• искусство
  • история искусств
  • литература
  • общество

Критика без клиники

5 лекций5 часов 28 минут

Даша Демехина

Почему читать о книжках все чаще невыносимо? Как интернет повлиял на критику? Как не сгинуть в вале критических комментариев, если ты – исследователь? Что именно и ради кого выносят на обсуждение те, кто профессионально пишет об искусстве? Как устроена критика в разных сообществах? Эти и многие другие вопросы мы обсудим в подкасте «Критика без клиники».

Книжная критика
00:00:00
01:38:45
1 из 5
Книжная критика
Читать — снова модно. Не обязательно сами «важные» романы и интеллектуальные бестселлеры, порой «достаточно» в пересказе популярных рецензентов. Поток книг не убывает — как и число тех, кто о них пишет, а отличить «хорошую» критику от «нехорошей» становится все труднее. Всегда ли книжная критика — оценочная? И как авторы выбирают, о чем писать? Как совладать с «синдромом упущенной выгоды» (FOMO) и почему, возможно, стоит, как можно меньше знать о трендах? Грозит ли нам лавина венгерских романов про заводы? Почему книжный мир уже укатился в пропасть, а мы все — проиграли? 18+ Спикеры: Иван Мартов – редактор «Горького» и автор телеграм-канала «Вершки и корешки» (https://t.me/vershki); Иван Напреенко – редактор «Горького» и журнала «Социология власти», переводчик, социолог, музыкант и основатель лейбла NEN Records; Эдуард Лукоянов – постоянный автор «Горького», блогер; Алексей Зыгмонт – религиовед; Дарья Демехина – исследовательница перформанса.
Даша Демехина
00:00:00
00:58:41
2 из 5
Критика в научном сообществе
Известно, что академия и (отчасти) привязанный к ней университет — жестокая конкурентная среда, переполненная критикой самого разного рода: анонимными рецензиями на подаваемые в журналы статьи, отзывами на опубликованные книги, примечаниями на полях квалификационных работ, наконец — фразами вроде «У меня нет вопроса, а есть комментарий» на конференциях. Как выстоять и не потонуть в этом бушующем океане? Почему молодые ученые (до 40 лет) так часто грустят? Какую роль во всем этом играет человеческий фактор — или о нем лучше забыть? На какие рецензии стоит обращать внимание, а на какие нет, и как этично критиковать самому, чтобы не поссориться с коллегами в пух и прах? 18+ Спикеры: Илья Кукулин – историк и социолог культуры; Александр Эткинд – профессор Европейского университетского института во Флоренции, автор интеллектуальных бестселлеров; Алексей Зыгмонт – религиовед; Дарья Демехина – исследовательница перформанса.
Даша Демехина
00:00:00
00:54:43
3 из 5
Критика, которая застряла в «паутине»
На первый взгляд, интернет кажется пространством, буквально созданным для критики, даже — ей одержимым. Столкновения в соцсетях, отзывы на форумах и на сайтах магазинов или специализированные формуляры вроде «О чем вы сейчас думаете» в Facebook. Но та ли эта критика, с которой мы сталкиваемся оффлайн? Зачем интернету вытягивать из нас отзывы — и почему он не похож на пылесос для рецензий на жизнь? Как всемирная сеть уничтожает критику как «законченное произведение», предоставляя возможность обратной связи? 18+ Спикеры: Полина Колозариди – интернет-исследователь, координатор клуба любителей интернета и общества, автор телеграм-канала «провода+болота» (https://t.me/wiresandswamps); Алексей Зыгмонт – религиовед.
Даша Демехина
00:00:00
01:19:07
4 из 5
Критика в искусстве
Критика искусства в различных его формах давно и прочно вошла в наш потребительский обиход. Решая, идти ли на фильм, мы читаем на него рецензии, или не покупаем новых видеоигр, не ознакомившись с отзывами в Steam, и даже доверяем «экспертам», покупая билеты в театр. Но внутренняя кухня критиков остается для нас закрытой. Пишут ли они об искусстве ради нас, «обывателей», или обращаются к некой «сведущей прослойке»? Что можно критиковать в искусстве, особенно если речь о новейших формах — перформансе или видеоиграх? Где критика похожа на научное исследование, а где акцент делается на чувства и интуицию? И может ли она действительно повлиять на искусство и индустрию, или максимум — способна проредить толпу в кинотеатре? Рассказать об этом мы попросили 15 человек, специализирующихся на критике разных видов искусства (кино, совриск, театр, поэзия, музыка, видеоигры). 18+
Даша Демехина
00:00:00
00:37:29
5 из 5
Критика и сообщество
Критика всегда институциональна: принадлежность к сообществу формирует специфические способы осуществлять критику и реагировать на нее. Какие бывают критические практики в разных областях — и как сильно они могут различаться? Какие аспекты критики заботят людей разных профессий? Почему в одной среде предпочитают молчать и довериться аудитории, а в другой — публично (или кулуарно) разбираться между собой? Чтобы разобраться в теме, мы предложили представителям четырех сообществ (стендап-комедия, современное искусство и активизм, журналистика и академия) ответить на несколько вопросов: 1) есть ли у них коллективная этика, и какая она; 2) какие инструменты критики она включает; 3) что им в «своей» критической культуре нравится, а что бы они поменяли. 18+ Спикеры: Кирилл Сиэтлов – стендап-комик, главный редактор канала «Царьвидео»; Настя Дмитриевская и Даша Юрийчук – основательницы медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое»; Юлия Варшавская – главный редактор «Forbes Woman» и «Forbes Life»; Софья Рагозина – научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Даша Демехина

Еще по теме Искусство

Наивное искусство
Эдвард Мунк
Византийское искусство в Италии. Мозаики

Как работает подписка

День 1День 1

Вы получаете доступ к платформе на 7 дней за 1₽. Деньги за выбранный тариф не списываются.

День 5День 5

Мы напоминаем вам об окончании пробного периода.

День 7День 7

Мы спишем с вас оплату за выбранный тариф. Вы можете отменить подписку до этого дня.

Есть промокод?

Ваша подписка может стать еще выгоднее!

Номер карты

Годовая

Скидка 20%
183₽/мес

Преимущества

20%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 2199 ₽ за 1 год

Вы получите +600 бонусов Много.ру

Полгода

Скидка 13%
200₽/мес

Преимущества

13%

Выгоднее, чем тариф на 1 месяц

1

Первые 7 дней, затем 1199 ₽ за 6 месяцев

Вы получите +350 бонусов Много.ру

Ежемесячно

229₽/мес

Преимущества

1

Первые 7 дней, затем 229 ₽ за 1 месяц

Вы получите +100 бонусов Много.ру