• история россии
  • история

Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО

10 лекций10 часов 2 минут

Музей Москвы

Музей Москвы подготовил этот цикл лекций в 2021 году к выставке «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». Из этих лекций вы узнаете, как формирование нового электрического мира повлияло на культуру и такие ее сферы, как изобразительное искусство, музыка, театр и архитектура 1920-х годов и какой импульс дало для их развития в дальнейшем. Лекционная программа тематически поделена на четыре блока: история плана ГОЭЛРО, электричество и культура, электрозвук и синтез искусств, электричество и архитектура, также запланированы воркшопы и лаборатории по исследованию звуковых и фото-объектов.

Обуздание электричества: от Фарадея и Максвелла до Эдисона и Теслы
00:00:00
01:02:17
1 из 10
Обуздание электричества: от Фарадея и Максвелла до Эдисона и Теслы
В начале XIX века один юный ученик переплетчика решился послать переплетенный им конспект лекций известному британскому ученому, а 50 лет спустя интуиции этого переплетчика легли в основу самых знаменитых уравнений XIX века. В конце XIX столетия один выдающийся американский изобретатель отказался выплатить премию своему сербскому сотруднику – и менее чем за 10 лет он проиграл в той почти бескровной войне, что принесла электричество в наши дома и квартиры. Как люди и их решения дали жизнь той реальности, что радикально изменила облик современного мира – об этом и будет наш разговор на лекции. Лектор: доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ и член научного совета европейского общества истории науки Дарья Дроздова
Музей Москвы
00:00:00
01:14:26
2 из 10
План ГОЭЛРО. Факты. Персоны. Судьбы
На встрече речь пойдет о плане ГОЭЛРО — одном из самых амбициозных проектов за всю историю страны. На лекции будет рассмотрен исторический контекст, в котором шла его подготовка и реализация. Также предметом обсуждения станет авторство — один из наиболее острых вопросов в истории электрификации. Лектор: старший научный сотрудник экспозиционно-мемориального отдела «Квартира Г. М. Кржижановского» Иван Созинов.
Музей Москвы
00:00:00
01:00:05
3 из 10
Свет, цвет и электричество: художественные эксперименты начала XX века
Слушатели узнают, что такое «оптофоническое искусство» Владимира Баранова-Россине и «искусство света и цвета» Григория Гидони, как художники использовали электричество в новых видах искусства и чем отличались изобретенные ими светоцветовые инструменты «оптофон» и «световые декорации/светооркестр». Лектор: научный сотрудник Российского института истории искусств Ольга Колганова.
Музей Москвы
00:00:00
00:48:09
4 из 10
Театр и ГОЭЛРО: мечта об электрификации
«Электрификация всей страны» — лозунг, принятый советским авангардным театром с искренним энтузиазмом. Электричество стало синонимом неисчерпаемой энергии, слаженного и неподверженного старению «электроорганизма», рационального искусственного света, знаменующего собой «Победу над Солнцем», мгновенной передачи информации, скорости, и даже — бессмертия. Когда Мейерхольд и Маяковский в 1921 году осуществили московскую постановку «Мистерии-Буфф», прекрасная Москва будущего предстала в ней как «Земля обетованная» с поистине райской системой электрификации — социалистическим аналогом вечного блаженства. Лектор: кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора Классического искусства Запада Государственного института искусствознания, доцент кафедры ИЗО ГИТИСа Наталья Вавилина.
Музей Москвы
00:00:00
01:06:02
5 из 10
В новом свете: электрификация, театр и кинематограф первой трети ХХ века
Призванное имитировать природные эффекты, электрическое освещение повлияло на зрительское восприятие рисованных декораций и стало технической основой для сценографической революции начала ХХ века. Изменению зрительского восприятия способствовали эксперименты начала прошлого века с поиском Абсолютного кинематографа (или Чистого кино), включая абстрактную мультипликацию и другие направления, важную роль в которых играли опыты со светом. Авангардные движения в инсталляционном искусстве, живописи, кино, театре позволили ощутить диалектику восприятия света как средства и как «предмета» искусства. Участники: искусствовед и театровед Валерий Золотухин и культуролог и исследовательница Юлия Лидерман.
Музей Москвы
00:00:00
00:55:38
6 из 10
Образ света в архитектуре авангарда
Электрификация спровоцировала не только появление новой архитектуры — электростанций, научных институтов, вроде ВЭИ и учебных заведений, но и повлияла на эстетические взгляды архитекторов, а также предоставила невиданные раньше возможности. Прожекторы, иллюминация, «световые столбы» и мотивы ажурных мачт ЛЭП стали активно проникать в архитектурные проекты эпохи авангарда. Об этих экспериментах, вдохновленных планом ГОЭЛРО, и пойдет речь на лекции. Лектор: куратор выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», кандидат архитектуры, руководитель Центра авангарда Александра Селиванова.
Музей Москвы
00:00:00
01:05:58
7 из 10
Эволюция образа российской энергетики с конца XIX века
Российская энергетическая отрасль с 80-х годов XIX века и до сегодняшнего дня развивалась в контексте изменений социально-политической обстановки в стране. Эволюция образа энергетики позволяет выделить четыре этапа этого процесса: от прогрессистской романтизации новой, таинственной и преобразующей силы, которую еще предстояло обуздать, до превращения энергетических благ в обыденные, а потому малоинтересные для художественного отображения. На этих этапах роль основного рассказчика значимости энергетических технологий брали на себя и литературные визионеры, и государственные пропагандисты во главе с В.И. Лениным, и PR-менеджеры российских энергокомпаний, созданных после приватизации энергетической отрасли. Лектор: историк энергетики, кандидат психологических наук, руководитель направления изучения корпоративной культуры самарского регионального отделения Союза машиностроителей России Владимир Громов.
Музей Москвы
00:00:00
00:58:48
8 из 10
План ГОЭЛРО в архитектуре, строительство первых электростанций»
Первые электростанции в России начали строить в конце XIX века. Промышленная архитектурная практика претерпела значительные изменения после революции в эпоху авангарда, которая совпала с реализацией плана ГОЭЛРО. Строительство электростанций в качестве градообразующих предприятий стало вестись ударными темпами по всей территории СССР. Электрификация превратилась в первостепенную задачу государства, необходимую для создания идеального мира будущего. На лекции мы узнаем о первых электростанциях плана ГОЭЛРО и поисках архитектурного стиля, который бы отвечал духу времени и устремлениям молодого советского государства. Лектор: научный консультант выставки, историк архитектуры и сотрудник музея Мосэнерго Юлия Шуленина.
Музей Москвы
00:00:00
00:51:00
9 из 10
Группа «Электроорганизм» и мифология света в искусстве 1920-х
В лекции рассматривается мифология света и электричества в искусстве русского символизма и исторического авангарда. Наследующее традиции романтизма противопоставление живого тела искусственному механизму в живописи первой трети XX века обретает новые смыслы: искусственно созданные «организмы» оспаривают приоритетный статус человеческой телесности, вступая с последней в сложный диалог/противостояние и актуализируя мифопоэтику машины как нового органа человека. Подробнее речь пойдет о группе «Электроорганизм» (1920-е) и творчестве Климента Редько в связи с его европейскими аналогами. Лектор: доктор искусствоведения, заведующая отделом культуры института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Наталия Злыднева.
Музей Москвы
00:00:00
01:00:19
10 из 10
Смотрящее ухо: эволюция рисованного звука
Участники: композитор, перформер, медиахудожник, визуальный художник и куратор программ современного искусства, медиа-археолог Антон Яхонтов aka Patrick K.H (онлайн) и композитор, саунд-артист, медиахудожник Олег Макаров (очно).
Музей Москвы

Еще по теме История

Сослагательное наклонение
8 лекции
Российская империя. Канун революции
История для школьников

Как работает подписка

День 1День 1

Вы получаете доступ к платформе на 7 дней за 1₽. Деньги за выбранный тариф не списываются.

День 5День 5

Мы напоминаем вам об окончании пробного периода.

День 7День 7

Мы спишем с вас оплату за выбранный тариф. Вы можете отменить подписку до этого дня.

Есть промокод?

Ваша подписка может стать еще выгоднее!

Номер карты

Годовая

Скидка 20%
183₽/мес

Преимущества

20%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 2199 ₽ за 1 год

Вы получите +600 бонусов Много.ру

Полгода

Скидка 13%
200₽/мес

Преимущества

13%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 1199 ₽ за 6 месяцев

Вы получите +350 бонусов Много.ру

Ежемесячно

229₽/мес

Преимущества

1

Первые 7 дней, затем 229 ₽ за 1 месяц

Вы получите +100 бонусов Много.ру