Александр Пушкин

33 лекции23 часов 7 минут

Если бы мы составляли рейтинг «Самых-самых», то этот автор возглавил бы его как обладатель самых известных кудрей и самой неудачной дуэли Российской империи. В день рождения поэта собрали курсы, которые расскажут о его жизни и творчестве📝

Циклы

Цикл Лекций о Пушкине

Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички
00:00:00
00:16:36
1 из 16

Колода «Пиковой дамы»: внешние связи и внутренние переклички

«Пиковая дама» кажется довольно простой повестью, но если перечитывать ее текст внимательно и неторопливо, многие места могут показаться странными и загадочными. Еще более неочевидные связи объединяют повесть с другими книгами, на которые Пушкин отзывается, шутя, споря или или подсказывая сопоставление. Университетский преподаватель Федор Двинятин пробует свести воедино примечательные особенности «Пиковой дамы», останавливающие внимание читателей и комментаторов.
Федор Двинятин
00:00:00
00:16:19
2 из 16

Великолепный мрак чужого сада: исповедь, стилизация, двойная оптика

Неоконченное или кажущееся неоконченным стихотворение «В начале жизни школу помню я...» производит загадочное и тревожное впечатление, как многие произведения Пушкина, в которые вплетен затаенный и невеселый жизненный опыт автора. Как сочетаются в этих строках автобиографичность и даже исповедальность с созданием маски — вымышленного и едва очерченного исторического персонажа, как личное авторское сливается воедино с сочиняемым и стилизуемым, разбирает исследователь литературы Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:18:21
3 из 16

Бывают странные сближения: стихотворные повествования Пушкина и внешнее время

«Граф Нулин» — не самая известная и читаемая поэма Пушкина, а зря: веселая эротика на грани фривольности, динамичный сюжет, игривые двусмысленности — и скрывающаяся подо всем этим «пародия истории» и одновременно пример поразительного прозрения. Точно так же историческое время, движущееся параллельно написанию «Евгения Онегина», отражается в сюжете и колорите романа. Факты и наблюдения обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:20:23
4 из 16

Второй Евгений: споры об аристократии и имя героя «Медного всадника»

Почему Онегина зовут Евгением? Почему Евгением зовут героя «Медного всадника»? Почему то, что критиковали прогрессивные сатирики XVIII века, вдруг фактически берется Пушкиным под защиту? Русская аристократия — потомки старинных родов или баснословно богатые внуки выскочек и фаворитов того же XVIII столетия? К кому относятся строки Лермонтова о «надменных потомках»? Петербургский филолог Федор Двинятин рассматривает комплекс проблем, в центре которого — выбор имени героя для позднего пушкинского шедевра.
Федор Двинятин
00:00:00
00:16:46
5 из 16

«Евгений Онегин»: роман, или Что читали герои, автор и читатели «Онегина»

Все ключевые герои «Онегина» читают романы; их чтение, их круг стандартных романных ассоциаций желательно представлять, чтобы понять их характеры и поступки. Повествователь постоянно ссылается на предшествующие романы, их героев, их авторов, играет с романными сюжетными схемами и ассоциациями, поддразнивает ожидания читателей, пародирует, выстраивает двусмысленности, заимствует из романной традиции, чтобы тут же разрушать подобия. Об «Онегине» как о романе и игре в роман рассуждает петербургский филолог Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:17:17
6 из 16

Длинный свиток воспоминания: словесная симметрия, малые загадки и большая тайна

Петербургский филолог Федор Двинятин, автор специальных исследований в области медленного и углубленного прочтения поэтических текстов, предлагает вчитаться в классически строгое, но оттого не менее загадочное пушкинское стихотворение «Воспоминание». От наблюдений за расположением и перекличками слов, которые может сделать любой внимательный читатель, путь лежит к некоторым двусмысленностям стихотворения и к главной (возможно, автобиографической) тайне в тех строках стихотворения, которые сохранились — незаконченными — только в рукописи.
Федор Двинятин
00:00:00
00:15:33
7 из 16

История Карамзина, драмы Шекспира и прозрения Пушкина в «Борисе Годунове»

Пушкин принялся за «Бориса Годунова» по горячим следам: только что вышли тома «Истории...» Карамзина, описывающие именно эту эпоху. Кроме того, Пушкин хотел привить русской драме еще не освоенные ею принципы Шекспира. Что в написанной пьесе, кроме самих исторических фактов, восходит к изложению Карамзина, что — к драматургической технике Шекспира, а что является неповторимо пушкинским, связанным многими нитями со всем творчеством великого поэта, разбирается петербургский филолог Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:15:30
8 из 16

На утренней заре я видел Нереиду: почему Пушкина можно считать классицистом

Ранняя поэтическая зрелость Пушкина поражала его старших товарищей, но в ранние годы он мог показаться «всеядным» подлинно свои темы и свой голос еще не были найдены. Первой из собственно пушкинских манер стала «классицистическая», основанная на продуманной соразмерности и на следовании античным образцам. Но разве к той эпохе классицизм себя исчерпал? Пушкин, видимо, так не думал: аргументы историков литературы кратко и с примерами обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:18:57
9 из 16

Экзамен (в) русской словесности: что застал юный Пушкин

Знаменитая встреча юного Пушкина и старого Державина произошла, когда лицеисты сдавали «экзамен в русской словесности». Но ситуацию можно и перевернуть: что могла бы сказать о себе сама русская словесность, то есть литература, того времени, сдавая экзамен юному Пушкину? С чем дело обстояло лучше, а с чем хуже, какие задачи уже были решены, а какие еще только предстояло решить, что осложняло развитие литературы? Положение дел кратко обобщает Федор Двинятин, историк русского языка и русской литературы.
Федор Двинятин
00:00:00
00:17:07
10 из 16

Автомедоны наши бойки: античные имена и вещи у Пушкина

Пушкин любил вставлять в свои стихи, в строки поэм и «Евгения Онегина» упоминания древнегреческих и древнеримских богов, героев и даже типичных предметов. Из-за того, что многие из этих имен и слов теперь полузабыты и непонятны, а мы иногда ленивы и нелюбопытны, читатели часто пропускают такие строки, толком в них не разобравшись. Петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин предлагает не пренебрегать дополнительной античной «опцией», встроенной в поэзию Пушкина.
Федор Двинятин
00:00:00
00:14:54
11 из 16

И вдаль бежал: южный романтизм Пушкина, лирика и поэмы

В русле подлинно романтической поэзии Пушкин продержался всего несколько лет, но без того, что тогда было написано, не составить полного впечатления о его творчестве. Романтический период совпал с южной ссылкой Пушкина: Кавказ, Крым, Одесса, Бессарабия. Кровавые события, пылкие цельные характеры, роскошные описания — и общий дух разочарования: таким предстает пушкинский романтизм, в целом скоро им преодоленный, но навсегда оставшийся подспудной частью его поэзии, считает петербургский филолог Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:13:50
12 из 16

И три раза мне снился тот же сон: повторы сюжетов и мотивов у Пушкина

Филолог Роман Якобсон обратил внимание на поразительное совпадение основных элементов сюжета в нескольких произведениях Пушкина. С тех пор тема повторяющихся, излюбленных мотивов и сюжетов в творчестве Пушкина не сходит со страниц специальных исследований. Университетский преподаватель Федор Двинятин обобщает наиболее наглядные и захватывающие случаи и обозначает контекст этих сюжетных совпадений за пределами творчества Пушкина.
Федор Двинятин
00:00:00
00:15:42
13 из 16

Та, с которой образован: прототипы персонажей у Пушкина и его продолжателей

Федор Двинятин – один из тех филологов, в чьих научных работах вышло на новый уровень сопоставление персонажей классической литературы и их неочевидных прототипов. Он предлагает вспомнить некоторые классические случаи соотношения персонажей и их прототипов у Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова, подробнее присмотреться под этим углом зрения к творчеству Пушкина и к тому, как сам Пушкин и литераторы его времени могли становиться прототипами персонажей – например, у Гоголя.
Федор Двинятин
00:00:00
00:14:23
14 из 16

Смута, сказка, спасение: от политического к поэтическому в «Капитанской дочке»

С одной стороны, «Капитанская дочка» — итог работы Пушкина над документальной историей пугачевского бунта, его размышлений о сословной розни в России. С другой стороны, эта повесть — образец виртуозно построенного повествования, опирающегося на традиции от народной сказки до исторического романа. Наконец, это сокровенная весть о жизни в глубинной и простой России, о юности, о совести, о беде, самоотверженности и спасении. Некоторые опорные пункты текста пробует собрать воедино университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:17:08
15 из 16

Фактура «Онегина»: от звуковых и словесных повторов к протокинематографичности

Пушкинский роман в стихах — это не только сюжет и персонажи и даже не только описательные и лирические отступления. Это сама манера рассказа, сам язык, эффектные звуковые переклички слов, настойчивые повторы, многократные списки или перечни, непонятные места, щедрое перечисление модных брэндов и, наконец, та особая описательная техника, которую можно считать предвестием кинематографического взгляда: планы, ракурсы, монтаж… Многие показательные случаи приводит и разбирает петербургский исследователь языка и литературы Федор Двинятин.
Федор Двинятин
00:00:00
00:20:09
16 из 16

Характеры и судьбы героев «Евгения Онегина»: перебор возможностей

«Евгений Онегин», роман ранний по времени написания, стихотворный по форме, поэтический по содержанию, построен иначе: ключевые персонажи и даже сам повествователь двоятся и множатся, представая то более заурядными, то более значительными, они открыты разным будущим возможностям, как и сам сюжет романа. Эти особенности строения романа в стихах кратко обобщает университетский преподаватель Федор Двинятин.
Федор Двинятин

Русская литература от истоков до Октябрьской революции

00:00:00
01:43:37
12 из 24

Александр Пушкин. Часть 1

Как образ Пушкина использовали в культурной полемике, откуда и почему взялось знаменитое «Пушкин — наше все», и поговорим о биографии и произведениях Александра Сергеевича: «Цыганы» и автобиографичность, «Евгений Онегин» и типичность образов эпохи.
Александра Баркова, Олег Демидов
00:00:00
01:28:10
13 из 24

Александр Пушкин. Часть 2

Продолжаем разговор про «Евгения Онегина» дуэлью Онегина с Ленским и отношениями Татьяны и Онегина. Затем поговорим про оперу «Борис Годунов» и ее близость с историей и произведением Пушкина: какие сюжетные линии пришлось ввести Мусоргскому, и как от этого изменился сюжет. И закончим на «Медном всаднике» с родовитым Евгением.
Александра Баркова, Олег Демидов

Пушкин — наше всё

«Нетерпенье сердца». Сватовство и свадьба А.С. Пушкина
00:00:00
00:35:07
1 из 7

«Нетерпенье сердца». Сватовство и свадьба А.С. Пушкина

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:53:53
2 из 7

Семья Гончаровых: Полотняный Завод и уклад жизни

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
01:05:08
3 из 7

Семья А.С. Пушкина: сыновья

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:48:43
4 из 7

Семья А.С. Пушкина: дочери

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:50:10
5 из 7

И.С. Бах и А.С. Пушкин. Английские часы VIII века

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
00:59:45
6 из 7

А.С.Пушкин и М.И. Глинка

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская
00:00:00
01:40:06
7 из 7

А.С.Пушкин и П.И.Чайковский

Яркая, многогранная личность поэта, его судьба, полная перипетий, разнообразный круг общения дают широкий простор для содержательных бесед. Лекция может заинтересовать и тех, кто хорошо знаком с творчеством А.С. Пушкина, и тех, кто представляет его в самых общих чертах. Лекцию читает кандидат искусствоведения, хранитель экспозиции «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате», автор многочисленных статей по истории музыки и культуры Елена Людвиговна Волховская.
Елена Волховская

Переменка: специальный сезон

«Станционный смотритель», А.С. Пушкин
00:00:00
00:04:53
8 из 12

«Станционный смотритель», А.С. Пушкин

Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про произведение А.С. Пушкина: «Станционный смотритель».
Вебиум, Без Сменки
«Выстрел», А.С. Пушкин
00:00:00
00:04:32
12 из 12

«Выстрел», А.С. Пушкин

Это специальный сезон подкаста «Переменка» для подготовки к итоговому сочинению. Преподаватели русского и литературы из онлайн-школы «Вебиум» обсудят короткие рассказы, которые помогут вам получить зачёт на итоговом сочинении. Сегодня поговорим про рассказ А.С. Пушкина: «Выстрел».
Вебиум, Без Сменки

Пушкин — навсегда

Братство лицея. «Воспоминания в Царском Селе»
00:00:00
01:19:57
1 из 6

Братство лицея. «Воспоминания в Царском Селе»

У Пушкина мы почти не встречаем детских воспоминаний, в отличие от других поэтов и писателей. У него как будто их и нет до Царского Села. Зато о Царском Селе и о братстве лицеистов история превратилась почти что в миф. Почему поэт словно замалчивает свои детские годы? Что на самом деле значил Лицей и как он повлиял на гения? Какие идеи взрастили с своих воспитанниках лицейские наставники, какие еще имена остались в нашей истории и с кем из них поэт сохранял дружбу до последних дней?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:15:53
2 из 6

Петербург: тайны и заговоры

По окончании Лицея Пушкин окунулся в петербургскую жизнь с ее светскими развлечениями и активной общественной политической жизнью. Состоял ли поэт в тайных политических обществах в эту эпоху – и почему? Кто такой Чаадаев и что его связывало с Пушкиным? За что Александр I сослал поэта? И почему многие современники очень скептически отнеслись к великой поэме-сказке «Руслан и Людмила»?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:22:30
3 из 6

«Прощай, свободная стихия»

В 1820 г., будучи сосланным, двадцатилетний поэт был преисполнен романтическими мечтами и идеалами. В 1823 г. начинается тяжкий мировоззренческий кризис, который стал плодотворным не только для самого поэта, но и для всей русской литературы. Что такого открыл Пушкин, что позволило ему отойти от байронического романтизма и создать те лекала, по которым стали писать все последующие великие русские писатели?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:30:15
4 из 6

Любовь и карантин. Наталья Гончарова и Болдинская осень.

После восстания декабристов у Пушкина заканчивается ссылка в Михайловское и начинается придворная жизнь при новом императоре – Николае I. В это же время он «огончарован» самой прекрасной женщиной и мечтает о семейной жизни. Осенью 1830-ого года поэт вынужден остаться на карантине в Болдине, и его невольное заточение обогатит русскую литературу шедеврами Болдинской осени.
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:38:04
5 из 6

Как мы его потеряли. Последние годы

Последние годы жизни поэта были трагичными: в неразрешимый узел переплелись отношения с самодержцем и самодержавием, необходимость защитить семью и доброе имя жены, денежная неустроенность и стремление к покою и творчеству без обузы светских обязанностей. Мы помним, как этот узел разрешился… Вряд ли мы окончательно разберемся, почему на самом деле погиб Пушкин, и важно другое: к каким мыслям он пришел незадолго до своего конца? Какой духовный и интеллектуальный путь проделал он от идеализма юности – к последним годам? Что он имел в виду под «памятником нерукотворным»?
Гаянэ Степанян
00:00:00
01:17:32
6 из 6

«Наше всё» — что это значит?

В 1859 г. русский писатель и мыслитель Аполлон Григорьев высказал мысль, которая стала афоризмом: «Пушкин — наше все». Но что на самом деле мы вкладываем в нее? Почему именно Пушкин считается создателем русского литературного языка, да и русской литературы – а не Ломоносов, не Державин и не Жуковский? Иными словами, последнюю лекцию курса мы посвятим значению Пушкина.
Гаянэ Степанян
Слушайте также
Путь в науке🔬
25 лекций
Путь в науке🔬

Цикл интервью, в котором авторы Большой Российской энциклопедии рассказывают о своем пути в науке и развитии их научного направления. Внутри интервью с экономистами, историками, искусствоведом, театроведом, орнитологом и другими специалистами.

Экономика / Андрей Полбин
Экономика / Андрей Полбин
История философии / Алексей Савин
История философии / Алексей Савин
История / Марина Бобкова
История / Марина Бобкова
История / Станислав Мереминский
История / Станислав Мереминский
Слушать
Понять мифологию
8 лекций
Понять мифологию

Лекции об основных мифологических сюжетах от сотворения мира до использования синего цвета. Идеальная база для дальнейшего погружения в мифологию и встречи с этими сюжетами в мифологиях конкретных стран и народов 👌🏻

Сотворение мира
Сотворение мира
Творящий звук
Творящий звук
Живой огонь
Живой огонь
Богиня-Мать и современная культура
Богиня-Мать и современная культура
Слушать
Слушайте в полете✈️
86 лекций
Слушайте в полете✈️

Теперь наши аудиолекции можно слушать в системе развлечений на борту авиакомпании «Россия»! Всем пассажирам, которые летят больше 2,5 часов, уже доступны 10 циклов лекций — собрали их все в этой подборке.

Между модой и кино: кто создавал костюмы для голливудских звезд?
Между модой и кино: кто создавал костюмы для голливудских звезд?
Назад в будущее: интерпретация костюмов прошлого в исторических фильмах
Назад в будущее: интерпретация костюмов прошлого в исторических фильмах
Герой молчит, костюм говорит: функции костюма в немом американском кино
Герой молчит, костюм говорит: функции костюма в немом американском кино
Голливуд, всемирный центр стиля: мечты о голливудской моде в 1930-е годы
Голливуд, всемирный центр стиля: мечты о голливудской моде в 1930-е годы
Слушать