Новые курсы

38 лекций34 часов 45 минут

Новые лекции в библиотеке Lectr по истории театра, культуре, музыке, искусству, литературе и истории. Выбирайте, какую тему изучить сегодня!

Циклы

Знаковые лекции Еврейского музея

Механизмы фашизма и банальность зла: дело Адольфа Эйхмана
00:00:00
01:52:14
1 из 10

Механизмы фашизма и банальность зла: дело Адольфа Эйхмана

Процесс над Адольфом Эйхманом стал предметом острых споров в международном юридическом сообществе. Он вызвал философскую полемику о механизме фашизма. В частности, под влиянием тех событий появился известный труд Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». В этой лекции религиоведа и переводчика Юрия Табака о процессе над Адольфом Эйхманом, человеком, ответственным за транспортировку евреев в концлагеря.
Еврейский музей и центр толерантности
    Кислота, нож, торт или Вандализм в истории искусства
    00:00:00
    01:39:52
    2 из 10

    Кислота, нож, торт или Вандализм в истории искусства

    Эта лекция искусствоведа и художественного критика Виктории Анисимовой посвящена вандализму, мишенью которого становятся произведения искусства. Вы разберете частные случаи покушений на «Данаю» Рембрандта, «Ивана Грозного» Репина, «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Три головы» Анны Лепорской и другие примеры.
    Еврейский музей и центр толерантности
      Ёжик и все-все-все: Юрий Норштейн об Эдуарде Назарове
      00:00:00
      01:36:07
      3 из 10

      Ёжик и все-все-все: Юрий Норштейн об Эдуарде Назарове

      Признанные мэтры российской мультипликации Юрий Норштейн и Эдуард Назаров долгие годы вместе работали на студии «Союзмультфильм», преподавали в мультмастерской на Высших режиссерских курсах, посещали престижные международные кинофестивали и оба награждены многочисленными профессиональными призами и титулами. В этой лекции Юрий Норштей расскажет о своем друге и коллеге Эдуарде Назарове, мультипликаторе и художнике, создавшим мультфильмы «Жил-был пес», «Гора самоцветов» и другие любимые картины.
      Еврейский музей и центр толерантности
        Истоки авангарда на Западе: Кубизм, Футуризм, Экпрессионизм
        00:00:00
        01:34:22
        4 из 10

        Истоки авангарда на Западе: Кубизм, Футуризм, Экпрессионизм

        Самое начало ХХ века оказалось временем, вместившим в себя множество культурных традиций и художественных экспериментов, которые сделались неиссякаемым источником для дальнейших поисков и находок. Первым «-измам» прошлого столетия (фовизму и экспрессионизму, кубизму и футуризму, а также наивному искусству и метафизике) будет посвящена эта лекция.
        Еврейский музей и центр толерантности
          Как создаются мультфильмы
          00:00:00
          01:46:39
          5 из 10

          Как создаются мультфильмы

          «Любая часть кинокадра должна иметь свою биографию, свою веселость, свое страдание, своего Бога»,— пишет Юрий Норштейн в книге «Снег на траве». Каждый режиссер видит мир кадрами, на интуитивном уровне понимая, кто станет прообразом персонажа, и что представляет собой ткань произведения. На лекции «Как создаются мультфильмы?» Юрий Норштейн раскроет секреты создания фильмов: он расскажет об авторской технике многоярусной перекладки изображения, о тонком процессе создания кадра, о важности звука и времени.
          Еврейский музей и центр толерантности
            Бьем бокалы и танцуем на стульях. Еврейская свадьба
            00:00:00
            01:23:15
            6 из 10

            Бьем бокалы и танцуем на стульях. Еврейская свадьба

            Еврейская свадьба — один из самых ярких и заметных ритуалов. На лекции речь пойдет о еврейских традициях, касающихся как самого свадебного дня, так и периода до и после нее. Мы поговорим об универсальных обычаях, ритуальных предметах, связанных с этим обрядом. Кроме того, мы рассмотрим некоторые локальные обычаи, зафиксированные в полевых экспедициях этнографами и антропологами как в начале XX в., так и в последние годы, в бывших еврейских местечках.
            Еврейский музей и центр толерантности
              Любопытство как метод. Об опыте рассматривания жизни и искусства
              00:00:00
              02:00:31
              7 из 10

              Любопытство как метод. Об опыте рассматривания жизни и искусства

              Чем похожи японцы и кержаки? И, кстати, кто такие кержаки? Зачем надо тонуть в болоте? О чем рассказывает нам известная картина, написанная пять веков назад? Что случилось с метафорой? Когда мы смотрим, мы видим или мы знаем? Почему мы все время фотографируем? Не снято, значит, не было? Реальность – это то, во что мы поверили? Много вопросов у любопытных людей. Почему их нужно задавать – об этом и поговорим на лекции.
              Еврейский музей и центр толерантности
                Экспансия супрематизма. Казимир Малевич и художники его круга
                00:00:00
                01:23:43
                8 из 10

                Экспансия супрематизма. Казимир Малевич и художники его круга

                Супрематизм как направление и образ художественного мышления – одно из самых больших завоеваний в истории мирового искусства. Появившись на заре ХХ века, он совершил переворот в уме самого Малевича, а затем и в умах его последователей и даже тех, кто, казалось бы, оставался в стороне. Лекция будет посвящена проблеме супрематизма и супрематического видения мира в творчестве Малевича и его последователей.
                Еврейский музей и центр толерантности
                  Культура & Экономика. Влияние и взаимодействие
                  00:00:00
                  01:18:23
                  9 из 10

                  Культура & Экономика. Влияние и взаимодействие

                  Лекция Александра Аузана, доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и председателя Общественного совета при Минэкономразвития РФ об экономическом пути России.
                  Еврейский музей и центр толерантности
                    Театр Дада
                    00:00:00
                    01:54:47
                    10 из 10

                    Театр Дада

                    Лекция филолога и специалиста по поэзии французского авангарда Ники Голубицкой. На лекции вы проанализируете отдельные отрывки неизданных в России пьес Тристана Тцара и Жоржа Рибмона-Дессеня, а также узнаете о парадоксальной связи дадаистского театра с вагнеровской концепцией тотального искусства и о влиянии «антиэстетики» Дада на театр абсурда.
                    Еврейский музей и центр толерантности

                      Детские игры: куклы и журналы в XIX веке

                      Журналы для девочек: традиции и каноны
                      00:00:00
                      00:11:30
                      1 из 6

                      Журналы для девочек: традиции и каноны

                      Журналы для девочек отражали различные подходы к женскому воспитанию. Из этой секции вы узнаете о женщине-издателе Александре Ишиммовой, споре о необходимости рукоделия для девушек и его последствиях и различных детских журналах XIX века.
                      Марина Костюхина
                      00:00:00
                      00:12:36
                      2 из 6

                      Одежда модной куклы

                      Парижская мода, профессиональные портнихи и дорогие ткани — и это про одежду для кукол. Из этой лекции вы узнаете, во что играли девочки до появления Барби, как менялась одежда модной куклы, какую куклу можно считать «модной» и как поменялся рынок кукол после Октябрьской революции.
                      Марина Костюхина
                      00:00:00
                      00:10:56
                      3 из 6

                      Кукла в детской и в интерьере

                      Куклы, представлявшие материальную и эстетическую ценность, выставлялись на видном месте в детской и гостиной дворянского дома. Из этой лекции вы узнаете, на какие праздники девочки получали кукол, что кукла могла сказать о социальном статусе ее владельцев, как появление новых материалов и технологий повлияли на кукольное производство, а главное, как сами девочки относились к дорогим куклам.
                      Марина Костюхина
                      00:00:00
                      00:13:43
                      4 из 6

                      Правила кукольной игры: история и семантика

                      Куклы могут играть огромную роль в жизни человека, влияя на его отношение к окружающим, профессии и даже к своим родным. Какие же были правила кукольной игры, так сильно влияющей на детей?
                      Марина Костюхина
                      00:00:00
                      00:11:34
                      5 из 6

                      Мужские игры: правила и игрушки

                      Как мальчику в XIX веке можно было определиться с делом жизни и начать его изучать? На помощь приходили куклы. Лекция о том, как кукольные игры помогали мальчикам учить историю, осваивать военное дело, а также становиться самостоятельными.
                      Марина Костюхина
                      00:00:00
                      00:09:56
                      6 из 6

                      Семантика цвета в детской одежде

                      Цвет в повседневной жизни сильно влияет на наше восприятие окружающего мира, детская одежда не стала исключением. Как через внешний вид передать самые разные образы и посылы, вы узнаете в этой лекции.
                      Марина Костюхина

                      Евреи от «е» до «и»

                      Чтение на каждый день: Тора Письменная и Тора Устная
                      00:00:00
                      01:40:05
                      1 из 6

                      Чтение на каждый день: Тора Письменная и Тора Устная

                      Чтение – любовь евреев. В особенности это касается их главной книги: Симхат-Тора, день завершения годичного цикла чтения Торы, один из самых веселых праздников в иудаизме. Что представляет собой канон Еврейской Библии (Танах), из каких книг и жанров он состоит? В чем разница между Танахом и Торой? Каковы его литературные особенности и основные мотивы? Мы поговорим о том, какую роль Танах играл и играет в еврейской культуре, каким образом иудеи взаимодействовали с сакральным текстом. Кроме Танаха важнейшую роль в еврейской культуре играет литература Устной Торы. Что такое Устная Тора (Мишна, Талмуд, Мидраш)? Как она создавалась, комментировалась, изучалась и изучается по сей день? В чем особенность этих текстов и почему именно они стали основой еврейского образования? И правда ли, что Устная Тора нигде не записана? На эти вопросы мы также постараемся дать ответ.
                      Еврейский музей и центр толерантности
                      Роль женщины и семейные отношения в иудаизме
                      00:00:00
                      01:33:55
                      2 из 6

                      Роль женщины и семейные отношения в иудаизме

                      Правда ли, что в иудаизме женщина считается более совершенным созданием, чем мужчина? На лекции мы поговорим об образе женщины в Танахе, о ее статусе в законодательной литературе. Рассмотрим зафиксированные в Талмуде положения, связанные со вступлением в брак, разводом, семейными отношениями, обязательствами мужа и жены по отношению друг к другу. Какие существуют различия в исполнении заповедей между мужчинами и женщинами? Может ли женщина изучать Тору? Можно ли рассматривать иудаизм с позиций феминизма? На эти и другие вопросы мы ответим на лекции.
                      Еврейский музей и центр толерантности
                      Различные направления в иудаизме. Часть 1
                      00:00:00
                      01:35:06
                      3 из 6

                      Различные направления в иудаизме. Часть 1

                      Сионизм, хасидизм и даже ортодоксальный модернизм – в иудаизме есть несколько течений, и их представители далеко не во всем друг с другом согласны. На лекции мы рассмотрим различные движения, существовавшие в период Второго Храма, модель иудаизма эпохи Мишны и Талмуда. Кроме того, мы поговорим о различных направлениях мысли в средневековом иудаизме, о еретических движениях саббатианства и франкизма и возникновении хасидизма. А также – о том, как менялся иудаизм с течением времени: в традиционную, индустриальную и информационную эпоху.
                      Еврейский музей и центр толерантности
                      Различные направления в иудаизме. Часть 2
                      00:00:00
                      01:37:26
                      4 из 6

                      Различные направления в иудаизме. Часть 2

                      На первом занятии, состоявшемся в декабре 2019 мы рассмотрели основополагающие идеи иудаизма, отраженного в библейском корпусе, различные движения, существовавшие в период Второго Храма, модель иудаизма эпохи Мишны и Талмуда и об осмыслении традиции в различных направлениях мысли в Средние века. Вторая часть будет посвящена переменам и новым идеям, связанным с изгнанием евреев из Испании, еретическим движениям саббатианства и франкизма, возникновению хасидизма и связанных с этим споров, еврейскому Просвещению (Хаскале) и возникновению различных направлений иудаизма в XIX веке.
                      Еврейский музей и центр толерантности
                      Бьем бокалы и танцуем на стульях. Еврейская свадьба
                      00:00:00
                      01:23:15
                      5 из 6

                      Бьем бокалы и танцуем на стульях. Еврейская свадьба

                      Еврейская свадьба — один из самых ярких и заметных ритуалов. На лекции речь пойдет о еврейских традициях, касающихся как самого свадебного дня, так и периода до и после нее. Мы поговорим об универсальных обычаях, ритуальных предметах, связанных с этим обрядом. Кроме того, мы рассмотрим некоторые локальные обычаи, зафиксированные в полевых экспедициях этнографами и антропологами как в начале XX в., так и в последние годы, в бывших еврейских местечках.
                      Еврейский музей и центр толерантности
                      Еврейская Москва
                      00:00:00
                      01:36:04
                      6 из 6

                      Еврейская Москва

                      Каким образом Москва стала в начале XX века крупнейшим центром еврейской жизни? Кто был первым евреем — главой нашего города? Почему московские евреи оказались русскими эмигрантами, а евреи из «черты оседлости» — коренными москвичами? Почему такая бурная еврейская жизнь 1920-х сменилась практически полным ее отсутствием в 1930-х? Как повлияла Москва на евреев, а евреи — на Москву? Что в сегодняшней Москве напоминает о еврейских жителях периода между двумя мировыми войнами? Лектор дал ответы на все эти вопросы в первой лекции цикла об этнической Москве первой трети ХХ века.
                      Еврейский музей и центр толерантности

                      Русская пианистическая школа

                      Русская пианистическая школа
                      00:00:00
                      00:11:04
                      1 из 8

                      Русская пианистическая школа

                      В первой лекции речь пойдет о феномене русской пианистической школы, ее корнях и тех особенностях, которые определили ее мировой статус. Вы проследите путь, который привел русский пианизм от заимствованного явления к законодателю мод на лучших сценах всего мира.
                      Дарья Рублева
                      00:00:00
                      00:15:43
                      2 из 8

                      Создание Петербургской и Московской консерватории

                      Вторая лекция посвящена открытию первых русских консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве. В ней пойдет речь о роли великих пианистов и музыкальных деятелей Антона и Николая Рубинштейнов в создании отечественного профессионального музыкального образования и фортепианной школы.
                      Дарья Рублева
                      00:00:00
                      00:13:58
                      3 из 8

                      Русская пианистическая школа на рубеже XIX-XX Веков и влияние на нее революционных событий

                      Из третьей лекции вы узнаете о великих русских пианистах-педагогах послерубинштейновского периода: Василии Сафонове, Анне Есиповой, Феликсе Блуменфельде и их выдающихся учениках. А также о влиянии социалистической революции в России на подготовку пианистов в консерваториях и реформу музыкального образования.
                      Дарья Рублева
                      00:00:00
                      00:15:03
                      4 из 8

                      Российские и советские пианистические школы ХХ века

                      Из четвертой лекции вы узнаете об основных пианистических школах ХХ века: ленинградской школе Леонида Николаева и главах направлений московской пианистические школы — Александре Гольденвейзере, Константине Игумнове, Генрихе Нейгаузе, Самуиле Фейнберге и их выдающихся учениках.
                      Дарья Рублева
                      00:00:00
                      00:16:34
                      5 из 8

                      Российские — советские пианисты на международных конкурсах имени П.И. Чайковского

                      Пятая лекция посвящена истории музыкальных конкурсов и их роли в развитии исполнительского искусства. Внутри об участии российских и советских пианистов в международных конкурсах, их первых победах, учреждении конкурса имени Чайковского, его традициях и лауреатах.
                      Дарья Рублева
                      00:00:00
                      00:16:14
                      6 из 8

                      Ленинградская фортепианная школа. Леонид Николаев и его ученики

                      Шестая лекция посвящена творчеству Леонида Владимировича Николаева — пианиста, композитора, педагога и главы ленинградской пианистической школы, а также его великим ученикам: Марии Юдиной, Владимиру Софроницкому, Дмитрию Шостаковичу.
                      Дарья Рублева
                      00:00:00
                      00:17:02
                      7 из 8

                      Московская пианистическая школа. Константин Игумнов и его ученики

                      Седьмая лекция посвящена Константину Николаевичу Игумнову, пианисту и педагогу, и его выдающимся ученикам, а также оборинскому и флиеровскому направлениям школы Игумнова.
                      Дарья Рублева
                      00:00:00
                      00:15:32
                      8 из 8

                      Московская пианистическая школа. Александр Гольденвейзер, его деятельность, ученики и традиции

                      Последняя лекция цикла посвящена Александру Борисовичу Гольденвейзеру, пианисту, педагогу, редактору, общественному деятелю, его педагогическим принципам и выдающимся ученикам.
                      Дарья Рублева

                      Театр авангарда

                      Театр футуризма и конструктивизма: Россия
                      00:00:00
                      01:10:22
                      1 из 3

                      Театр футуризма и конструктивизма: Россия

                      В лекции речь пойдет о двух направлениях авангардного искусства – футуризме и конструктивизме, идеи которых нашли свое отражение в театральном искусстве. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь, и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь», — провозгласил первый манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». Театрализация вторгалась в повседневность футуристов: от прогулок по улицам с раскрашенными лицами и с ложками в петлицах до режиссуры диспутов (вплоть до появления полиции в нужный момент). Однако, после революции карнавальный дух футуризма исчезает и возникает совершенно иная эстетика. Цeлecooбpaзная opгaнизaция cтpyктypы и фopмы caмoй кoнcтpyкции (кaк oбъeктa, coopyжeния, вeщи), обусловившая cтилeoбpaзyющee знaчeниe кoнcтpyктивизмa в xyдoжecтвeннoй кyльтype XX в, становится основой и для театральных постановок. Лектор: Константин Плотников - искусствовед, кандидат филологических наук, преподаватель Школы Культурологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ, сотрудник ГМИИ им. Пушкина.
                      Еврейский музей и центр толерантности
                      00:00:00
                      00:55:26
                      2 из 3

                      Театр немецкого экспрессионизма

                      В драматургии сюжетные и стилевые особенности экспрессионизма можно заметить ещё в начале 1910-х годов, но наиболее ярко это направление заявило о себе после Первой мировой войны. Потрясения, изменившие «старую» Европу, породили трагический, даже катастрофический тип мироощущения. Поэтому сильнее всего экспрессионизм проявился в странах, наиболее пострадавших от войны – в Германии, Австро-Венгрии, Чехии, России. Отвергая современную им действительность, экспрессионисты предлагали программы решения социального кризиса. Мы узнаем, какие варианты утопий (и антиутопий) создавали Эрнст Толлер, Вальтер Газенклевер, Георг Кайзер и другие драматурги, а также проанализируем, каким был главный герой – проповедник, пророк, строитель иного мира – стоящий в центре их пьес. Лектор: Зоя Бороздинова - театровед, специалист по немецкому театру ХХ века, магистр РАТИ-ГИТИС, аспирант Государственного института искусствознания, преподаватель МГУ им. Ломоносова.
                      Еврейский музей и центр толерантности
                      00:00:00
                      01:57:59
                      3 из 3

                      Театр сюрреализма

                      Театр – наименее известная область творчества сюрреалистов. Е.Д. Гальцова остроумно охарактеризовала его место в эстетике сюрреализма как «везде и нигде». Связано это в первую очередь с тем, что взлет театральной деятельности группы пришелся на период парижского Дада, пьесы Бретона и Супо «Пожалуйста» и «Вы меня забудете» были названы сюрреалистическими постфактум (по аналогии с «Магнитными полями»). Другая причина заключается в том, что театром занимались в основном первые «диссиденты» группы – Роже Витрак и Антонен Арто, которые создали «Театр Альфреда Жарри», программу которого неправомерно напрямую связывать с эстетикой сюрреализма. Тем не менее многие сюрреалистические идеи нашли адекватное воплощение в театре и повлияли на дальнейшее развитие искусства. На лекции мы поговорим о том, как доктрина автоматического письма повлияла на преобразование театрального диалога, о реализации «встречи зонтика и швейной машинки» на театральных подмостках, и о влияние сюрреалистической «эпидемия сновидений» на образную структуру пьес 1920-х готов. Лектор: Ника Голубицкая - филолог, специалист по поэзии французского авангарда, магистр французской литературы (Université Paris-VIII), аспирант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
                      Еврейский музей и центр толерантности

                      Влюбленный Демиург

                      Духовная экспозиция романтического сюжета
                      00:00:00
                      00:17:48
                      1 из 5

                      Духовная экспозиция романтического сюжета

                      Из первой лекции вы узнаете, есть ли у романтизма временные рамки, чем русский романтизм отличался от европейского и кто они — главные герои и героини романтизма. 
                      Михаил Вайскопф
                      00:00:00
                      00:21:04
                      2 из 5

                      От одиночества к помыслам о любви 

                      Вторая лекция посвящена детальному анализу детства и окружению главных героев. Из нее вы узнаете, какие у героя-романтика отношения с родителями, как узнать героя-романтика по описанию его детства и состоянию души. 
                      Михаил Вайскопф
                      00:00:00
                      00:24:54
                      3 из 5

                      Инфантильная невесомость и окрыленность

                      Эта лекция посвящена внешнему виду и отличительным чертам героя-романтика. Из нее вы узнаете, как герой или героиня приходят в наш мир, как выглядит или не выглядит герой-романтик, как он чувствует мир и относится к обществу. 
                      Михаил Вайскопф
                      00:00:00
                      00:17:41
                      4 из 5

                      Предсуществование и переселение душ

                      Четвертая лекция цикла посвящена увлечениям и внутреннему миру героя эпохи романтизма. Для кого они творят? Как относятся к живописи и игрушкам? И чем они увлекаются? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой лекции. 
                      Михаил Вайскопф
                      00:00:00
                      00:12:28
                      5 из 5

                      Встреча

                      Заключительная лекция цикла посвящена чувствам героев-романтиков. Из этой лекции вы узнаете, кого и как любят герои-романтики, по чему скучают и о чем мечтают. 
                      Михаил Вайскопф
                      Слушайте также
                      Виктор Пелевин: что хотел сказать автор?
                      4 лекции
                      Виктор Пелевин: что хотел сказать автор?

                      Чтобы немного приблизиться к пониманию текстов Виктора Олеговича Пелевина, предлагаем действовать по такой схеме: книга + пара рецензий + несколько лекций. Поэтому делимся полезным списком лекций, которые помогут пролить немного света на его творчество.

                      Что симулирует симулякр
                      Что симулирует симулякр
                      Полиэкран. Пилотный выпуск
                      Полиэкран. Пилотный выпуск
                      Книжная критика
                      Книжная критика
                      Всё или ничего: Виктор Пелевин
                      Всё или ничего: Виктор Пелевин
                      Слушать
                      До 30 минут: короткие лекции в дорогу
                      10 лекций
                      До 30 минут: короткие лекции в дорогу

                      На природу или работу, в пробке или почти бегом — подборка лекций до 30 минут в дорогу. Выбирайте, какую тему изучить сегодня, и переходите на страницу курса, чтобы прослушать его полностью!

                      О чем молчат русские летописи?
                      О чем молчат русские летописи?
                      Современное красноречие
                      Современное красноречие
                      Всё или ничего: Виктор Пелевин
                      Всё или ничего: Виктор Пелевин
                      Что такое креативные индустрии?
                      Что такое креативные индустрии?
                      Слушать
                      С заботой о себе
                      9 лекций
                      С заботой о себе

                      В этой подборке мы собрали курсы и подкасты по психологии и философии, которые помогут разобраться в себе и окружающем мире 😌

                      Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх
                      Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх
                      Когнитивно-поведенческая терапия: Яков Кочетков
                      Когнитивно-поведенческая терапия: Яков Кочетков
                      Гештальт-терапия: Андрей Юдин
                      Гештальт-терапия: Андрей Юдин
                      Любовь – это способность
                      Любовь – это способность
                      Слушать