от Ренессанса до «я тоже так могу»

42 лекции27 часов 12 минут

Лекции по истории искусства для тех, кто хочет глубже проникнуть в эстетику Возрождения, пронестись по вихрям барокко, окунуться в идеологию передвижников, вглядеться в полотна импрессионистов, прочувствовать изящество линий модерна, задуматься над черным квадратом и, наконец, понять современное искусство.

Циклы

Возрождение и его идеи

Великая красота: как итальянский Ренессанс изменил мир
00:00:00
00:36:00
1 из 2

Великая красота: как итальянский Ренессанс изменил мир

Первая лекция расскажет о том, что лежало в основе Возрождения — о философии гуманизма и о том, как гуманисты по-новому интерпретировали божественную сущность человека; а также о том, как медленно менялось отношение человека к Богу, к искусству, к себе самому и к миру вокруг. Мы поговорим о том, что именно «возрождали» Франческо Петрарка и Пико делла Мирандола и какие предпосылки к этому привели, а также выясним, что составляло смысл жизни человека в новой эпохе.
Дина Якушевич
00:00:00
00:31:36
2 из 2

Возрождение в деталях — лица и образы

Во второй лекции мы расскажем, какие характерные явления жизни в Италии послужили основой для революции в искусстве, и глубже погрузимся в те нововведения эпохи Возрождения, без которых нельзя представить всю последующую историю цивилизации; а также узнаем, как художники переосмыслили свое место в мире и открыли метафорическое окно в мир.
Дина Якушевич

Великие мастера живописи

Джотто ди Бондоне
00:00:00
00:09:53
1 из 10

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне – первый великий художник эпохи Возрождения. В его творчестве мы впервые видим процесс зарождения стилистических черт искусства Ренессанса, который отразил изменения в мировосприятии человека эпохи позднего средневековья. Именно искусство Джотто впервые смогло отразить новое отношение к миру, в основе которого лежал чувственный, а не трансцендентный опыт. И хотя сюжеты его живописных произведений оставались прежними, изменилось видение этих сюжетов и художественные приемы, которые использовались художником для их представления.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:10
2 из 10

Леонардо да Винчи

Наиболее универсальный гений Возрождения, Леонардо да Винчи воплотил собой и своим творчеством наиболее высокие представления о человеке своей эпохи. Ученый, инженер, скульптор, архитектор, теоретик искусства, - он обогатил почти все области науки того времени. Его великий интеллект и гениальная интуиция сделали его символом эпохи Возрождения. Он сумел воплотить в своем творчестве новые принципы ренессансного мироощущения, новые принципы художественного обобщения, определившие дальнейший путь европейского искусства.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:09:19
3 из 10

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти занимает особое место в истории мирового искусства. В его творчестве нашли воплощение самые высокие поиски красоты, гармонии и совершенства, которыми жила эпоха итальянского Возрождения. Идеальные образы Рафаэля были навеяны античностью и идеями современной ему гуманистической мысли, они впитали самые высокие человеческие чувства и ценностные смыслы. Рафаэля можно считать выдающимся мастером художественного синтеза: как никто другой, он соединил в своем творчестве традиции античности с идеалами христианства.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:09:40
4 из 10

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший, художник Северного Ренессанса, чьи визуально захватывающие картины впервые изображают народную жизнь в отличие от благочестивой религиозной живописи, доминировавшей в те времена. Моралист и символист, сочинявший живописные притчи о грехах и добродетелях, шутник и мистификатор, великий нидерландский художник умел видеть в малом большое, в будничном всеобщее, в жизненных явлениях общие представления о них. В его картинах проявился особый универсализм мировоззрения, благодаря которому он сумел показать единство человека и природы, находящейся в бесконечном движении и обновлении.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:11:11
5 из 10

Питер Пауль Рубенс

Выдающийся фламандский живописец эпохи расцвета барокко Питер Пауль Рубенс был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — невероятным талантом живописца, мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс был счастливым художником, почти не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:22
6 из 10

Диего Веласкес

Величайший представитель «золотого века» испанской живописи, Диего Веласкес своим искусством открыл новое видение и восприятие реальности, основанное на обостренном внимании к миру, умению сообщить признаки высокой эстетической выразительности всякому воспроизводимому им фрагменту натуры. Судьба Веласкеса не может не удивлять – придворный художник короля Филиппа IV, связанный жесткими рамками придворной жизни и этикета, он сумел преодолеть границы художественной традиции своего времени и представить в своих картинах острое, обобщающее восприятие мира и человека.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:47
7 из 10

Рембрандт Харменс ван Рейн

Невероятно одаренный как художник с самого раннего возраста, нидерландский живописец Рембрандт Харменс ван Рейн стал выдающимся мастером полных психологизма сюжетных картин и портретов. Его высочайшее мастерство при работе со светом и фактурой, подчеркивающее эмоциональную глубину всех его творений, укрепило его статус как одного из величайших мастеров изобразительного искусства.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:15
8 из 10

Антуан Ватто

Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности. В нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Уникальный стиль Жана-Антуана Ватто расширил границы эпохи рококо и совершил революцию в мире искусства. Художник сумел увидеть повседневную жизнь сквозь линзы театрального бинокля. Художественная карьера Ватто была короткой по сравнению с другими влиятельными художниками, но он все же сумел завоевать признание и повлиять на поколение художников рококо.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:09:58
9 из 10

Франсиско Гойя

Гойя — испанец по рождению и крови, всю жизнь был связан с судьбой своей родины, пережившей в 18 веке далеко не лучшие времена. В своем творчестве Франсиско Гойя сумел не только ярко выразить свою эпоху, но и заглянуть в будущее, предопределив многие тенденции европейского искусства XIX века. Гений Гойи формировался и мужал в преодолении драматических превратностей истории и собственной судьбы.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:56
10 из 10

Эдуард Мане

Эдуард Мане — крупнейший художник своего времени, в чьем творчестве впервые обозначился поворот в сторону современного художественного видения. Его живопись напрямую была связана с реализмом, утвердившимся в европейском искусстве в середине XIX в. Мане обеими ногами стоял на твердой почве действительности, его творчество во многом определялось буржуазным происхождением, но как художника его интересовали не только сцены из окружающей его жизни. Для него важно было понять, не что, а как видит наш глаз в условиях интенсивных световых потоков, как меняется восприятие формы предмета и цвета, если художник работает не в мастерской, а на открытом воздухе. Эдуард Мане открыл дорогу импрессионизму и последующим художественным течениям.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы

Искусство в лицах. Европа

Винсент Ван Гог
00:00:00
00:46:27
1 из 6

Винсент Ван Гог

Винсента Ван Гога (1853–1890) смело можно назвать одним из самых известных живописцев всех времен и народов. Он прожил тяжелую, полную бед, лишений и болезненного одиночества жизнь, а после смерти стал легендой. Судьба его по-прежнему, как и сто с лишним лет назад, будоражит умы, а картины восхищают не только ценителей искусства, но и простых обывателей.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:57:00
2 из 6

Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи (1452–1519) — человек, без которого нельзя представить эпоху Возрождения. Искусство и наука были для этого удивительного человека неотделимы друг от друга: он неустанно наблюдал за окружающим его миром, стремился познать его тайны, разобраться в его устройстве. Да Винчи был первым, чьи исследования можно возвести в ранг высокого искусства.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:49:41
3 из 6

Эдуард Мане

Эдуард Мане (1832–1883) — французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму. Наряду с работами Эдгара Дега и Огюста Ренуара творчество Мане стало своеобразной переходной ступенью к культуре новейшего времени.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:59:09
4 из 6

Клод Моне

Клод Оскар Моне (1840–1926) — великий французский живописец, один из основателей школы импрессионизма. Моне родился в Париже, а умер в своем поместье в деревне Живерни, которая послужила вдохновением для многих картин и эскизов.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:42:41
5 из 6

Рембрандт ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — великий мастер светотени, признанный художник, гравер, офортист, он снискал подлинную славу и неприкрытую ненависть современников и совершил настоящую революцию в живописи. Никто прежде не умел так правдоподобно отражать в картинах весь спектр человеческих чувств и переживаний.
Евгения Тиммерман
00:00:00
00:41:21
6 из 6

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) — знаменитый фламандский живописец, признанный мастер исторической и религиозной живописи. В творчестве Рубенса сочетаются черты традиционного брейгелевского реализма с достижениями венецианской живописной школы. Именно он стоял у истоков живого, волнующе-яркого стиля, который позже получил название «барокко».
Евгения Тиммерман

Искусство в лицах. Российская империя

Карл Павлович Брюллов
00:00:00
00:43:00
1 из 5

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) — один из известнейших российских живописцев, представляющих течение классицизма и романтизма. Не раз Карла сравнивали с Рембрандтом и Рубенсом. Прижизненно ему было присвоено звание «первой кисти государства». Художник был удостоен лаврового венка и бриллиантового перстня от императора Николая I.
Коллектив авторов
00:00:00
00:56:15
2 из 5

Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) — известный русский художник, пейзажист. В XIX веке он произвел фурор, открыв российскому обществу, насколько может быть хороша русская природа. Именно Левитан наполнил русский пейзаж чувствами и подарил ему очарование, несравнимое с красотами дальних стран.
Коллектив авторов
00:00:00
00:56:40
3 из 5

Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин (1844–1930) — одна из ключевых фигур русского реализма. Он известен своими историческими полотнами и огромной галереей портретов современников. Репину удалось собрать вокруг себя самых талантливых людей из сферы искусства и запечатлеть их для потомков.
Коллектив авторов
00:00:00
00:46:12
4 из 5

Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) — «царь воздуха» и «певец весны», знаменитый художник и реформатор отечественной живописи XIX века, создатель «русского лирического пейзажа» — нового жанра в России. Академик, выдающийся студент и впоследствии преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Коллектив авторов
00:00:00
01:07:02
5 из 5

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин (1832–1898) — первое имя, которое приходит на ум, когда речь заходит о русском изобразительном искусстве второй половины XIX века. Грандиозные образы могучего соснового леса или спелой золотой ржи, каждая картина мастера — подлинная классика национальной живописи, ода красоте русской природы.
Коллектив авторов

Вокруг «Мира искусства»

«Мир искусства» — современники прошлого
00:00:00
00:19:55
1 из 4

«Мир искусства» — современники прошлого

Лекция посвящена обзору творческой поэтики художников «Мира искусства» (1898–1904; 1906; 1910–1924, Санкт-Петербург; 1927, Париж) – группы единомышленников, переросшей в выставочное объединение, новаторская эстетика которого была ориентирована на принципы модерна. Особый характер ретроспективной мечтательности, артистической тоски по идеалу, отличающий произведения ведущих мастеров «Мира искусства» – А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского и других – связан с развитием первой волны символизма в истории русского изобразительного искусства, а также с дальнейшими поисками в области синтеза искусств, уникальным выражением которых стали «Русские сезоны» Сергея Дягилева
Ольга Давыдова
00:00:00
00:19:43
2 из 4

Михаил Врубель. Порыв к недостижимому

В лекции освещается жизненный и творческий путь Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) в контексте индивидуальных особенностей его личности. Визуальное мифотворчество художника, опиравшегося на подлинные духовные прообразы, определило ведущую роль Врубеля не только в русском символизме и модерне, но и модернизме в целом. Интуиция пластических открытий, уникальность поэтики искусства мастера позволяют и сегодня, вслед за Александром Бенуа, говорить о рубеже XIX–XX столетий как об «эпохе Врубеля».
Ольга Давыдова
00:00:00
00:19:57
3 из 4

Павел Кузнецов и символизм голубой розы

Лекция посвящена дореволюционному периоду творчества Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878–1968), лирическая природа дарования которого выделила художника в число лидеров символистов московской школы, получивших известность благодаря групповой выставке 1907 года «Голубая роза». В лекции речь пойдет не только о своеобразии таланта Павла Кузнецова, но и о той насыщенной эстетическими поисками эпохе модерна, феномен которой связан с понятиями как «русского Ренессанса», так и «декаданса».
Ольга Давыдова
00:00:00
00:20:33
4 из 4

Одинокие мечты Виктора Борисова-Мусатова

Лекция посвящена особенностям проявления поэтических принципов творческого мышления в искусстве выдающегося русского художника эпохи модерна Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870–1905). Иконографический строй его произведений, индивидуальные качества пластического языка характеризуют образный мир Борисова-Мусатова как полноценный художественный универсум, в соответствии с законами символизма обладающий собственными временными и пространственными характеристиками.
Ольга Давыдова

Удивительный русский модерн

Объединение «Мир искусства» и знаменитые «мирискуссники»
00:00:00
01:30:55
1 из 5

Объединение «Мир искусства» и знаменитые «мирискуссники»

Цикл лекций «Удивительный русский модерн» расскажет о времени Скрябина – Серебряном веке – отрезке недолгом, но чрезвычайно насыщенном для всех областей искусства. Для понимания «речи модерна» подготовлен цикл лекций, рассказывающих о ярчайших художниках Серебряного века, об участниках объединения «Мир искусств» и новациях «Русских сезонов» С. Дягилева. Лектор Оксана Санжарова – сотрудник музея Скрябина, искусствовед, художник, журналист, автор ряда статей о художниках и цикла лекций «Занимательное искусствоведение».
Оксана Санжарова
00:00:00
02:34:36
2 из 5

Дягилевские сезоны

Цикл лекций «Удивительный русский модерн» расскажет о времени Скрябина – Серебряном веке – отрезке недолгом, но чрезвычайно насыщенном для всех областей искусства. Для понимания «речи модерна» подготовлен цикл лекций, рассказывающих о ярчайших художниках Серебряного века, об участниках объединения «Мир искусств» и новациях «Русских сезонов» С. Дягилева. Лектор Оксана Санжарова – сотрудник музея Скрябина, искусствовед, художник, журналист, автор ряда статей о художниках и цикла лекций «Занимательное искусствоведение».
Оксана Санжарова
00:00:00
01:37:21
3 из 5

А. Бенуа – художник и искусствовед

Цикл лекций «Удивительный русский модерн» расскажет о времени Скрябина – Серебряном веке – отрезке недолгом, но чрезвычайно насыщенном для всех областей искусства. Для понимания «речи модерна» подготовлен цикл лекций, рассказывающих о ярчайших художниках Серебряного века, об участниках объединения «Мир искусств» и новациях «Русских сезонов» С. Дягилева. Лектор Оксана Санжарова – сотрудник музея Скрябина, искусствовед, художник, журналист, автор ряда статей о художниках и цикла лекций «Занимательное искусствоведение».
Оксана Санжарова
00:00:00
01:55:13
4 из 5

Валентин Серов

Цикл лекций «Удивительный русский модерн» расскажет о времени Скрябина – Серебряном веке – отрезке недолгом, но чрезвычайно насыщенном для всех областей искусства. Для понимания «речи модерна» подготовлен цикл лекций, рассказывающих о ярчайших художниках Серебряного века, об участниках объединения «Мир искусств» и новациях «Русских сезонов» С. Дягилева. Лектор Оксана Санжарова – сотрудник музея Скрябина, искусствовед, художник, журналист, автор ряда статей о художниках и цикла лекций «Занимательное искусствоведение».
Оксана Санжарова
00:00:00
01:52:10
5 из 5

Бакст. Портреты и театральные работы

Цикл лекций «Удивительный русский модерн» расскажет о Серебряном веке – отрезке недолгом, но чрезвычайно насыщенном для всех областей искусства. Из лекций вы узнаете об участниках объединения «Мир искусства», новациях «Русских сезонов» Сергея Дягилева и отдельных художниках эпохи, например, о Валентине Серове. Внимание: цикл лекций был записан во время публичного выступления автора.
Оксана Санжарова

Живопись начала XX века

Почему фотография и другие «машины зрения» изменили искусство?
00:00:00
00:16:17
1 из 6

Почему фотография и другие «машины зрения» изменили искусство?

Автор размышляет, почему на смену фигуративному искусству приходит авангард, который разрушает основы классической живописи и перспективы? Какие социально- исторические факторы и научные открытия способствовали формированию новых визуальных кодов в искусстве? Как стереоскоп и фотография повлияли на формирование новой оптики в искусстве авангарда? Почему Поль Сезанн и Анри Матисс стали прародителями авангарда? Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
Ирина Сахно
    00:00:00
    00:18:21
    2 из 6

    «Авиньонские девицы» (1907) Пабло Пикассо как эстетическая провокация. «Протокубистические постскриптумы» и кубизм.

    В центре внимания автора — картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907) и формирование первой авангардистской школы — кубизма. Эта протокубистическая композиция надолго определила движение европейского искусства по пути формального эксперимента. Влияние «примитивных культур» и пластического языка архаической иберийской скульптуры и африканских масок можно найти в ранних работах Пабло Пикассо, которые Альфред Барр назвал «протокубистические постскриптумы». Эволюцию художественного стиля наблюдаем в работах «аналитического» и «синтетического» кубизма и в технике коллажа. Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
    Ирина Сахно
      00:00:00
      00:16:00
      3 из 6

      «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать». Итальянский футуризм

      История зарождения и становления итальянского футуризма, рассказанная на примере новаторских и концептуальных открытий в живописи, поэзии, фотографии и кино. Особый акцент делается на формальных экспериментах в области пластического языка живописи 1910-1912-х гг. в Италии и словотворческой работе в поэзии. Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
      Ирина Сахно
        00:00:00
        00:16:22
        4 из 6

        «Живопись стала единственным содержанием живописца»: «Бубновый валет» (1911-1917 гг.) и «Ослиный хвост» (1912-1913 гг.)

        История зарождения русского живописного авангарда на примере формирования в России в 1910-х годах школы неопримитивизма (« Бубновый валет») и лучизма («Ослиный хвост»). Анализ знаковых картин П. Кончаловского, И.Машкова, А. Лентулова и М.Ларионова Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
        Ирина Сахно
          00:00:00
          00:15:10
          5 из 6

          «Осень счастливая» и другие времена года. Михаил Ларионов

          Анализ живописного цикла Михаила Ларионова «Времена года» (1910-1912 гг.) в контексте визуального повествования. Связь цикла с примитивом, лубком, детским рисунком и пиктографическим письмом. Специфика вербального комментария к визуальному тексту. Жестовая и мимическая артикуляция. Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
          Ирина Сахно
            00:00:00
            00:16:04
            6 из 6

            «Черный квадрат» Казимира Малевича — икона авангарда или антишедевр?

            История создания «Черного квадрата» Казимира Малевича — самого противоречивого произведения русского авангарда. Теоретические основы супрематизма. Последние рентгенологические экспертизы и споры вокруг новых открытий. Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
            Ирина Сахно

              МХК для школьников

              00:00:00
              00:26:10
              3 из 11

              Грачи летели к «Чёрному квадрату»

              Кто из нас не знаком с картиной А.В.Саврасова «Грачи прилетели»? Учебники по русскому языку и литературе ждали от нас искрометных сочинений о победоносных вестниках весны. Наборы открыток из Третьяковской галереи обязательно содержали в своих недрах эту прекрасную картину, даже коробки конфет, почтовые марки , чашки, зонты и салфетки для очков – почти всегда были украшены унылым и милым сердцу пейзажем. Ставшим родным настолько, что мы перестали задумываться о том, а что же такого замечательного в этой маленькой по размеру и такой значимой по сути картине? Почему Павел Третьяков сразу купил этот незатейливый пейзаж у художника, а когда выставил его в своей галерее, то разразился чуть ли не скандал? Публика толпилась у грачей и возбужденно обсуждала вызывающий, по мнению многих, пейзаж. Это просто революция какая-то, такого никто себе не позволял! Давайте разберемся, что же это за революция и при чем здесь «Черный квадрат» Казимира Малевича?
              Елена Пономаренко
              00:00:00
              00:22:49
              4 из 11

              Мимолётный образ красоты: Сандро Боттичелли

              Сандро Боттичелли – художник, которого причисляют к титанам Возрождения, за неповторимость стиля, за особую звучность и музыкальность образов. Невероятной популярностью и успехом он пользовался как при жизни, так и спустя столетия мы замираем перед его «Рождением Венеры», «Весной» и «Дарами Волхвов». Но кто эти люди, которые изображены на его картинах? Почему все женщины на его полотнах чем-то неуловимо похожи и невообразимо прекрасны? Может быть это какая-то реальная история жизни самого художника…
              Елена Пономаренко
              00:00:00
              00:28:36
              5 из 11

              Ничто или город в подарок: Казимир Малевич

              «Ничто- или город в подарок» Как только начинается разговор об искусстве, то почти всегда он так или иначе касается «Черного квадрата» Казимира Малевича. «Да я тоже так могу!» или «Что это за ерунда такая? Каждый ребенок может такое изобразить!» Приблизительно такие речи можно слышать, от неискушенных в понимании авангардного искусства, зрителей. Как же Малевич дошел до жизни такой? Может быть он самый лучший художник? Да нет, пожалуй. Но так получилось, что «Черный квадрат» изменил мир, и вся эстетика ХХ века закрутилась вокруг этого абсолютного «Ничто», да так лихо закрутилась, что даже один из самых главных городов мира называют «Городом Малевича»!
              Елена Пономаренко

              Лекторий Манежа

              00:00:00
              01:10:19
              3 из 14

              Современное искусство за полтора часа

              Современное искусство порой ставит в тупик и почти всегда вызывает смешанные чувства, а цены на произведения заставляют недоумевать. Почему современные произведения требуют кураторских разъяснений? Где проходит грань между искусством и не-искусством? Мы приглашаем вас вместе с нами погрузиться в экспресс – обзор современных визуальных практик, чтобы проследить критический диалог между искусством прошлого и современностью. Такая попытка позволит понять сложные связи между искусством и контекстом, в котором оно возникает. Художник и теоретик искусства – Дмитрий Гутов – в своей лекции-бестселлере рассмотрит природу и главные направления развития современного искусства как явления, проникающего во все области нашей жизни, и расскажет, чему и как оно может нас научить.
              Лекторий Манежа
              Слушайте также
              Любимые курсы мая
              90 лекций
              Любимые курсы мая

              Май стал месяцем мощных контрастов! Вас захватили главные сражения Великой Отечественной войны и древние мифы: славянские былины шли об руку со скандинавскими богами и загадочными индийскими легендами. Вы разбирали любовные сюжеты в кино, следили за драмами при дворе Романовых и погружались в золотой век русской литературы с Пушкиным и классиками. А ещё – исследовали тёмные тайны истории: от кровавых хроник российских маньяков до блеска и интриг знатных фамилий Российской империи. 10 любимых курсов мая — это коллекция, где эпичное сталкивается с личным, а высокая культура с леденящими душу загадками👀

              XX век против XXI века
              XX век против XXI века
              Любовь без границ - есть ли романтика для всех?
              Любовь без границ - есть ли романтика для всех?
              Мужское-женское - гендерные роли в романтическом кино
              Мужское-женское - гендерные роли в романтическом кино
              Хэппи-энд и реальность
              Хэппи-энд и реальность
              Слушать
              Во что верили викинги?
              4 лекции
              Во что верили викинги?

              Боги и великаны, руны и саги, жизнь после смерти и злейшие враги героев ждут вас в новом цикле о мифологии и верованиях древних скандинавов🏔️

              По ветвям Иггдрасиля: представление о мирах и пространстве в скандинавской мифологии
              По ветвям Иггдрасиля: представление о мирах и пространстве в скандинавской мифологии
              На пиршестве мудрых: главные божества скандинавов
              На пиршестве мудрых: главные божества скандинавов
              Вестники Рагнарёка: хтонические чудовища и нечисть в скандинавских мифах
              Вестники Рагнарёка: хтонические чудовища и нечисть в скандинавских мифах
              Что смерти не ведает: о погребальных обрядах и посмертии в Эпоху Викингов
              Что смерти не ведает: о погребальных обрядах и посмертии в Эпоху Викингов
              Слушать
              Серебряный век
              20 лекций
              Серебряный век

              Александр Блок
              Александр Блок
              Валерий Брюсов
              Валерий Брюсов
              Вера Холодная – жертва экрана
              Вера Холодная – жертва экрана
              Кино становится искусством… и отправляется в ад
              Кино становится искусством… и отправляется в ад
              Слушать