Процесс над Адольфом Эйхманом стал предметом острых споров в международном юридическом сообществе. Он вызвал философскую полемику о механизме фашизма. В частности, под влиянием тех событий появился известный труд Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». В этой лекции религиоведа и переводчика Юрия Табака о процессе над Адольфом Эйхманом, человеком, ответственным за транспортировку евреев в концлагеря.
Эта лекция искусствоведа и художественного критика Виктории Анисимовой посвящена вандализму, мишенью которого становятся произведения искусства. Вы разберете частные случаи покушений на «Данаю» Рембрандта, «Ивана Грозного» Репина, «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Три головы» Анны Лепорской и другие примеры.
Признанные мэтры российской мультипликации Юрий Норштейн и Эдуард Назаров долгие годы вместе работали на студии «Союзмультфильм», преподавали в мультмастерской на Высших режиссерских курсах, посещали престижные международные кинофестивали и оба награждены многочисленными профессиональными призами и титулами. В этой лекции Юрий Норштей расскажет о своем друге и коллеге Эдуарде Назарове, мультипликаторе и художнике, создавшим мультфильмы «Жил-был пес», «Гора самоцветов» и другие любимые картины.
Самое начало ХХ века оказалось временем, вместившим в себя множество культурных традиций и художественных экспериментов, которые сделались неиссякаемым источником для дальнейших поисков и находок. Первым «-измам» прошлого столетия (фовизму и экспрессионизму, кубизму и футуризму, а также наивному искусству и метафизике) будет посвящена эта лекция.
«Любая часть кинокадра должна иметь свою биографию, свою веселость, свое страдание, своего Бога»,— пишет Юрий Норштейн в книге «Снег на траве». Каждый режиссер видит мир кадрами, на интуитивном уровне понимая, кто станет прообразом персонажа, и что представляет собой ткань произведения. На лекции «Как создаются мультфильмы?» Юрий Норштейн раскроет секреты создания фильмов: он расскажет об авторской технике многоярусной перекладки изображения, о тонком процессе создания кадра, о важности звука и времени.
Еврейская свадьба — один из самых ярких и заметных ритуалов. На лекции речь пойдет о еврейских традициях, касающихся как самого свадебного дня, так и периода до и после нее. Мы поговорим об универсальных обычаях, ритуальных предметах, связанных с этим обрядом. Кроме того, мы рассмотрим некоторые локальные обычаи, зафиксированные в полевых экспедициях этнографами и антропологами как в начале XX в., так и в последние годы, в бывших еврейских местечках.
Чем похожи японцы и кержаки? И, кстати, кто такие кержаки? Зачем надо тонуть в болоте? О чем рассказывает нам известная картина, написанная пять веков назад? Что случилось с метафорой? Когда мы смотрим, мы видим или мы знаем? Почему мы все время фотографируем? Не снято, значит, не было? Реальность – это то, во что мы поверили? Много вопросов у любопытных людей. Почему их нужно задавать – об этом и поговорим на лекции.
Супрематизм как направление и образ художественного мышления – одно из самых больших завоеваний в истории мирового искусства. Появившись на заре ХХ века, он совершил переворот в уме самого Малевича, а затем и в умах его последователей и даже тех, кто, казалось бы, оставался в стороне. Лекция будет посвящена проблеме супрематизма и супрематического видения мира в творчестве Малевича и его последователей.
Лекция Александра Аузана, доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и председателя Общественного совета при Минэкономразвития РФ об экономическом пути России.
Лекция филолога и специалиста по поэзии французского авангарда Ники Голубицкой. На лекции вы проанализируете отдельные отрывки неизданных в России пьес Тристана Тцара и Жоржа Рибмона-Дессеня, а также узнаете о парадоксальной связи дадаистского театра с вагнеровской концепцией тотального искусства и о влиянии «антиэстетики» Дада на театр абсурда.
Чтение – любовь евреев. В особенности это касается их главной книги: Симхат-Тора, день завершения годичного цикла чтения Торы, один из самых веселых праздников в иудаизме. Что представляет собой канон Еврейской Библии (Танах), из каких книг и жанров он состоит? В чем разница между Танахом и Торой? Каковы его литературные особенности и основные мотивы? Мы поговорим о том, какую роль Танах играл и играет в еврейской культуре, каким образом иудеи взаимодействовали с сакральным текстом. Кроме Танаха важнейшую роль в еврейской культуре играет литература Устной Торы. Что такое Устная Тора (Мишна, Талмуд, Мидраш)? Как она создавалась, комментировалась, изучалась и изучается по сей день? В чем особенность этих текстов и почему именно они стали основой еврейского образования? И правда ли, что Устная Тора нигде не записана? На эти вопросы мы также постараемся дать ответ.
Правда ли, что в иудаизме женщина считается более совершенным созданием, чем мужчина? На лекции мы поговорим об образе женщины в Танахе, о ее статусе в законодательной литературе. Рассмотрим зафиксированные в Талмуде положения, связанные со вступлением в брак, разводом, семейными отношениями, обязательствами мужа и жены по отношению друг к другу. Какие существуют различия в исполнении заповедей между мужчинами и женщинами? Может ли женщина изучать Тору? Можно ли рассматривать иудаизм с позиций феминизма? На эти и другие вопросы мы ответим на лекции.
Сионизм, хасидизм и даже ортодоксальный модернизм – в иудаизме есть несколько течений, и их представители далеко не во всем друг с другом согласны. На лекции мы рассмотрим различные движения, существовавшие в период Второго Храма, модель иудаизма эпохи Мишны и Талмуда. Кроме того, мы поговорим о различных направлениях мысли в средневековом иудаизме, о еретических движениях саббатианства и франкизма и возникновении хасидизма. А также – о том, как менялся иудаизм с течением времени: в традиционную, индустриальную и информационную эпоху.
На первом занятии, состоявшемся в декабре 2019 мы рассмотрели основополагающие идеи иудаизма, отраженного в библейском корпусе, различные движения, существовавшие в период Второго Храма, модель иудаизма эпохи Мишны и Талмуда и об осмыслении традиции в различных направлениях мысли в Средние века. Вторая часть будет посвящена переменам и новым идеям, связанным с изгнанием евреев из Испании, еретическим движениям саббатианства и франкизма, возникновению хасидизма и связанных с этим споров, еврейскому Просвещению (Хаскале) и возникновению различных направлений иудаизма в XIX веке.
Еврейская свадьба — один из самых ярких и заметных ритуалов. На лекции речь пойдет о еврейских традициях, касающихся как самого свадебного дня, так и периода до и после нее. Мы поговорим об универсальных обычаях, ритуальных предметах, связанных с этим обрядом. Кроме того, мы рассмотрим некоторые локальные обычаи, зафиксированные в полевых экспедициях этнографами и антропологами как в начале XX в., так и в последние годы, в бывших еврейских местечках.
Каким образом Москва стала в начале XX века крупнейшим центром еврейской жизни? Кто был первым евреем — главой нашего города? Почему московские евреи оказались русскими эмигрантами, а евреи из «черты оседлости» — коренными москвичами? Почему такая бурная еврейская жизнь 1920-х сменилась практически полным ее отсутствием в 1930-х? Как повлияла Москва на евреев, а евреи — на Москву? Что в сегодняшней Москве напоминает о еврейских жителях периода между двумя мировыми войнами? Лектор дал ответы на все эти вопросы в первой лекции цикла об этнической Москве первой трети ХХ века.
В лекции речь пойдет о двух направлениях авангардного искусства – футуризме и конструктивизме, идеи которых нашли свое отражение в театральном искусстве. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь, и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь», — провозгласил первый манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». Театрализация вторгалась в повседневность футуристов: от прогулок по улицам с раскрашенными лицами и с ложками в петлицах до режиссуры диспутов (вплоть до появления полиции в нужный момент). Однако, после революции карнавальный дух футуризма исчезает и возникает совершенно иная эстетика. Цeлecooбpaзная opгaнизaция cтpyктypы и фopмы caмoй кoнcтpyкции (кaк oбъeктa, coopyжeния, вeщи), обусловившая cтилeoбpaзyющee знaчeниe кoнcтpyктивизмa в xyдoжecтвeннoй кyльтype XX в, становится основой и для театральных постановок. Лектор: Константин Плотников - искусствовед, кандидат филологических наук, преподаватель Школы Культурологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ, сотрудник ГМИИ им. Пушкина.
В драматургии сюжетные и стилевые особенности экспрессионизма можно заметить ещё в начале 1910-х годов, но наиболее ярко это направление заявило о себе после Первой мировой войны. Потрясения, изменившие «старую» Европу, породили трагический, даже катастрофический тип мироощущения. Поэтому сильнее всего экспрессионизм проявился в странах, наиболее пострадавших от войны – в Германии, Австро-Венгрии, Чехии, России. Отвергая современную им действительность, экспрессионисты предлагали программы решения социального кризиса. Мы узнаем, какие варианты утопий (и антиутопий) создавали Эрнст Толлер, Вальтер Газенклевер, Георг Кайзер и другие драматурги, а также проанализируем, каким был главный герой – проповедник, пророк, строитель иного мира – стоящий в центре их пьес. Лектор: Зоя Бороздинова - театровед, специалист по немецкому театру ХХ века, магистр РАТИ-ГИТИС, аспирант Государственного института искусствознания, преподаватель МГУ им. Ломоносова.
Театр – наименее известная область творчества сюрреалистов. Е.Д. Гальцова остроумно охарактеризовала его место в эстетике сюрреализма как «везде и нигде». Связано это в первую очередь с тем, что взлет театральной деятельности группы пришелся на период парижского Дада, пьесы Бретона и Супо «Пожалуйста» и «Вы меня забудете» были названы сюрреалистическими постфактум (по аналогии с «Магнитными полями»). Другая причина заключается в том, что театром занимались в основном первые «диссиденты» группы – Роже Витрак и Антонен Арто, которые создали «Театр Альфреда Жарри», программу которого неправомерно напрямую связывать с эстетикой сюрреализма. Тем не менее многие сюрреалистические идеи нашли адекватное воплощение в театре и повлияли на дальнейшее развитие искусства. На лекции мы поговорим о том, как доктрина автоматического письма повлияла на преобразование театрального диалога, о реализации «встречи зонтика и швейной машинки» на театральных подмостках, и о влияние сюрреалистической «эпидемия сновидений» на образную структуру пьес 1920-х готов. Лектор: Ника Голубицкая - филолог, специалист по поэзии французского авангарда, магистр французской литературы (Université Paris-VIII), аспирант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Какую роль играли творческие объединения в формировании стиля художников? Почему Родченко соперничал с Малевичем? Как появились дизайнеры? Какую роль играли журналы в развитии конструктивизма? Как кино влияло на другие виды искусства? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой лекции.
Из этой лекции вы узнаете, насколько искусство авангарда связано с Октябрьской революцией, с кого начался русский киноаванград, что вдохновляло режиссеров и актеров на новые эксперименты, как и с чем работали режиссеры и чем отличались их подходы к работе.
В рамках программы спецсеминаров, посвященных изучению истории международного и русского авангарда первой половины ХХ в. Концепция и тематический план разработаны Центром авангарда Еврейского музея совместно с Государственным институтом искусствознания (ГИИ). ПРОГРАММА реализуется в партнерстве с вузами и научными центрами: МГУ им. Ломоносова, МГХПА им. Строганова, НИУ ВШЭ, РГГУ, ГИИ, Музеем кино.
Футуристические эксперименты в сфере «книгоделания» сыграли важную роль и, несомненно, повлияли на все последующее развитие искусства оформления книги. До 1917 года футуризм замышлял переустройство жизни, подразумевавшее и создание новой книги. После революции пафос жизнестроительства обострился, но превратился из личного императива в коллективный. Это привело к радикальной смене подходов к книжному оформлению.История прижизненных изданий В. Маяковского позволяет проследить, как поэтический мир автора отражается в его изданиях и попытаться установить соответствие между типами поэтических текстов и типами изданий, в которых эти тексты воплощались.
Даниил Хармс — писатель и поэт, яркий представитель русского абсурда и один из основных участников объединения ОБЭРИУ. Лекция посвящена двум темам: жизнь как процесс не логический, а реальный; рождение человека, обусловленное встречей с абсурдом.
В этой лекции речь пойдет о художниках примитивистах и неопримитивистах. Из лекции вы узнаете, когда жил примитивизм, как он сочетался и уживался с символизмом, почему художники-академисты отказывались от реализма в пользу примитивизма, а также рассмотрите работы главных художников-примитивистов.
Эта лекция посвящена творческому пути Павла Филонова. Вместе с автором вы разберете биографию художника и влияние исторических событий и судьбоносных встреч на его произведения и философию его творчества.