реализмом и фантасмагорией.
Ксения Балюта
00:00:00
00:22:33
2 из 5

Юй Хуа и абсурдная реальность

Юй Хуа (род. 1960) — китайский писатель, лауреат премии «Ясная Поляна» в номинации «Иностранная литература» за роман «Братья» (в переводе Юлии Дрейзис), автор знаменитого романа «Жить», посвященного жизни китайской семьи на протяжении XX века. Юй Хуа часто называют абсурдистом, но он говорит, что лишь описывает реальность такой, какая она есть. Из лекции вы узнаете о романах «Жить», «Братья», «Как Сюй Сангуань кровь продавал» и о том, а также о том, что из себя представляла китайская «авангардная литература» в 80-90е гг. XX века.
Ксения Балюта
00:00:00
00:20:48
3 из 5

Су Тун и псевдоисторический нарратив

Су Тун (род. 1963) — один из самых известных китайских писателей XX века, автор повести «Жены и наложницы» и романа «Последний император». В своих произведениях изображает традиционный семейный и придворный уклад старого Китая и их интриги. Из лекции вы узнаете о повести Су Туна «Жены и наложницы» (или «Луна на дне колодца» в переводе Игоря Егорова) и ее экранизации «Подними красный фонарь» (реж. Чжан Имоу), а также о том, что такое псевдоисторизм и неореализм в китайской литературе.
Ксения Балюта
00:00:00
00:26:12
4 из 5

Янь Гэлин и болезненное прошлое Китая

Янь Гэлин (род. 1958) — писательница и сценаристка, которую в первую очередь привлекает изображение болезненного прошлого своей страны, человеческие судьбы и трагедии на фоне больших исторических событий. Её персонажам всегда хочется сопереживать. В лекции будет рассказано о повести «Тринадцать цветов Нанкина» и её экранизации «Цветы войны» (реж. Чжан Имоу), романе «Преступник Лу Яньши» и его экранизации «Возвращение» (реж. Чжан Имоу), а также о романе «Маленький журавль из мертвой деревни», который можно прочесть на русском языке в переводе Алины Перловой.
Ксения Балюта
00:00:00
00:29:50
5 из 5

Лю Цысинь и китайская научная фантастика

Лю Цысинь (род. 1963) — пожалуй, самый знаменитый китайский писатель сегодня, крупнейший китайский фантаст, лауреат премии «Хьюго». Автор популярной трилогии «Воспоминания о прошлом Земли», представленной романами «Задача трех тел», «Темный лес» и «Вечная жизнь смерти». По его книгам были сняты популярный блокбастер «Блуждающая Земля» (реж. Франт Гво), а также сериал «Задача трех тел» от платформы Netflix. Лекция расскажет не только о жизни и творчестве Лю Цысиня, но и о пути зарождения и развития китайской научной фантастики на протяжении всего XX века.
Ксения Балюта
Слушайте также
Научная фантастика🤖
10 лекций
Научная фантастика🤖

Лю Цысинь и развитие жанра, философы и искусственный интеллект, космическая фантастика XVIII — XX веков и многое другое, чтобы вы погрузились в культуру, прогресс и роботов.

Лю Цысинь и китайская научная фантастика
Лю Цысинь и китайская научная фантастика
Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты
Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты
Как и почему антиутопии стали главным жанром XXI века?
Как и почему антиутопии стали главным жанром XXI века?
Полеты на Луну в эпоху короля-солнца: космическая фантастика середины XVII столетия
Полеты на Луну в эпоху короля-солнца: космическая фантастика середины XVII столетия
Слушать
Современная литература Китая
5 лекций
Современная литература Китая

Магический реализм, абсурдная реальность и научная фантастика — новый курс об авторах китайской литературы конца XX — начала XXI века🇨🇳

Мо Янь и магический реализм
Мо Янь и магический реализм
Юй Хуа и абсурдная реальность
Юй Хуа и абсурдная реальность
Су Тун и псевдоисторический нарратив
Су Тун и псевдоисторический нарратив
Янь Гэлин и болезненное прошлое Китая
Янь Гэлин и болезненное прошлое Китая
Слушать
Короткие лекции🕙
15 лекций
Короткие лекции🕙

Все лекции из этой подборки идут меньше 30 минут, но содержат массу интересного. Леонардо да Винчи и цифровое искусство, Зигмунд Фрейд и красная Шанель, мифы в генетике и другие интересные темы ждут вас внутри подборки!

Нос в Казанском соборе
Нос в Казанском соборе
Гильгамеш: история эпоса
Гильгамеш: история эпоса
Мифы в генетике
Мифы в генетике
Красная Шанель: «Красная Москва» как главный миф советской парфюмерии
Красная Шанель: «Красная Москва» как главный миф советской парфюмерии
Слушать