Любимые курсы года!

109 лекций122 часов 15 минут

Во главе стола царствует литература — здесь Пушкин заговорщически шепчется с Хемингуэем, а Гоголь горячо советует Фицджеральда попробовать пасту аль денте. Справа Романовы рассказывают о своём величайшем творении — волнующем умы городе Петра. Рядом с ними, ничуть не смущаясь, болтает ногами Баба-яга — весь 2025 год она посвятила выстраиваю гармоничных отношений с собой и миром. Слева от наших писателей, облачённые в тоги, сидят древние греки и рассуждают об идеях, которые изменили и продолжают менять мир к лучшему🎄

Циклы

Законы классики. Десять произведений, изменивших русскую литературу

 От классицизма к реализму: как «Горе от ума» изменило русскую драматургию
00:00:00
00:42:19
1 из 10

От классицизма к реализму: как «Горе от ума» изменило русскую драматургию

«Горе от ума» — одно из самых знаменитых произведений русской литературы, где блестящая сатира, любовная драма и философские размышления о судьбе благородного человека в обществе переплетаются воедино. На лекции мы поговорим о том, как создавалась комедия, почему при жизни Грибоедова ее почти не ставили на сцене, а распространялась она в рукописных списках. Разберем, в чем заключается главный конфликт Чацкого с фамусовским обществом и почему умный, прогрессивный герой оказывается в нем «лишним». Особое внимание уделим связи комедии с идеями декабристов — ведь поведение Чацкого во многом отражало их взгляды на жизнь. Не менее интересна и любовная линия пьесы: как личная драма Чацкого раскрывает новаторство «Горя от ума»? И, наконец, обсудим реакцию публики на произведение и пророческие слова Пушкина о ней.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:49
2 из 10

«Евгений Онегин»: как Пушкин изменил правила игры в литературе

«Евгений Онегин» — не только «энциклопедия русской жизни», как назвал его Белинский, а удивительный эксперимент, который не уступает современным романам. На лекции мы разберем, почему «Евгения Онегина» можно сравнить с остросюжетным сериалом, какие детали романа сегодня требуют «перевода» с пушкинского языка на современный, почему Онегин не служил и современники Пушкина косо на это смотрели, как дуэль Онегина и Ленского отражает нравы того времени и почему Татьяна — первая национальная героиня. Поговорим и о новаторстве Пушкина: почему «Евгений Онегин» — роман, который ломает все известные правила?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:40:53
3 из 10

«Герой нашего времени»: первый психологический роман в русской литературе

Роман «Герой нашего времени» открыл новую страницу в отечественной литературе и стал объектом постоянного внимания переводчиков, критиков и читателей по всему миру. На лекции мы поговорим о том, как создавался этот роман, кто его переводил и каково было восприятие «Героя нашего времени» современниками Лермонтова — от Белинского до Николая I. Разберем и уникальную композицию романа. Особое внимание уделим глубокой философской и социальной проблематике произведения: в чем трагедия Печорина, каков его внутренний конфликт и что делает его «лишним человеком»? Обсудим вопросы смысла жизни, свободы и одиночества, а также влияние общества на личность.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:58
4 из 10

«Мертвые души»: первый социальный роман в русской литературе

«Мертвые души» — не просто сатирическое произведение, а философская поэма о судьбе России и ее народа. На этой лекции мы рассмотрим, как Гоголь впервые в русской литературе обратился не к отдельному герою, а к изображению целого общества. Разберем, как каждый из персонажей — Манилов, Собакевич, Плюшкин и другие — воплощает определенный человеческий порок. Поговорим о загадочном Чичикове, его прошлом и возможном преображении, которое делает его больше чем просто аферистом. Также уделим внимание жанровому новаторству Гоголя, его психологизму, символике, лирическим отступлениям и индивидуализированному языку персонажей. Обсудим, как «Мертвые души» повлияли на развитие русского реализма и почему это произведение до сих пор актуально.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:48:54
5 из 10

«Отцы и дети»: роман-портрет эпохи великих перемен

Что, если философия, в которую ты веришь, рушится при столкновении с реальной жизнью? «Отцы и дети» — не только хроника спора «отцов» и «детей», а тонкое исследование человека, который хотел все изменить. На лекции мы поговорим о том, как в «Отцах и детях» отразился острый конфликт между поколениями, идеологиями и представлениями о будущем. Почему Базаров, убежденный нигилист, оказывается глубоко ранимым и противоречивым? Что разрушает его философию: любовь, одиночество или внутренняя пустота? Вы узнаете, какие реальные события своего времени Тургенев встроил в сюжет, чем роман возмутил критиков и как он повлиял на Достоевского и русскую литературу в целом.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:50:16
6 из 10

«Обломов»: роман о мечтателе

Роман Ивана Гончарова «Обломов» — глубокое и многослойное произведение, в котором много юмора и музыкальности. На лекции мы особое внимание уделим главному герою — Илье Ильичу Обломову. Как мог человек с чуткой душой и незаурядным умом так бесславно завершить свою жизнь на диване? Обсудим, кто виноват в его судьбе: общество, воспитание или он сам? Разберем понятие «обломовщина» и почему оно до сих пор актуально. Обсудим, почему французский перевод привел Гончарова в ярость и как этот эпизод помогает понять замысел автора. А также поговорим о двух ключевых женских образах романа и теме любви: почему именно любовь становится способом понять характер и мотивы героя?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:42:32
7 из 10

«Гроза»: первая русская трагедия о женщине

Пьеса Александра Островского «Гроза» — одно из самых сильных произведений о борьбе женщины с жестокими нравами общества. На лекции мы поговорим о том, как личная драма Островского повлияла на образ Катерины. Рассмотрим, как устроен мир Калинова — провинциального городка на берегу Волги, где сама природа становится символом. Обсудим, почему экспозиция, второстепенные персонажи и образ грозы играют ключевую роль в раскрытии центрального конфликта. Разберем главных героев: Катерину, Тихона, Бориса и Кабаниху. Как сама Кабаниха видит свои поступки и в чем ее внутреннее оправдание? Почему «Гроза» — это не просто драма, а трагедия нового типа, открывшая в русской литературе тему свободы женщины?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:42:11
8 из 10

«Преступление и наказание»: первый философский детектив в русской литературе

Роман Федора Достоевского — глубокое размышление о человеческой свободе, морали и границах допустимого. На лекции мы поговорим о том, как идеи эпохи — культ «сильной личности» и нигилистические взгляды — повлияли на создание образа Раскольникова. Особое внимание уделим структуре и стилю романа: как Достоевский соединяет философские диалоги с детективным сюжетом, анекдоты — с исповедью, газетные новости — с евангельскими мотивами. Разберем, что значит «фантастическое время» в романе, и обсудим философскую и религиозную глубину романа, его символику, полифоничность и влияние на мировую литературу.
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:45:40
9 из 10

«Война и мир»: первая эпопея в мировой литературе

«Война и мир» — первый роман-эпопея в мировой литературе, в котором соединились исторический масштаб и философское осмысление истории. На лекции мы поговорим о том, как создавалось это произведение: какие названия предшествовали окончательному, как менялся замысел и почему автору пришлось разъяснять свои идеи в специальной статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”». Обсудим художественные и историософские особенности произведения, уникальный подход Толстого к изображению исторических событий, а также причины, по которым роман вызывал восхищение одних и критику других читателей (и нет, дело не в количестве вставок на французском). Поговорим о новаторском изображении семьи, роли народа, а также о языке и символике романа. И вместе попытаемся ответить на главный вопрос: что движет историей — воля отдельных личностей или рок?
Гаянэ Степанян
00:00:00
00:44:44
10 из 10

«Вишневый сад»: как Чехов создал драматургию ХХ века

«Вишневый сад» — это история о людях, которые не услышали время, не поняли друг друга и не заметили, как все изменилось. На лекции мы поговорим о том, почему «Вишневый сад» невозможно свести ни к трагедии, ни к социальной драме, в то время как сам Чехов считал свою пьесу… комедией. Разберем, как Чехов нарушил все правила классической драмы и в чем была причина его разногласий со Станиславским. Поговорим и о названии: почему все-таки «Вишнёвый сад», а не «Ви́шневый»? Также обсудим, почему в пьесе все важное происходит между строк: в паузах, в недосказанностях, во внутренней жизни героев. И особое внимание уделим образу Лопахина — человека действия, предпринимателя, художника в душе, который, сам того не желая, разрушает то, что хотел спасти.
Гаянэ Степанян

История Моды

Мода Античности
00:00:00
01:05:04
1 из 9

Мода Античности

На первой лекции из культурно-образовательного цикла Музея Моды «История моды и стиля», посвящённой моде периода античности, слушатели узнают о том, что такое древнеегипетский стиль, познакомятся с модой и любимыми силуэтами Древней Греции и Древнего Рима, а также погрузятся в хитросплетения взаимосвязей моды и архитектуры. Лекцию читает Полина Уханова — руководитель выставочного отдела в Музее Моды, автор образовательных и развивающих курсов, издатель книг по искусству, имеет многолетний опыт сотрудничества с российскими и иностранными музеями.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:58:28
2 из 9

Мода Ар-нуво

Лекция посвящена моде конца XIX – начала XX в. Этот период произошли кардинальнех изменения не только в моде, в женском образе, но и в мировоззрении людей по обе стороны Атлантики. Старый мир перестал существовать, аристократы и древние фамилии начали стремительно терять влияние и вес в обществе. В лекции вас ждут женщины, укутанные в меха и перья диковинных птиц, дамы в огромных шляпах, неспособные передвигаться без помощи трости или руки мужчины, первые феминистки и леди Vogue. Лекцию читает Полина Уханова — руководитель выставочного отдела в Музее Моды, автор образовательных курсов, издатель книг по искусству, имеет многолетний опыт сотрудничества с российскими и иностранными музеями.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
01:21:25
3 из 9

Модные дома первой половины XX века

Даная лекция посвящена знаменитым брендам, присутствовавшим на модной арене первой половины XX в. Такие имена, как Поль Пуаре и Габриель Шанель, известные любому человеку, интересующемуся модой, сегодня являются практически синонимами стиля указанного периода. Тем не менее, история моды этого периода названными именами не ограничивается. Первая мировая война, Октябрьская революция и другие события, способствующие кардинальным переменам в европейском мире, полностью изменили и требования к одежде. Модельеры, реагируя на перемены, реформировали костюм. На лекции речь пойдет о выдающихся модельерах-реформаторах — Джоне Редферне, Поле Пуаре, Мадлен Вионне, Коко Шанель, Эльзе Скиапарелли, и том, какие их новшества и идеи до сих пор формируют наше представление о стиле и элегантности. Лекцию читает научный сотрудник Музея Моды Юлия Малыгина.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:48:09
4 из 9

Модные дома XXI века

Лекция посвящена дизайнерам, чей карьерный старт или творческий расцвет пришелся на начало этого столетия (от МакКуина до Рубчинского), а также новой жизни модных домов, получивших статус классиков высокой моды еще во второй половине XX века, но успешно вступивших в новое тысячелетие. В начале XXI века, как и сто лет назад, высока актуальность синергетических и эклектических процессов в моде, с той лишь разницей, что в XXI веке стремительно возросла роль информационных технологий. Слушатели узнают о том, как в современном дизайне используется диджитал-принтинг, VR-технологии и другие новшества; о колаборации высокой моды и масс-маркета, современных художников и дизайнеров, возросшем влиянии культурных процессов в Восточной Азии на индустрию, а также о том, как современными модными домами интерпретируется наследие великих кутюрье прошлых эпох. Лекцию читает научный сотрудник Музея Моды Юлия Малыгина.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:15:05
5 из 9

Модный силуэт второй половины XIX века: корсет, кринолин, турнюр

Женская мода XIX века с ее громоздкими конструкциями и тугим шнурованием может представляться нам крайне неудобной и сковывающей, но современники зачастую считали совершенно иначе. В чем заключались преимущества актуальных фасонов 1850-1880-х годов с точки зрения носивших их модниц? И за что же всё-таки критиковали кринолины, турнюры и корсеты? Лекцию читает Ксения Гусарова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор работ по культурной истории тела, красоты и гигиены.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:13:18
6 из 9

Серебряный век моды

Что такое авторский стиль денди Михаила Кузьмина, Николая Гумилева, как в дореволюционной России богатырское сложение сочетали с изяществом манер и за что Александр Блок разозлился на дендизм и декаданс. Какие вещи гардероба являлись знаковыми для Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, а какие делали из Гиппиус и Тэффи эксцентричных особ Серебряного века. Лекцию читает Алена Григораш — кандидат искусствоведения, лингвист. Приглашенный лектор Философского факультета МГУ, доцент МПГУ.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
01:35:31
7 из 9

Молодежные субкультуры

Лекция «Молодёжные субкультуры в России: от денди до хипстеров» – это сжатый университетский курс, который Артемий Троицкий читал в высших учебных заведениях Англии, Финляндии, Эстонии и США, и который лёг в основу книги «Субкультура: о яростных и непохожих». Предмет лекции – история молодёжных движений, организаций и субкультур с начала XIX века до наших дней. В одном контексте рассматриваются такие непохожие и разнородные явления, как декабристы и стиляги, футуристы и гопники, «лишние люди» и футбольные фанаты. Каждому из молодёжных феноменов даётся подробная характеристика, рассказывается о ярчайших представителях каждой субкультуры. Автор: Артемий Троицкий – рок-журналист, музыкальный критик, педагог, искусствовед, радиоведущий. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Ведущий специалист по джазу, року и современной музыке. Возрастное ограничение 16+
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:12:18
8 из 9

Что такое вульгарность?

Исторические смыслы термина «вульгарный» очень подвижны: о вульгарности писали и Шекспир, и лорд Честерфилд, и Джон Рескин. Мы попробуем разобраться, как возникло современное толкование вульгарности.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина
00:00:00
00:11:44
9 из 9

Принцип «‎намеренной небрежности»‎‎ в культуре

Принцип намеренной небрежности подразумевает идею «‎La sprezzatura»‎‎‎‎ - «искусство создавать впечатление кажущейся легкости». Этот прием хитроумно использовали английские денди 19 века.
Ксения Гусарова, Алена Григораш, Артемий Троицкий, Юлия Малыгина

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8

Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:39
2 из 8

Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:22
3 из 8

Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
4 из 8

Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:49
5 из 8

Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:26
6 из 8

Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:20
7 из 8

Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
8 из 8

Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.
Коллектив авторов

Психология отношений

Что такое любовь и близость? 
00:00:00
00:35:33
1 из 9

Что такое любовь и близость? 

В лекции поговорим о том, что все обсуждают, но мало кто по-настоящему понимает: о любви и близости. Мы разберём, что это такое, как они работают в нашей психике, почему иногда рушатся, а иногда становятся фундаментом счастья. Разберем теорию привязанности и то, как наш тип привязанности в детстве влияет на взрослые отношения.
Ольга Каминина
00:00:00
00:42:35
2 из 9

Как мы выбираем партнеров: теория о типах привязанности и ее влияние на отношения

Тревожная, безопасная, избегающая, тревожно-избегающая — как найти себя в этом разнообразии и понять, что мешает строить поддерживающие отношения?
Ольга Каминина
00:00:00
00:31:09
3 из 9

Как мы выбираем партнеров: про что могут быть наши отношения и как наши опоры по жизни влияют на них

Поговорим о наших ценностях в отношениях, откуда они берутся и как формируются , также коснемся наших ран и травм, поговорим об их влиянии на жизнь и отношения. 
Ольга Каминина
00:00:00
00:27:03
4 из 9

Природа насилия, как распознать насилие в отношениях

Откуда берется насилие? Почему люди продолжают оставаться в отношениях с агрессорами, и как это устроено с точки зрения эволюции и психики? Мы обсудим, как власть, гендерное неравенство и травматический циклический опыт насилия из поколения в поколения привел нас в ту точку, в которой мы находимся сейчас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:29:11
5 из 9

Словами через рот: как строить диалог, быть понятым и понять другого

В этой лекции мы разберем основы эмоционально-фокусированной терапии для пар, практики, помогающие строить нетоксичное общение.
Ольга Каминина
00:00:00
00:34:50
6 из 9

Стадии отношений: что происходит в каждой из них, как понять, какая сейчас, и что ждёт вас дальше

Где на самом деле любовь? Что делать, если хочется всегда быть в «конфетно-букетном» периоде? На эти и другие вопросы будем искать ответы в лекции про стадии отношений. Разберем, почему конфликты — это нормально и почему важно учиться выдерживать их, но не переступать через себя.
Ольга Каминина
00:00:00
00:45:41
7 из 9

Как исправить то, что уже поломалось: ассертивная коммуникация

В седьмой лекции обсудим поиск баланса между пассивностью и агрессивностью, будем учиться выражать свои мысли, чувства и потребности уверенно и уважительно для достижения взаимопонимания без давления на другого. 
Ольга Каминина
00:00:00
00:31:24
8 из 9

Укрепление хорошего: как поддерживать отношения и получать от них удовольствие

На этой лекции мы обсудим, как нам меньше сталкиваться с главными разрушающими факторами отношений: критикой, презрением, оборонительной позицией и игнорированием. Попробуем научиться находить друг в друге лучшее чаще, чем это сейчас возможно, и научиться устойчивости в неустойчивом фрустрирующем мире.
Ольга Каминина
00:00:00
00:43:43
9 из 9

Секс в длительных отношениях: что делать, если что-то идет не так, как вы ожидали, и как улучшить сексуальные отношения в паре

На последней лекции курса мы поговорим о том, с какими проблемами сталкиваются пары чаще всего, куда уходит влечение и где найти вдохновение для нового исследования сексуальности друг друга.
Ольга Каминина

Здоровые отношения с собой

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни
00:00:00
00:54:50
1 из 9

Я самооценка самоценность: влияние истории моей жизни

Чем отличается самооценка и самоценность, какой бывает самооценка и как это влияет на нашу жизнь. Как наше детство и последующий опыт отражается в нашем поведении сейчас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:32:18
2 из 9

Мои ценности и принципы: из чего они формируются, как о них помнить, где найти?

Как строить жизнь достойную того, чтобы жить? Как выбрать, на что опираться в жизни? На эти и другие вопросы об опорах и приоритетах ответ в этой лекции.
Ольга Каминина
00:00:00
00:36:34
3 из 9

Мои чувства и что с ними делать. Стыд и вина

Из этой лекции вы узнаете, почему эти чувства называются сложными и почему с ними так тяжело. Поговорим о том, откуда берутся стыд и вина, какая от них есть польза и как они могут деструктивно влиять на нас.
Ольга Каминина
00:00:00
00:52:28
4 из 9

Мои мысли (почему они такие, какие есть? Зачем они нужны? Можно ли их убрать и поменять?)

Как мы думаем и можем ли мы влиять на это? Эта лекция о том, зачем нам мысли, чем они помогают нам, а чем мешают. Также мы обсудим, можем ли мы влиять на своей мышление и как.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:41
5 из 9

Мои эмоции и их влияние на меня

В этот раз мы посмотрим на эмоции с эволюционной точки зрения: откуда они берутся и зачем они нужны мне в современной жизни. А также рассмотрим, как эмоции связаны с принятием решений, действиями и планами.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:07
6 из 9

Другие: мои границы и приоритеты

Выстраивание отношений с другими — сложная задача. Нам важно учитывать и свое состояние, и состояние другого человека, и как мы можем влиять на него и как он может влиять на нас. В этой лекции обсудим, где проходят границы личного и публичного, от чего они зависят и как выстраивать приоритеты в коммуникации.
Ольга Каминина
00:00:00
00:49:44
7 из 9

Как помогать себе в сложных ситуациях

Кризисные планы на случай непредвиденных стрессовых ситуаций. В этой лекции поговорим, как помочь себе и близким в случаях горя, сильного переживания и других тяжелых ситуациях.
Ольга Каминина
00:00:00
00:39:22
8 из 9

Как планировать для себя лучшую жизнь и следовать плану

Как учиться планировать важное и быть гибким к переменчивым обстоятельствам? Может ли планирование быть устойчивым? В этой лекции обсудим долгосрочные цели и то, как мы можем идти к ним, выбирая себя.
Ольга Каминина
00:00:00
00:33:47
9 из 9

Осознанность

В этой лекции мы поговорим об осознанности: что это такое осознанность и почему она необходима современному человеку, в каких случаях практики осознанности могут помочь и как развивать осознанный подход к жизни. А также поговорим о том, как наблюдение помогает выстраивать лучшую жизнь и помогать себе.
Ольга Каминина

Славянская мифология

Славянская мифология. Часть 1
00:00:00
00:49:32
1 из 6

Славянская мифология. Часть 1

В этой лекции Александра Баркова расскажет про то, как не ошибиться в выборе качественной литературы о славянской мифологии, каким книгам доверять можно, а какие лучше отложить. Погружение в саму тему начнется с разбора мифологии животных: образ волка, зайца и лебедя и других животных. Также из этой лекции вы узнаете, кто такие банники и почему при входе в баню славяне снимали крест, и как они связаны с домовыми.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:27
2 из 6

Славянская мифология. Часть 2

Во второй лекции цикла заканчивается разбор низшей мифологии. Вместе с лектором вы выйдете из русской деревни и попадете к русалкам и высшим богам. Из лекции вы узнаете, как выглядели русалки в представлении древних славян, откуда к нам пришел образ девушки с рыбьи хвостом, кто такие фараонки и как они связаны с русалками, а также, почему пояс — важнейший элемент одежды.
Александра Баркова
00:00:00
01:06:03
3 из 6

Высшая славянская мифология

В третьей лекции Александра Баркова расскажет о мужских и женских богах. Внутри вас ждет рассказ о Ярило и Перуне, образе Рожаницы и Морены. А также о самом живучем празднике, связанном с Мореной, — Масленице.
Александра Баркова
00:00:00
00:51:59
4 из 6

Исторические корни волшебной сказки

В четвертой лекции Александра Баркова продолжает разговор о теории мифологии и подробно разбирает книгу Владимира Яковлевича Проппа «Морфологические корни волшебной сказки». Из лекции вы узнаете, что роднит главного героя эпоса с его противником, как на самом деле выглядела Баба Яга, чем славянский дракон отличается от Змея Горыныча из мультфильмов, а также о месте сна в славянском эпосе и почему сказка всегда заканчивается женитьбой.
Александра Баркова
00:00:00
01:00:06
5 из 6

Илья Муромец

Всем знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри», но знаете ли вы, что на самом деле три богатыря никогда не встречались вместе? В пятой лекции цикла Александра Баркова разберет образ Ильи Муромца как героя былинного эпоса, человека старого, впрочем, не совсем и человека…
Александра Баркова
00:00:00
01:00:24
6 из 6

Русские былины

В заключительной лекции цикла речь пойдет о русских былинах. Из нее вы узнаете о развитии и упадке былинного жанра: где впервые встретилось слово «былина», почему былины — на удивление мирный эпос, а также познакомитесь с былиной «Дюк Степанович» и ее образами.
Александра Баркова

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

Начало древнерусской литературы
00:00:00
01:36:02
1 из 24

Начало древнерусской литературы

Из первой лекции вы узнаете о несостоятельности представлений о дохристианской письменности на Руси, «Русских Ведах», «Влесовой книге» и русской литературе как едином целом, ее учительном характере и его проявлениях в разные исторические периоды. Также вас ждет «душеполезный» принцип отбора литературы на заре русской книжности, «Повесть временных лет» как первое оригинальное произведение и проблема норманизма.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:52:04
2 из 24

Становление стиля древнерусской литературы

Из второй лекции вы узнаете о появлении знаменитого «русского надрыва», роли дружины в жизни князя, «сказании о Борисе и Глебе» и о главных качествах и свойствах древнерусского произведения.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:56
3 из 24

«Слово о полку Игореве» и его мир

В центре третьей лекции «Слово о полку Игореве» и все вопросы, связанные с ним: причины непопулярности в Древней Руси, несостоятельность оценки памятника К. Марксом, культурная ситуация в эпоху двоеверия, отсутствие противопоставления язычества и христианства в памятнике, а также личность автора, тема любви и страсти.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:21:32
4 из 24

Произведения о татарском нашествии

Четвертая лекция начинается «Словом о погибели земли русской» и связью двоеверия с татаро-монгольским нашествием. Также из лекции вы узнаете о возникновении христианских праздников и разберете тексты, которые отчасти копируют «Слово о полку Игореве», но рассказывают о другом: это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом нашествии».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:19
5 из 24

Становление художественной литературы

Темы пятой лекции — Епифаний Премудрый и религиозное обоснование «плетения словес», художественные особенности «Жития Стефана Пермского», а также христианское отношение к хлебу, крестьянству и крестьянской культуре и «Повесть о Петре и Февронии»: о чем она и почему не была воспринята современниками.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:36:37
6 из 24

Державные идеи в русской литературе

На шестой лекции поговорим о культурной ситуации в XVI веке, о «Повести о Дракуле» и амбивалентном отношение автора к персонажу. Также о великих минеи-четьи и их «тираже»; особенностях средневекового мировоззрения и энциклопедиях того времени. Затем «Домострой» как утопия, особенности понятия «кротость», отношение к Византии и Махмеду II и концепция «Москва – Третий Рим». А закончим на переписке Ивана Грозного с Курбским и ее восприятием в разные времена.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:50:51
7 из 24

Вторжение жизни в литературу

Тема седьмой лекции — жизнь и литература в XVII веке. Лекция начнется со смешения еще неописанных литературных штилей в переписке Ивана Грозного с Курбским, затем поговорим о плутовских повестях и закончим самым скандальным произведением века — «Житием протопопа Аввакума, им самим написанное».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:20
8 из 24

«Поэтом можешь ты не быть»

Из восьмой лекции вы узнаете о появлении виршевой поэзии, роли поэта и поэзии в обществе, барочных представлениях о личности поэта и их преломлении в русской культуре. А также о том, кто такой Симеон Полоцкий и Сильвестр, как они воспринимались в советской культуре. И в конце о поэзии при Петре I и причинах борьбы с «латинствующими».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:42
9 из 24

Литература и власть

На девятой лекции мы поговорим о свободе слова в XVIII веке, о сатирических и запрещенных произведениях и разнице между «критикой» и «хамством», а также перенесемся в XX век, чтобы увидеть, как советская культура повлияла на наше восприятие авторов из XVIII века.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:55:20
10 из 24

Предтечи «золотого века»

Темы десятой лекции: Державин и Карамзин. Поговорим о завершении формирования русского поэтического языка, «забавном русском слоге», особенности обращения с античной традицией, сентиментализме, «Бедной Лизе» и последней русской летописи — «Истории государства Российского».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:45:14
11 из 24

Смех страшит

Лекция одиннадцать открывает вторую часть этого курса. В этой лекции поговорим об изобретении буквы «ё», русской классике и почему школьники ее не очень любят, а в возрасте 30+ она читается на ура.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:37:50
14 из 24

Михаил Лермонтов

В лекции четырнадцатой мы поговорим о творчестве Михаила Лермонтова. Почему его воспринимали негавтивно в XIX веке и почему позже он стал востребованным. Также мы рассмотрим, возможно, главное его произведение — поэму «Демон», и обсудим отношение к ней в разные периоды, отсутствие в ней демонического начала и притягательность демонизма для «взрослых подростков».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:41
15 из 24

Николай Гоголь

Пятнадцатая лекция этого цикла посвящена Николаю Гоголю. В ней мы рассмотрим: феномен Гоголя как основоположника русского фэнтези, «Ревизора» как уникальное произведение мировой драматургии, реальность и ее трансформацию в «Мертвых душах», а также вспомним Владимира Набокова в контексте «Петербургских повестей».
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:59:40
16 из 24

Неизвестный Виссарион Белинский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:44:40
17 из 24

Негромкая поэзия: Федор Тютчев и Афанасий Фет

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:58
18 из 24

Дворянин не у дел: Иван Тургенев

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:33:08
19 из 24

Русский надрыв: Федор Достоевский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:34:45
20 из 24

Русский дух. Часть 1: Николай Некрасов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
02:11:08
21 из 24

Русский дух. Часть 2: Александр Островский

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:26:51
22 из 24

Лев Толстой

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:46:17
23 из 24

Доктор Чехов

Возможно, название курса кого-то шокирует. Но такому курсу самое место в Доме-музее Марины Цветаевой, всем своим творчеством бунтовавшей против равнодушия под маской приличий. Вот чего в этом курсе не будет, так это — равнодушного уважения к русской литературе. Что же будет? Будет анализ всех одиннадцати веков нашей литературы как единого художественного процесса, где десятый век мощно прогремит в двадцатом, а семнадцатый, увы, жутко испортит поэзию девятнадцатого, где проблемы «Жития Сергия Радонежского» лучше лучшего объяснят, почему застрелился Маяковский, а Гоголь зарастит раны, нанесенные русской литературе ордой Батыя… Для кого этот курс? Изначально он был подготовлен для студентов факультета журналистики Института УНИК, затем и культурологи потребовали его вместо традиционного академического, а поскольку образование было дистанционным, то многие слушали лекции как с детьми-школьниками, так и просто с семьей. Взахлеб. Так что проверено: курс для всех интересующихся от двенадцати лет и до любого возраста. Автор курса – Александра Баркова, кандидат филологических наук, в 2012–2017 годах — профессор и завкафедрой культурологии Института УНИК, с 1990 года преподает мировую мифологию.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
00:57:07
24 из 24

Первый денди страны Советов: Анатолий Мариенгоф

Олег Демидов – исследователь творчества имажинистов, составитель собрания сочинений А.Б. Мариенгофа и И.В. Грузинова. В январе 2019 года в «Редакции Елены Шубиной» выходит написанная Олегом Демидовым биография Мариенгофа – «Первый денди Страны Советов». Имажинизм, скандальные акции, экспериментальная проза, подцензурная и неподцензурная драматургия – обо всем этом вы услышите на лекции.
Александра Баркова, Олег Демидов

5 идей, изменивших мир

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры
00:00:00
00:53:12
1 из 5

Миссия «Сократ» или как выбраться из тьмы пещеры

Речь пойдет о Сократе — греческом философе и неизменном герое диалогов Платона, ставшем главной соринкой в глазах всего афинского общества. Он угрожал не только античному представлению о мудреце (ничего не говоря, а только слушая), но и всей полисной демократии (спойлер: Платон как раз в ней разочаруется после казни учителя). Его философская инновация- душа, за которую нам еще предстоит побороться.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:02:42
2 из 5

Этому городу нужен новый герой или как Ницше опередил Marvel и DC

Лекция посвящена главным идеям Ф. Ницше, прочно засевших в умах как его современников, так и потомков. Его произведения перевернули представления интеллектуалов России и Европы об обществе, в котором мы живем и будем жить. Философ, отвергая ценности и цели общества «последних людей», прокладывает дорогу новому типу человека, венцу моральной эволюции. Больно, страшно и без Божьей помощи.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:17:12
3 из 5

Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх

Герой этой философской зарисовки Зигмунд Фрейд. Для дедушки психоанализа каждый человек- айсберг, большая часть которого под водой. Именно там обитают требовательные чудовища нашего детства и самых смелых фантазий. И каждый день у них есть шанс взять верх над тем, что мы по ошибке считаем подконтрольным разуму. Теория Фрейда- удар под дых общечеловеческому заблуждению «я все контролирую», от которого человечество еще не скоро оправится.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:16:29
4 из 5

Человек массы Ханны Арендт и банальность зла

XX век стал веком глобальных потрясений: войн, тоталитарных режимов и всепоглощающего одиночества. Мир стремится свести бесконечное разнообразие человеческих существ к общему знаменателю, превращая людей в вещи. Почему мы стали “массой”, и как слепое следование закону привело человека (подполковника СС Адольфа Эйхмана) и человечество к тяжелейшим преступлениям всей мировой истории. Оплеуха западному обществу от Ханны Арендт.
Екатерина Гресь
00:00:00
01:07:30
5 из 5

Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты

Создание искусственного интеллекта — самая заветная мечта и самый страшный ночной кошмар современного человека. Что думают философы о создании машины, которая станет равна (а может и превзойдет) человеку? Для этого нужно сначала определить, что же такого уникального в человеческом сознании, и можно ли повторить это в структурах небиологического происхождения. Джон Серл предлагает мыслительный эксперимент, названный «китайской комнатой», позволяющий задуматься, какое будущее ждет Siri, Алису и всех выросших на фильмах о Терминаторе.
Екатерина Гресь

Великий американский роман

Великий американский роман
00:00:00
01:14:40
1 из 19

Великий американский роман

Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США. Павел Балдицын: «Культура США выросла на основе европейских традиций, однако с самого начала XIX века американцы стремились создать самобытную американскую литературу. Одну из самых известных концепций сформулировал писатель Джон Дефорест в своей статье-манифесте „Великий американский роман“ (1868), где поставил целью написать романы, которые дали бы „картину обычных чувств и нравов американского существования“ и наиболее полно воплотили „дух времени и страны“. В этом обнаружился проективный характер национальной культуры, желание вступить в соперничестве с европейской литературой, но также и неразвитость художественного вкуса американских критиков и читателей, которые не заметили великих поэтов Эдгара По и Уолта Уитмена, великих прозаиков Германа Мелвилла и Марка Твена, ведь признание к ним пришло из Европы». На первой лекции пойдёт речь об идее «Великого американского романа» и критической полемике вокруг неё, о принципах отбора произведений в канон национальной классики.
Павел Балдицын
00:00:00
01:18:44
2 из 19

Фенимор Купер

Фенимор Купер — родоначальник американского романа, новатор, создатель совершенно новых жанров, таких как шпионский или морской роман. Главным его творением стали романы о пионерах и движущейся границе с их специфическими сюжетами и героями, где непременные истории любви потеснили иные темы — бегство от цивилизации к природе, взаимоотношения людей разных культур с природой и между собой, конфликт естественного человека с законом. На лекции будут представлены два лучших романах Купера из пенталогии о Натти Бампо: «Пионеры» и «Последний из могикан». Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:44
3 из 19

Натаниэль Готорн

Натаниэль Готорн внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма; идеализировал некоторые черты пуританской этики. Его главный роман «Алая буква» («The Scarlet Letter») считается одним из ключевых литературных произведений США, который к тому же один из первых завоевал признание в Европе, а также подвергся шквалу критики со стороны религиозных общин. Роман был неоднократно экранизирован, по нему были написаны оперы, также он оказал огромное влияние на поп-культуры и не потерял своей актуальности и сегодня. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:19:25
4 из 19

Герман Мелвилл

Германа Мелвилла можно назвать самым главным американским романтиком и самым масштабным писателем США. Его ключевой роман «Моби дик, или белый кит» был написан в 1851 году, но особую популярность обрел после Первой мировой войны. С 20-х по 50-е годы ХХ века художественный стиль Германа Мелвилла, свойственный ему трагизм, получили сильный отклик среди представителей потерянного поколения. Лектор — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США Павел Вячеславович Балдицын
Павел Балдицын
00:00:00
01:21:37
5 из 19

Марк Твен

Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн» - Эрнест Хемингуэй. Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет, как связан Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс с Марком Твеном, а также о двух самых известных произведениях Марка Твена: «Приключениях Гекльберри Финна» и «Приключениях Тома Сойера», об их влиянии на становление и канон американской литературы, проблемы, затронутые в произведении и что это чтение не только для детей, но и роман-размышление для взрослых.
Павел Балдицын
00:00:00
01:06:40
6 из 19

Гарриет Бичер-Стоу

Лектор Павел Вячеславович Балдицын - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ, заведующий кафедрой медиалингвистики, специалист в области литературы и культуры США - расскажет о «Хижине дяди Тома», романе американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Из этой лекции вы узнаете не только об истории создания романа и жизни его создательницы, но и о важнейшей теме этого произведения - рабовладении в Америке. Павел Вячеславович делает большой исторический обзор рабовладения, сравнивая его с русским крепостничеством, рассказывает о нравственных, психологических и религиозных проблемах романа, а также о том, как популяризация этого романа повлияла на рабовладение в Америке.
Павел Балдицын
00:00:00
00:59:23
7 из 19

Кейт Шопен. «Пробуждение»

Роман Кейт Шопен «Пробуждение» (1899) иногда называют американской «Мадам Бовари». Это шедевр, забытый на полстолетия в своей родной стране и заново прочитанный только благодаря иностранным исследователям. Сегодня этот роман стал одним из «евангелий» феминизма, он вошёл в программы почти всех университетов США, о нём написаны сотни статей, диссертаций и книг. Его героиня, красивая и богатая молодая женщина, которую любит и балует муж, которой восхищаются все вокруг – и мужчины и женщины, в душе чувствует себя бесконечно одинокой. Романтический порыв героини к свободе оказывается недостижимым, а пробуждение личности приводит к самоубийству.
Павел Балдицын
00:00:00
00:43:43
8 из 19

Джек Лондон. «Мартин Иден»

Многие писатели ХХ века признавались, что к творчеству их побудило чтение романа «Мартин Иден» (1909). Эта автобиографическая книга Джека Лондона из тех, что «написаны кровью собственного сердца». Читателей поразила судьба простого моряка, наделённого тягой к красоте, потрясающей волей и талантом, который ради любви сумел преодолеть все препятствия, достичь славы и богатства, но в финале испытал жестокое разочарование во всём, к чему стремился
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:56
9 из 19

Генри Джеймс. «Портрет дамы»

«Портрет дамы» (1881) – вершина творчества Генри Джеймса и признанный шедевр американской и английской литератур. Его главная тема – судьба свободной и независимой женщины, которая воплощает идею «доверия к себе» Эмерсона. Изабелла Арчер совершает неверный выбор и переживает крушение иллюзий, однако оказывается способной осознать это и найти своё предназначение в жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:32:13
10 из 19

Генри Джеймс. «Площадь Вашингтона»

Образ юной американской девушки, бросающей вызов окружающим, стал художественным стержнем нескольких произведений Генри Джеймса. Самой известной стала повесть «Дэзи Миллер» (1878). Героиня романа «Площадь Вашингтона» (1880) Кэтри Слоупер оказывается жертвой своей любви к отцу, который воплощает разум и твёрдость принципов, и любви к жениху, которого привлекало только её наследство. Самое главное в этом характере – великая нравственная сила и верность своим чувствам.
Павел Балдицын
00:00:00
01:00:48
11 из 19

Теодор Драйзер. «Американская трагедия»

Драйзер написал восемь романов и три из них вполне достойны войти в список великих. Однако «Американская трагедия» (1925) стала вершиной его творчества. В основу романа положен реальный случай, когда молодой человек ради богатства и положения в обществе убил свою любовницу. Драйзер очень внимательно прослеживает жизненный путь ничем не примечательного, кроме смазливой внешности, героя. Это обстоятельная, честная и бескомпромиссная попытка исследования болезней души американского, да и всякого общества, построенного на социальном неравенстве.
Павел Балдицын
00:00:00
01:11:55
12 из 19

Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. «Великий Гэтсби»

«Великий Гэтсби» (1925) – роман-драма, краткий и насыщенный, в котором криминальный анекдот становится средством философско-психологического анализа состояния умов и нравов в Америке 20-х годов. Эта эпоха «сухого закона», разгула преступности и гедонизма с лёгкой руки Фитцджеральда получила название «века джаза». Форма ностальгических воспоминаний от первого лица, неясность и символика образов придаёт роману лирические черты. В образе главного героя неожиданно сочетаются убожество и величие, низость поступков и «редкостный дар надежды», стремление к счастью, что живёт в душе американцев со времён первых переселенцев в Новый Свет.
Павел Балдицын
00:00:00
00:54:31
13 из 19

Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!»

«Прощай, оружие!» (1929) – один из самых ярких антивоенных романов ХХ века. В нём с особой свежестью рассказана вечная трагическая история Ромео и Джульетты, в которой роль убийственного рока сыграла Первая мировая война с её бессмысленной жестокостью и абсурдом. В романе Хемингуэя замечательно сочетание реалистической картины войны и романтической истории любви, точности деталей и символики образов.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
14 из 19

Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

Название романа «По ком звонит колокол» (1940), взятое из «Медитаций» Джона Донна, стало крылатым в ХХ веке. В нём звучит мысль о единстве человека со всем человечеством. Камерный сюжет приключений подрывника в тылу франкистов обретает эпический размах. История трагической любви героя, погибающего за счастье другого народа, рассказана здесь на фоне истории испанского народа, восставшего против неравенства и социальной несправедливости. В финале «Колокола» Хемингуэй пересматривает итог прежнего своего романа «Прощай, оружие!»: здесь герой живёт до последней фразы, с оружием в руках прикрывая отход отряда и своей любимой.
Павел Балдицын
00:00:00
01:09:33
15 из 19

Уильям Фолкнер. «Шум и ярость»

В романе Фолкнера «Шум и ярость» (1929), название которого навеяно сравнением из шекспировского «Макбета», история распада знатного семейства на американском Юге рассказана самым причудливым образом – через крайне субъективное восприятие и лихорадочные потоки сознания трёх братьев Компсонов. Особенно впечатляет первая часть, в которой передано детское и внелогическое восприятие мира глазами идиота, которому «вот уже 30 лет как три года». Четыре части романа представляют собой смену возрастов человека – от «невинности ребёнка» и подросткового смятения перед неумолимыми переменами бытия до умудрённой зрелости стороннего наблюдателя, способного узреть истину и главные ценности жизни.
Павел Балдицын
00:00:00
01:02:24
16 из 19

Уильям Фолкнер. «Свет в августе»

«Свет в августе» (1932) – ещё один эксперимент Фолкнера с формой романа. Здесь причудливо сочетаются три главных истории, которые носят символический характер: страшная и трагическая история полукровки со странным именем Джо Кристмас (Рождество), который воплощает расовый конфликт американского Юга, замешанный на жестокости и насилии, священника Хайтауэра, истово верующего в «южный миф» и способного любить всякого человека, даже убийцу, и простушки Лины Гроув, реинкарнации образа вечной женственности и материнства.
Павел Балдицын
00:00:00
01:05:31
17 из 19

Уильям Фолкнер. «Авессалом, Авессалом!»

В романе «Авессалом, Авессалом!» (1936) главная тема творчества Фолкнера – распад южной семьи и общины – получает необычайный размах. История Томаса Сатпена, который наперекор всем обстоятельствам и препятствиям устремлён к своей цели – стать творцом собственной судьбы и основателем аристократической династии, становится ярким воплощением краха американской мечты. При этом важен сам способ рассказа, когда образ главного героя предстаёт неясно и в то же время очень ярко, в коллективных воспоминаниях и мифологических параллелях.
Павел Балдицын
00:00:00
01:03:37
18 из 19

Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) — сатирический роман Марка Твена, который является одним из наиболее важных произведений автора. В этой книге Твен использует фантастическую ситуацию – путешествие своего современника в средневековую Англию – чтобы исследовать социальные и политические проблемы своего времени. Роман наполнен юмором и остроумными наблюдениями, а также содержит глубокие размышления о прогрессе, науке и технологии. Через приключения главного героя, Твен представляет читателям критический взгляд на общество XIX века, показывая, как многие из его проблем коренятся в истории и культуре.
Павел Балдицын
00:00:00
01:43:53
19 из 19

Джон Дос Пассос. Трилогия «США»

В этой лекции речь пойдет о трилогии Джона Дос Пассоса «США» (1930-1936). Она представляет собой масштабную картину американской жизни начала XX века. Это произведение показывает дух эпохи через призму судеб различных персонажей. Автор исследует социальные, экономические и политические аспекты американского общества того времени, используя множество стилей и литературных приемов. В центре внимания находятся темы войны, капитализма, классовой борьбы и индивидуализма. Трилогия «США» считается одним из ключевых произведений американской литературы XX века и важным документом эпохи.
Павел Балдицын

Смыслы города: Санкт-Петербург

 Стартовый взлет: город первой половины XVIII века
00:00:00
01:33:44
1 из 10

Стартовый взлет: город первой половины XVIII века

Как детские травмы Петра Первого повлияли на план и облик города — и каковы четыре здания, оставшиеся с тех времен. Почему Расстрелли был гастарбайтером, а Трезини не был архитектором. Есть ли связь между целомудренностью императриц и красотой улиц. Зачем Елизавета Петровна лично встречала все суда с тканями и украшениями. Когда Латинская Америка стала нам ближе Амстердама. Какая деревня в черте городского центра просуществовала до середины XX века. Об этом, о том, почему лучшие дворцы Петербурга непригодны для жизни, и о многом другом — на этой лекции.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:26
2 из 10

От гламурного рококо к классицизму «Третьего Рима»

Что стояло за стремлением Екатерины к просвещению и облагораживанию России? Что означало выражение «попасть в случай», и что хорошего дал Петербургу и России Фаворитизм, который при Екатерине был частью государственного хозяйства? Каково это — жить во дворце, и зачем Екатерина сама стирала белье?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:41
3 из 10

От Павла до Александра I

Почему Петербург не любит людей — и чем он напоминает театр? Почему только тоталитарная власть способна создавать такие города — и какие три столицы построены с аналогичным размахом? Какой город копировал «царь царей» Александр после петровского Амстердама — и кто выиграл тендер на архитектурный госзаказ? Когда парадный Петербург стал таким, каким мы его видим сегодня — и почему «русский ампир» не слишком уютен?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:03
4 из 10

Петербург времен Николая I

Царь — поклонник Вальтера Скотта и цензор каждого нового фасада, а десяток новых дворцов в Петербурге — следствие плодовитости монаршей семьи. Девиз Николая I — никаких кортежей! Новогодняя елка и лучшие архитекторы: все из Пруссии. Уродство Исаакия на фоне трехэтажного Петербурга. Еще величие России и уже загнивание Европы: вплоть до севастопольского краха. Русский национальный стиль. Позор от поражения и неизбежность реформ в наследство. Смерть: яд, нервы, воспаление легких?
Лев Лурье
00:00:00
01:31:37
5 из 10

Китч Александра II и его сходство с Ельциным

«Новый русские» и их дворцы. Обезображенный Петербург 1860-1880-х.
Лев Лурье
00:00:00
01:26:41
6 из 10

Александр III — тринадцать лет передышки после Великих реформ

Во времена Александра III в архитектуре, искусстве и моде господствовал русский стиль, и сам император, когда-то серьезно занимавшийся историей Древней Руси, лично содействовал проведению множества исследований по истории допетровской России. Главный девиз того времени – «тише едешь – дальше будешь». Главное событие внешней политики – появление «сердечного союза» с Францией. Главный памятник архитектуры – Владимирский собор в Киеве, главный писатель – А. П. Чехов. Главная новость весны – труп гимназиста в Фонтанке, а главный предмет увлечения – Россия первой половины XVII столетия.
Лев Лурье
00:00:00
01:23:19
7 из 10

Николай II — русская смута, экономический подъем, взлет искусства

На лекции речь идет о времени первого периода правления Николая II — человека деликатного, интеллигентного, но, как оказалось, не способного к управлению государством в такой сложный период его истории, каким было начало XX века. Брожение умов в периоды длительного благополучия и экономического подъема неизбежно. Все бури, выпавшие на долю последнего государя, имели бы место в любом случае. Отличие только в том, что ситуация краха империи при Николае складывалась как бы сама собой, как будто по воле рока: от происшедших по глупости трагедий Ходынки и Кровавого воскресенья до отсутствия Григория Распутина в городе в период принятия решения о вступлении в Первую мировую войну.
Лев Лурье
00:00:00
01:28:17
8 из 10

От Петрограда до Ленинграда

На этой лекции вы узнаете, как и где учились люди конца ХХ века, когда отменяется понятие «сессия», а система образования начинает напоминать западную, сколько экзаменов должен был сдать студент и как долго он мог это делать. А также, что делать и куда идти после гимназии, какие три любимца были в литературе того времени и как прекрасный Серебряный век был прерван Февральской революцией и как это отразилось на Петрограде.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:16
9 из 10

Не столица и не провинция

С 20-х годов большевистский режим становится все больше похож на Российскую империю и даже не времен Александра III, а Петра Великого. Идеология — часть имперской политики: шаг в сторону — побег, конвой стреляет без предупреждения. Тем не менее, это годы ленинградской школы художников, расцвета театра оперы и балета им. С. М. Кирова, «Трилогии о Максиме», «Чапаева», Тракторной улицы, дома Фомина и Левинсона на Карповке и, что может быть главное, знаменитой Детской редакции Государственного издательства (Детгиза).  Ленинград того времени – Афины и апокалипсис в одном флаконе.
Лев Лурье
00:00:00
01:42:04
10 из 10

Город в 1949-85 годах

Почему Сталин считал всех граждан, имеющих национальную родину за пределами СССР потенциальными врагами — и как это связано с тем, что сейчас филфак — это языковые курсы, а СПбГУ в целом — ПТУ. Где на Невском построено худшее из зданий «сталинского ампира» и чем радовали народ рестораны при Хрущеве. Каким был «второй серебряный век» русской литературы и почему он мог бы быть гораздо более ярким, чем серебряный век до революции. Первые выставки, первые квартирные семинары. КГБ и КПСС расходятся во взглядах на «вторую культуру». Изгнания и трагедии Нуриева, Барышникова, Довлатова, Рейна. Почему преследовали не всех, зачем Бродский ходил с контрабасом, за что избили Лихачева — и как повлияла «выставка такелажников» на судьбу директора Эрмитажа. Чем примечателен Брежневский стиль в архитектуре, и на месте какого храма стоит концертный зал «Октябрьский». Почему Пулково-I — самое приличное сооружение «эпохи Аллы Пугачевой», а Питер и сегодня похож на Москву так же, как старая добрая Англия на США.
Лев Лурье
Слушайте также
Новогоднее настроение
14 лекций
Новогоднее настроение

Добрые, искрящиеся, праздничные — такие лекции попали в подборку, чтобы создать ваше новогоднее настроение🎄

Новый год
Новый год
Рождество
Рождество
Дом Фаберже: императорские пасхальные подарки и история фирмы
Дом Фаберже: императорские пасхальные подарки и история фирмы
Ювелирный дом Болин: тиары для императриц и очень дорогие ювелирные изделия
Ювелирный дом Болин: тиары для императриц и очень дорогие ювелирные изделия
Слушать
Мифология и видеоигры
9 лекций
Мифология и видеоигры

Мифы, которые вдохновили Netflix и разработчиков игр на легендарные проекты.

Славянская мифология. Часть 1
Славянская мифология. Часть 1
Славянская мифология. Часть 2
Славянская мифология. Часть 2
Высшая славянская мифология
Высшая славянская мифология
Сотворение мира
Сотворение мира
Слушать
Для длинных вечеров
10 лекций
Для длинных вечеров

В этой подборке встретились лекции продолжительностью более 30 минут, чтобы сделать ваши вечера уютнее🥛🍪

Любовь – это способность
Любовь – это способность
Штаны и брюки русской поэзии
Штаны и брюки русской поэзии
Мифологические клише в литературе
Мифологические клише в литературе
Вторжение жизни в литературу
Вторжение жизни в литературу
Слушать