Любимые курсы марта

95 лекций104 часов 30 минут

В подборке встретились 10 курсов, которые пользователи Lectr чаще всего слушали в марте. Внутри: философия, литература, мифология, мода, история и искусство. Выбирайте, что изучить сегодня💙

Циклы

5 идей, изменивших мир

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры
00:00:00
00:53:12
1 из 5

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры

Речь пойдет о Сократе — греческом философе и неизменном герое диалогов Платона, ставшем главной соринкой в глазах всего афинского общества. Он угрожал не только античному представлению о мудреце (ничего не говоря, а только слушая), но и всей полисной демократии (спойлер: Платон как раз в ней разочаруется после казни учителя). Его философская инновация- душа, за которую нам еще предстоит побороться.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:02:42
2 из 5

Этому городу нужен новый герой или как Ницше опередил Marvel и DC

Лекция посвящена главным идеям Ф. Ницше, прочно засевших в умах как его современников, так и потомков. Его произведения перевернули представления интеллектуалов России и Европы об обществе, в котором мы живем и будем жить. Философ, отвергая ценности и цели общества «последних людей», прокладывает дорогу новому типу человека, венцу моральной эволюции. Больно, страшно и без Божьей помощи.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:17:12
3 из 5

Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх

Герой этой философской зарисовки Зигмунд Фрейд. Для дедушки психоанализа каждый человек- айсберг, большая часть которого под водой. Именно там обитают требовательные чудовища нашего детства и самых смелых фантазий. И каждый день у них есть шанс взять верх над тем, что мы по ошибке считаем подконтрольным разуму. Теория Фрейда- удар под дых общечеловеческому заблуждению «я все контролирую», от которого человечество еще не скоро оправится.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:16:29
4 из 5

Человек массы Ханны Арендт и банальность зла

XX век стал веком глобальных потрясений: войн, тоталитарных режимов и всепоглощающего одиночества. Мир стремится свести бесконечное разнообразие человеческих существ к общему знаменателю, превращая людей в вещи. Почему мы стали “массой”, и как слепое следование закону привело человека (подполковника СС Адольфа Эйхмана) и человечество к тяжелейшим преступлениям всей мировой истории. Оплеуха западному обществу от Ханны Арендт.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:07:30
5 из 5

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты

Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.
Екатерина Гресь

Сослагательное наклонение

Пакт Молотов - Риббентроп (Если бы его не было, какой была бы война?)
00:00:00
00:57:10
1 из 8

Пакт Молотов - Риббентроп (Если бы его не было, какой была бы война?)

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, так же известный как «Пакт Молотов - Риббентроп» - документ, вокруг которого уже больше полувека не утихает жесткая полемика. Одни, исходя из текста договора, утверждают, что СССР делил Европу вместе с Гитлером. Другие убеждены, что Советский Союз всего лишь пытался отсрочить нападение Германии. Чем же, на самом деле, является этот документ?
Сергей Минаев
00:00:00
00:50:10
2 из 8

Смерть Сталина и борьба за власть (А если бы победил Берия?)

До этого дня, каждый из них с ужасом ждал, что однажды ночью «чёрный воронок» приедет за ним. Каждый из ближнего круга Вождя боялся даже подумать о том, чтобы занять его место. Но пятого марта 1953 года Сталин умирает. Маленков, Берия и Хрущев, Молотов и Каганович включаются в борьбу за власть.
Сергей Минаев
00:00:00
00:36:49
3 из 8

Карибский кризис (А ведь могла случиться атомная война)

Карибский Кризис - тринадцать дней в октябре 1962 года, каждый из которых мог стать началом конца. Столкновение двух идеологий, двух лагерей, личных амбиций Хрущева и Кеннеди, гражданских и военных, чуть было не довели человечество до Мировой Ядерной Войны.
Сергей Минаев
00:00:00
01:13:48
4 из 8

Выборы Ельцина 1996 (Зюганов мог победить, и?)

Президентские выборы 1996 года - самые драматичные, самые яркие выборы в истории современной России. Полгода войны предвыборных штабов, PR-стратегий, политтехнологов и идеологий. Выборы, определившие не только нового президента России, но и путь, по которому страна будет двигаться все следующие годы.
Сергей Минаев
00:00:00
00:51:53
5 из 8

Афган

Всю вторую половину ХХ века СССР и США сталкиваются в локальных конфликтах. Военные консультанты, лётчики и спецназовцы двух великих держав стоят за спинами воюющих сторон в Корее, на Кубе и во Вьетнаме. Очередная схватка произойдёт в Афганистане. Ее итогом станет раненое поколение советских людей, брешь в экономике СССР, и скорый распад Союза
Сергей Минаев
00:00:00
00:44:29
6 из 8

Смещение Хрущева

Никита Хрущев победил в смертельной схватке с Берией, при нем Советский Союз первым отправил человека в космос, именно он разоблачил культ личности Сталина. Но Хрущев нажил себе врагов в руководстве страны. Против давно него зрел заговор. Как у Брежнева получилось победить Хрущева и мог ли Никита Сергеевич сохранить власть — об этом в новом эпизоде документального сериала Сергея Минаева «Сослагательное наклонение». Только на Storytel
Сергей Минаев
00:00:00
00:36:44
7 из 8

Косыгинские реформы

В 1965 году, вскоре после прихода к власти Леонида Брежнева, в Советском Союзе начались экономические реформы. Фабрики и заводы получили больше самостоятельности. Этот эпизод вошел в историю как «Косыгинские реформы», в честь председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. Экономические показатели улучшились, выросла производительность труда, однако финал этой истории мы знаем: реформы захлебнулись, а СССР в итоге развалился. О последней попытки догнать буржуазный запад и о том, как могла сложиться судьба Советского Союза в случае успеха начинаний Косыгина, рассказывает в очередном эпизоде своего документального сериала Сергей Минаев. Только на Storytel
Сергей Минаев
00:00:00
00:42:08
8 из 8

Холодная война

Едва закончилась Вторая мировая, как сразу же началось новое противостояние — Холодная война. Почему бывшие союзники так быстро поссорились, где проходили основные фронты глобального противостояния, как на стороне социалистического лагеря сражались собаки, а на стороне капиталистов — обезьяны, наконец, почему у нас и в США по-разному оценивают итоги Холодной войны? Обо всем об этом и о многом другом рассказывает в очередном эпизоде Сергей Минаев. Эксклюзивно на Storytel
Сергей Минаев

Великий американский роман

Великий американский роман
00:00:00
01:14:40
1 из 17

Великий американский роман

Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США. Павел Балдицын: «Культура США выросла на основе европейских традиций, однако с самого начала XIX века американцы стремились создать самобытную американскую литературу. Одну из самых известных концепций сформулировал писатель Джон Дефорест в своей статье-манифесте „Великий американский роман“ (1868), где поставил целью написать романы, которые дали бы „картину обычных чувств и нравов американского существования“ и наиболее полно воплотили „дух времени и страны“. В этом обнаружился проективный характер национальной культуры, желание вступить в соперничестве с европейской литературой, но также и неразвитость художественного вкуса американских критиков и читателей, которые не заметили великих поэтов Эдгара По и Уолта Уитмена, великих прозаиков Германа Мелвилла и Марка Твена, ведь признание к ним пришло из Европы». На первой лекции пойдёт речь об идее «Великого американского романа» и критической полемике вокруг неё, о принципах отбора произведений в канон национальной классики.
Павел Балдицын
00:00:00
01:18:44
2 из 17

Фенимор Купер

Фенимор Купер — родоначальник американского романа, новатор, создатель совершенно новых жанров, таких как шпионский или морской роман. Главным его творением стали романы о пионерах и движущейся границе с их специфическими сюжетами и героями, где непременные истории любви потеснили иные темы — бегство от цивилизации к природе, взаимоотношения людей разных культур с природой и между собой, конфликт естественного человека с законом. На лекции будут представлены два лучших романах Купера из пенталогии о Натти Бампо: «Пионеры» и «Последний из могикан». Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:44
3 из 17

Натаниэль Готорн

Натаниэль Готорн внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма; идеализировал некоторые черты пуританской этики. Его главный роман «Алая буква» («The Scarlet Letter») считается одним из ключевых литературных произведений США, который к тому же один из первых завоевал признание в Европе, а также подвергся шквалу критики со стороны религиозных общин. Роман был неоднократно экранизирован, по нему были написаны оперы, также он оказал огромное влияние на поп-культуры и не потерял своей актуальности и сегодня. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:19:25
4 из 17

Герман Мелвилл

Германа Мелвилла можно назвать самым главным американским романтиком и самым масштабным писателем США. Его ключевой роман «Моби дик, или белый кит» был написан в 1851 году, но особую популярность обрел после Первой мировой войны. С 20-х по 50-е годы ХХ века художественный стиль Германа Мелвилла, свойственный ему трагизм, получили сильный отклик среди представителей потерянного поколения. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Вячеславович Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:21:37
5 из 17

Марк Твен

Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн» - Эрнест Хемингуэй. Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет, как связан Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс с Марком Твеном, а также о двух самых известных произведениях Марка Твена: «Приключениях Гекльберри Финна» и «Приключениях Тома Сойера», об их влиянии на становление и канон американской литературы, проблемы, затронутые в произведении и что это чтение не только для детей, но и роман-размышление для взрослых.
Павел Балдицын
00:00:00
01:06:40
6 из 17

Гарриет Бичер-Стоу

Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет о «Хижине дяди Тома», романе американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Из этой лекции вы узнаете не только об истории создания романа и жизни его создательницы, но и о важнейшей теме этого произведения - рабовладении в Америке. Павел Вячеславович делает большой исторический обзор рабовладения, сравнивая его с русским крепостничеством, рассказывает о нравственных, психологических и религиозных проблемах романа, а также о том, как популяризация этого романа повлияла на рабовладение в Америке.
Павел Балдицын
00:00:00
00:59:23
7 из 17

Кейт Шопен. «Пробуждение»

Роман Кейт Шопен «Пробуждение» (1899) иногда называют американской «Мадам Бовари». Это шедевр, забытый на полстолетия в своей родной стране и заново прочитанный только благодаря иностранным исследователям. Сегодня этот роман стал одним из «евангелий» феминизма, он вошёл в программы почти всех университетов США, о нём написаны сотни статей, диссертаций и книг. Его героиня, красивая и богатая молодая женщина, которую любит и балует муж, которой восхищаются все вокруг – и мужчины и женщины, в душе чувствует себя бесконечно одинокой. Романтический порыв героини к свободе оказывается недостижимым, а пробуждение личности приводит к самоубийству.
Павел Балдицын
00:00:00
00:43:43
8 из 17

Джек Лондон. «Мартин Иден»

Многие писатели ХХ века признавались, что к творчеству их побудило чтение романа «Мартин Иден» (1909). Эта автобиографическая книга Джека Лондона из тех, что «написаны кровью собственного сердца». Читателей поразила судьба простого моряка, наделённого тягой к красоте, потрясающей волей и талантом, который ради любви сумел преодолеть все препятствия, достичь славы и богатства, но в финале испытал жестокое разочарование во всём, к чему стремился
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:56
9 из 17

Генри Джеймс. «Портрет дамы»

«Портрет дамы» (1881) – вершина творчества Генри Джеймса и признанный шедевр американской и английской литератур. Его главная тема – судьба свободной и независимой женщины, которая воплощает идею «доверия к себе» Эмерсона. Изабелла Арчер совершает неверный выбор и переживает крушение иллюзий, однако оказывается способной осознать это и найти своё предназначение в жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:32:13
10 из 17

Генри Джеймс. «Площадь Вашингтона»

Образ юной американской девушки, бросающей вызов окружающим, стал художественным стержнем нескольких произведений Генри Джеймса. Самой известной стала повесть «Дэзи Миллер» (1878). Героиня романа «Площадь Вашингтона» (1880) Кэтри Слоупер оказывается жертвой своей любви к отцу, который воплощает разум и твёрдость принципов, и любви к жениху, которого привлекало только её наследство. Самое главное в этом характере – великая нравственная сила и верность своим чувствам.
Павел Балдицын
00:00:00
01:00:48
11 из 17

Теодор Драйзер. Американская трагедия.

Драйзер написал восемь романов и три из них вполне достойны войти в список великих. Однако «Американская трагедия» (1925) стала вершиной его творчества. В основу романа положен реальный случай, когда молодой человек ради богатства и положения в обществе убил свою любовницу. Драйзер очень внимательно прослеживает жизненный путь ничем не примечательного, кроме смазливой внешности, героя. Это обстоятельная, честная и бескомпромиссная попытка исследования болезней души американского, да и всякого общества, построенного на социальном неравенстве.
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:55
12 из 17

Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. Великий Гэтсби.

«Великий Гэтсби» (1925) – роман-драма, краткий и насыщенный, в котором криминальный анекдот становится средством философско-психологического анализа состояния умов и нравов в Америке 20-х годов. Эта эпоха «сухого закона», разгула преступности и гедонизма с лёгкой руки Фитцджеральда получила название «века джаза». Форма ностальгических воспоминаний от первого лица, неясность и символика образов придаёт роману лирические черты. В образе главного героя неожиданно сочетаются убожество и величие, низость поступков и «редкостный дар надежды», стремление к счастью, что живёт в душе американцев со времён первых переселенцев в Новый Свет.
Павел Балдицын
00:00:00
00:54:31
13 из 17

Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие!

«Прощай, оружие!» (1929) – один из самых ярких антивоенных романов ХХ века. В нём с особой свежестью рассказана вечная трагическая история Ромео и Джульетты, в которой роль убийственного рока сыграла Первая мировая война с её бессмысленной жестокостью и абсурдом. В романе Хемингуэя замечательно сочетание реалистической картины войны и романтической истории любви, точности деталей и символики образов.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
14 из 17

Эрнест Хемингуэй. По ком звонит колокол.

Название романа «По ком звонит колокол» (1940), взятое из «Медитаций» Джона Донна, стало крылатым в ХХ веке. В нём звучит мысль о единстве человека со всем человечеством. Камерный сюжет приключений подрывника в тылу франкистов обретает эпический размах. История трагической любви героя, погибающего за счастье другого народа, рассказана здесь на фоне истории испанского народа, восставшего против неравенства и социальной несправедливости. В финале «Колокола» Хемингуэй пересматривает итог прежнего своего романа «Прощай, оружие!»: здесь герой живёт до последней фразы, с оружием в руках прикрывая отход отряда и своей любимой.
Павел Балдицын
00:00:00
01:09:33
15 из 17

Уильям Фолкнер. Шум и ярость.

В романе Фолкнера «Шум и ярость» (1929), название которого навеяно сравнением из шекспировского «Макбета», история распада знатного семейства на американском Юге рассказана самым причудливым образом – через крайне субъективное восприятие и лихорадочные потоки сознания трёх братьев Компсонов. Особенно впечатляет первая часть, в которой передано детское и внелогическое восприятие мира глазами идиота, которому «вот уже 30 лет как три года». Четыре части романа представляют собой смену возрастов человека – от «невинности ребёнка» и подросткового смятения перед неумолимыми переменами бытия до умудрённой зрелости стороннего наблюдателя, способного узреть истину и главные ценности жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:02:24
16 из 17

Уильям Фолкнер. Свет в августе.

«Свет в августе» (1932) – ещё один эксперимент Фолкнера с формой романа. Здесь причудливо сочетаются три главных истории, которые носят символический характер: страшная и трагическая история полукровки со странным именем Джо Кристмас (Рождество), который воплощает расовый конфликт американского Юга, замешанный на жестокости и насилии, священника Хайтауэра, истово верующего в «южный миф» и способного любить всякого человека, даже убийцу, и простушки Лины Гроув, реинкарнации образа вечной женственности и материнства.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
17 из 17

Уильям Фолкнер. Авессалом, Авессалом!

В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) главная тема творчества Фолкнера – распад южной семьи и общины – получает необычайный размах. История Томаса Сатпена, который наперекор всем обстоятельствам и препятствиям устремлён к своей цели – стать творцом собственной судьбы и основателем аристократической династии, становится ярким воплощением краха американской мечты. При этом важен сам способ рассказа, когда образ главного героя предстаёт неясно и в то же время очень ярко, в коллективных воспоминаниях и мифологических параллелях.
Павел Балдицын

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24

Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:52:04
2 из 24

Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:56
3 из 24

«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:21:32
4 из 24

Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:19
5 из 24

Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:36:37
6 из 24

Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:50:51
7 из 24

Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:20
8 из 24

«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:42
9 из 24

Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:55:20
10 из 24

Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:45:14
11 из 24

Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:50
14 из 24

Михаил Лермонтов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:41
15 из 24

Николай Гоголь

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:59:40
16 из 24

Неизвестный Виссарион Белинский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:44:40
17 из 24

Негромкая поэзия: Федор Тютчев и Афанасий Фет

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:58
18 из 24

Дворянин не у дел: Иван Тургенев

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:33:08
19 из 24

Русский надрыв: Федор Достоевский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:45
20 из 24

Русский дух. Часть 1: Николай Некрасов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
02:11:08
21 из 24

Русский дух. Часть 2: Александр Островский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:26:51
22 из 24

Лев Толстой

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:46:17
23 из 24

Доктор Чехов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
00:57:07
24 из 24

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф

Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов

Жизнь сложная

Философия – это глагол
00:00:00
00:50:31
1 из 8

Философия – это глагол

Философия дает однозначные ответы на вопросы. Философия - это сложно. Философия - это усилие, движение, развитие. Наконец, философия - это глагол. Это наука рассказывает, как происходят те невидимые глазу процессы, которые определяют, что глаз может увидеть. Эти процессы вечные, но в каждую эпоху они проявляют себя по-разному. Знать и понимать эти процессы - значит уметь ориентироваться не только в мире элементарных физических взаимодействий, но и в «мире идей» и над-природных процессов. Первые шаги к изучению этой науки поможет осуществить разбор пяти жутковатых мифов о философии. Разобравшись с ними можно двигаться дальше и говорить о том, что жизнь - сложная, но это вообще-то хорошо.
Анна Винкельман
00:00:00
01:00:54
2 из 8

Прекрасное – это трудно

Спорят ли о вкусах? Постоянно. Наши эстетические предпочтения - яблоко раздора во многих жизненных ситуациях. Задним числом мы надеемся, что о вкусах все же можно поспорить, потому что есть «объективно» красивые вещи. И что есть такая занавеска, которая всем нравится. Но это не так. Почему? Объективность в вопросах искусства действительно есть. Только находится она не в плоскости «вкуса», т.е. приятного, а в области «хорошего» и «прекрасного». Философское рассмотрение этого вопроса покажет нам, что все споры о вкусах ведутся напрасно, а вот о «хорошем» и «прекрасном» поспорить и подумать нужно, ведь это упражняет ум. Ну и кроме того, как остроумно заключил Сократ, «Прекрасное - трудно», а значит с него то и нужно начать.
Анна Винкельман
00:00:00
01:12:10
3 из 8

Любовь – это способность

Решение всех вопросов, о которых идет речь в этом цикле, для подавляющего большинства людей не имеет никакого смысла, если не решен вопрос любви. Все известные миру ответы на вопрос «что такое любовь» по-своему верны. Философское объяснение же, пожалуй, ближе всего в физическому. Любовь - это способность, это особый тип связи в природе и нашем сознании, который может соединять то, что и в вполне может существовать само по себе. Кроме того, коварное время, разрушающее все вокруг не то что не враждебно любви, напротив - оно дружественно ей. Как же так получается? Как объяснили это философы? Сложна ли любовь? Да и есть ли она вообще? Почему любовь открывает для нас перспективу вечности? Почему вступая в отношения мы почти всегда путаем «вкусы» и «ценности»? А еще - почему девиз «никто никому ничего не должен» - колокол апокалипсиса любви, а может быть даже и всего мира.
Анна Винкельман
00:00:00
01:02:29
4 из 8

Наука – это удобно

Нам свойственно доверять успехам ученых, но ничего не знать об их мотивах, и не слышать про их провалы. Часто ли в новостях мы встречаем, что «Британские ученые не доказали, что…»? Никогда. Наука - это вроде бы надежно. Наука - это удобно. Наука дает ответы на глобальные и важные вопросы. Она вооружена самыми новыми методами, математикой наконец. При этом мы редко думаем о том, как в действительности соотносятся наука и конкретный человек. Что нужно для того, чтобы конкретное научное открытие (например, таблетка от головной боли) помогло Никонору Ивановичу? Как связано это с тем, что где-то на краю света может разбиться флакон со смертельным вирусом, а ядерный реактор выйдет из под контроля? Наконец - кто и зачем занимается наукой? И не зря ли?
Анна Винкельман
00:00:00
01:49:16
5 из 8

Добро – это вечность

Если требуется принять важное решение, мы мучительно сомневаемся. Словно есть правильный ответ. Такой ответ действительно есть. Однако находится он не в сфере практических дел, а в сфере этического. И два этих измерения кажутся очень далекими друг от друга, и потому мы вечно находимся в ситуации выбора между ними. Точку, в которой они сходятся, отлично показал Иммануил Кант - философ, без текстов которого ход мировой истории мог бы пойти иначе. За сложными и объемными текстами Канта можно разглядеть очень простую и важную интуицию о связи этих - на самом деле не конфликтных - измерений. Уловить эту интуицию поможет глава о Канте, его философии, добре и вечности.
Анна Винкельман
00:00:00
00:56:32
6 из 8

История – это биография мира

Мировая история редко бывает любимым предметом у школьников. Для ребенка «история» - чаще всего сложная совокупность не всегда точных и очень далеких от современности фактов. Зачем они нужны сегодня? Какой в них смысл? Однако можно заметить, что интерес к истории увеличивается прямо пропорционально самосознанию. Обретая собственную биографию, человек понимает: он есть не только у себя, но и у мира. Точно так же, как наша собственная история многое говорит о нас самих. Так же и история как биография мира позволяет лучше понимать происходящее, принимать правильные решения. А еще история дает возможность задать вопрос самому опытному и самому старому советчику - миру.
Анна Винкельман
00:00:00
01:06:32
7 из 8

Город – это анти-природа

То, что город стал предметом интереса самых разных наук (культурологии, философии, появилась урбанистика) - очень важный момент в развитии истории. Это значит, что город стал проблемой, что его нужно изучить для того, чтобы в нем ориентироваться и как-то на него влиять. Город сегодня - не просто «защита» от природы и соседних племен, не произведение искусства. А что-то почти самостоятельное, почти такой же живой организм как и природа. Что это значит для нас? Как нужно понимать город? Стоит ли ему доверять или пора начинать его бояться? Может быть стоит бежать из города на природу? Философия предлагает не торопиться, а обстоятельно обдумать это новое для нас положение дел.
Анна Винкельман
00:00:00
02:06:11
8 из 8

Личность — это маска

Просматривая свои старые фотографии и читая переписки мы как правило либо лирически вздыхаем, либо тихонечко сгораем от стыда. Интуитивно это очень трудно сочетается с естественной эгоистической установкой человека — думать главным образом о себе. Впрочем, удивительное дело, сколько бы мы о себе не думали, результаты редко нас удовлетворяют — «кто Я» — до сих пор для всех наук вопрос открытый. Философы решили этот вопрос почти без оглядки на достижения других наук, совершенно уникальными методами. Но это не помешало им уловить самое важное и самое основополагающее в вопросе о том, что такое «личность». Личность — это процесс. Что стоит за эти выражением? Как понимание этого процесса позволяет нам жить лучше и осознаннее? Почему «личность» — это не только про вас, но и про все человечество? Что скрывается за метафизическими масками, которые мы носим и будем носить всю нашу жизнь?
Анна Винкельман

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Введение в мифологию

Сотворение мира
00:00:00
00:14:13
1 из 8

Сотворение мира

Как в различных культурах представляется мир до бытия, с чего начинается творение и насколько могуществен бог-творец в языческой мифологии?
Александра Баркова
00:00:00
00:15:24
2 из 8

Творящий звук

Является ли представление о сотворении мира Словом чисто христианским? Каковы представления о силе слова в языческих культурах?
Александра Баркова
00:00:00
00:17:14
3 из 8

Живой огонь

Согласно мифу, Прометей похитил огонь, спрятав его в сухом стебле тростника. Что это — ошибка древнего автора или осознанное представление об ином огне? Огонь как сакральный символ в различных культурах и современном кинематографе.
Александра Баркова
00:00:00
00:23:03
4 из 8

Богиня-Мать и современная культура

Возрастное ограничение 18+ В современной эзотерике и магии образ Богини-Матери стал центральным. Чем он отличается от древних прототипов? Как он связан с представлениями о матриархате?
Александра Баркова
00:00:00
00:19:59
5 из 8

Богиня-Мать в мировой мифологии

Возрастное ограничение 18+ Какие богини воплощают архетип Богини-Матери от Индии до Ближнего Востока и Греции?
Александра Баркова
00:00:00
00:19:58
6 из 8

Богиня-Мать: реконструкция архаических мифов

Возрастное ограничение 18+ Как и почему связаны образы Богини-Матери и Мирового Древа? Что такое «миф о полотняном мосте» и как он отражается в современных обычаях?
Александра Баркова
00:00:00
00:17:26
7 из 8

Синий бык нижнего мира

Миф о Синем быке существует со времен палеолита, но в науке открыт сравнительно недавно. Что представляет из себя образ древнейшего бога преисподней? Почему его почитают на протяжении тысячелетий, и в каких формах он воплощен в мифологии различных народов?
Александра Баркова
00:00:00
00:15:52
8 из 8

Синий как цвет смерти

В современной культуре синий цвет ассоциируется с магией и мистикой, однако в архаике он был несравнимо более зловещим. Какова же была символика синего цвета в различных странах Америки, Африки, Европы и Азии?
Александра Баркова

Опасный метод. Пять лекций по психоанализу

Вступительное слово
00:00:00
00:03:59
1 из 6

Вступительное слово

Во вступительном слове расскажем слушателям, о чем пойдет речь в представленном цикле лекций. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:09:53
2 из 6

Лекция 1. Событие Фрейда

Существует мнение, что «психоанализ — это Зигмунд Фрейд». Возникший в условиях персональной фрейдовской мысли, психоанализ неотрывно связан с фигурой своего основателя. Таким образом, историческое событие психоанализа — это также персональное событие Зигмунда Фрейда. Выводы в психоанализе обусловлены личной историей ее объектов — пациентов. И именно личная история ее создателя становится ключом к пониманию теории психоанализа. Поэтому в первой лекции мы познакомимся с Фрейдом. От нас потребуется немного великодушия, чтобы отдаться на время течению чужой жизни. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:13:04
3 из 6

Лекция 2. Путешествие на край ночи

В этой лекции нам предстоит в концентрированной форме изложить теорию фрейдовского психоанализа. Поэтапно от влияния теории Дарвина и идей Брейера, мы вместе с Фрейдом совершим переход от врачебной деятельности к психотерапии. Узнаем, что не только физиология может оказывать влияние на психику, но также и психика способна оказывать влияние на физиологию. Нас ждет период многочисленных экспериментов, даже скандалов с запрещенными веществами. Но это вовсе не биография рок-звезды, а история путешествия Фрейда «на край ночи» — открытия основных для психоанализа терминов: «бессознательного» и «либидо». Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:16:51
4 из 6

Лекция 3. Еретики и догматики

Психоанализ можно интерпретировать самыми разными способами, каждый из которых становится самостоятельным ключом для лечения душевных конфликтов. Такое развитие делит теорию на ортодоксальный психоанализ и разнообразные ответвления. В этой лекции мы рассмотрим знаменитых «еретиков» психоанализа: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Отто Ранка, Вильгельма Райха, Рене Жирара, Эриха Фромма и Герберта Маркузе. Однако самым настоящим диссидентом от психоанализа парадоксально можно назвать его родоначальника, Зигмунда Фрейда. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
01:04:33
5 из 6

Лекция 4. Событие Лакана

Классический психоанализ был размыт и поставлен под вопрос многочисленными ответвлениями. Однако психоанализ находит защитника в лингвистике. Этим спасительным жестом психоаналитическая теория обязана Жаку Лакану. Лакан считается продолжателем «ортодоксальной линии» фрейдизма, хотя при беглом прочтении его текстов это кажется неочевидным. Почему это так, в чем тут хитрость и, главное, в чем самостоятельная ценность такого хода — все это мы разберем в лекции о знаменитом лингвисте. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов
00:00:00
00:54:36
6 из 6

Лекция 5. Добро пожаловать в пустыню реального

Язык и манера лакановского психоанализа настойчиво сопротивляется ее здравому принятию. Поэтому в этой лекции мы проверим теорию Лакана критикой, определим границы науки и психоанализа, а также найдем его основную цель. Какое место занимают тексты Лакана по отношению к философии? Что сближает Лакана с постмодерном и при чем тут Фрейд? Путь к ответам на эти вопросы будет противоречивым, как сама жизнь. Возрастное ограничение 18+
Дмитрий Хаустов

Мода субкультур

Введение
00:00:00
00:12:43
1 из 8

Введение

Вы знали, что почти в каждом модном образе есть отсылки к субкультурам? Почему к ним? Это настоящий заряд молодости, бунта и энергии. Яркое и выразительное высказывание. И мода, конечно, никак не может пройти мимо такого явления, поэтому заимствует и цитирует субкультурные идеи. Например, именно под влиянием субкультур косуха превратилась в символ бунта и протеста, черная водолазка приобрела значение «интеллектуальной» одежды, а потертые джинсы стали ассоциироваться со свободой. Поиск субкультурных цитат — очень увлекательное занятие, которым мы и займемся в нашем цикле лекций.
Татьяна Лебедева
00:00:00
00:25:49
2 из 8

Зуты

Протестовать можно по-разному. Шипы и рваные джинсы — да, это расхожий бунтарский образ. Но огромные, на несколько размеров больше, чем требуется, костюмы в эпоху приталенных силуэтов — протест не меньший. Сегодня мы познакомимся с субкультурой зутов. Их история доказывает, что мода может быть очень мощным оружием. В лекции вы увидите, как зуты сформировали стиль восьмидесятых и повлияли на современную эпоху оверсайза.
Татьяна Лебедева
00:00:00
00:35:47
3 из 8

Битники

А вы знали, что образ модного интеллектуала появился из субкультуры битников? Очки, темные водолазки, закрытая свободная одежда — все это в моду принесли именно битники. Субкультура была небольшой и существовала недолго, но сильно повлияла на то, что мы сегодня носим. В лекции мы поговорим о модном влиянии битников и найдем в наших гардеробах следы этой субкультуры.
Татьяна Лебедева
00:00:00
00:28:55
4 из 8

Готы. Часть 1

Что вы представляете при слове «гот»? Что-то мрачное, опасное, связанное с потусторонним. Готическая мода — это черный цвет, кружево, сапоги со шнуровкой и яркий темный макияж. А если я скажу, что готический стиль — это стиль интеллектуалов и философов, противостоящий массовой моде? Что его использовали многие знаменитые модельеры от Александра Маккуина до Джона Гальяно и Рей Кавакубо. И что без образов в готическом стиле не обходится ни один модный сезон. Готика действительно вне трендов и моды. В нашей лекции мы проследим модный путь готики и увидим сложность, многогранность и философичность этой эстетики.
Татьяна Лебедева
00:00:00
00:35:28
5 из 8

Готы. Часть 2

Что вы представляете при слове «гот»? Что-то мрачное, опасное, связанное с потусторонним. Готическая мода — это черный цвет, кружево, сапоги со шнуровкой и яркий темный макияж. А если я скажу, что готический стиль — это стиль интеллектуалов и философов, противостоящий массовой моде? Что его использовали многие знаменитые модельеры от Александра Маккуина до Джона Гальяно и Рей Кавакубо. И что без образов в готическом стиле не обходится ни один модный сезон. Готика действительно вне трендов и моды. В нашей лекции мы проследим модный путь готики и увидим сложность, многогранность и философичность этой эстетики.
Татьяна Лебедева
00:00:00
00:43:39
6 из 8

Хиппи

Если мы скажем, что хиппи внесли в моду XX века огромные изменения, это не будет преувеличением. Благодаря этой субкультуре, мы используем принцип «сочетания не сочетаемого» и покупаем винтажную одежду. Хиппи подарили ощущение свободы и непринужденности в одежде. Они ввели в моду расслабленность, и наступил другой мир — мир потертых джинсов.В нашей лекции мы проследим путь этой субкультуры и увидим, как много современных модных трендов взяло свое начало от хиппи.
Татьяна Лебедева
00:00:00
00:38:46
7 из 8

Панки

Модель с мусорным пакетом от Balenciaga — это же панковский принцип. Все рваное, ненужное и грязное может вдруг стать модным. Эта идея принадлежит панкам, которые про моду не думали вообще, но именно их стиль вошел в тренды и держится в них и сейчас. На лекции мы разберем, как идея «мне плевать на хороший вкус» захватила подиумы. И узнаем это на примере субкультуры панков.
Татьяна Лебедева

Искусство в лицах. Европа

Винсент Ван Гог
00:00:00
00:46:27
1 из 6

Винсент Ван Гог

Винсента Ван Гога (1853–1890) смело можно назвать одним из самых известных живописцев всех времен и народов. Он прожил тяжелую, полную бед, лишений и болезненного одиночества жизнь, а после смерти стал легендой. Судьба его по-прежнему, как и сто с лишним лет назад, будоражит умы, а картины восхищают не только ценителей искусства, но и простых обывателей.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:57:00
2 из 6

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи (1452–1519) — человек, без которого нельзя представить эпоху Возрождения. Искусство и наука были для этого удивительного человека неотделимы друг от друга: он неустанно наблюдал за окружающим его миром, стремился познать его тайны, разобраться в его устройстве. Да Винчи был первым, чьи исследования можно возвести в ранг высокого искусства.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:49:41
3 из 6

Эдуард Мане

Эдуард Мане (1832–1883) — французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму. Наряду с работами Эдгара Дега и Огюста Ренуара творчество Мане стало своеобразной переходной ступенью к культуре новейшего времени.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:59:09
4 из 6

Клод Моне

Клод Оскар Моне (1840–1926) — великий французский живописец, один из основателей школы импрессионизма. Моне родился в Париже, а умер в своем поместье в деревне Живерни, которая послужила вдохновением для многих картин и эскизов.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:42:41
5 из 6

Рембрандт ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — великий мастер светотени, признанный художник, гравер, офортист, он снискал подлинную славу и неприкрытую ненависть современников и совершил настоящую революцию в живописи. Никто прежде не умел так правдоподобно отражать в картинах весь спектр человеческих чувств и переживаний.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:41:21
6 из 6

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) — знаменитый фламандский живописец, признанный мастер исторической и религиозной живописи. В творчестве Рубенса сочетаются черты традиционного брейгелевского реализма с достижениями венецианской живописной школы. Именно он стоял у истоков живого, волнующе-яркого стиля, который позже получил название «барокко».
Евгения Тиммерман
Слушайте также
Короткие лекции
16 лекций
Короткие лекции

Все лекции из этой подборки идут меньше 30 минут, но содержат массу интересного. Рафаэль Санти и Американский эпос, философствование телом и построение карьеры, японская мифология и другие интересные темы ждут вас внутри подборки!

Европа. Часть 2
Европа. Часть 2
Становление дизайна в СССР
Становление дизайна в СССР
Словообразование – как «собирать» слова?
Словообразование – как «собирать» слова?
Антарктика. Кто выживает и почему?
Антарктика. Кто выживает и почему?
Слушать
Вкусно жить не запретишь
12 лекций
Вкусно жить не запретишь

Подборка лекций про еду🍳 Внутри об античных пирах и связи аметиста и вина, парижских кафе и их меню в XIX веке, яблочной карте России, авантюрном ресторане Сергея Есенина и его товарищей, советских гамбургерах и многом другом.

Антоновка, Склянка, Скрыжапель: яблочная нота на карте России
Антоновка, Склянка, Скрыжапель: яблочная нота на карте России
Искусство в еде и еда в искусстве
Искусство в еде и еда в искусстве
8. Еда в больнице
8. Еда в больнице
Общественное питание в Париже: кафе и рестораны
Общественное питание в Париже: кафе и рестораны
Слушать
Серебряный век
20 лекций
Серебряный век

Знаки бессмертия. Александр Блок
Знаки бессмертия. Александр Блок
Знаки бессмертия. Валерий Брюсов
Знаки бессмертия. Валерий Брюсов
Вера Холодная – жертва экрана
Вера Холодная – жертва экрана
Кино становится искусством… и отправляется в ад
Кино становится искусством… и отправляется в ад
Слушать