Наивное искусство
1 из 5
Что такое наивное искусство?
00:00:00
00:09:29
1 из 5
Что такое наивное искусство?
Наивное искусство - это радикально необычная область искусства. Этот термин, возникший во французской художественной критике конца XIX — начала XX века, обозначает разнородное поле творчества художников-самоучек. Художники-наивы не имеют системного представления о технике рисунка и истории искусства и в своей работе испытывают самые разные влияния — от исконного народного творчества до современных арт-практик и массовой культуры. Но при этом им свойственна яркая индивидуальность таланта, решительность художественного почерка, откровенность и искренность замысла. Мы поговорим о том, в чём специфика этого маргинального и притягательного искусства и чем наив отличается от аутсайдер-арта (и отличается ли?).
Александра Володина
2 из 5
С чего всё началось: как модернизм открыл для себя наив. Когда начинается история наива?
00:00:00
00:09:52
2 из 5
С чего всё началось: как модернизм открыл для себя наив. Когда начинается история наива?
На этот счёт есть разные мнения, но безусловно, как полноценное художественное явление наивное искусство открывает себя миру в начале XX века, когда и художники-профессионалы (от Поля Гогена до Михаила Ларионова), и публика находят источники вдохновения в примитиве, наиве, детском рисунке и творчестве людей с ментальными особенностями. В XX веке идея очищения культуры от наносного украшательства стала очень актуальной. Свежесть, спонтанность творческого и зрительского впечатления воспринималась как возможность приблизиться к живой, подлинной реальности. Жан Дюбюффе, куратор и исследователь ар-брюта, заявлял, что подлинно свободное творчество как раз и проявляется наиболее плодотворно в анонимной толпе простых людей, а не в элитных кругах, стремившихся к монополии на культуру.
Александра Володина
3 из 5
Наивное искусство в Европе и Америке XX века
00:00:00
00:11:18
3 из 5
Наивное искусство в Европе и Америке XX века
Открытие творчества великого Анри Руссо пробудило ещё больший интерес к художникам-самоучкам. Ценители и любопытствующие стали специально разыскивать таких художников. Вскоре после смерти Руссо один из его почитателей, немецкий критик и арт-дилер Вильгельм Уде, найдя таких художников, сформировал из них группу, которую называл «Художники святого сердца» или «Художники воскресного дня». В группу входили Серафина Луи, Луи Вивен, Камиль Бомбуа и Андре Бошан. Наивное искусство, особенно творчество Руссо, было признано международным сообществом художников — немцами, русскими, итальянцами, испанцами. Но как пишет в своей книге «Искусство вне норм» Ксения Богемская, мировая война расколола это единство, и интернациональный центр развития нового искусства XX века переместился в нейтральную Швейцарию. В Цюрихе сложился кружок дадаистов, которым была близка эстетика наивного и аутсайдерского искусства, а позднее художниками-самоучками увлеклись сюрреалисты. Проследим историю рецепции наивного искусства до 1970-1980-х годов, когда оно получило новое кураторское осмысление.
Александра Володина
4 из 5
Советский наив: утопия, война, любовь
00:00:00
00:11:27
4 из 5
Советский наив: утопия, война, любовь
Сравнивая историю наивного искусства XX века в Европе, США и России, мы можем заметить, что отечественный наив был, пожалуй, по своему настрою ближе к американскому, чем к французскому. И в нашей стране, и в Америке художественный почерк самоучек во многом сохранял близость крестьянскому видению мира. Однако советское наивное искусство - это совершенно самостоятельный и уникальный феномен: государство уделяло огромное внимание художественной самодеятельности как идеологическому орудию воспитания нового советского человека, и по всей стране появилась сеть разнообразных учреждений для художников-наивов - от кружков до заочного университета.
Александра Володина
5 из 5
От бумаги до бетона: многообразие форм наивного искусства
00:00:00
00:11:21
5 из 5
От бумаги до бетона: многообразие форм наивного искусства
В этой лекции мы обсудим, как по-разному воспринимаются те или иные формы наивного искусства в России и на Западе, вспомним удивительный дворец почтальона Шеваля и фантазийный дом кузнеца Сергея Кириллова, поразмышляем об эмансипаторной, освободительной силе искусства и о том, как тесно могут быть связаны изображение, голос автора и контекст его повседневной жизни. Самые необычные «наивные» форматы могут встретиться нам в любой момент — это и ЖЭК-арт во дворе, и интернет-проекты, и камерные, домашние вышивки для родных и близких. Наивный энвайронмент — удивительное пространство, устроенное по собственным законам и позволяющее зрителю по-новому посмотреть на мир.
Александра Володина