Лекция об истории зонтика в восточной и европейской культуре. Появление слов «зонтик» и «зонт» в русском языке. Изобретение различных механизмов для зонтов.
Особое отношение к табаку в Европе XVII в., убежденность в его пользе и лечебных свойствах. Разные виды табакерок: карманные, настольные и шотландские «мельницы для табака». Табакерка — необходимый аксессуар модника XVIII века.
История кошелька и сумки: от сарацинских сумок-омоньеров времен крестовых походов до несессеров XIX века века и современных дизайнерских сумок. Разнообразие форм и материалов. Необычные сумки: «хвосты» шаперонов и длинные рукава русских традиционных платьев.
Философия постмодерна открывается парадоксом: быть пост-современным, то есть прямо сейчас уже быть где-то там, за пределами своего "сейчас".
Рядами из парадоксов и паралогизмов эта философия и продолжается. Что может пугать, задевать нас сильнее этих непроходимых рядов?
Присмотримся к ним повнимательнее.
Быть может, смотрясь в парадокс, мы смотримся в зеркало.
Философия постмодерна открывается парадоксом: быть пост-современным, то есть прямо сейчас уже быть где-то там, за пределами своего "сейчас".
Рядами из парадоксов и паралогизмов эта философия и продолжается. Что может пугать, задевать нас сильнее этих непроходимых рядов?
Присмотримся к ним повнимательнее.
Быть может, смотрясь в парадокс, мы смотримся в зеркало.
За точку отсчета берется русская революция 1905 года. От уличных баррикад к бунту артистов Императорских театров. Во главе бунтовщиков – будущий реформатор танца Михаил Фокин. Фокин знакомится с Дягилевым и мирискусниками и становится главным хореографом Русских сезонов. Анализ его балетов с точки зрения отхода от классического канона. Роли Нижинского в этих спектаклях, и рождение хореографа модерна. Новый язык танца и лакановский психоанализ. Казус Нижинского. Революция Нижинского в «Весне священной».
Танец и религиозная аскеза в Америке. Биография Марты Грэм и ее тихая революция танца. Грэм и движение феминисток. «Весна в Аппалачах» как программный манифест главного хореографа США XX века. Фигура композитора в творчестве Грэм. «Технические характеристики» метода Марты Грэм.
Балет и танец в послевоенной Европе. Биография Бежара как приключение. Последовательное становление реформатора балетного спектакля и «укротителя» танца «модерн». Рассказ о том, как сын философа из Марселя стал автором грандиозных танцевальных партитур, которые по размаху можно сравнимы с императорскими балетами Мариуса Петипа. Создание и утверждение универсального языка танца. Выход танцовщика-мужчины на первый план. Этнические мотивы и актуальная повестка в театре Бежара. Разговор о самых известных спектаклях хореографа – «Симфония одинокого человека», «Весна священная» и «Болеро».
Рождение танца «постмодерн». Жизненный путь Каннингема как череда успешных экспериментов с движением, а также формой танцевального спектакля. Отказ от линейной композиции построения спектакля, бессюжетность и абстрактность в танце. Сотрудничество с Джоном Кейджем, Робертом Раушенбергом и Энди Уорхоллом. Использование в хореографии компьютерных технологий. Разговор о том, как видеозаписи спектаклей и лабораторий Каннингема стали экспонатами музеев, и как, вообще, танец начал отделяться от театра и зашел на территорию contemporary art.
Обзор танцевальной ситуации в Германии. Экспрессионизм: Курт Йосс и Мэри Вигман. Творческий путь Бауш от актрисы до режиссера. Формирование уникального метода Пины Бауш: спектакль как ответы танцовщиков на вопросы хореографа о насущном.
Подробный разбор культового балета Бауш «Весна священная». Привлечение психоанализа.
Из лекции вы узнаете о материалах скульптуры и их особенностях, технологиях и методиках работы с ними мастеров прошлых веков и современных скульпторов.
Из этой лекции вы узнаете об особенностях художественной выразительности скульптуры: композиции, фактуре, силуэте, контурах и объёмно-пластической моделировке.
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение Умберто Эко: «Как путешествовать с лососем».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение С.Д. Довлатова: «Чемодан».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение В.Г. Распутина: «Уроки французского».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про новеллу американского писателя О. Генри: «Последний лист».Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про новеллу американского писателя О. Генри: «Последний лист».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение Л.Н. Толстова: «После бала».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение Рэя Брэдбери: «И грянул гром».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение А.П. Чехова: «Человек в футляре».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение А.С. Пушкина: «Станционный смотритель».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про стихотворение Е.А Евтушенко: «Цветы лучше пуль».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про стихотворение Б.Л. Пастернака: «Гамлет».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про рассказ И.А Бунина: «Господин из Сан-Франциско».
Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про рассказ А.С. Пушкина: «Выстрел».
Вы приходите домой после учебного дня и задаётесь вопросом: «Как успевать учиться?». Кроме школы, у вас ещё несколько кружков, секция и интересные проекты. Отказываться от чего-то не хочется, а успевать всё и сразу трудно. Но возможно. Рассказываем про пять способов организовать свое время. Умение распределять время поможет в выполнении задач, расстановке приоритетов и достижении целей.
В выпускном классе бывает, что за вечер нужно прочитать несколько параграфов, разобраться в теме по математике и написать сочинение по русскому — лениться нет времени. А ведь еще нужно готовиться к ЕГЭ..
К счастью, есть пять простых лайфхаков, которые помогут не терять концентрацию и на время отключить лень, чтобы сосредоточиться на учёбе.
В современном мире высокий уровень эмоционального интеллекта можно связать с тем, что называют soft skills. Это набор навыков, позволяющих повысить свою эффективность как работника. Сюда входят умение вести диалог, дипломатичность, интерес к потребностям других людей, умение находить компромиссы и решать конфликты. Во многих коллективах эти способности ценятся не меньше, чем знания и образование!
Так что развитие эмоционального интеллекта пойдёт на пользу любому.
Хочется, чтобы все в нашей жизни проходило легко и весело. Однако реальность такова, что случаются события, которые вызывают стресс, тревогу и апатию. Плохо это или нет, что с этим делать и как избежать срывов — давайте разбираться вместе с психологом Анной Руфовой.
Идеальный табель успеваемости, множество грамот и медалей, репутация главного активиста школы и бесчисленное количество побед на олимпиадах. Но что скрывается за стремлением быть первым и во всём успевать?
В этой статье рассматриваем обратную сторону безупречной учёбы и выясняем, как помочь выработать здоровый подход к обучению.
11 класс в школе — тяжёлый период в жизни выпускника. Подготовка к ЕГЭ, выбор вуза для поступления, сложные отношения с родителями, попытки доказать им, что ты уже самостоятельный… Порой думаешь, почему навалилось столько трудностей в один год?! Но, во-первых, любые трудности — это точки роста. А во-вторых, их можно избежать, руководствуясь простыми правилами, про которые мы вам расскажем.
После окончания выпускных экзаменов каждый девятиклассник задаётся вопросом: а куда идти дальше? Перед выпускником стоит важный выбор: продолжить обучение в школе или поступить в колледж. И тот, и другой выбор — достойные способы получить образование. Однако выпускнику нужно определиться, какой способ наиболее близко ему подходит. В этом выпуске мы постарались перечислить все плюсы и минусы обучения в 10–11 классах и в колледже.
Почему кто-то стремительно развивается во всех сферах, а у кого-то хватает сил только плыть по течению? На самом деле, все просто: каждый из нас — автор и главный архитектор всех происходящих событий в своей жизни. Если ты составил план, грамотно рассчитал ресурсы, оценил рентабельность и вдумчиво построил проект своей жизни, то и результат будет тебя радовать. А если план своей жизни создавал не ты, действительно ли это твоя жизнь? В этом выпуске поговорим о том, какими качествами должен обладать человек, который хочет добиться успеха в жизни, как развить в себе навык системного мышления и как научиться строить планы в режиме турбулентности. Андрей Лякин – ведущий эксперт центра компетенций контрольно-надзорной деятельности Кафедры финансового менеджмента и финансового права Университета Правительства Москвы, эксперт в области систем управления, асессор конкурса «Проектный Олимп».
Что такое культурное наследие? На первый взгляд, ответ кажется очевидным — это все то, что передается из поколения в поколение в рамках одной страны, города, народа или семьи. Но самое интересное в этом, что каждая страна, город, народ или семья будут гордиться и восхищаться чем-то своим. Например, диалектом, прикладным искусством, реликвиями, а может даже новыми технологиями и креативными Москва будущего, какая она? В этом выпуске поговорим о том, какие изменения будут в культурной среде города, кто должен будет их поддерживать и развивать, как сохранить культурное наследие сквозь года, какие современные формы культурной жизни существуют и ак участие в культурной жизни города влияет на качество самой жизни граждан. Константин Вайсеро – заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и истории права, руководитель образовательной программой «Государственное и муниципальное управление», по профилю «Социально-культурное развитие мегаполиса».
Шок-новость: одной профессии на всю жизнь не будет ни у кого! Тренд «один вуз — одна профессия» устаревает, ведь в течение всей жизни взрослый человек меняет порядка 3-5 профессий, а по данным исследований всего 20-30% людей работают по специальности. В этом выпуске поговорим о том, возможна ли карьера без диплома, какие навыки необходимо прокачать, чтобы получить максимум от своей работы и к каким профессиям будущего стоит присмотреться? Алла Попова - доцент кафедры государственного управления и кадровой политики.
Специализация - построение будущего; управление изменениями; построение длительных программ и систем обучения; обучение руководства и владельцев компаний (ТОП менеджмент); стратегический, управленческий и личный консалтинг первых лиц корпораций, а также подготовка и повышение квалификации ведущих групп: бизнес – тренеров, фасилитаторов, модераторов, антропопрактиков, андрагогов и методистов. Этот подкаст для всех, кто планирует обучаться, учится сейчас или уже отучился. Спикер расскажет, чему стоит поучиться для достижения успеха, как учиться легко, с радостью и наибольшей эффективностью, а также поделится секретом настройки индивидуальной траектории развития. Юрий Сырцов – эксперт в развитии бизнеса через развитие и интерактивное обучение персонала.
Офлайн про качество, а онлайн — «слепили из того, что было»? В новом подкасте Антон Чалов из каких этапов состоит процесс разработки дистанта, кто такие педагогические дизайнеры и как будут меняться дистанционные варианты в ближайшее время? Антон Чалов – директор Центра мультимедиа обучения Управления технологического обучения Университета Правительства Москвы.
Как добиться впечатляющих результатов в работе с корпоративной культурой через истории? С оговоркой — это будут не байки или рекламные тексты, а значимые истории сотрудников. В новом выпуске нашего подкаста Артем Мушин-Македонский расскажет, как с помощью сторителлинга работать с миссией и ценностями организаций, как быстро переключаться в режим рассказчика и какое ключевое этическое правило эффективного сторителлинга не стоит нарушать. Также в выпуске поговорим о том, как добиться результатов в работе с корпоративной культурной, работать с ценностями организации и сотрудников с помощью сторителлинга и быстро переключаться в режим рассказчика. Артём Мушин-Македонский – бизнес-сторителлер, эксперт по работе с историями в организациях. Член совета директоров международной группы Storytelling In Organizations. Основатель Академии Historia.
Какие преимущества дает стажировка и как после нее построить успешную карьеру в Правительстве Москвы, в новом выпуске подкаста поделилась Нина Филимонова, директор Центра развития карьеры Университета Правительства Москвы. Также в этом выпуске поговорим о том, как найти дело жизни и построить успешную карьеру.
Что такое коучинг и почему об этой механике сейчас слышно из каждого Корпоративного университета? О том, как начать использовать данное понятие на полную и шаг за шагом внедрить его в жизнь своей организации в новом выпуске подкаста Открытого образовательного пространства расскажет Анна Иванова - руководитель развития стратегических компетенций Московского транспорта, бизнес-тренер, фасилитатор, HR-интегратор (Корпоративный университет Транспортного комплекса Москвы).
Давно хотел выступать на публике? Дело не только в правильных жестикуляциях, но и яркой речи. Главное, хороший спикер должен располагать к себе и не зависеть от оценок окружающих. Секрет хороших публичных выступлений кроется не только в правильной жестикуляции и яркой вступительной речи. Спикеру нужно постараться изменить психологию и самоощущение в публичном пространстве: не зависеть от оценок и критических замечаний, научиться думать вслух, а не проговаривать заученный текст, видеть аудиторию и управлять её вниманием. О секретах публичных выступлений для руководителей расскажет Игорь Родченко, тренер по управленческой риторике, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства СПбГИК, преподаватель Стокгольмской школы экономики, автор книги «Хозяин слова. Мастерство публичных выступлений».
Что отличает живую организацию от мертвой? О том, как культура и люди влияют на жизнь компаний мы поговорим в новом выпуске подкаста Открытого образовательного пространства. Вместе с Марком Кукушкиным обсудим, какие корпоративные практики позволяют компаниям становиться и оставаться живыми, а также, что такое уникальные коды Живых компаний.
NFT, роботы и блокчейн — как все это связано с юриспруденцией? Об этом и не только поговорили в новом выпуске подкаста Открытого образовательного пространства! Подключайтесь и узнаете, почему профессия юриста будет востребована даже через 40 лет, как цифровизируется даже такая консервативная судебная система и что схожего у понятия «клиника» и «юридическая клиника».
Если вам знакомо ощущение, что вы непродуктивны, мало работаете и медленно учитесь, то добро пожаловать в клуб. Избыток информации и быстрое развитие технологий неслабо бьют по самооценке и внутренним ресурсам. Мозг — наш главный инструмент, и есть хорошие новости — к нему есть инструкция! О том, как хакнуть собственные извилины и научиться эффективно расходовать их ресурс, слушайте в новом выпуске подкаста Открытого образовательного пространства! Вячеслав Дубынин — профессор, доктор биологических наук.
Первая лекция курса «История Армении» посвящена этногенезу армян, процессу их складывания как этнической общности. В ходе лекции также рассмотрены легенды и мифы, связанные с происхождением армянского народа.
Вторая лекция посвящена армянским легендам, мифам и сказам в работах историков V века — «золотого века» древнеармянской литературы. В своем рассказе лектор обращается к историческим трудам Мовсеса Хоренаци и Фавстоса Бузанда.
В лекции рассказывается не только об армянском пантеоне языческих богов, но и уделяется внимание сохранению языческих традиций в христианской культуре. «Армяне до сих пор клянутся солнцем, как самые что ни на есть язычники. Солнцем матери, солнцем отца, солнцем своих детей», — говорит Нуне Мхитарян об одной из самых распространенных среди армян клятв, приводя ее в качестве примера языческого наследия.
Какое значение в изучении истории Армении имеет Бехистунская надпись царя Ахеменидской державы Дария I Великого? Что писал об Армении греческий историк Ксенофонт? Как на политику, экономику и культуру Армении отразились завоевания Александра Македонского? Как складывались отношения Рима с Арменией? Ответы на эти и другие вопросы дает историк Нуне Мхитарян в лекции «Античный период в истории Армении».
В 301 году Армения первой из всех стран мира приняла христианство в качестве государственной религии. Исторически обоснованной причиной этого стала реакция на стремление Сасанидского Ирана насадить зороастризм и ассимилировать армян. О том, какими событиями отмечен период распространения и принятия христианства в Армении, рассказывает историк Нуне Мхитарян в лекции «Принятие христианства и первый раздел Армении».
Армянский алфавит — великое творение ученого-просветителя Месропа Маштоца, сыгравшее важнейшую роль в сохранении национальной идентичности армянского народа. С создания самобытного письма в начале V века получила расцвет армянская оригинальная и переводная литература, последовало развитие просвещения и науки. О пройденном пути Месропа Маштоца, Данииловых письменах, труде ученого по переводу Библии на армянский язык и его сподвижниках рассказывает историк Нуне Мхитарян в лекции «Месроп Маштоц. Ученый и политик».
В 451 году состоялась Аварайрская битва — одно из важнейших событий в армянской истории. Это сражение стало протестом против попыток Персии искоренить в Армении христианство. Армяне, войска которых возглавил спарапет Вардан Мамиконян, проиграли Аварайрскую битву. Однако персы, встретив упорное сопротивление, вынуждены были отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа. О предшествовавших Аварайрской битве событиях, её участниках, итогах и значении, а также отражении в литературе и живописи рассказывает историк Нуне Мхитарян.
Вардан Мамиконян (388–451) и Теодорос Рштуни (590–656) — два полководца, боровшихся за восстановление армянской государственности. Период между их деятельностью на исторической арене отмечен Великим переселением народов и закреплением на долгое время положения Армении между враждующими государствами. О событиях этого периода рассказывает историк Нуне Мхитарян в лекции «Армения от Вардана Мамиконяна до Теодороса Рштуни».
В 640 году в Армению, находившуюся под протекторатом Византии, впервые вторглись арабские войска. В 642–643 годах состоялось второе арабское вторжение в Армению. В 650-м — третье нашествие арабов, которое закончилось заключением в 652-м договора между Теодоросом Рштуни и Муавией, в то время наместником Сирии, затем халифом. Отношениям Армении с Арабским халифатом и Византией посвящена лекция историка Нуне Мхитарян.
В 885 году Арабский халифат и Византийская империя — в то время две главные силы региона — признали независимость Армении, а Ашота I Багратуни её царем. Таким образом, под знаменем Багратидов через четыре с лишним века после падения Великой Армении была восстановлена армянская государственность. Багратидскую Армению (Анийское царство) ждало время культурного и экономического подъёма. О событиях и правителях этого периода в истории Армении — в лекции Нуне Мхитарян.
Экономический и культурный подъём Армении, связанный с восстановлением государственности в 885 году династией Багратидов, благоприятствовал развитию торговли, ремёсел, строительства, искусства и образования. Столица Армянского царства Багратидов — Ани — стала одним из крупнейших и красивейших городов Востока. Армянскому Ренессансу и его проявлениям посвящена новая лекция курса Нуне Мхитарян по истории Армении.
В 1080 году на северо-восточном берегу Средиземного моря, между горными хребтами Тавра и Аманоса, возникло Киликийское армянское государство. Сформированное усилиями армянского князя Рубена I как княжество, в 1198-м оно было преобразовано в королевство князем Левоном II. Киликийское армянское государство просуществовало почти три века, до 1375 года, но «культурные ценности, созданные киликийскими армянами, вошли в общую сокровищницу культуры армянского народа». Киликийской Армении посвящена новая лекция Нуне Мхитарян «Киликия — земля обетованная».
В 1375 году пало Киликийское армянское царство. Армения вступала в XV век, утратив свою государственность. Но на её исторической территории, разделённой впоследствии между Персией и Османской империей, никогда не прекращалось освободительное движение. В XVI–XVII веках армянские политические и общественные деятели в освобождении Армении полагались на помощь европейских государств. Однако постепенно в качестве своего союзника в борьбе за свободу Армении они стали видеть Россию. Началу армянского освободительного движения посвящена очередная лекция Нуне Мхитарян из курса по истории Армении.
В 1701 году Исраэль Ори прибыл в Россию и представил Петру I план освобождения Армении, по которому освободительная борьба армян должна была вылиться в народное восстание, помощь которому оказали бы русские войска. Конечной целью было восстановление армянской государственности. Об армянском дипломате Исраэле Ори, переговорах с Петром I и их результатах, продолжателях дела Ори за освобождение Армении — в лекции историка Нуне Мхитарян «Исраэль Ори — основоположник армянской дипломатии»
В первой четверти XIX века Российская империя стала активным участником геополитического процесса, вошедшего в историю под названием «восточный вопрос». Россия начала приобретать влияние в Переднеазиатском регионе, включая Закавказье. В 1828 году по итогам русско-персидской войны (1826–1828) к Российской империи была присоединена Восточная Армения. Об этом важном этапе в армянской истории и его главных событиях, таких как Ошаканская битва за спасение Святого Эчмиадзина, взятие Эриванской крепости и организованная Александром Грибоедовым репатриация армян на свою историческую родину, рассказывает Нуне Мхитарян в лекции «XIX век. Начало становления русского Закавказья»
Каковы были итоги русско-турецкой войны 1877–1878 годов? Сан— Стефанский мирный договор и Берлинский трактат — как в них рассматривались положение и права армян Османской империи и в чём разница между двумя этими документами? Почему после Берлинского конгресса католикос всех армян Мкртич Хримян сказал: «Армяне, возлюбите железо, ваше спасение в железе»? Обо всём этом и не только — в лекции историка Нуне Мхитарян «Армянский вопрос и начало освободительной борьбы».
В ходе Русско—турецкой войны 1828–1829 годов русская армия заняла часть Западной Армении. Однако по Адрианопольскому мирному договору все эти территории были возвращены Турции. В 1829 году около 90 тысяч армян из Турции переселились в Восточную Армению. Западная Армения, в которой во второй половине XIX века проживало около 3 миллионов армян, осталась под игом империи Абдул—Гамида. Об этом этапе в армянской истории и его главных событиях, таких как основание армянских национально—революционных организаций, вооруженных восстаниях армянского населения, захвате Оттоманского банка 26 августа 1896, повлекшего за собой новую волну армянских погромов, рассказывает Нуне Мхитарян в лекции «Армянский вопрос и формирование политических партий».
В этой лекции речь пойдет о событиях июня-июля 1812 года, а также о приготовлении французской армии к нападению, численности армий, расположении войск, стычке у Гродно и битвах под Салтановкой и Островно.
В этой лекции речь пойдет о попытках Наполеона добиться мира, партизанских налетах русской армии, Тарутинском маневре, отступлении Наполеона, сражении под Малоярославцем и Березине.
Страшный сон абитуриента — готовиться к поступлению целый год, выжать из себя всё на ЕГЭ, но так и не увидеть своего имени в списках о зачислении в вуз мечты. Кажется, всё потеряно. Но что, если это не так и можно найти альтернативу высшему образованию?
Рассказываем, что делать, если не поступил в университет. Спойлер: это не конец света.
Во время подготовки к ЕГЭ наступает момент, когда всё, о чём ты можешь думать, — это предстоящие экзамены. Просыпаешься с мыслью, что надо готовиться и зубрить, засыпаешь, думая, сколько ещё осталось выучить. Выгорание подкрадывается незаметно. В этой статье рассказываем о способах позаботиться о себе в такой непростой период.
Ближе к экзамену наваливается много дел: учёба, внеучебная деятельность, у некоторых — работа. Если в начале года мы полны сил и готовы «свернуть горы», то позже этот запал пропадает, уступая место выгоранию. С советами психолога Анны Руфовой рассказываем, что делать, чтобы быть в стабильном эмоциональном состоянии и не выгореть при подготовке.
Сессия на носу, а долгов по учёбе уже скопилось на целый вагон и маленькую тележку? Как их разгрести, и при этом не выгореть, а также не накопить новых хвостов, рассказываем в этом выпуске.
Вы перешли в новую школу, поступили в университет или пришли первый раз в клуб английского языка — вам предстоит познакомиться с новыми людьми и влиться в новое окружение. Мы подготовили гайд, который поможет стать своим в любой компании.
Для выпускника 11 класса сейчас стоит единственный важный вопрос: в какой вуз поступать. Часто родители вчерашних школьников делают выбор за своих детей, и ребёнок потом страдает, что не смог осуществить свою мечту. Давайте вместе пройдём шесть шагов к выбору идеального учебного заведения.
Это специальный сезон подкаста про вузы. В этом выпуске Василиса Бродская, преподавательница по литературе в онлайн-школе «Вебиум», расскажет про топ вузов творческого направления.
Это специальный сезон подкаста про вузы. В этом выпуске Коля Касперский, преподаватель по информатике в онлайн-школе «Вебиум», расскажет про топ вузов IT направления.
Это специальный сезон подкаста про вузы. В этом выпуске Эйджей Гаусс, преподаватель по математике в онлайн-школе «Вебиум», расскажет про топ вузов технического направления.
Это специальный сезон подкаста про вузы. В этом выпуске Марк Ламарк, преподаватель биологии в онлайн-школе «Вебиум», расскажет про топ вузов медицинского направления.
Это специальный сезон подкаста про вузы. В этом выпуске Василиса Бродская, преподавательница по литературе в онлайн-школе «Вебиум», расскажет про топ вузов для журналистов.
Это специальный сезон подкаста про вузы. В этом выпуске Валерия Энгельс — преподавательница по обществознанию в онлайн-школе «Вебиум» расскажет про топ вузов юридического направления.
Это специальный сезон подкаста про вузы. В этом выпуске Мирослава Леви — преподавательница биологии в онлайн-школе «Вебиум» расскажет про топ вузов психологического направления.
Внутри вас ждут: краткая история криптографии и виды шифров, шифр Цезаря и методика дешифровки Шерлока Холмса, шифровальщик Ленин в детской литературе, древние магические квадраты и древнерусские шифры монахов и царей.
Можно рассматривать как продолжение прошлой лекции про методы шифрования, а можно слушать как отдельную лекцию о зашифрованных книгах. Внутри вас ждут истории 4 текстов, которые ученые так и не смогли прочитать: древний диск из Феста, травник XIV века, энциклопедия неизвестной вселенной ХХ века, кодекс Рохонци XIX века, — а также одна рукопись о тайном обществе, которую смогли частично прочитать благодаря современным технологиям.
Из этой лекции вы узнаете о военной лирике, героях и их прообразах в литературе, а также проанализируете одно из самых известных произведений Великой Отечественной войны — поэму «Василий Теркин».
Из этой лекции вы узнаете, как научная фантастика придумала роботов и как людям вести с ними диалог, по какому принципу работают нейросети и что нужно голосовому помощнику для работы.
Эта лекция — размышление над вопросами, которые многим знакомы по урокам литературы в школе: зачем читать художественную литературу, если есть посты в соцсетях, для чего люди придумывают истории и что эти выдуманные истории дают человеку?
Самая научная лекция курса. Из нее вы узнаете, чем «смысл» отличается от «значения», какие свойства должны быть у текста, чтобы он считался таковым, что такое «смысловое ядро» и «динамика» текста.
Процесс над Адольфом Эйхманом стал предметом острых споров в международном юридическом сообществе. Он вызвал философскую полемику о механизме фашизма. В частности, под влиянием тех событий появился известный труд Ханны Арендт «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». В этой лекции религиоведа и переводчика Юрия Табака о процессе над Адольфом Эйхманом, человеком, ответственным за транспортировку евреев в концлагеря.
Эта лекция искусствоведа и художественного критика Виктории Анисимовой посвящена вандализму, мишенью которого становятся произведения искусства. Вы разберете частные случаи покушений на «Данаю» Рембрандта, «Ивана Грозного» Репина, «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Три головы» Анны Лепорской и другие примеры.
Признанные мэтры российской мультипликации Юрий Норштейн и Эдуард Назаров долгие годы вместе работали на студии «Союзмультфильм», преподавали в мультмастерской на Высших режиссерских курсах, посещали престижные международные кинофестивали и оба награждены многочисленными профессиональными призами и титулами. В этой лекции Юрий Норштей расскажет о своем друге и коллеге Эдуарде Назарове, мультипликаторе и художнике, создавшим мультфильмы «Жил-был пес», «Гора самоцветов» и другие любимые картины.
Самое начало ХХ века оказалось временем, вместившим в себя множество культурных традиций и художественных экспериментов, которые сделались неиссякаемым источником для дальнейших поисков и находок. Первым «-измам» прошлого столетия (фовизму и экспрессионизму, кубизму и футуризму, а также наивному искусству и метафизике) будет посвящена эта лекция.
«Любая часть кинокадра должна иметь свою биографию, свою веселость, свое страдание, своего Бога»,— пишет Юрий Норштейн в книге «Снег на траве». Каждый режиссер видит мир кадрами, на интуитивном уровне понимая, кто станет прообразом персонажа, и что представляет собой ткань произведения. На лекции «Как создаются мультфильмы?» Юрий Норштейн раскроет секреты создания фильмов: он расскажет об авторской технике многоярусной перекладки изображения, о тонком процессе создания кадра, о важности звука и времени.
Еврейская свадьба — один из самых ярких и заметных ритуалов. На лекции речь пойдет о еврейских традициях, касающихся как самого свадебного дня, так и периода до и после нее. Мы поговорим об универсальных обычаях, ритуальных предметах, связанных с этим обрядом. Кроме того, мы рассмотрим некоторые локальные обычаи, зафиксированные в полевых экспедициях этнографами и антропологами как в начале XX в., так и в последние годы, в бывших еврейских местечках.
Чем похожи японцы и кержаки? И, кстати, кто такие кержаки? Зачем надо тонуть в болоте? О чем рассказывает нам известная картина, написанная пять веков назад? Что случилось с метафорой? Когда мы смотрим, мы видим или мы знаем? Почему мы все время фотографируем? Не снято, значит, не было? Реальность – это то, во что мы поверили? Много вопросов у любопытных людей. Почему их нужно задавать – об этом и поговорим на лекции.
Супрематизм как направление и образ художественного мышления – одно из самых больших завоеваний в истории мирового искусства. Появившись на заре ХХ века, он совершил переворот в уме самого Малевича, а затем и в умах его последователей и даже тех, кто, казалось бы, оставался в стороне. Лекция будет посвящена проблеме супрематизма и супрематического видения мира в творчестве Малевича и его последователей.
Лекция Александра Аузана, доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и председателя Общественного совета при Минэкономразвития РФ об экономическом пути России.
Лекция филолога и специалиста по поэзии французского авангарда Ники Голубицкой. На лекции вы проанализируете отдельные отрывки неизданных в России пьес Тристана Тцара и Жоржа Рибмона-Дессеня, а также узнаете о парадоксальной связи дадаистского театра с вагнеровской концепцией тотального искусства и о влиянии «антиэстетики» Дада на театр абсурда.
Чтение – любовь евреев. В особенности это касается их главной книги: Симхат-Тора, день завершения годичного цикла чтения Торы, один из самых веселых праздников в иудаизме. Что представляет собой канон Еврейской Библии (Танах), из каких книг и жанров он состоит? В чем разница между Танахом и Торой? Каковы его литературные особенности и основные мотивы? Мы поговорим о том, какую роль Танах играл и играет в еврейской культуре, каким образом иудеи взаимодействовали с сакральным текстом. Кроме Танаха важнейшую роль в еврейской культуре играет литература Устной Торы. Что такое Устная Тора (Мишна, Талмуд, Мидраш)? Как она создавалась, комментировалась, изучалась и изучается по сей день? В чем особенность этих текстов и почему именно они стали основой еврейского образования? И правда ли, что Устная Тора нигде не записана? На эти вопросы мы также постараемся дать ответ.
Правда ли, что в иудаизме женщина считается более совершенным созданием, чем мужчина? На лекции мы поговорим об образе женщины в Танахе, о ее статусе в законодательной литературе. Рассмотрим зафиксированные в Талмуде положения, связанные со вступлением в брак, разводом, семейными отношениями, обязательствами мужа и жены по отношению друг к другу. Какие существуют различия в исполнении заповедей между мужчинами и женщинами? Может ли женщина изучать Тору? Можно ли рассматривать иудаизм с позиций феминизма? На эти и другие вопросы мы ответим на лекции.
Сионизм, хасидизм и даже ортодоксальный модернизм – в иудаизме есть несколько течений, и их представители далеко не во всем друг с другом согласны. На лекции мы рассмотрим различные движения, существовавшие в период Второго Храма, модель иудаизма эпохи Мишны и Талмуда. Кроме того, мы поговорим о различных направлениях мысли в средневековом иудаизме, о еретических движениях саббатианства и франкизма и возникновении хасидизма. А также – о том, как менялся иудаизм с течением времени: в традиционную, индустриальную и информационную эпоху.
На первом занятии, состоявшемся в декабре 2019 мы рассмотрели основополагающие идеи иудаизма, отраженного в библейском корпусе, различные движения, существовавшие в период Второго Храма, модель иудаизма эпохи Мишны и Талмуда и об осмыслении традиции в различных направлениях мысли в Средние века. Вторая часть будет посвящена переменам и новым идеям, связанным с изгнанием евреев из Испании, еретическим движениям саббатианства и франкизма, возникновению хасидизма и связанных с этим споров, еврейскому Просвещению (Хаскале) и возникновению различных направлений иудаизма в XIX веке.
Еврейская свадьба — один из самых ярких и заметных ритуалов. На лекции речь пойдет о еврейских традициях, касающихся как самого свадебного дня, так и периода до и после нее. Мы поговорим об универсальных обычаях, ритуальных предметах, связанных с этим обрядом. Кроме того, мы рассмотрим некоторые локальные обычаи, зафиксированные в полевых экспедициях этнографами и антропологами как в начале XX в., так и в последние годы, в бывших еврейских местечках.
Каким образом Москва стала в начале XX века крупнейшим центром еврейской жизни? Кто был первым евреем — главой нашего города? Почему московские евреи оказались русскими эмигрантами, а евреи из «черты оседлости» — коренными москвичами? Почему такая бурная еврейская жизнь 1920-х сменилась практически полным ее отсутствием в 1930-х? Как повлияла Москва на евреев, а евреи — на Москву? Что в сегодняшней Москве напоминает о еврейских жителях периода между двумя мировыми войнами? Лектор дал ответы на все эти вопросы в первой лекции цикла об этнической Москве первой трети ХХ века.
В лекции речь пойдет о двух направлениях авангардного искусства – футуризме и конструктивизме, идеи которых нашли свое отражение в театральном искусстве. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь, и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь», — провозгласил первый манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». Театрализация вторгалась в повседневность футуристов: от прогулок по улицам с раскрашенными лицами и с ложками в петлицах до режиссуры диспутов (вплоть до появления полиции в нужный момент). Однако, после революции карнавальный дух футуризма исчезает и возникает совершенно иная эстетика. Цeлecooбpaзная opгaнизaция cтpyктypы и фopмы caмoй кoнcтpyкции (кaк oбъeктa, coopyжeния, вeщи), обусловившая cтилeoбpaзyющee знaчeниe кoнcтpyктивизмa в xyдoжecтвeннoй кyльтype XX в, становится основой и для театральных постановок. Лектор: Константин Плотников - искусствовед, кандидат филологических наук, преподаватель Школы Культурологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ, сотрудник ГМИИ им. Пушкина.
В драматургии сюжетные и стилевые особенности экспрессионизма можно заметить ещё в начале 1910-х годов, но наиболее ярко это направление заявило о себе после Первой мировой войны. Потрясения, изменившие «старую» Европу, породили трагический, даже катастрофический тип мироощущения. Поэтому сильнее всего экспрессионизм проявился в странах, наиболее пострадавших от войны – в Германии, Австро-Венгрии, Чехии, России. Отвергая современную им действительность, экспрессионисты предлагали программы решения социального кризиса. Мы узнаем, какие варианты утопий (и антиутопий) создавали Эрнст Толлер, Вальтер Газенклевер, Георг Кайзер и другие драматурги, а также проанализируем, каким был главный герой – проповедник, пророк, строитель иного мира – стоящий в центре их пьес. Лектор: Зоя Бороздинова - театровед, специалист по немецкому театру ХХ века, магистр РАТИ-ГИТИС, аспирант Государственного института искусствознания, преподаватель МГУ им. Ломоносова.
Театр – наименее известная область творчества сюрреалистов. Е.Д. Гальцова остроумно охарактеризовала его место в эстетике сюрреализма как «везде и нигде». Связано это в первую очередь с тем, что взлет театральной деятельности группы пришелся на период парижского Дада, пьесы Бретона и Супо «Пожалуйста» и «Вы меня забудете» были названы сюрреалистическими постфактум (по аналогии с «Магнитными полями»). Другая причина заключается в том, что театром занимались в основном первые «диссиденты» группы – Роже Витрак и Антонен Арто, которые создали «Театр Альфреда Жарри», программу которого неправомерно напрямую связывать с эстетикой сюрреализма. Тем не менее многие сюрреалистические идеи нашли адекватное воплощение в театре и повлияли на дальнейшее развитие искусства. На лекции мы поговорим о том, как доктрина автоматического письма повлияла на преобразование театрального диалога, о реализации «встречи зонтика и швейной машинки» на театральных подмостках, и о влияние сюрреалистической «эпидемия сновидений» на образную структуру пьес 1920-х готов. Лектор: Ника Голубицкая - филолог, специалист по поэзии французского авангарда, магистр французской литературы (Université Paris-VIII), аспирант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Какую роль играли творческие объединения в формировании стиля художников? Почему Родченко соперничал с Малевичем? Как появились дизайнеры? Какую роль играли журналы в развитии конструктивизма? Как кино влияло на другие виды искусства? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой лекции.
Из этой лекции вы узнаете, насколько искусство авангарда связано с Октябрьской революцией, с кого начался русский киноаванград, что вдохновляло режиссеров и актеров на новые эксперименты, как и с чем работали режиссеры и чем отличались их подходы к работе.
В рамках программы спецсеминаров, посвященных изучению истории международного и русского авангарда первой половины ХХ в. Концепция и тематический план разработаны Центром авангарда Еврейского музея совместно с Государственным институтом искусствознания (ГИИ). ПРОГРАММА реализуется в партнерстве с вузами и научными центрами: МГУ им. Ломоносова, МГХПА им. Строганова, НИУ ВШЭ, РГГУ, ГИИ, Музеем кино.
Футуристические эксперименты в сфере «книгоделания» сыграли важную роль и, несомненно, повлияли на все последующее развитие искусства оформления книги. До 1917 года футуризм замышлял переустройство жизни, подразумевавшее и создание новой книги. После революции пафос жизнестроительства обострился, но превратился из личного императива в коллективный. Это привело к радикальной смене подходов к книжному оформлению.История прижизненных изданий В. Маяковского позволяет проследить, как поэтический мир автора отражается в его изданиях и попытаться установить соответствие между типами поэтических текстов и типами изданий, в которых эти тексты воплощались.
Даниил Хармс — писатель и поэт, яркий представитель русского абсурда и один из основных участников объединения ОБЭРИУ. Лекция посвящена двум темам: жизнь как процесс не логический, а реальный; рождение человека, обусловленное встречей с абсурдом.
В этой лекции речь пойдет о художниках примитивистах и неопримитивистах. Из лекции вы узнаете, когда жил примитивизм, как он сочетался и уживался с символизмом, почему художники-академисты отказывались от реализма в пользу примитивизма, а также рассмотрите работы главных художников-примитивистов.
Эта лекция посвящена творческому пути Павла Филонова. Вместе с автором вы разберете биографию художника и влияние исторических событий и судьбоносных встреч на его произведения и философию его творчества.
Андрей Полбин, кандидат экономических наук, руководитель математического моделирования экономических процессов РАНХиГС. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Наше направление деятельности связано с построением тех или иных математических моделей, макроэкономических моделей. Мы базируемся на таких аспектах, как построение различных прогнозных моделей, чтобы прогнозировать такие всем известные показатели, как ВВП, потребление, инфляция, — это всё на агрегированном уровне. Мы строим более сложные макроэкономические модели, которые позволяют оценивать влияние различных мер экономической политики. Например, Центральный банк повысил ключевую ставку — как это повлияет на экономику, удастся ли ему за счёт данного повышения процентной ставки сдержать инфляцию и насколько будут велики негативные последствия для ВВП и агрегированной деловой активности.
Алексей Савин, доктор философских наук, профессор, историк философии, заведующий кафедрой философии философско-социологического факультета РАНХиГС. Нельзя захотеть философствовать и начать философствовать, то есть это не продукт желания. Это результат каких-то столкновений с миром, особого сорта опыта. Если в тебе нет того, с чем срезонируют те понятия, те ходы мысли, которые есть в философских книжках, то, как говорил Мераб Мамардашвили, до тех пор, пока нет резонанса, философия похожа на охоту экзотических животных. Есть такие непривычные понятия — субстанция, атрибут какой-нибудь. И ты ими наполняешься до тех пор, пока в тебе не возникает того, что приходит в резонанс с ними. До этого резонанса у тебя по большому счёту ничего нет, кроме надутых щёк. А у Мамардашвили этот опыт характеризуется так: мир выталкивает тебя из себя.
Марина Бобкова, доктор исторических наук, профессор МГИМО, главный научный сотрудник, руководитель Центра истории исторического знания Института всеобщей истории РАН. Автор статей портала «Большая российская энциклопедия». Для меня энциклопедизм — это, безусловно, очень интересный научный феномен, который должен изучаться системно. И если говорить с сущностной точки зрения, то я бы сказала, что энциклопедизм — это форма взаимоотношения с миром. Что имеется в виду: у человека уже с первобытной истории возникают вопросы, которые удовлетворяют его любопытство, его интерес к вещам, которые его окружают и имеют самую разную природу.
Станислав Мереминский. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории исторического знания Института всеобщей истории РАН. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Знания нужно структурировать: представьте, у вас есть большая коробка с носками, они там все перемешаны, и пару вы никогда не найдете. Такой опыт у всех в жизни был. А может быть, они у вас все сложены аккуратненько, по цветам, по парам. Найти гораздо проще. То есть это вопрос структурирования и доступа к знаниям: мало знать — надо уметь вовремя эти знания достать или из своей головы, или из какого-то подручного средства.
Александр Печень. Доктор физико-математических наук, специалист в области математической физики и методов управления квантовыми системами. Заведующий отделом математических методов квантовых технологий в Математическом институте В.А. Стеклова РАН, профессор МИСиС, заместитель заведующего кафедрой «Методы современной математики» в МФТИ. Автор портала «Большая российская энциклопедия. Казалось бы, для чего нужна такая абстрактная задача — разложить число на множители? На самом деле, сложная задача факторизации сейчас используется очень широко в алгоритмах шифрования: интернет, банковские карточки... Многие алгоритмы основаны на предположении, что эту задачу факторизации больших чисел сложно решить на современных компьютерах. Поэтому на самом деле это практически важная задача. И Питер Шор обнаружил, что с помощью квантовых систем её можно решать очень быстро. Удивительно: где квантовые системы и где задача факторизации чисел! Шор, действительно, построил алгоритм, который, если бы был создан квантовый компьютер, щёлкал бы такие задачи, как орехи. Решал бы очень быстро.
Ольга Сажина. Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела релятивистской астрофизики Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент кафедры «Небесная механика, астрометрия и гравиметрия». Шеф-редактор портала «Большая российская энциклопедия» по направлениям «астрономия и космонавтика», «физические науки», «математические науки». В 10–11 классах школьников больше всего привлекают популярные лекции, особенно если они яркие и направлены на какие-то очень интересные экзотические объекты. Сразу примеры навскидку: такими объектами могут быть чёрные дыры, кротовые норы, сложные геометрические структуры пространства-времени. Изначально школьники не понимают, какая сложная математика за всем этим стоит, просто звучит потрясающе: и машина времени, и путешествия в параллельные миры, и вообще допустимость того, что эти параллельные миры существуют, и что это не продукт научной фантастики, а реальный мир, только параллельный, и можно каким-то образом вычислить его свойства. Школьники не очень задумываются, как они это будут считать, но им очень интересно, что все это может существовать в принципе.
Олег Шабров. Доктор политических наук, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ им. Ломоносова, президент Академии политической науки. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Вы не поверите, но политологи до сих пор не договорились о том, что такое политика, какие явления считать политическими. Есть точка зрения, что вообще не может быть единого определения политики. Мол, есть разные подходы, разные взгляды, и всё это меняется... У меня возникает вопрос: если политология — это наука о политике, но мы не можем договориться о том, чем мы занимаемся, то наука ли это? Если мы не можем договориться даже до основного понятия о нашей предметной сфере, тогда это не наука. Это одно из направлений, по которому мы спорим, когда заходит речь на конференциях, в дискуссиях.
Юрий Борисёнок. Доцент кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Когда учёный занимается узкой проблемой, всегда встает необходимость некого общего знания по смежным вопросам. Чтобы исключить глубокие изыскания того, что в этих смежных областях давно разыскано другими специалистами, ещё с XIX века, а то и с тех энциклопедистов, с которыми переписывалась Екатерина II в XVIII веке, существует очень хороший канал информации — различного рода энциклопедии. До появления нынешнего интернетовского изобилия, интернетовской вольницы, во всех серьёзных научных школах, во всех серьёзных государствах существовали энциклопедические проекты, которыми гордились и учёные, и государство. Эта традиция и в нынешнее время весьма востребована, потому что не может быть сейчас таких эрудитов, которые являются специалистами во всех, даже в смежных областях науки, с которыми специалист сталкивается. Работа с научно выверенными энциклопедиями серьёзно облегчает работу во всех областях знаний, в том числе в исторической науке.
Владимир Назайкинский. Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник лаборатории механики природных катастроф Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Многие считают, что математики плохо разбираются во всём остальном, кроме своей математики, потому что математика — это некая строгая логика, которая не может быть применима в других сферах жизни. На самом деле настоящий математик сочетает в себе две несочетаемые черты. Во-первых, он должен безупречно владеть логикой, во-вторых, должен понимать, что логика — это ещё не всё, и она не должна превращаться для него в оковы. Сочетание логики и интуиции, мне кажется, делает настоящего математика. Именно это я видел в тех людях, которые преподавали мне.
Евгений Коблик. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Зоологического музея Московского государственного университета. Орнитолог, биогеограф, систематик, художник-анималист. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Помимо нас — профессиональных зоологов, орнитологов, териологов — с появлением доступной информации, хороших биноклей, доступной фото- и видеоаппаратуры, замечательных полевых определителей, где все птички нарисованы в разных позах и в разных нарядах, появилась и целая армада людей, которые просто интересуются природой. Это натуралисты-любители. У нас в орнитологии их называют «бёрдвотчеры» по английскому слову birdwatching — «наблюдение за птицами». Основоположниками этого явления были англичане. Сейчас бёрдвотчинг очень широко распространён во всем мире. В нашей стране он развивается буквально семимильными шагами. Ещё недавно бёрдвотчеров было гораздо меньше, чем профессиональных орнитологов. Сейчас наоборот. Бёрдвотчеры — часто достаточно состоятельные люди, они могут себе позволить куда-то поехать, купить какую-то сложную аппаратуру, технику. Сегодня во всем мире бёрдвотчеры очень сильно помогают профессиональным орнитологам — например, вести базы данных, находить новые места залётов разных редких птиц. Сейчас благодаря совместным усилиям профессионалов и любителей-энтузиастов происходят удивительные вещи: создаются замечательные атласы распространения тех или иных животных, карты перелётов птиц, перемещений китов и многого всего другого. Это очень хорошо развивается, и хотелось бы, чтобы эта работа продвигалась и в дальнейшем.
Анна Олесюк. Кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры молочного и мясного скотоводства, заместитель директора по науке и практике Института зоотехнии и биологии РГАУ — МСХА. Автор портала «Большая российская энциклопедия». За последние десятилетия наука животноводство, в частности скотоводство, во многом шагнула вперёд за счет активного внедрения цифровых, информационных технологий: это и технологии искусственного интеллекта, и технологии управления стадом — всевозможные датчики, которые контролируют двигательную, жевательную активность животного. Такие технологии появились относительно недавно, их не было ещё в начале — середине XX века, и они позволяют фермерам оптимизировать многие процессы, например сократить процент ручного труда, оптимизировать процессы механизации, кормления, выявлять животных в охоте.
Сергей Федорченко. Профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета. Автор портала «Большая российская энциклопедия». В конце XX века в России было сильное увлечение западной политологией, западными авторитетами, концептами, в частности американскими. Однако в американском варианте политологических исследований идёт крен на политико-поведенческий анализ, бихевиоризм, политическую психологию, маркетинговое исследование. Исторически сложилось так, что в России политология всегда была тесно переплетена с историей и философией. Я окончил исторический факультет и пришел к политологической профессии в первую очередь через осмысление больших исторических процессов, выявление закономерностей, которые уже были отслежены нашими мэтрами исторической науки: Василием Ключевским, Сергеем Соловьёвым.
Дмитрий Сычёв. Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедры клинической фармакологии и терапии имени академика Б.Е. Вотчала, ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Клиническая фармакология — это, с одной стороны, наука, с другой стороны, практико-ориентированная область. Всё, что разрабатывает клиническая фармакология в плане научных исследований, необходимо в практической деятельности врача для рационального применения лекарственных средств — для того чтобы минимальным количеством лекарств обеспечить максимальную эффективность и безопасность лечения наших пациентов при экономической обоснованности.
Владимир Линдер. В творческом союзе с отцом написал монографии о чемпионах мира по шахматам. Соавтор фундаментального учебника «Полный курс. Шахматы». Автор детских мини-энциклопедий о футболе, гольфе, Олимпийских играх и других. В 1984 году начал работать в «Большой советской энциклопедии» (сейчас — портал «Большая российская энциклопедия»). Папа — известный историк шахмат Исаак Линдер. Когда мне было семь лет, он научил меня играть в шахматы. Затем занимался в Центральном шахматном клубе на Гоголевском бульваре, где среди моих юных соперников были будущий гроссмейстер Дима Гуревич, будущий журналист и литератор Дима Плисецкий, будущий президент Российского олимпийского комитета Саша Жуков. Служил в спортивном батальоне Московского военного округа. Играл на соревнованиях за сборную округа на юношеской доске, общался с мастерами и гроссмейстерами. Так постепенно происходило моё «прорастание» в мир шахмат, росло понимание важности истинных шахматных ценностей, я начинал ощущать сопричастность к реалиям совсем другой жизни, узнавал людей с этой удивительной планеты «Шахматы» — они были и те же, и одновременно совсем другие.
Дмитрий Трубочкин. Доктор искусствоведения, заведующий сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания, профессор кафедры зарубежного театра в ГИТИСе, помощник руководителя театра имени Евгения Вахтангова по творческим вопросам. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Исследование театра — активнейшее направление нашей науки, которое действует в течение XX века. Разумеется, на рубеже XIX и XX веков была своя театральная критика, в том числе научные исследования. В последнюю треть XIX века были первые попытки обобщения классической драматургии, классического театра. Всю науку не описать, но важно то, что в процессе развития научного знания иногда формировалась потребность в энциклопедическом обобщении. У нас такая потребность сформировалась в середине XX века.
Марина Лопухова. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ. Автор портала «Большая российская энциклопедия». стала выученицей прекрасной московской школы истории искусства, в которой искусство Италии и Ренессанса по традиции занимает очень большое место. Возможно, это связано с общей российской любовью к Италии — к прекрасной стране, в которую всей душой стремятся, видя в ней всеобщую интеллектуальную и духовную родину. Две культуры тесно связаны, и эта связь прослеживается с XV столетия, когда русские цари одними из первых европейских монархов пригласили итальянских мастеров для строительства Кремля и кремлевских соборов. С точки зрения итальянской историографии, некоторых её представителей, это был радикальный и, по европейским меркам, ранний выбор и шаг московских царей, шаг очень просвещенный. Впоследствии итальянская культура играла колоссальную роль в сложении архитектурного облика Санкт-Петербурга и Москвы XVIII века, Санкт-Петербурга в первую очередь. Потом Италия стала общей школой, как и для всей Европы, для художников, для архитекторов, для пенсионеров, которые туда ездили, и, конечно, точкой притяжения гран-тура русской аристократии, что благополучно продолжалось до начала ХХ века. В ХХ веке этот интерес, безусловно, не прервался. К счастью, сейчас очень много разных исследователей и с нашей стороны, и с итальянской стороны занимаются культурными связями в разных областях: в литературе, в искусстве, в театре, в архитектуре. Это очень динамично развивающаяся, очень интересная сфера.
Георгий Гловели. Доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, преподает экономическую историю и историю экономических учений. Руководитель Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Как оказалось, я не совсем правильно подсчитал количество статей, написанных мной для Большой российской энциклопедии. Я думал, что их где-то 130, — оказалось, что больше 150. В основной своей части они небольшие, посвящены различным деятелям, персонам, связанным с историей экономической мысли. В общем, в научном мире я считаюсь прежде всего ведущим специалистом по истории российской экономической мысли. Тем не менее есть у меня и работы иного плана. А интереснее всего мне писать о людях, которые отличались широким кругозором, были энциклопедистами, как раньше говорили. Не в смысле авторами энциклопедий, а в смысле их необычайной широты научных интересов. История экономической мысли начинается с греческого поэта Гесиода. Правда, надо признаться, что даже в моём учебнике по истории экономических учений Гесиод не упоминается. И это пробел, который надо будет восполнить. Дело в том, что Гесиод противопоставил два вида вражды. Или, как он их называл в честь зловредной богини, два вида Эриды. Одна вражда — на поле брани: боевые действия, связанные с убийствами, со сражениями. В общем, все те ужасы, которые описал Гомер в своих поэмах. А другая вражда — это соперничество, мирное соревнование, где, правда, большую роль играет зависть к более удачливому, хозяйственному, рачительному соседу. Но эта зависть побуждает и тебя самого к каким-то хозяйственным достижениям. Это то, что впоследствии стало называться конкуренцией. И, в общем-то, экономическая мысль построена вокруг отделения конкуренции как мирного соревнования, обмена как мирного приобретательства от кровавых разборок за присвоение богатства путем отнятия у другого.
Андрей Белеванцев. Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института системного программирования имени В.П. Иванникова РАН, профессор факультета ВМК МГУ и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Программист — это некоторое особое устройство мозга. Программисты, как правило, находят какие-то закономерности в том, что их окружает, вычленяют алгоритмы. Я вижу, что это проявляется с самого раннего возраста — с пяти, с шести, с десяти лет. Поэтому если человек открывает в себе эту склонность, то рано или поздно, мне кажется, он приходит к программированию. Просто потому, что сейчас компьютеры распространены повсеместно. Даже если он интересуется не только компьютерами, но и математикой, физикой или химией. Как только он соприкасается с компьютерами, он начинает в это вовлекаться, и вот эта склонность, таким образом, шаг за шагом открывает, что ему интересно составлять эти алгоритмы или программы.
Нина Кочеляева. Начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения во ВГИКе, директор Нового института культурологии, программный директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино, член отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Мне интересно исследовать новые, малоизученные территории, осмысливать их разнообразие. Поскольку мир очень разный, мир очень интересный и очень много сфокусировано на кино Европы, на кино Северо-Американского континента (я имею в виду Голливуд и другие студии), это кино появляется на экранах, то мне интересно находить какие-то редкие вещи и приносить их на экраны в Россию. Тут совершенно разные пути. С одной стороны, есть какие-то связи с кинокритиками в разных странах: в Бангладеш, например, очень помогает фестивальный опыт. Поездки на фестивали — это такая лаборатория по поиску новых и интересных картин, которые ещё не были замечены крупными кинофестивалями и которые фокусируются в своих локациях, в местах, где проживают кинематографисты. Это Индия, Корея, Шри-Ланка и другие места, где можно поискать то, что ещё не вышло на большие экраны и не было замечено отборщиками крупных кинофестивалей — таких, как Венецианский, Каннский, Берлинский. То есть те кинофестивали класса А, которые этот лес с интересными фильмами рассматривают.
Борис Голдовский. Доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор более 30 книг о куклах, кукольниках и искусстве играющих кукол. Окончил ГИТИС имени А.В. Луначарского, возглавил литературную часть, а затем и всю творческую работу Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова, художественный руководитель Московского театра кукол. Автор портала «Большая российская энциклопедия». Самая первая статья о театре кукол в России была опубликована 4 июня 1733 года в «Примечаниях к Санкт-Петербургским ведомостям». Статья называлась «О позорищных играх или комедиях и трагедиях». В ней анонимный автор (возможно, Якоб Штелин) писал: «Такими бездушными фигурами естество вещи исправно показывается…». С тех пор прошло много лет, но я и сегодня думаю, что автор был совершенно прав: театр кукол, театр ожившей метафоры, существует для того, чтобы «естество вещи показывать». Почему этот театр особенный? Потому что куклы — это параллельный мир, «другой театр». Причём само это явление, театр кукол, — только часть огромного мира разнообразных по своим задачам и функциям кукол. Мир, возникший вместе с появлением человека. Параллельный мир кукол всегда меняется вместе с нами. Мы его меняем, а он меняет нас. Люди смотрят на кукол и видят в них отражение самих себя. И если меняются люди, меняются куклы. Но, с другой стороны, люди — тоже отражение кукол. А значит, если изменяются куклы, то изменяемся и мы, люди, ведь человек и сам, подобно кукле, подвержен преобразованию.
Ольга Елагина. Кандидат филологических наук. Автор монографии о Георгии Иванове, книги «Контурные карты», научных статей о писателях Серебряного века, сценариев к образовательным телепередачам и фильмам. Заведующая научной редакции «Литература» портала «Большая российская энциклопедия». Я себя попробовала и как человек, который создаёт тексты, и как человек, который исследует тексты. Вообще филолог — это такой антиписатель. Филолог всегда идёт от текста к писателю, а писатель проходит путь от себя к тексту. И возникает двухракурсный взгляд на литературу. У редакции «Литература» очень много пересечений с другими редакциями, с коллегами, которые занимаются музыкой, искусством, историей, спортом. Потому что вообще литература описывает всё. Даже если мы возьмем историю — понятно, что у меня профдеформация, — она описывает то, что произошло, анализирует своими инструментами. Литература описывает своими инструментами не только всё, что произошло, но и всё, что могло бы произойти, и всё то, что произойдет. Мне кажется, нет ничего такого, что литература не могла бы описать с помощью средств, которые у неё есть.
Владимир Спиридонов. Доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС. Заведующий научной редакции «Психология» портала «Большая российская энциклопедия». Я занимаюсь психологией мышления. Это изучение способов, которыми люди справляются с неопределенностью или решают задачи и проблемы. С одной стороны, об этом процессе известно очень много, потому что о том, как мы справляемся с неопределенностью, люди думали со времен Платона и Аристотеля, а наверное, и раньше. А с другой стороны, доказательные исследования появились совсем недавно — лет 40–50 назад максимум. Локальные вещи объясняются достаточно изящно и местами даже хорошо, но целостных моделей нет.При этом поразительным образом за XX век выяснилось, что, как только появляется хорошая теория, которая хоть что-то объясняет в процессе решения задач, уже назавтра она будет переделана в технологии решения. За XX столетие было три или четыре хороших теории с объяснительным потенциалом. Реально теорий было, конечно, значительно больше. Так вот, их переделали в технологии очень быстро. Причем их придумывали в одних странах, а переделывали в технологии в других странах — это ничему не мешало. Как только психологи всерьез что-то придумывают, это очень быстро становится общественным достоянием с двумя понятными вариантами развития событий. С одной стороны, сначала знание этого дает вам некоторые преимущества, а потом, когда об этом знают все, вы становитесь таким дураковатым — такой «пенек», который говорит общие места.
Армен Казарян. Доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, почётный член Российской академии художеств, иностранный член Национальной академии наук Армении. Автор «Большая российская энциклопедия». Архитектура — это практически всё, что нас окружает в пространстве. Всё вокруг нас формируется архитектурой. Конечно, можно считать, что большинство тех пространств, в которых мы обитаем, далеки от настоящей архитектуры: они складывались чисто утилитарно — но всё же это тоже своеобразная архитектура. Она может быть народной, может быть промышленной, индустриальной — какой угодно. И, конечно же, профессиональной. Ни один человек не мыслит себя вне архитектуры, он, может быть, не осознает этого. Я, например, возможно, и не осознаю, какую колоссальную роль играет в моей жизни музыка.
Александр Шпагин. Сыграл 35 ролей в кино, журналист, киновед, историк кино, автор публикаций в российских журналах о кино («Искусство кино» и другие), 15 лет был руководителем отдела российского кинопоказа на канале «РЕН ТВ». Автор портала «Большая российская энциклопедия». Моя специализация — это отечественное кино. На сегодняшний день я посмотрел 98% всего отечественного кино, то есть мне осталось совсем мало. Поэтому, если появляется какой-то старый советский фильм, который вдруг выложили в интернет, а я его не видел, я сразу: «Всё! Охота!» Я срываюсь с поводка, как та борзая, которую вывели на охоту. Срочно должен посмотреть. Сейчас у нас стало сниматься очень много фильмов, с каждым годом всё больше и больше. Хотя каждый год говорят: «Нет, всё, теперь будем сниматься мало. Кризис! Сейчас всё накроется…» Нет, не накрывается. Всё больше и больше снимается. Но все эти фильмы тоже надо отсмотреть.
Людмила Король. Кандидат географических наук, шеф-редактор научно-отраслевого блока «Планета» портала «Большая российская энциклопедия». Меня всегда завораживает Мировой океан. Это огромная живая масса, которая охватывает всё. И это стихия, которая может быть и ласковой: ты отдыхаешь, купаешься; а может быть цунами — страшные явления, которые и предсказать-то, при всём развитии современной науки, очень сложно. Цунами — это морские гравитационные волны большой длины, они возникают при подводных землетрясениях. Достигая побережий, вызывают иногда катастрофические разрушения. Всё развивается мгновенно: только что всё было спокойно, и вдруг извержение вулкана, огромная масса воды движется на тебя, и никуда ты от неё не денешься. Наша страна уделяет очень много внимания изучению океана. В 1970-е годы мы сделали такое крупное открытие — измерили глубину Марианской впадины, самой глубокой в мире. Раньше же люди не могли себе и представить, что есть такая глубина — 11 000 м. И, более того, на этой глубине есть жизнь. Так что Мировой океан — это потрясающе.