Чтобы лучше понимать современную культуру, нужно отправиться во времена, когда появилось большинство известных нам вещей и явлений. И речь, конечно, о Древней Греции. Следы античного наследия найдутся в современном театре, философии, литературе и даже кино, — а эти лекции помогут вам увидеть и понять их.
Имена Софокла, Еврипида и Эсхила слышали многие, а вот читали единицы. Действительно, зачем читать тексты, которым больше двух тысяч лет, если можно сходить в театр на постановку по пьесе современного драматурга? В этом выпуске мы попробуем ответить на вопрос, почему и как стоит читать античную драму сегодня? С чего начать и на что обращать внимание? Разберем несколько текстов и расставим маячки, по которым можно ориентироваться при чтении глубокомудрых антиков.
Книги и авторы, упомянутые в выпуске:
Мераб Мамардашвили
Михаил Гаспаров - Занимательная Греция
Николай Кун - Легенды и мифы Древней Греции
Гомер - Илиада
Гомер - Одиссея
Луиджи Зойя - Отец
Эсхил
Аристофан - Облака
Сократ
Софокл - Царь Эдип
Софокл - Эдип в Колоне
Софокл - Антигона
Софокл - Клитемнестра
Антон Чехов
Бертольт Брехт
Платон
Аристотель
Еврипид - Медея
Альбер Камю - Миф о Сизифе
Спорят ли о вкусах? Постоянно. Наши эстетические предпочтения - яблоко раздора во многих жизненных ситуациях.
Задним числом мы надеемся, что о вкусах все же можно поспорить, потому что есть «объективно» красивые вещи. И что есть такая занавеска, которая всем нравится. Но это не так. Почему?
Объективность в вопросах искусства действительно есть. Только находится она не в плоскости «вкуса», т.е. приятного, а в области «хорошего» и «прекрасного». Философское рассмотрение этого вопроса покажет нам, что все споры о вкусах ведутся напрасно, а вот о «хорошем» и «прекрасном» поспорить и подумать нужно, ведь это упражняет ум.
Ну и кроме того, как остроумно заключил Сократ, «Прекрасное - трудно», а значит с него то и нужно начать.
На лекции мы поговорим о самой влиятельной философской школе прошлого (и, неожиданно, настоящего). Ответим на вопросы: Как зарождалось учение, одной из целей которого, было научить себя и других достойно принимать смерть? Почему стоицизм завладел умами литераторов и общественных деятелей?
Как стоически принимать удары судьбы? И при чем тут дихотомия контроля и колесо жизненного баланса?
В четвертой части речь пойдет об этике и политической философии. Из нее вы узнаете об этике Аристотеля, естественном состоянии и общественном договоре, личности и категорическом императиве Иммануила Канта, утилитаризме Милля, историческом материализме Маркса и «Трамвае без тормозов».
В этой лекции поговорим не только о мифологии, но и о культуре и литературе. Начнем с разбора всем знакомых «мифов Древней Греции» А. Куна и литературы, которая лучше отражает мифологическую действительность. Также поговорим о том, как греческие классики Софокл, Овидий и Еврипид переработали мифы, кто такой дверной Аполлон, и почему пожелание «скоропостижной смерти» считалось хорошим тонном, а также почему умение лгать — признак цивилизации. И закончим анализом хаоса античного и вспомним про первых богов и титанов. Возрастное ограничение: 18+
В этой лекции мы подробнее разберем Аполлона и Диониса и увидим, как Ницше и вообще весь ХХ век перевернули все с ног на голову. Начнем с концепции диониссийского и аполлонийского начал, а затем углубимся в саму мифологию. Что нас там ждет? Крепость греческого вина, вакханалии как начало театра и кровавый бог Аполлон. Также разберем, как выглядело стандартное жертвоприношение древнего грека, и вспомним выкинутый из классического канона миф, согласно которому Зевс лепит новых людей из пепла титанов, а закончим греческой героикой и разбором «Илиады». Возрастное ограничение: 18+