Пабло Пикассо, центральная фигура европейского модернизма, на протяжении всей своей долгой творческой жизни с универсальным разнообразием пересматривал потенциал классического языка.
Автор размышляет, почему на смену фигуративному искусству приходит авангард,
который разрушает основы классической живописи и перспективы? Какие социально-
исторические факторы и научные открытия способствовали формированию новых
визуальных кодов в искусстве? Как стереоскоп и фотография повлияли на формирование
новой оптики в искусстве авангарда? Почему Поль Сезанн и Анри Матисс стали
прародителями авангарда?
Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук,
профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы
народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
В центре внимания автора — картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907) и
формирование первой авангардистской школы — кубизма. Эта протокубистическая
композиция надолго определила движение европейского искусства по пути формального
эксперимента. Влияние «примитивных культур» и пластического языка архаической
иберийской скульптуры и африканских масок можно найти в ранних работах Пабло
Пикассо, которые Альфред Барр назвал «протокубистические постскриптумы».
Эволюцию художественного стиля наблюдаем в работах «аналитического» и
«синтетического» кубизма и в технике коллажа.
Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук,
профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы
народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
История зарождения русского живописного авангарда на примере формирования в
России в 1910-х годах школы неопримитивизма (« Бубновый валет») и лучизма
(«Ослиный хвост»). Анализ знаковых картин П. Кончаловского, И.Машкова, А.
Лентулова и М.Ларионова
Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук,
профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета
дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации
искусствоведов (АИС)
Анализ живописного цикла Михаила Ларионова «Времена года» (1910-1912 гг.) в
контексте визуального повествования. Связь цикла с примитивом, лубком, детским
рисунком и пиктографическим письмом. Специфика вербального комментария к
визуальному тексту. Жестовая и мимическая артикуляция.
Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук,
профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета
дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации
искусствоведов (АИС)
История создания «Черного квадрата» Казимира Малевича — самого противоречивого
произведения русского авангарда. Теоретические основы супрематизма. Последние
рентгенологические экспертизы и споры вокруг новых открытий.
Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук,
профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета
дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации
искусствоведов (АИС)
Вы встретитесь с японскими мотивами и элементами японского национального костюма, вдохновлявшими европейских дизайнеров, и на конкретном увидите, как происходит адаптация влияния одной культуры на другую и как реализуется межкультурная коммуникация.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
Кто из нас не знаком с картиной А.В.Саврасова «Грачи прилетели»? Учебники по русскому языку и литературе ждали от нас искрометных сочинений о победоносных вестниках весны. Наборы открыток из Третьяковской галереи обязательно содержали в своих недрах эту прекрасную картину, даже коробки конфет, почтовые марки , чашки, зонты и салфетки для очков – почти всегда были украшены унылым и милым сердцу пейзажем. Ставшим родным настолько, что мы перестали задумываться о том, а что же такого замечательного в этой маленькой по размеру и такой значимой по сути картине? Почему Павел Третьяков сразу купил этот незатейливый пейзаж у художника, а когда выставил его в своей галерее, то разразился чуть ли не скандал? Публика толпилась у грачей и возбужденно обсуждала вызывающий, по мнению многих, пейзаж. Это просто революция какая-то, такого никто себе не позволял! Давайте разберемся, что же это за революция и при чем здесь «Черный квадрат» Казимира Малевича?
«Ничто- или город в подарок» Как только начинается разговор об искусстве, то почти всегда он так или иначе касается «Черного квадрата» Казимира Малевича. «Да я тоже так могу!» или «Что это за ерунда такая? Каждый ребенок может такое изобразить!» Приблизительно такие речи можно слышать, от неискушенных в понимании авангардного искусства, зрителей. Как же Малевич дошел до жизни такой? Может быть он самый лучший художник? Да нет, пожалуй. Но так получилось, что «Черный квадрат» изменил мир, и вся эстетика ХХ века закрутилась вокруг этого абсолютного «Ничто», да так лихо закрутилась, что даже один из самых главных городов мира называют «Городом Малевича»!
Вы узнаете об эстетических взглядах, принципах метода и основных вехах биографии одного из самых ярких и влиятельных художников XX века - В.Кандинского.
Лекция посвящена комплексному освещению творческой биографии Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), особенностям его эстетических взглядов и пластического языка. На основе наиболее ярких художественных образов, созданных мастером во второй половине XIX века, раскрывается специфика репинского реализма.
Давыдова Ольга Сергеевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ РАХ). Специализируется в области изучения искусства XIX–XXI вв.
В лекции анализируется отношение И.Е. Репина к проблемам новаторства иобновления искусства; воссоздаются взгляды передвижников и художников эпохи модерна на задачи и природу творчества, отразившиеся в произведениях Репина. Одним из центральных эпизодов лекции является история взаимоотношений, которые сложились между Репиным и редакцией журнала «Мир искусства».
Эдуард Мане — крупнейший художник своего времени, в чьем творчестве впервые обозначился поворот в сторону современного художественного видения. Его живопись напрямую была связана с реализмом, утвердившимся в европейском искусстве в середине XIX в. Мане обеими ногами стоял на твердой почве действительности, его творчество во многом определялось буржуазным происхождением, но как художника его интересовали не только сцены из окружающей его жизни. Для него важно было понять, не что, а как видит наш глаз в условиях интенсивных световых потоков, как меняется восприятие формы предмета и цвета, если художник работает не в мастерской, а на открытом воздухе. Эдуард Мане открыл дорогу импрессионизму и последующим художественным течениям.
Самое начало ХХ века оказалось временем, вместившим в себя множество культурных традиций и художественных экспериментов, которые сделались неиссякаемым источником для дальнейших поисков и находок. Первым «-измам» прошлого столетия (фовизму и экспрессионизму, кубизму и футуризму, а также наивному искусству и метафизике) будет посвящена эта лекция.
Супрематизм как направление и образ художественного мышления – одно из самых больших завоеваний в истории мирового искусства. Появившись на заре ХХ века, он совершил переворот в уме самого Малевича, а затем и в умах его последователей и даже тех, кто, казалось бы, оставался в стороне. Лекция будет посвящена проблеме супрематизма и супрематического видения мира в творчестве Малевича и его последователей.