Свет наш Александр Сергеевич

43 лекции31 часов 32 минут

6 июня день рождения поэта! И мы решили, что хотим немного заглянуть за рамки образа, чтобы поговорить и об эпохе, в которую Александр Сергеевич жил. Поэтому в подборке лекций, кроме информации о самом Александре Сергеевиче и его творчестве, вы найдете сведения о том, как тогда выглядел и застраивался Санкт-Петербург, кого посещал Пушкин в Москве и с кем дружил, какая музыка тогда была в моде, что подавали на аристократических застольях и многое другое!

Циклы

Застолье в России в XVI – начале ХХ века

00:00:00
00:44:18
6 из 9

Застолья российских аристократов. XIX начало – XX века: сервировка, меню, этикет

На шестой лекции поговорим о российских гурманах XIX века, к которым принадлежал знаменитый баснописец И. А. Крылов, которые утверждали, что «едят все, а обедают только избранные». Обед являлся главной трапезой дня, в его подготовке учитывали внешнее оформление зала, меню, ассортимент вин, обслуживание стола и искусство застольной беседы. Но в XIX веке и завтрак занял достойное место в расписании трапез дня. Он мог быть домашним и праздничным, подаваться в дороге и в гостях, проходить в интимной обстановке и как официальное деловое застолье. Русские люди на завтрак ели самые разные кушанья от устриц до простокваши, а парадный завтрак в час дня непременно включал стерлядь и шампанское.
Юлия Уварова

Законы классики. Десять произведений, изменивших русскую литературу

00:00:00
00:45:49
2 из 10

«Евгений Онегин»: как Пушкин изменил правила игры в литературе

«Евгений Онегин» — не только «энциклопедия русской жизни», как назвал его Белинский, а удивительный эксперимент, который не уступает современным романам. На лекции мы разберем, почему «Евгения Онегина» можно сравнить с остросюжетным сериалом, какие детали романа сегодня требуют «перевода» с пушкинского языка на современный, почему Онегин не служил и современники Пушкина косо на это смотрели, как дуэль Онегина и Ленского отражает нравы того времени и почему Татьяна — первая национальная героиня. Поговорим и о новаторстве Пушкина: почему «Евгений Онегин» — роман, который ломает все известные правила?
Гаянэ Степанян

Смыслы города: Санкт-Петербург

00:00:00
01:29:41
3 из 10

От Павла до Александра I

Почему Петербург не любит людей — и чем он напоминает театр? Почему только тоталитарная власть способна создавать такие города — и какие три столицы построены с аналогичным размахом? Какой город копировал «царь царей» Александр после петровского Амстердама — и кто выиграл тендер на архитектурный госзаказ? Когда парадный Петербург стал таким, каким мы его видим сегодня — и почему «русский ампир» не слишком уютен?
Лев Лурье
00:00:00
01:29:03
4 из 10

Петербург времен Николая I

Царь — поклонник Вальтера Скотта и цензор каждого нового фасада, а десяток новых дворцов в Петербурге — следствие плодовитости монаршей семьи. Девиз Николая I — никаких кортежей! Новогодняя елка и лучшие архитекторы: все из Пруссии. Уродство Исаакия на фоне трехэтажного Петербурга. Еще величие России и уже загнивание Европы: вплоть до севастопольского краха. Русский национальный стиль. Позор от поражения и неизбежность реформ в наследство. Смерть: яд, нервы, воспаление легких?
Лев Лурье

Ничего кроме классики: история русской классической музыки

00:00:00
00:44:14
2 из 9

Новый концепт «русского пути»

Героями второй лекции стали великие русские композиторы: Михаил Глинка и Александр Даргомыжский. Вы разберете оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя»/«Иван Сусанин», «Русалка», «Каменный гость» и выясните, в чем заключаются особенности и различия симфонической и камерной музыки.
Дом-музей Марины Цветаевой

Искусство в лицах. Российская империя

Карл Павлович Брюллов
00:00:00
00:43:00
1 из 5

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) — один из известнейших российских живописцев, представляющих течение классицизма и романтизма. Не раз Карла сравнивали с Рембрандтом и Рубенсом. Прижизненно ему было присвоено звание «первой кисти государства». Художник был удостоен лаврового венка и бриллиантового перстня от императора Николая I.
Коллектив авторов

Пушкин — наше всё

«Нетерпенье сердца». Сватовство и свадьба А.С. Пушкина
00:00:00
00:35:07
1 из 7

«Нетерпенье сердца». Сватовство и свадьба А.С. Пушкина

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:53:53
2 из 7

Семья Гончаровых: Полотняный Завод и уклад жизни

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
01:05:08
3 из 7

Семья А.С. Пушкина: сыновья

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:48:43
4 из 7

Семья А.С. Пушкина: дочери

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:50:10
5 из 7

И.С. Бах и А.С. Пушкин. Английские часы VIII века

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:59:45
6 из 7

А.С.Пушкин и М.И. Глинка

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
01:40:06
7 из 7

А.С.Пушкин и П.И.Чайковский

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская

Пушкин — навсегда

Братство лицея. «Воспоминания в Царском Селе»
00:00:00
01:19:57
1 из 6

Братство лицея. «Воспоминания в Царском Селе»

У Пушкина мы почти не встречаем детских воспоминаний, в отличие от других поэтов и писателей. У него как будто их и нет до Царского Села. Зато о Царском Селе и о братстве лицеистов история превратилась почти что в миф. Почему поэт словно замалчивает свои детские годы? Что на самом деле значил Лицей и как он повлиял на гения? Какие идеи взрастили с своих воспитанниках лицейские наставники, какие еще имена остались в нашей истории и с кем из них поэт сохранял дружбу до последних дней?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:15:53
2 из 6

Петербург: тайны и заговоры

По окончании Лицея Пушкин окунулся в петербургскую жизнь с ее светскими развлечениями и активной общественной политической жизнью. Состоял ли поэт в тайных политических обществах в эту эпоху – и почему? Кто такой Чаадаев и что его связывало с Пушкиным? За что Александр I сослал поэта? И почему многие современники очень скептически отнеслись к великой поэме-сказке «Руслан и Людмила»?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:22:30
3 из 6

«Прощай, свободная стихия»

В 1820 г., будучи сосланным, двадцатилетний поэт был преисполнен романтическими мечтами и идеалами. В 1823 г. начинается тяжкий мировоззренческий кризис, который стал плодотворным не только для самого поэта, но и для всей русской литературы. Что такого открыл Пушкин, что позволило ему отойти от байронического романтизма и создать те лекала, по которым стали писать все последующие великие русские писатели?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:30:15
4 из 6

Любовь и карантин. Наталья Гончарова и Болдинская осень.

После восстания декабристов у Пушкина заканчивается ссылка в Михайловское и начинается придворная жизнь при новом императоре – Николае I. В это же время он «огончарован» самой прекрасной женщиной и мечтает о семейной жизни. Осенью 1830-ого года поэт вынужден остаться на карантине в Болдине, и его невольное заточение обогатит русскую литературу шедеврами Болдинской осени.
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:38:04
5 из 6

Как мы его потеряли. Последние годы

Последние годы жизни поэта были трагичными: в неразрешимый узел переплелись отношения с самодержцем и самодержавием, необходимость защитить семью и доброе имя жены, денежная неустроенность и стремление к покою и творчеству без обузы светских обязанностей. Мы помним, как этот узел разрешился… Вряд ли мы окончательно разберемся, почему на самом деле погиб Пушкин, и важно другое: к каким мыслям он пришел незадолго до своего конца? Какой духовный и интеллектуальный путь проделал он от идеализма юности – к последним годам? Что он имел в виду под «памятником нерукотворным»?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:17:32
6 из 6

«Наше всё» — что это значит?

В 1859 г. русский писатель и мыслитель Аполлон Григорьев высказал мысль, которая стала афоризмом: «Пушкин — наше все». Но что на самом деле мы вкладываем в нее? Почему именно Пушкин считается создателем русского литературного языка, да и русской литературы – а не Ломоносов, не Державин и не Жуковский? Иными словами, последнюю лекцию курса мы посвятим значению Пушкина.
Гаянэ Степанян

Переменка: специальный сезон

«Станционный смотритель», А.С. Пушкин
00:00:00
00:04:53
8 из 12

«Станционный смотритель», А.С. Пушкин

Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение А.С. Пушкина: «Станционный смотритель».
Вебиум, Без Сменки
«Выстрел», А.С. Пушкин
00:00:00
00:04:32
12 из 12

«Выстрел», А.С. Пушкин

Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про рассказ А.С. Пушкина: «Выстрел».
Вебиум, Без Сменки

Сказочный мир Александра Пушкина

Сказочный мир Александра Пушкина
00:00:00
00:17:52
1 из 1

Сказочный мир Александра Пушкина

К 225-летию со Дня Рождения Александра Сергеевича Пушкина историк Анна Эспарса подготовила юбилейный подкаст «Сказочный мир Александра Пушкина», рассказывающий о детстве поэта, его первых воспоминаниях, зарождении любви к истории Отечества, русским сказкам и былинам. Слушатели узнают семейную историю Пушкиных-Ганнибалов; совершат виртуальную прогулку в усадьбу Захарово и Царскосельский лицей. Особенное внимание в подкасте уделено символизму сказок Пушкина и мотиву волшебства в романе в стихах «Евгений Онегин»
Анна Эспарса

Дело декабристов

Серия 1
00:00:00
00:52:24
1 из 2

Серия 1

1. Восстание декабристов - одно из самых известных событий XIX века. В первой лекции цикла вы узнаете о подготовке и ходе восстания. Почему у декабристов не получилось совершить задуманное, и что же все-таки произошло в тот день на сенатской площади?
Стармедиа
00:00:00
00:52:43
2 из 2

Серия 2

2. Во второй лекции цикла автор расскажет о последствиях восстания декабристов. Что случилось с восставшими, как это событие повлияло на Россию и кем были те самые жены декабристов?
Стармедиа

Цикл Лекций о Пушкине

Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички
00:00:00
00:16:36
1 из 16

Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички

«Пиковая дама» кажется довольно простой повестью, но если перечитывать ее текст внимательно и неторопливо, многие места могут показаться странными и загадочными. Еще более неочевидные связи объединяют повесть с другими книгами, на которые Пушкин отзывается, шутя, споря или или подсказывая сопоставление. Университетский преподаватель Федор Двинятин пробует свести воедино примечательные особенности «Пиковой дамы», останавливающие внимание читателей и комментаторов.
Федор Двинятин
00:00:00
00:16:19
2 из 16

Великолепный мрак чужого сада: исповедь, стилизация, двойная оптика

Неоконченное или кажущееся неоконченным стихотворение «В начале жизни школу помню я...» производит загадочное и тревожное впечатление, как многие произведения Пушкина, в которые вплетен затаенный и невеселый жизненный опыт автора. Как сочетаются в этих строках автобиографичность и даже исповедальность с созданием маски — вымышленного и едва очерченного исторического персонажа, как личное авторское сливается воедино с сочиняемым и стилизуемым, разбирает исследователь литературы Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:18:21
3 из 16

Бывают странные сближения: стихотворные повествования Пушкина и внешнее время

«Граф Нулин» — не самая известная и читаемая поэма Пушкина, а зря: веселая эротика на грани фривольности, динамичный сюжет, игривые двусмысленности — и скрывающаяся подо всем этим «пародия истории» и одновременно пример поразительного прозрения. Точно так же историческое время, движущееся параллельно написанию «Евгения Онегина», отражается в сюжете и колорите романа. Факты и наблюдения обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:20:23
4 из 16

Второй Евгений: споры об аристократии и имя героя «Медного всадника»

Почему Онегина зовут Евгением? Почему Евгением зовут героя «Медного всадника»? Почему то, что критиковали прогрессивные сатирики XVIII века, вдруг фактически берется Пушкиным под защиту? Русская аристократия — потомки старинных родов или баснословно богатые внуки выскочек и фаворитов того же XVIII столетия? К кому относятся строки Лермонтова о «надменных потомках»? Петербургский филолог Федор Двинятин рассматривает комплекс проблем, в центре которого — выбор имени героя для позднего пушкинского шедевра.
Федор Двинятин
00:00:00
00:16:46
5 из 16

«Евгений Онегин»: роман, или Что читали герои, автор и читатели «Онегина»

Все ключевые герои «Онегина» читают романы; их чтение, их круг стандартных романных ассоциаций желательно представлять, чтобы понять их характеры и поступки. Повествователь постоянно ссылается на предшествующие романы, их героев, их авторов, играет с романными сюжетными схемами и ассоциациями, поддразнивает ожидания читателей, пародирует, выстраивает двусмысленности, заимствует из романной традиции, чтобы тут же разрушать подобия. Об «Онегине» как о романе и игре в роман рассуждает петербургский филолог Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:17:17
6 из 16

Длинный свиток воспоминания: словесная симметрия, малые загадки и большая тайна

Петербургский филолог Федор Двинятин, автор специальных исследований в области медленного и углубленного прочтения поэтических текстов, предлагает вчитаться в классически строгое, но оттого не менее загадочное пушкинское стихотворение «Воспоминание». От наблюдений за расположением и перекличками слов, которые может сделать любой внимательный читатель, путь лежит к некоторым двусмысленностям стихотворения и к главной (возможно, автобиографической) тайне в тех строках стихотворения, которые сохранились — незаконченными — только в рукописи.
Федор Двинятин
00:00:00
00:15:33
7 из 16

История Карамзина, драмы Шекспира и прозрения Пушкина в «Борисе Годунове»

Пушкин принялся за «Бориса Годунова» по горячим следам: только что вышли тома «Истории...» Карамзина, описывающие именно эту эпоху. Кроме того, Пушкин хотел привить русской драме еще не освоенные ею принципы Шекспира. Что в написанной пьесе, кроме самих исторических фактов, восходит к изложению Карамзина, что — к драматургической технике Шекспира, а что является неповторимо пушкинским, связанным многими нитями со всем творчеством великого поэта, разбирается петербургский филолог Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:15:30
8 из 16

На утренней заре я видел Нереиду: почему Пушкина можно считать классицистом

Ранняя поэтическая зрелость Пушкина поражала его старших товарищей, но в ранние годы он мог показаться «всеядным» подлинно свои темы и свой голос еще не были найдены. Первой из собственно пушкинских манер стала «классицистическая», основанная на продуманной соразмерности и на следовании античным образцам. Но разве к той эпохе классицизм себя исчерпал? Пушкин, видимо, так не думал: аргументы историков литературы кратко и с примерами обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:18:57
9 из 16

Экзамен (в) русской словесности: что застал юный Пушкин

Знаменитая встреча юного Пушкина и старого Державина произошла, когда лицеисты сдавали «экзамен в русской словесности». Но ситуацию можно и перевернуть: что могла бы сказать о себе сама русская словесность, то есть литература, того времени, сдавая экзамен юному Пушкину? С чем дело обстояло лучше, а с чем хуже, какие задачи уже были решены, а какие еще только предстояло решить, что осложняло развитие литературы? Положение дел кратко обобщает Федор Двинятин, историк русского языка и русской литературы.
Федор Двинятин
00:00:00
00:17:07
10 из 16

Автомедоны наши бойки: античные имена и вещи у Пушкина

Пушкин любил вставлять в свои стихи, в строки поэм и «Евгения Онегина» упоминания древнегреческих и древнеримских богов, героев и даже типичных предметов. Из-за того, что многие из этих имен и слов теперь полузабыты и непонятны, а мы иногда ленивы и нелюбопытны, читатели часто пропускают такие строки, толком в них не разобравшись. Петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин предлагает не пренебрегать дополнительной античной «опцией», встроенной в поэзию Пушкина.
Федор Двинятин
00:00:00
00:14:54
11 из 16

И вдаль бежал: южный романтизм Пушкина, лирика и поэмы

В русле подлинно романтической поэзии Пушкин продержался всего несколько лет, но без того, что тогда было написано, не составить полного впечатления о его творчестве. Романтический период совпал с южной ссылкой Пушкина: Кавказ, Крым, Одесса, Бессарабия. Кровавые события, пылкие цельные характеры, роскошные описания — и общий дух разочарования: таким предстает пушкинский романтизм, в целом скоро им преодоленный, но навсегда оставшийся подспудной частью его поэзии, считает петербургский филолог Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:13:50
12 из 16

И три раза мне снился тот же сон: повторы сюжетов и мотивов у Пушкина

Филолог Роман Якобсон обратил внимание на поразительное совпадение основных элементов сюжета в нескольких произведениях Пушкина. С тех пор тема повторяющихся, излюбленных мотивов и сюжетов в творчестве Пушкина не сходит со страниц специальных исследований. Университетский преподаватель Федор Двинятин обобщает наиболее наглядные и захватывающие случаи и обозначает контекст этих сюжетных совпадений за пределами творчества Пушкина.
Федор Двинятин
00:00:00
00:15:42
13 из 16

Та, с которой образован: прототипы персонажей у Пушкина и его продолжателей

Федор Двинятин – один из тех филологов, в чьих научных работах вышло на новый уровень сопоставление персонажей классической литературы и их неочевидных прототипов. Он предлагает вспомнить некоторые классические случаи соотношения персонажей и их прототипов у Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова, подробнее присмотреться под этим углом зрения к творчеству Пушкина и к тому, как сам Пушкин и литераторы его времени могли становиться прототипами персонажей – например, у Гоголя.
Федор Двинятин
00:00:00
00:14:23
14 из 16

Смута, сказка, спасение: от политического к поэтическому в «Капитанской дочке»

С одной стороны, «Капитанская дочка» — итог работы Пушкина над документальной историей пугачевского бунта, его размышлений о сословной розни в России. С другой стороны, эта повесть — образец виртуозно построенного повествования, опирающегося на традиции от народной сказки до исторического романа. Наконец, это сокровенная весть о жизни в глубинной и простой России, о юности, о совести, о беде, самоотверженности и спасении. Некоторые опорные пункты текста пробует собрать воедино университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:17:08
15 из 16

Фактура «Онегина»: от звуковых и словесных повторов к протокинематографичности

Пушкинский роман в стихах — это не только сюжет и персонажи и даже не только описательные и лирические отступления. Это сама манера рассказа, сам язык, эффектные звуковые переклички слов, настойчивые повторы, многократные списки или перечни, непонятные места, щедрое перечисление модных брэндов и, наконец, та особая описательная техника, которую можно считать предвестием кинематографического взгляда: планы, ракурсы, монтаж… Многие показательные случаи приводит и разбирает петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:20:09
16 из 16

Характеры и судьбы героев «Евгения Онегина»: перебор возможностей

«Евгений Онегин», роман ранний по времени написания, стихотворный по форме, поэтический по содержанию, построен иначе: ключевые персонажи и даже сам повествователь двоятся и множатся, представая то более заурядными, то более значительными, они открыты разным будущим возможностям, как и сам сюжет романа. Эти особенности строения романа в стихах кратко обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов

Лекторий Дома-музея Цветаевой

Зинаида Волконская. Женский силуэт
00:00:00
00:25:37
1 из 6

Зинаида Волконская. Женский силуэт

Лекция посвящена литературно-музыкальному салону 1830-х годов, который располагался в доме № 14 на Тверской. Хозяйка салона, княгиня Зинаида Александровна Волконская, и ее многочисленные гости оставили яркий след в истории отечественной культуры. Дом на Тверской, 14 — одно из пушкинских мест на карте города: Александр Сергеевич бывал в салоне Волконской во время своих приездов в Москву в 1826–1829 гг. Автор: Ольга Виноградова, заведующая мемориально-фондовым сектором Отдела фондов Музея – культурного центра «Интеграция» им. Н.А. Островского.
Дом-музей Марины Цветаевой
Слушайте также
На фоне Эйфелевой башни
19 лекций
На фоне Эйфелевой башни

Лекции о Франции и французах: художники, императоры, короли, философы, простые жители и мигранты на фоне эпох.

Русский Париж
Русский Париж
Карл Великий. Рождение Европы.
Карл Великий. Рождение Европы.
Великая французская революция. Рождение свободы.
Великая французская революция. Рождение свободы.
Наполеоновские войны. Рождение современного мира.
Наполеоновские войны. Рождение современного мира.
Слушать
Мифология и гейминг👾
9 лекций
Мифология и гейминг👾

Мифы, которые вдохновили Netflix и разработчиков игр на легендарные проекты.

Античная мифология
Античная мифология
Славянская мифология. Часть 1
Славянская мифология. Часть 1
Славянская мифология. Часть 2
Славянская мифология. Часть 2
Высшая славянская мифология
Высшая славянская мифология
Слушать
Античность сегодня
7 лекций
Античность сегодня

Чтобы лучше понимать современную культуру, нужно отправиться во времена, когда появилось большинство известных нам вещей и явлений. И речь, конечно, о Древней Греции. Следы античного наследия найдутся в современном театре, философии, литературе и даже кино, — а эти лекции помогут вам увидеть и понять их.

Античные отражения в творчестве Амедео Модильяни и Константина Бранкузи
Античные отражения в творчестве Амедео Модильяни и Константина Бранкузи
Античная драма сегодня
Античная драма сегодня
Прекрасное – это трудно
Прекрасное – это трудно
«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  
«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе» / Марк Аврелий: суицид или стоицизм?  
Слушать