Авангардно

25 лекций21 часов 50 минут

Все лекции о самом ярком периоде в культуре СССР🔺 и Российской империи ⚪️

Циклы

Архитектура XX века

00:00:00
01:48:16
2 из 5

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН: фейерверк русского авангарда

Реорганизация системы художественного образования в России привела к созданию учебного заведения нового типа – ВХУТЕМАС. Объединение, образованное в 1918 году, в 1927 г. был переименовано во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, однако методика обучения и тематика учебных проектов была сохранена. В творчестве и теоретических взглядах выдающихся педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа — Александра Родченко и Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга и Ильи Голосова, Александра Веснина и Ивана Леонидов, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, нашли воплощение новаторские идеи в области архитектуры и дизайна. На лекции мы поговорим о самых ярких проектах этих архитекторов.
Елена Рубан
00:00:00
01:35:02
3 из 5

Густав Эйфель и Владимир Шухов: эстетика нового века

Париж всегда был полем эксперимента и инноваций. Если префект Парижа барон Жорж Эжен Осман, занимавшийся развитием французской столицы в 1852- 1870 гг., заложил новые принципы организации города, то в следующие десятилетия бунт против регламента выразится в кардинальных изменениях, которые были внесены талантливыми архитекторами. Эйфелева башня, построенная на Марсовом поле в рамках Всемирной выставки, продемонстрировала инновационный подход французской инженерии. И эта демонстрация была весьма успешной. Башня была в два раза выше самых значительных сооружений на земле – пирамиды Хеопса и Кельнского собора. И за полгода проведения выставки посмотреть на новое чудо света пришло более 2 миллионов посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить большую часть затрат на строительство. Владимир Шухов, у которого тоже есть свой символ — только московский — башня для радиотелеграфной передачи, построенная почти сто лет назад, как и Эйфеля считают гением в инженерном искусстве, которые были воплощены в архитектурных проектах. На лекции мы поговорим о разных проектах Густава Эйфеля и Владимира Шухова, выполненных из металла (мосты, обсерватории, частная и общественная архитектура), поговорим о развитии каркасного строительства, об экспериментах с материалами и возможностях интеграции металла в архитектуре.
Елена Рубан
00:00:00
02:03:35
4 из 5

Сердца трех — Ле Корбюзье, Константин Мельников и Робер Малле-Стивенс

Эта лекция посвящена встрече трёх архитекторов – Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри, Робера Малле-Стивенси и Костантина Мельникова, которые имели очень много точек соприкосновения. Встреча случила в 1925 году в Париже на «Международной выставке декоративных искусств и современной промышленности». Через это событие мы рассмотрим инновационный подход трех архитекторов к новой архитектуре, увидим проекты – как реализованные, так и оставшиеся на бумаге, которые должны были преобразить Москву.
Елена Рубан

Маяковский. Триумф и трагедия

Рождение человека, гражданина, поэта
00:00:00
00:26:40
1 из 3

Рождение человека, гражданина, поэта

В цикле лекций "Маяковский. Триумф и трагедия" развеем мифы о жизни и творчестве поэта. С именем Владимира Маяковского связано множество мифов. Его личность как при жизни, так и после смерти оценивается неоднозначно. Что скрывалось за футуристическим обликом и эпатажными выходками молодого поэта? Почему Лиля Брик была его главной музой? С кем из современников поэт дружил, а с кем соперничал или открыто враждовал? И, самое важное, кто виноват в его трагической гибели? На лекции будут даны ответы как на эти острые вопросы, так и на многие другие, а также развеяны мифы и представлены факты о жизни и творчестве Владимира Маяковского. Читает сотрудник музея В.В. Маяковского Марина Кошелева
Марина Кошелева
00:00:00
00:20:10
2 из 3

Да здравствует новый строй, новое искусство, новая любовь

В цикле лекций "Маяковский. Триумф и трагедия" развеем мифы о жизни и творчестве поэта. С именем Владимира Маяковского связано множество мифов. Его личность как при жизни, так и после смерти оценивается неоднозначно. Что скрывалось за футуристическим обликом и эпатажными выходками молодого поэта? Почему Лиля Брик была его главной музой? С кем из современников поэт дружил, а с кем соперничал или открыто враждовал? И, самое важное, кто виноват в его трагической гибели? На лекции будут даны ответы как на эти острые вопросы, так и на многие другие, а также развеяны мифы и представлены факты о жизни и творчестве Владимира Маяковского. Читает сотрудник музея В.В. Маяковского Марина Кошелева
Марина Кошелева
00:00:00
00:18:42
3 из 3

Крушение идеалов

В цикле лекций "Маяковский. Триумф и трагедия" развеем мифы о жизни и творчестве поэта. С именем Владимира Маяковского связано множество мифов. Его личность как при жизни, так и после смерти оценивается неоднозначно. Что скрывалось за футуристическим обликом и эпатажными выходками молодого поэта? Почему Лиля Брик была его главной музой? С кем из современников поэт дружил, а с кем соперничал или открыто враждовал? И, самое важное, кто виноват в его трагической гибели? На лекции будут даны ответы как на эти острые вопросы, так и на многие другие, а также развеяны мифы и представлены факты о жизни и творчестве Владимира Маяковского. Читает сотрудник музея В.В. Маяковского Марина Кошелева
Марина Кошелева

Живопись начала XX века

Почему фотография и другие «машины зрения» изменили искусство?
00:00:00
00:16:17
1 из 6

Почему фотография и другие «машины зрения» изменили искусство?

Автор размышляет, почему на смену фигуративному искусству приходит авангард, который разрушает основы классической живописи и перспективы? Какие социально- исторические факторы и научные открытия способствовали формированию новых визуальных кодов в искусстве? Как стереоскоп и фотография повлияли на формирование новой оптики в искусстве авангарда? Почему Поль Сезанн и Анри Матисс стали прародителями авангарда? Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
Ирина Сахно
    00:00:00
    00:16:22
    4 из 6

    «Живопись стала единственным содержанием живописца»: «Бубновый валет» (1911-1917 гг.) и «Ослиный хвост» (1912-1913 гг.)

    История зарождения русского живописного авангарда на примере формирования в России в 1910-х годах школы неопримитивизма (« Бубновый валет») и лучизма («Ослиный хвост»). Анализ знаковых картин П. Кончаловского, И.Машкова, А. Лентулова и М.Ларионова Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
    Ирина Сахно
      00:00:00
      00:15:10
      5 из 6

      «Осень счастливая» и другие времена года. Михаил Ларионов

      Анализ живописного цикла Михаила Ларионова «Времена года» (1910-1912 гг.) в контексте визуального повествования. Связь цикла с примитивом, лубком, детским рисунком и пиктографическим письмом. Специфика вербального комментария к визуальному тексту. Жестовая и мимическая артикуляция. Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
      Ирина Сахно
        00:00:00
        00:16:04
        6 из 6

        «Черный квадрат» Казимира Малевича — икона авангарда или антишедевр?

        История создания «Черного квадрата» Казимира Малевича — самого противоречивого произведения русского авангарда. Теоретические основы супрематизма. Последние рентгенологические экспертизы и споры вокруг новых открытий. Ирина Михайловна Сахно, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов [RUDN UNIVERSITY]. Член общероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС)
        Ирина Сахно

          МХК для школьников

          00:00:00
          00:28:36
          4 из 9

          Ничто или город в подарок: Казимир Малевич

          «Ничто- или город в подарок» Как только начинается разговор об искусстве, то почти всегда он так или иначе касается «Черного квадрата» Казимира Малевича. «Да я тоже так могу!» или «Что это за ерунда такая? Каждый ребенок может такое изобразить!» Приблизительно такие речи можно слышать, от неискушенных в понимании авангардного искусства, зрителей. Как же Малевич дошел до жизни такой? Может быть он самый лучший художник? Да нет, пожалуй. Но так получилось, что «Черный квадрат» изменил мир, и вся эстетика ХХ века закрутилась вокруг этого абсолютного «Ничто», да так лихо закрутилась, что даже один из самых главных городов мира называют «Городом Малевича»!
          Елена Пономаренко

          Представляя необычное

          00:00:00
          00:55:14
          7 из 8

          «Танго с коровами»: творческий опыт железобетонной постройки поэм Каменского

          Лекция - о том, как менялось понимание «поэтического» в авангардном творчество русских кубофутуристов. Если точнее: почему в текстах кубофутуристов традиционный носитель смысла – слова – дополняется несловесным носителем – страницей, составной частью поэтического текста, инструментом для создания поэтического эффекта? Чтобы ответить на этот вопрос, мы постараемся посмотреть на взаимодействия внутри эстетико-коммуникативного контекста. Мы покажем, как за счёт переноса нескольких ключевых метафор (фактура рисунка как стихотворный размер, буква как рисунок, стихотворение как картина) меняется представление о стихотворении как о слышимом/читаемом тексте в сторону представления о стихотворении как зримом тексте.
          Представляя необычное

          Танец XX века: от Нижинского до Бауш

          Вацлав Нижинский (1889-1950): шаг в модернизм
          00:00:00
          00:28:46
          1 из 5

          Вацлав Нижинский (1889-1950): шаг в модернизм

          За точку отсчета берется русская революция 1905 года. От уличных баррикад к бунту артистов Императорских театров. Во главе бунтовщиков – будущий реформатор танца Михаил Фокин. Фокин знакомится с Дягилевым и мирискусниками и становится главным хореографом Русских сезонов. Анализ его балетов с точки зрения отхода от классического канона. Роли Нижинского в этих спектаклях, и рождение хореографа модерна. Новый язык танца и лакановский психоанализ. Казус Нижинского. Революция Нижинского в «Весне священной».
          Екатерина Беляева

          Главные литературные -измы

          00:00:00
          00:17:59
          5 из 9

          Модернизм

          Из этой лекции вы узнаете о культурно-исторической ситуации конца XIX - начала XX века, которая стала фундаментом для возникновения модернизма, а также об основных идеях и принципах этого направления на примере произведений поэтов-футуристов. Возрастное ограничение: 16+
          Владимир Кротов
          00:00:00
          00:14:13
          7 из 9

          Футуризм

          Из этой лекции вы узнаете, кто мог назвать себя «футуристом», какие вызовы они бросали обществу и всей классике, как одевались и красились поэты-футуристы, какие перформансы они устраивали и для чего, что привнесли футуристы в поэзию, а также познакомитесь с произведениями главных футуристов. Возрастное ограничение: 16+
          Владимир Кротов
          00:00:00
          00:13:00
          9 из 9

          Имажинизм

          Из этой лекции вы узнаете, как «Орден имажинистов» покусился на существующий литературный строй, как поэты-имажинисты играли с цветом, метафорой и словотворчеством и рифмой, как и за что Советская пресса бранила имажинистов, хотя изначально именно они задавали молодой советской поэзии направление развития.
          Владимир Кротов

          Ничего кроме классики: история русской классической музыки

          00:00:00
          00:37:50
          8 из 9

          Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев — великие «иностранцы» и великие «возвращенцы»

          Девятая лекция посвящена творчеству Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева, нововведениям в системе тональности, мелодии и формы, а также советскому «романтизму».
          Дом-музей Марины Цветаевой

          Русская пианистическая школа

          00:00:00
          00:13:58
          3 из 8

          Русская пианистическая школа на рубеже XIX-XX Веков и влияние на нее революционных событий

          Из третьей лекции вы узнаете о великих русских пианистах-педагогах послерубинштейновского периода: Василии Сафонове, Анне Есиповой, Феликсе Блуменфельде и их выдающихся учениках. А также о влиянии социалистической революции в России на подготовку пианистов в консерваториях и реформу музыкального образования.
          Дарья Рублева

          Театр авангарда

          Театр футуризма и конструктивизма: Россия
          00:00:00
          01:10:22
          1 из 3

          Театр футуризма и конструктивизма: Россия

          В лекции речь пойдет о двух направлениях авангардного искусства – футуризме и конструктивизме, идеи которых нашли свое отражение в театральном искусстве. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь, и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь», — провозгласил первый манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». Театрализация вторгалась в повседневность футуристов: от прогулок по улицам с раскрашенными лицами и с ложками в петлицах до режиссуры диспутов (вплоть до появления полиции в нужный момент). Однако, после революции карнавальный дух футуризма исчезает и возникает совершенно иная эстетика. Цeлecooбpaзная opгaнизaция cтpyктypы и фopмы caмoй кoнcтpyкции (кaк oбъeктa, coopyжeния, вeщи), обусловившая cтилeoбpaзyющee знaчeниe кoнcтpyктивизмa в xyдoжecтвeннoй кyльтype XX в, становится основой и для театральных постановок. Лектор: Константин Плотников - искусствовед, кандидат филологических наук, преподаватель Школы Культурологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ, сотрудник ГМИИ им. Пушкина.
          Еврейский музей и центр толерантности

          История авангарда

          У истоков конструктивизма: Родченко и Степанова в творческих объединениях и группах 1920-х годов
          00:00:00
          01:20:46
          1 из 6

          У истоков конструктивизма: Родченко и Степанова в творческих объединениях и группах 1920-х годов

          Какую роль играли творческие объединения в формировании стиля художников? Почему Родченко соперничал с Малевичем? Как появились дизайнеры? Какую роль играли журналы в развитии конструктивизма? Как кино влияло на другие виды искусства? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой лекции.
          Еврейский музей и центр толерантности
          Киноавангард в СССР (1924-1934)
          00:00:00
          01:54:11
          2 из 6

          Киноавангард в СССР (1924-1934)

          Из этой лекции вы узнаете, насколько искусство авангарда связано с Октябрьской революцией, с кого начался русский киноаванград, что вдохновляло режиссеров и актеров на новые эксперименты, как и с чем работали режиссеры и чем отличались их подходы к работе. В рамках программы спецсеминаров, посвященных изучению истории международного и русского авангарда первой половины ХХ в. Концепция и тематический план разработаны Центром авангарда Еврейского музея совместно с Государственным институтом искусствознания (ГИИ). ПРОГРАММА реализуется в партнерстве с вузами и научными центрами: МГУ им. Ломоносова, МГХПА им. Строганова, НИУ ВШЭ, РГГУ, ГИИ, Музеем кино.
          Еврейский музей и центр толерантности
          Маяковский: от книги футуристической к книге конструктивистской
          00:00:00
          01:23:17
          3 из 6

          Маяковский: от книги футуристической к книге конструктивистской

          Футуристические эксперименты в сфере «книгоделания» сыграли важную роль и, несомненно, повлияли на все последующее развитие искусства оформления книги. До 1917 года футуризм замышлял переустройство жизни, подразумевавшее и создание новой книги. После революции пафос жизнестроительства обострился, но превратился из личного императива в коллективный. Это привело к радикальной смене подходов к книжному оформлению.История прижизненных изданий В. Маяковского позволяет проследить, как поэтический мир автора отражается в его изданиях и попытаться установить соответствие между типами поэтических текстов и типами изданий, в которых эти тексты воплощались.
          Еврейский музей и центр толерантности
          О Данииле Хармсе
          00:00:00
          01:48:19
          4 из 6

          О Данииле Хармсе

          Даниил Хармс — писатель и поэт, яркий представитель русского абсурда и один из основных участников объединения ОБЭРИУ. Лекция посвящена двум темам: жизнь как процесс не логический, а реальный; рождение человека, обусловленное встречей с абсурдом.
          Еврейский музей и центр толерантности
          Примитивизм, кубофутуризм, алогизм
          00:00:00
          01:30:05
          5 из 6

          Примитивизм, кубофутуризм, алогизм

          В этой лекции речь пойдет о художниках примитивистах и неопримитивистах. Из лекции вы узнаете, когда жил примитивизм, как он сочетался и уживался с символизмом, почему художники-академисты отказывались от реализма в пользу примитивизма, а также рассмотрите работы главных художников-примитивистов.
          Еврейский музей и центр толерантности
          Аналитическое искусство: Павел Филонов и его ученики
          00:00:00
          01:37:21
          6 из 6

          Аналитическое искусство: Павел Филонов и его ученики

          Эта лекция посвящена творческому пути Павла Филонова. Вместе с автором вы разберете биографию художника и влияние исторических событий и судьбоносных встреч на его произведения и философию его творчества.
          Еврейский музей и центр толерантности
          Слушайте также
          Путь в науке🔬
          25 лекций
          Путь в науке🔬

          Цикл интервью, в котором авторы Большой Российской энциклопедии рассказывают о своем пути в науке и развитии их научного направления. Внутри интервью с экономистами, историками, искусствоведом, театроведом, орнитологом и другими специалистами.

          Экономика / Андрей Полбин
          Экономика / Андрей Полбин
          История философии / Алексей Савин
          История философии / Алексей Савин
          История / Марина Бобкова
          История / Марина Бобкова
          История / Станислав Мереминский
          История / Станислав Мереминский
          Слушать
          Понять мифологию
          8 лекций
          Понять мифологию

          Лекции об основных мифологических сюжетах от сотворения мира до использования синего цвета. Идеальная база для дальнейшего погружения в мифологию и встречи с этими сюжетами в мифологиях конкретных стран и народов 👌🏻

          Сотворение мира
          Сотворение мира
          Творящий звук
          Творящий звук
          Живой огонь
          Живой огонь
          Богиня-Мать и современная культура
          Богиня-Мать и современная культура
          Слушать
          Слушайте в полете✈️
          86 лекций
          Слушайте в полете✈️

          Теперь наши аудиолекции можно слушать в системе развлечений на борту авиакомпании «Россия»! Всем пассажирам, которые летят больше 2,5 часов, уже доступны 10 циклов лекций — собрали их все в этой подборке.

          Между модой и кино: кто создавал костюмы для голливудских звезд?
          Между модой и кино: кто создавал костюмы для голливудских звезд?
          Назад в будущее: интерпретация костюмов прошлого в исторических фильмах
          Назад в будущее: интерпретация костюмов прошлого в исторических фильмах
          Герой молчит, костюм говорит: функции костюма в немом американском кино
          Герой молчит, костюм говорит: функции костюма в немом американском кино
          Голливуд, всемирный центр стиля: мечты о голливудской моде в 1930-е годы
          Голливуд, всемирный центр стиля: мечты о голливудской моде в 1930-е годы
          Слушать