Теперь не просто лекции

35 лекций17 часов 2 минут

Но и дополнительные материалы к ним🔥 Для моментов наедине с собой собрали все лекции с дополнительными материалами в эту подборку.

Циклы

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк. Фриз жизни. Начало
00:00:00
00:21:24
1 из 5

Эдвард Мунк. Фриз жизни. Начало

Один из самых крупных и самых известных циклов своих работ Эдвард Мунк назвал «Фриз жизни», с поясняющим дополнением: «Поэма о любви, жизни и смерти». Он начал создавать его в начале 1890-х годов, и впервые продемонстрировал в Берлине в зале Сецессиона в начале нового ХХ века, в 1903 году. На четырех стенах выставочного зала картины были объединены разделами – «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни», «Смерть». Некоторые произведения были созданы намного раньше, более того, – уже широко прославились («Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел» и др.). Работа над грандиозным «Фризом жизни» продолжалась 56 лет. Художника часто называют предтечей экспрессионизма, однако совершенно очевидно, что он определенно был и предтечей экзистенциализма: «Я буду рисовать людей, которые дышат и чувствуют, любят и страдают». На самом деле, этапы и эпизоды биографии самого Мунка, жизненного пути художника, также складываются в яркий и впечатляющий фриз. Вспомним несколько его первых фрагментов.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:14:51
2 из 5

Графика Эдварда Мунка

Эдвард Мунк был универсальным мастером: живописцем, графиком, сценографом, писателем. И в каждой области он ярко проявил себя, оставив после себя более тысячи живописных работ, почти 4,5 тысячи рисунков и акварелей. Было подсчитано, что в течение пятидесяти лет с 1894 года Мунк создал около 18 тысяч гравюр, литографий, офортов, в смешанной технике. Образы, – болезненные, горькие, – равно существующие в ауре символизма и напряженном поле экспрессионизма – часто кажутся еще более выразительными, более эмоционально напряженными, выступая на графических листах, чем на живописных полотнах. В живописи Мунк иногда повторял сюжеты (так существуют варианты «Крика», «Мадонны»), но именно в графике, создавая многочисленные оттиски и варианты одних и тех же образов, он позволял им существовать в динамике, наделяя развернутой судьбой. Часто без околичностей не поддержанные цветовой средой, всегда напряженной у Мунка, основываясь лишь на силе выражения линии (подчас цветной) и пятна, эти листы становятся подлинным дневником художника. (Или, если придерживаться хронологии, мемуарами).
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:16:52
3 из 5

Творчество Мунка в контексте его современности

Узнаваемый почерк и особый художественный мир Эдварда Мунка формировались в многосложном контексте взглядов, мировоззрений его времени. Европа последней трети XIX века бурлила. Общеевропейски значимой сделалась культура Норвегии. Известность драм Генрика Ибсена, музыки Эдварда Грига распространилась далеко за пределами страны. К концу столетия самым ярким художественным явлением здесь стало творчество Эдварда Мунка, творчество которого явилось подлинным открытием новых путей, по которым впоследствии развивалось искусство ХХ века. Кроме Норвегии, Мунк жил во Франции, Италии, Германии.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:16:05
4 из 5

Женщина в судьбе и творчестве Мунка

Подлинный сын своего времени, Эдвард Мунк выразил в своем творчестве многие его потаенные чаяния, страсти, эмоции. Во второй половине позапрошлого века светское общество Европы, (в живописи, литературе, социологии, психологии и философии), погрузилось в исследования отношений полов, вскрывая, артикулируя то, что до этой поры не принято было даже произносить вслух! Мужской взгляд увидел в современной женщине воплощение образов и характеров до этого «принадлежащих» мифологическим или историческим персонажам. Но и реальность оказалась богатой на наблюдения. Подросток, в котором просыпается женственность, «мадонна» и «вампир», нежная сестра, умершая в юности и заразившая на всю жизнь художника экзистенциальной тоской – лишь некоторые ипостаси Женщины в творчестве Мунка, которая до конца оставалась для него неразгаданной загадкой.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:14:06
5 из 5

Приключения «мунков»

С глубокой древности история человечества сохраняет память о событиях, связанных с преступлениями в мире искусства, которым несть числа. Однако «специалисты»-грабители-«осквернители могил» Древнего Египта оказываются, по сути, коллегами «черных археологов» ХХI века. Крестоносцы, разорявшие в 1238 году столицу Византии православный Константинополь, могли бы принять в свои сплоченные виртуальные ряды блистательного генерала Бонапарта и сегодняшних бравых военных бандитов, борцов за демократию, обворовавших великие коллекции музеев Вавилона, Багдада, Каира, бывшей Югославии. От подделок прославленных шедевров не были застрахованы ни фашистские знатоки, ни олигархи и президенты. От воровства же – ни богатейшие государственные музеи, ни частные коллекции. И, к прискорбию, слишком часто у произведений искусств оказываются более драматичные судьбы, чем у иных их создателей. В последние десятилетия весь мир с тревогой следил за участью некоторых работ норвежского художника Эдварда Мунка, которые стали жертвами, объектами дерзких похищений.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы

Образы античности

Античность в творчестве Пабло Пикассо
00:00:00
00:41:15
1 из 7

Античность в творчестве Пабло Пикассо

Пабло Пикассо, центральная фигура европейского модернизма, на протяжении всей своей долгой творческой жизни с универсальным разнообразием пересматривал потенциал классического языка.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:21:29
2 из 7

Античные отражения в творчестве Амедео Модильяни и Константина Бранкузи

Образцы античной пластики не раз становились прототипами творений ярчайших представителей Парижской школы – Амедео Модильяни и Константина Бранкузи.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:13:47
3 из 7

Образы античности в творчестве Анри Матисса

На протяжении долгой творческой жизни в стремлении «упростить живопись» Анри Матисс использовал образы античности как изобразительные архетипы.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:39:47
4 из 7

Метафизика античности Джорджо Де Кирико

Античные мотивы в таинственных картинах Джорджо де Кирико, основоположника метафизической школы, – зашифрованный код о событиях жизни и переживаниях художника.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:19:22
5 из 7

Античность в постмодернизме

Во второй половине ХХ века «новое содержание» использует традиционные образы, опыт культуры прошлого, традиция же, развиваясь, оказывается жизнеспособной в том числе и благодаря «новым мехам».
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:31:04
6 из 7

Образы античности в творчестве Сальвадора Дали

Образы и понятия из античных культурных слоев наполняли не только творчество главного сюрреалиста, Сальвадора Дали, но и стали матрицами его личной жизни.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы
00:00:00
00:22:24
7 из 7

Образы античности в творчестве Осипа Цадкина

Модернист Осип Цадкин, трактует образы мифологических персонажей (Ниобы и Орфея, Дафны и дискобола, менад и дриад, кор и Прометея), наделяя их актуальным содержанием.
Нина Геташвили
Дополнительные материалы

Российская империя. Канун революции

Дело Бейлиса
00:00:00
01:31:23
1 из 5

Дело Бейлиса

В первом рассказе речь пойдет о громком уголовном деле: ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского и главном обвиняемом по этому делу Менделе Бейлисе.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:34:26
2 из 5

Распутин

Из второго рассказа вы узнаете о жизни и смерти главного старца конца Российской Империи Григория Распутина.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:37:23
3 из 5

Россия до и после революции

В третьем рассказе речь пойдет о жизни и революции 1905 года и дальнейшем пути империи к Октябрьской революции.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:29:56
4 из 5

Русский Париж

Из четвертого рассказа вы узнаете о жизни и сложностях русских эмигрантов в Париже.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:18:23
5 из 5

Исход. Катастрофические страницы истории России

В пятом рассказе речь пойдет о том, какими путями эмигранты покидали страну и какие трудности и эпидемии были у них на пути.
Дмитрий де Кошко
Дополнительные материалы

Романовы

Первый Романов: Михаил Федорович
00:00:00
00:53:17
1 из 8

Первый Романов: Михаил Федорович

В 1613 году Земский собор постановил призвать на царство Михаила Федоровича Романова. Решение это было оглашено на Красной площади при бесчисленном стечении народа: «Михаил Федорович да будет царь и государь московскому государству и всея Руския держава». Чтобы не допустить смуту Михаилу Романову пришлось взять на душу страшный грех: казнить трехлетнего мальчика...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:39
2 из 8

Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна

Он мог бы стать настоящим просвещенным монархом и вывести Россию в русло общеевропейской цивилизации. Для этого у Федора Алексеевича Романова было все, кроме здоровья. При его восхождении на престол многие говорили: «Не жилец». Да и сам он понимал, что времени осталось мало… Опустевший трон вызвал волнения среди боярских кланов. Руками вооруженных гвардейцев проложила себе дорогу к власти царевна Софья Алексеевна, став регентом при двух малолетних царях: Иване и Петре. Это было ничем не прикрытое беззаконие...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:22
3 из 8

Окно в Европу: Петр I

Пётр I, как деятельный человек со взрывным темпераментом, не любил обрядовой стороны правления. Ни в одежде, ни в поведении он не стремился быть монархом. Для преобразования России им был выбран непростой путь. Армия, образование, быт - вековые устои были реорганизованы по европейскому образцу. Пётр всегда чувствовал себя один на один против всего мира. Все приближённые принимали изменения привычного уклада жизни, тайком ненавидя реформатора. В ближайшем круге также не было поддержки: его лучший друг и сподвижник Меншиков разворовывал казну, а жена Екатерина изменяла. В свои последние годы Пётр сильно болел. После его смерти трон переходит к Екатерине Алексеевне.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
4 из 8

Дворцовые перевороты

Пётр I перед своей смертью не успел оставить распоряжение о наследнике. Начиналась эпоха дворцовых переворотов - время свержения и возведения на престол правителей путем силового захвата власти. Огромная страна жила по инерции, пока ее правители сменяли на престоле друг друга. Сперва юноша, которого более всего интересовали развлечения и кутежи. Затем вдова, любительница шутовских драк и других забав. Младенец-император, который в последствии станет «железной маской» на русский лад, проведя всю жизнь в изоляции под именем «безымянный узник». И наконец красавица-царевна, дочь Петра Великого, Елизавета.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:49
5 из 8

Екатерина Великая

Попав в заснеженную Россию, невеста наследника престола Петра Фёдоровича осознала, что станет несчастна. Екатерина Алексеевна оказалась запертой в чужой стране. Любить ее никто не собирался, и в первую очередь - муж. Между нею и Петром не было ничего общего. Его увлекали игрушечные солдатики, ее - философские книги. Став императором, внук Петра Великого задумал избавиться от своей законной супруги, но не успел. Спустя неделю после переворота Пётр погиб, а Екатерина II стала российской императрицей. Она перекраивала страну на новый лад и... ни дня не могла прожить без любви. Самая могущественная женщина той эпохи. Бывшая немецкая принцесса Фике. Российская императрица Екатерина Великая.
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:26
6 из 8

Павел I и его сын Александр I

Их обоих готовили к передаче власти в обход прямых престолонаследников: Павла Петровича и его сына Александра. Вот только Павлу пришлось ждать долгих тридцать четыре года ради четырех лет правления. Александр Павлович, более всего стремившийся жить частной жизнью и не видящий себя в роли монарха, твердой рукой руководил империей почти четверть века. Император Павел I представлялся себе идеалом средневекового рыцаря на троне. Подданные же считали его безумцем, боялись и ненавидели. Александр I, не в пример отцу, умел покорять себе человеческие умы и души. Его называли Благословенным. Однако в душе своей император и самодержец Всероссийский носил ад. До конца своих дней...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:20
7 из 8

Николай I и его сын Александр II

Император Николай I Павлович начал свое тридцатилетнее правление с подавления восстания декабристов. В день принесения присяги новому царю, 14 декабря 1825 года, погибло более тысячи человек, в том числе женщины и дети. Зачинщики заговора были казнены, участники - отправлены в ссылку. Позже на вопрос, заданный Николаем сыну, как бы он поступил на его месте, юный Александр ответил: «Простил». Александр II Николаевич вошел в историю как освободитель. Он сделал то, что не удалось сделать ни одному из его предшественников - отменил крепостное право. Однако вместе с освобождением крестьян на волю вырвалась новая, прежде неизвестная, но уже неостановимая сила...
Коллектив авторов
00:00:00
00:54:59
8 из 8

Александр III и его сын Николай II

До начала XX века оставалось 20 лет. Страну лихорадило. Никогда еще царская власть в России не была столь неустойчива. Ответственность за будущее империи пришлось взять на себя Александру III Александровичу. Он сумел вывести Россию из экономического кризиса и превратить ее в одну из самых мощных мировых держав. Именно такой - на пике своего могущества - страна перешла во власть Николая Александровича Романова. Тогда еще никто не знал, что Российская империя вскоре прекратит свое существование, а Николай станет последним ее правителем, последним монархом из великой династии - династии Романовых.
Коллектив авторов

Великие мастера живописи

Джотто ди Бондоне
00:00:00
00:09:53
1 из 10

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне – первый великий художник эпохи Возрождения. В его творчестве мы впервые видим процесс зарождения стилистических черт искусства Ренессанса, который отразил изменения в мировосприятии человека эпохи позднего средневековья. Именно искусство Джотто впервые смогло отразить новое отношение к миру, в основе которого лежал чувственный, а не трансцендентный опыт. И хотя сюжеты его живописных произведений оставались прежними, изменилось видение этих сюжетов и художественные приемы, которые использовались художником для их представления.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:10
2 из 10

Леонардо да Винчи

Наиболее универсальный гений Возрождения, Леонардо да Винчи воплотил собой и своим творчеством наиболее высокие представления о человеке своей эпохи. Ученый, инженер, скульптор, архитектор, теоретик искусства, - он обогатил почти все области науки того времени. Его великий интеллект и гениальная интуиция сделали его символом эпохи Возрождения. Он сумел воплотить в своем творчестве новые принципы ренессансного мироощущения, новые принципы художественного обобщения, определившие дальнейший путь европейского искусства.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:09:19
3 из 10

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти занимает особое место в истории мирового искусства. В его творчестве нашли воплощение самые высокие поиски красоты, гармонии и совершенства, которыми жила эпоха итальянского Возрождения. Идеальные образы Рафаэля были навеяны античностью и идеями современной ему гуманистической мысли, они впитали самые высокие человеческие чувства и ценностные смыслы. Рафаэля можно считать выдающимся мастером художественного синтеза: как никто другой, он соединил в своем творчестве традиции античности с идеалами христианства.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:09:40
4 из 10

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший, художник Северного Ренессанса, чьи визуально захватывающие картины впервые изображают народную жизнь в отличие от благочестивой религиозной живописи, доминировавшей в те времена. Моралист и символист, сочинявший живописные притчи о грехах и добродетелях, шутник и мистификатор, великий нидерландский художник умел видеть в малом большое, в будничном всеобщее, в жизненных явлениях общие представления о них. В его картинах проявился особый универсализм мировоззрения, благодаря которому он сумел показать единство человека и природы, находящейся в бесконечном движении и обновлении.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:11:11
5 из 10

Питер Пауль Рубенс

Выдающийся фламандский живописец эпохи расцвета барокко Питер Пауль Рубенс был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — невероятным талантом живописца, мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Рубенс был счастливым художником, почти не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:22
6 из 10

Диего Веласкес

Величайший представитель «золотого века» испанской живописи, Диего Веласкес своим искусством открыл новое видение и восприятие реальности, основанное на обостренном внимании к миру, умению сообщить признаки высокой эстетической выразительности всякому воспроизводимому им фрагменту натуры. Судьба Веласкеса не может не удивлять – придворный художник короля Филиппа IV, связанный жесткими рамками придворной жизни и этикета, он сумел преодолеть границы художественной традиции своего времени и представить в своих картинах острое, обобщающее восприятие мира и человека.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:47
7 из 10

Рембрандт Харменс ван Рейн

Невероятно одаренный как художник с самого раннего возраста, нидерландский живописец Рембрандт Харменс ван Рейн стал выдающимся мастером полных психологизма сюжетных картин и портретов. Его высочайшее мастерство при работе со светом и фактурой, подчеркивающее эмоциональную глубину всех его творений, укрепило его статус как одного из величайших мастеров изобразительного искусства.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:15
8 из 10

Антуан Ватто

Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности. В нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Уникальный стиль Жана-Антуана Ватто расширил границы эпохи рококо и совершил революцию в мире искусства. Художник сумел увидеть повседневную жизнь сквозь линзы театрального бинокля. Художественная карьера Ватто была короткой по сравнению с другими влиятельными художниками, но он все же сумел завоевать признание и повлиять на поколение художников рококо.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:09:58
9 из 10

Франсиско Гойя

Гойя — испанец по рождению и крови, всю жизнь был связан с судьбой своей родины, пережившей в 18 веке далеко не лучшие времена. В своем творчестве Франсиско Гойя сумел не только ярко выразить свою эпоху, но и заглянуть в будущее, предопределив многие тенденции европейского искусства XIX века. Гений Гойи формировался и мужал в преодолении драматических превратностей истории и собственной судьбы.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
00:00:00
00:10:56
10 из 10

Эдуард Мане

Эдуард Мане — крупнейший художник своего времени, в чьем творчестве впервые обозначился поворот в сторону современного художественного видения. Его живопись напрямую была связана с реализмом, утвердившимся в европейском искусстве в середине XIX в. Мане обеими ногами стоял на твердой почве действительности, его творчество во многом определялось буржуазным происхождением, но как художника его интересовали не только сцены из окружающей его жизни. Для него важно было понять, не что, а как видит наш глаз в условиях интенсивных световых потоков, как меняется восприятие формы предмета и цвета, если художник работает не в мастерской, а на открытом воздухе. Эдуард Мане открыл дорогу импрессионизму и последующим художественным течениям.
Ирина Захарченко
Дополнительные материалы
Слушайте также
Путь в науке🔬
25 лекций
Путь в науке🔬

Цикл интервью, в котором авторы Большой Российской энциклопедии рассказывают о своем пути в науке и развитии их научного направления. Внутри интервью с экономистами, историками, искусствоведом, театроведом, орнитологом и другими специалистами.

Экономика / Андрей Полбин
Экономика / Андрей Полбин
История философии / Алексей Савин
История философии / Алексей Савин
История / Марина Бобкова
История / Марина Бобкова
История / Станислав Мереминский
История / Станислав Мереминский
Слушать
Понять мифологию
8 лекций
Понять мифологию

Лекции об основных мифологических сюжетах от сотворения мира до использования синего цвета. Идеальная база для дальнейшего погружения в мифологию и встречи с этими сюжетами в мифологиях конкретных стран и народов 👌🏻

Сотворение мира
Сотворение мира
Творящий звук
Творящий звук
Живой огонь
Живой огонь
Богиня-Мать и современная культура
Богиня-Мать и современная культура
Слушать
Слушайте в полете✈️
86 лекций
Слушайте в полете✈️

Теперь наши аудиолекции можно слушать в системе развлечений на борту авиакомпании «Россия»! Всем пассажирам, которые летят больше 2,5 часов, уже доступны 10 циклов лекций — собрали их все в этой подборке.

Между модой и кино: кто создавал костюмы для голливудских звезд?
Между модой и кино: кто создавал костюмы для голливудских звезд?
Назад в будущее: интерпретация костюмов прошлого в исторических фильмах
Назад в будущее: интерпретация костюмов прошлого в исторических фильмах
Герой молчит, костюм говорит: функции костюма в немом американском кино
Герой молчит, костюм говорит: функции костюма в немом американском кино
Голливуд, всемирный центр стиля: мечты о голливудской моде в 1930-е годы
Голливуд, всемирный центр стиля: мечты о голливудской моде в 1930-е годы
Слушать